Понятие деятельности. Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, действия. Виды и уровни овладения действиями: знания, умения, навыки и привычки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие деятельности. Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, действия. Виды и уровни овладения действиями: знания, умения, навыки и привычки.



Нормальное состояние человека, если он не спит – активное, деятельностное. Пока человек живет он постоянно действует, что-то делает чем-то занят – трудиться, учиться, занимается спортом, общается с друзьями, читает, играет и т.д. Словом он проявляет активность – внешнюю (движения, операции) или внутреннюю (психическая активность – думает, размышляет. припоминает и т.д.).

Значение деятельности: Без деятельности невозможна жизнь.

1.В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

2. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать – пища, одежда, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись.

3.В процессе деятельности человек изменяет окружающий мир, своим трудом он его преобразует: пустыни становятся цветущими садами, в тундре растут города.

4.Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

Деятельность – специальный вид активности человека, направленный на познание, творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. (Немов)

Деятельность – категория общественно-историческая.

В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид – с другими людьми. Индивидуальная деятельность может рассматриваться как момент, составная часть деятельности общества. Вне общественных связей и отношений индивидуальная деятельность просто не может существовать. Даже Робинзон Крузо, оказавшись на небольшим острове, организовал свою жизнь в соответствии с теми нормами, правилами, принципами, которые сформулировались в процессе жизни в обществе.

Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность

В зависимости от требований общества деятельность человека принимает различный характер.

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изу­чает психическую сторону деятельности.

Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, раз­мышляет и т.д. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, со­зидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, спо­собности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Деятельность рассматривается с точки зрения ее структуры (состава).

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит.

Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Что такое потреб­ность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потреб­ность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворе­ния, к совершению деятельности.

Потребности оказывают влияние на чувства, мышле­ние и волю человека. Удовлетворение потребностей вызы­вает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство. Для удовлетворения потребностей человек ищет опре­деленные пути и средства - это активизирует его мышле­ние. Усилием воли человек в состоянии преодолевать труд­ности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей.

Виды потребностей:

- естественные (природные) и социальные.

Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они еще окончательно не сформи­рованы и развиваются в течение всей жизни. Эти потреб­ности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида.

Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных от­носятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, потреб­ность в труде.

- Нравственные (культурные) потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обще­стве. Важной нравственной потребностью является потреб­ность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.

Таким образом, потребность, или переживаемая челове­ком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребно­сти есть действительный мотив деятельности человека.

Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности.

На основе од­ной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же дея­тельность может вызываться различными мотивами, отве­чать различным потребностям. Мотивы деятельности че­ловека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жиз­ни и поэтому чрезвычайно многообразны.

Виды мотивов:

- ведущие и дополнительные;

- осознаваемые (интересы, намерения, стремления) и неосознаваемые (влечения, установки).

Цель – то, ради чего действует человек.

Цель – это мысленно предвосхищаемый результат деятельности.

Виды целей:

- общая и частная;

- отдаленная и близкая.

Средства – это то, при помощи чего достигается цель.

Способ – то, каким образом достигается результат.

Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов. Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародыше­вой.

Виды движений:

- произвольные и непроизвольные (моргание);

- врожденные (сосание, крик) и приобретенные

Действия - более сложная часть деятельности.

Действия - совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Виды:

- предметные (едим ложкой, пи­шем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком),

- умственные,

- волевые,

- направленные на других людей, - поступок (или проступок).

Действия всегда социальны. Любые действия че­ловека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Отдельные движения и даже действия еще не составля­ют целостной деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочника или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель, называют действиями.

В начале развиваются предметные, затем психические.

Действия могут быть не только предметными, направленными на действия с предметами, но, и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они становятся установившимися в обществе нормами поведения, или проступком, если противоречат им.

По степени осознанности целей (зачем я это делаю) и последствий (к чему это может привести) действия делятся на импульсивные и волевые.

Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий.

