Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика общей заботы: понятийный аппарат↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогика общей заботы: понятийный аппарат Перед вами — по сути своей, педагогический словарь, но этот словарь не совсем обычный. Он необычен тем, что представляет собой попытку отобразить некоторое специфическое педагогическое знание и оригинальный практический опыт через взаимосвязь понятий и терминов, их определения, толкования, интерпретацию. Совокупность взаимосвязанных понятий, используемых в конкретной научной и практической деятельности называют понятийным аппаратом. Одним из признаков (и критериев) становления и развития конкретной педагогической системы (или теории) можно считать разработку ее собственного понятийного аппарата. Педагогика общей заботы как целостная педагогическая система, разработанная И. П. Ивановым (1923-1992), существенно отличается от других авторских педагогических систем и от академической («учебной») педагогики (той, которая представлена в учебниках и учебных пособиях) не только своеобразием основополагающих теоретических идей и практических средств их реализации (которые невозможно спутать ни с чем другим — и идеи, и средства очень хорошо распознаваемы), но и своим особенным, довольно специфичным по составу и смыслам понятийным аппаратом. В нем можно выделить свои собственные основные, наиболее общие понятия — категории данной системы знаний, отражающие наиболее существенные свойства и отношения педагогических явлений. Это прежде всего такие понятия, как: «забота», «отношения», «воспитание». Именно через призму этих категорий и определяются здесь многие понятия. Чтобы до конца понимать смысл идей Педагогики общей заботы и с максимальной точностью применять их, очень важно осознавать точный смысл и значение понятий, обозначающих педагогические явления именно в этой педагогической системе, причем, в любом контексте — будь то теоретическая работа И.П.Иванова и его последователей или это рассказ об опыте людей, владеющих методикой коллективной творческой деятельности (как ключевым звеном методической системы Педагогики общей заботы). Сам Игорь Петрович Иванов всегда стремился к тому, чтобы до читателей и слушателей доходил именно тот смысл понятий, в котором он их употреблял, вот почему в его работах встречается довольно много определений, объяснений, толкований понятий. В настоящем издании предпринята первая попытка собрать воедино эти определения и трактовки, пока не претендуя на исчерпывающе полный характер представления понятийного аппарата. В словарь-путеводитель включены понятия, которые: либо предложены и определены самим создателем Педагогики общей заботы — И. П. Ивановым и его соратниками, единомышленниками; либо имеют авторскую интерпретацию, не совпадающую с общепринятой; либо как-то характеризуют своеобразие теории и/или практики Педагогики общей заботы как педагогического течения. Е.В.Титова
АВТОРИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (авторитаризм) Прямое выражение педагогической власти, педагогического диктаторства. Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто передают воспитанникам готовый, общественно-необходимый опыт и организуют для усвоения этого опыта — прямо или через других воспитанников — пассивную (пассивно-подражательную) деятельность воспитанников. А воспитанники усваивают передаваемый опыт в пассивной деятельности, т. е. возможно более точно воспроизводят передаваемый опыт. В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных передатчиков накопленного ранее готового общественно-необходимого опыта. А воспитанники занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных потребителей готового опыта, пассивных исполнителей воли воспитателя и в практической, и даже в организаторской деятельности. Источником живучести воспитательного авторитаризма в его явных и маскируемых формах является в наших условиях психология «естественного» превосходства взрослых над детьми. Обладание большим жизненным опытом (не только лично, но и общественно значимым, необходимым) и отсутствие, сравнительная бедность такого опыта у детей, вызывает своеобразную, имеющую вековые традиций, психологическую иллюзию необходимости послушного (безусловного) заимствования младшими готового опыта старших. (И.П.Иванов. Лекции по педагогике. — рук.)
АВТОРИТЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ Это такое отношение воспитанника к воспитателю, которое побуждает его действовать под руководством воспитателя, а не избегать взаимодействия. Авторитет может быть истинным и ложным (А.С.Макаренко). Истинный авторитет — такое отношение воспитанников к воспитателям, которое побуждает воспитанников быть младшими товарищами воспитателей, т.е. участвовать вместе с ними и под их руководством в заботе об улучшении своей и окружающей жизни. Ложный авторитет — такое отношение воспитанников к воспитателю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта — пассивными или активными, но безусловно послушными. Добиваясь послушания как ближайшей цели, воспитатель подменяет ею цель развития целостной системы отношений к миру, чем тормозит и деформирует развитие личности. (И.П.Иванов) ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Целостный воспитательный процесс включает в себя несколько видов воспитательного воздействия на учащихся:
(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.70-71) ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (См. в статье «Содержание процесса воспитания») ВИДЫ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ (См. в статье «Содержание процесса воспитания»)
ВОСПИТАНИЕ Процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Таким образом, любая воспитательная система — это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам. Следует различать «внутреннюю» и «внешнюю» стороны процесса воспитания. «Внутренняя» сторона отражается в первой части определения: воспитание — по сути своей — это процесс развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе и т.д.; «внешняя» сторона отражается во второй части определения: под целенаправленным воздействием (открытым и скрытым) самого человека и других людей, в целенаправленной деятельности самого человека — учебной и жизненно практической. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.8) Воспитание (социальное) — организация целесообразной деятельности воспитанников (индивидуальной, совместной, коллективной) как формы проявления их активного отношения к окружающей действительности. (Е.В.Титова) ВОСПИТАНИЕ В ЖИЗНИ Процесс развития и преодоления определенных личностных отношений в жизненно-практической незаметно воспитывающей деятельности под незаметным, скрытым воспитательным целенаправленным воздействием, т.е. таким воздействием, воспитательные задачи которого по возможности скрыты воспитателем от воспитанников, а открыто ставятся и решаются жизненно-практические задачи. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.19-20) ВОСПИТАННИКИ Подрастающее поколение (дети, подростки, молодежь). ВОСПИТАТЕЛИ Взрослые поколения людей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ Задачи, выдвигаемые педагогами и связанные с развитием личности и коллектива. Их формулировки предполагают как бы ответы на вопросы: что необходимо формировать, развивать; о становлении чего заботиться; чему научить, а также что преодолевать, с чем бороться, что искоренять и т.п. Воспитательных задач должно быть столько, сколько их реально можно будет решить. Основные критерии их качественного выдвижения: а) реальность; б) конкретность; в) достижимость. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.68-75)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Отношения между воспитателями и воспитанниками (между самими воспитателями и самими воспитанниками). Это отношения объективные — взаимосвязь деятельности воспитателей и воспитанников, т.е. воспитывающей деятельности, и отношения субъективные, которые отражают объективные отношения и являются их движущей силой. Соответствие характера воспитательных отношений целям той или иной воспитательной системы является решающим условием ее результативности. Чем полнее воспитательные отношения соответствуют воспитательным целям, тем успешнее эти цели достигаются. И наоборот, чем острее несоответствие характера отношений воспитателей и воспитанников, тем слабее результаты воспитательного процесса. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.20-21)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ Это такое объединение, в котором под руководством воспитателей развивается общая творческая забота (учебная и практическая) воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей об окружающей жизни, о своем объединении, о каждом воспитаннике, иначе говоря, это социальная группа, в которой развиваются воспитательные отношения общей творческой гражданской заботы воспитателей и воспитанников. Движущей силой развития воспитательного коллектива является товарищеская воспитательная забота — прежде всего руководителя коллектива о других воспитателях, о каждом воспитаннике, о себе как их старшем товарище. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.28) Воспитательным обычно называют коллектив, создаваемый педагогами во имя обеспечения условий для полноценного развития и самореализации личности подрастающего человека. Чем лучше (тщательнее, грамотнее) организуется целесообразная деятельность коллектива, тем больше возможностей для самоактуализации открывается перед личностью в процессе ее формирования. В этом и состоит основной смысл методики воспитания в коллективе. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.З)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Представляет собой последовательное (поэтапное) развертывание всех видов воспитательной заботы. (См.: Этапно-циклический характер воспитательного процесса; Этапы воспитательного процесса). (Иванов И.П.)
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Объединение воспитателей — педагогов, родителей и старших друзей, осуществляющих совместно с воспитанниками общую творческую заботу об улучшении окружающей жизни — ядро воспитательного коллектива. (Титова Е.В.)
ГУМАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ Это единство уважения и требовательности к человеку как товарищу по жизни и воспитанию. Единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников как оптимальная для демократического воспитания система субъективных воспитательных отношений находится в сложной зависимости и взаимосвязи с системой товарищества воспитателей и воспитанников: единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников определяется объективными отношениями товарищества, является их отражением, но и само влияет на развитие таких отношений, способствует преодолению регрессивных типов объективных типов воспитательных отношений (авторитаризма, чрезмерной опеки, «свободного воспитания»). Чем полнее