Возникший в сознании образ же вызывает действия. Волевые действия предполагающие продуманность целей и возможных последствий.

Деятельность - это совокупность действий, объединен­ных единой целью. Сущность деятельности как раз и со­стоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. На­пример, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает кни­гу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к эк­замену, а чтение в этом случае - действие, которое вклю­чено в деятельность.

Результат – итог деятельности, ее продукт.

Контроль – это анализ и оценка деятельности, соответствие результата цели.

Виды: текущий – на протяжении всей деятельности, итоговый – оценка результата.

В ходе включения в разные виды деятельности человек овладевает действиями входящими в нее. В своем развитии они проходят ряд уровней: знания, умения, навыки, привычки.

Знания. Знания - верное отражение действительности в мышлении человека, проверенный человеческой практикой, результат процесса познания.

Для выделения элементов знания как компонента содержания образования можно воспользоваться различными классификациями:

- термины -слова или фразы, употребляемые в специальном значении.

- факты - сведения, фрагменты описательной информации, непосредственно воспринимаемое человеком событие или явление реальной действительности(составляет эмпирический фундамент науки).

- понятия - форма мышления, отражающая предметы и явления действительности в виде совокупности их общих отличительных признаков(основное средство формулирования достигнутых человеком научных и практических знаний.)

- принципы- основные идеи, схемы, описывающие взаимосвязи между различными понятиями. Их нередко называют правилами или обобщениями.

Знания – в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Есть система понятий усвоенная человеком.

Знания о мире у человека возникают первоначально в виде образов; ощущений и восприятия. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих 2-х формах знания сохраняются в памяти.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Знания повышают уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможна.

Знания зависят от интересов, от всей направленности личности, но прежде всего от того, чему и как учили каждого из нас.

Индивидуальное отличие в знаниях оцениваются по содержанию, широте, глубине, систематичности, устойчивости, гибкости.

Понятие о навыках. Любые действия человека состоят из движений и выполняются, как правило, осознано. Однако не все наши движения совершенствуются под контролем сознания. В нашей произвольной деятельности некоторые движения созревают почти неосознанно. (Человек идет или бежит). Но было время, когда каждый из нас учился писать, нам объясняли, каким образом нужно держать в правой руке ручку, как проводить линии и т.д. Мы не родились с готовыми навыками ходьбы, письма и других действий, а научились выполнять соответствующие движения путем упражнений.

Автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, называют навыками. Навыки характеризуются тем, что действия выполняются легко и быстро, как бы сами собой, с меньшим участием и с наименьшей затратой времени.

Пианист играет на рояле. Его руки бегают по клавишам, он не задумывается над тем, в какой момент и куда ставить тот или иной палец. Получается впечатление, что эти движения он совершает без участия сознания. Однако его игра в целом все время остается сознательной.

Когда навык выработан. контроль над отдельными движениями почти отсутствует. Полный контроль со стороны сознания иногда может даже помешать выполнить действие. Но общий контроль за всей деятельностью, как бы механически ни выполнялись остальные компоненты, у нас остается, хотя мы этого сами часто и не замечаем. Так, идя по ровной дорожке, и не осознавая, какие движения совершают наши ноги, мы, едва заметив неровности пути, начинаем ступать осторожнее, обходя любое препятствие, которое встречается по дороге.

Навыки входят почти во все виды нашей деятельности и составляют подавляющую часть всяких движений, которые мы совершаем. Они не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы, освобождают нас от необходимости следить за менее сложными действиями.

Физиологическими основами навыков являются образующиеся в коре мозга в результате повторных движений сложные условные рефлексы, системы временных связей, при которых одно возбуждение вызывает, как по цепочке, серию других возбуждений. Эти системы связей И.П. Павлов, как известно, назвал динамическими стереотипами.

Виды навыков. В зависимости от вида деятельности навыки можно разделить на 4 группы:

Двигательные навыки (ходьба, бег, многочисленные спортивные навыки);

Сенсорные, связанные с восприятием предметов и явлений (навык различения различных цветов);

Интеллектуальные (в том числе учебные);

Смешанные навыки, которые включают различные виды деятельности (навыки культурного поведения, бытовые, гигиенические).

К учебным навыкам относят навык чтения, письма, графические, вычислительные и т.д. Без выработки учебных навыков невозможно изучение ни одного предмета в школе.

Взаимодействие навыков. Одни навыки влияют на формирование других навыков. Это влияние может быть положительным или отрицательным.

Положительное влияние ранее приобретенного навыка на формирование нового называется переносом навыков.

Но бывает и так, что усвоенный навык мешает приобретению нового, если до поступления в школу ребенок стал при письме неправильно держать ручку, ложиться грудью на стол, то учителю трудно научить такого ребенка правильному письму, так как мешает прежний навык.

Вредное, отрицательное влияние ранее выработанных навыков на приобретение новых навыков называется интерференцией навыков.

Приобретенные навыки не всегда сохраняются на всю жизнь. Если нет повторения действия. то навыки. как правило, разрушаются. При этом в первую очередь утрачивается высокое качество. совершенство движений, отработанное длительной тренировкой: быстрота, ловкость и т.д. Основные структуры движений, позволяющая как-то выполнит данное действие, еще длительное время сохраняется. Так, человек, научившийся плавать или кататься на коньках еще в юном возрасте и не занимающийся в течении ряда лет ни тем, ни другим, не утратил полностью этих навыков. Войдя в воду, он поплывет, а став на коньки, поедет, но будет выполнять эти действия очень неуверенно, медленно, несовершенно.

Навыки образуются путем заучивания определенных движений, необходимых для выполнения соответствующих действий.

Повторное выполнение действий в целях усовершенствования данной деятельности называется упражнением. Оно приводит к увеличению количества правильно выполненных действий и к уменьшению числа ошибок.

Умения. От навыков следует отличать умения. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыком выполнения этого дела.

Умения – это более или менее совершенные способы выполнения каких-либо действий, основанные на знаниях или навыках, приобретенных человеком в процессе деятельности.

Умения могут быть разных уровней:

в одних случаях они могут предшествовать формированию навыков, в других – являются дальнейшим развитием деятельности.

Навык не может выработаться без длительных упражнений, т.е. повторений действий. Умение может появиться и без большого числа упражнений. Для умения важно понимание того, что требуется, знание способа выполнения действия.

Привычки.

В жизни и деятельности людей большое значение имеет привычка.

Привычками называют действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями.

Привычки, как и навыки, представляют собой автоматизированные элементы поведения и деятельности, однако между ними есть существенное различие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью.

Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождение неприятными чувствами.

Привычки освобождают нас от усилий заставлять себя делать то, что надо, при этом мысли и внимание уже могут быть направлены на дальнейшее усовершенствование действий. в это время как привычные движения выполняются автоматически.

Привычки так же многообразны, как и навыки. Различают профессиональные привычки, связанные с тем видом труда, которым занимается человек. Так, врач привык обращать внимание на то, как выглядит человек, здоровый или больной у него вид и т.п. Бывают привычки моральные (быть честным, правдивым), гигиенические, эстетические, учебные. привычки культурного поведения и другие. Очень важное место среди привычек занимает привычка к труду. Эту привычку необходимо воспитывать с ранних лет и особенно в школьном возрасте.

Если выработанные навыки полезны и безразличны, то привычки бывают и вредные. К полезным, или положительным, привычкам относятся, например, привычка к сосредоточенной работе, чистоте, вежливости, внимательному отношению к людям. Вредными, или отрицательными, привычками можно назвать привычки к безделью, к грубости, к курению. Полезные привычки очень помогают людям. Для приобретения полезных привычек следует возможно чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.

 

 

5. Характеристика основных видов деятельности человека. Внешний и внутренний план деятельности: процессы интериоризации и экстериоризации. Ведущая деятельность и её место в развитии личности.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Нет одного единого и точного определения деятельности.

В исследованиях С.Л.Рубенштейна говориться о том, что сознание развивается в деятельности.

Л.С.Выготский – Психическое развитие ребенка происходит в совместной деятельности со взрослым, путем передачи опыта.

Деятельность носит общественно-исторический характер. Существует три основные вида деятельности: игра, учение, труд.

Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к труду.

Игра – своеобразное отражение жизни. В активной игровой форме ребенок познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. В игре ребенок получает знания. Это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Но игра не дает общественно значимого продукта.

Учение – подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии.

Учение – специфическая деятельность субъекта, целью которого является научение.

Учебная деятельность состоит из нескольких компонентов 1) усвоение информации для успешной организации деятельности, результат – знания; 2) освоение приемов и операций, из которых складывается деятельность, результат – навык; 3) овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с поставленной целью – умения.

Труд – деятельность, результатом которой является создание общественно полезного продукта. Это общественная деятельность, потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют. Труд связан с изготовлением и применением орудий труда.

Все эти виды деятельности присутствуют в жизни каждого человека, все они взаимодействуют друг с другом. Но на разных возрастных этапах определенная деятельность будет иметь большее значение в жизни человека, и она будет являться ведущей. Ведущий вид деятельности – это деятельность, которая в наибольшей степени способствует развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Она обуславливает изменения в психике ребенка.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация; сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Всякая деятельность может совершаться различными способами. Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче, решаемой в тех или иных конкретных условиях.

Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространств и времени. Несмотря на внешнее многообразие все они складываются из трех простых элементов – «взять», «переместить», «опустить» в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног и головы.

Кроме предметных движений в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку и сохранение позы (стояние, сидение…), перемещения (ходьба, бег), коммуникацию - выразительные движения (мимика и пантомимика) смысловые жесты, речевые движения.

Т.о. выполнение предметных действий заключается в осуществлении определенной системы движений. Она зависит от цели действия, свойств предметов и условий действия.

Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность человека часто делится на: перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов и явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой, происходит решение мыслительных задач; имажитивную, т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность. слово регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему сознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки.

Понятие ведущей деятельности. Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая, учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и прочее.

Все основные виды деятельность – игра, учение, труд – присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих видов деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие - меньшее.

А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии ее развития.

Далее это понятие использовал Д.Б.Эльконин для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности, которая в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно - потребностной, а на сменяющем его этапе операционально- технической сферы.

Анализируя содержание определения можно выделить следующие критерии ведущей деятельности:

Возникновение новообразований.

Возникновение и развитие, дифференциация других видов деятельности.

Развитие личности в целом.

Виды деятельности, осваиваемые ребенком в дошкольном возрасте и их взаимосвязь.

Возраст. Виды деятельности.
  0-1 год. Эмоциональное общение со взрослым. (В.Д.) Манипулятивнаый действия. Бытовые действия.
    1-3 года. Предметная деятельность.(В.Д.) Бытовая деятельность. Игровые действия. Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование)
  3-7 лет. Сюжетно-ролевая игра. (В.Д.) Элементы трудовой деятельности. Элементы учебной деятельности.

Понятие о темпераменте. Вклад Павлова в разработку учения о темпераменте. Соотношение типов нервной системы и темперамента. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический, их характеристика. Связь темперамента с характером.

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие мед­лительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скры­тен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности чело­века находит выражение его темперамент - свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Психологи выделяют два основных показателя динами­ки психических процессов и поведения: активность и эмо­циональность. Активность - это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедлен­ность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной сте­пенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью. С.Л. Рубинштейн подчер­кивал, что для темперамента особенно существенны впе­чатлительность человека и его импульсивность и что впе­чатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью пере­хода от побуждения к действию.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Сам тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Дав в общем правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.058 с.)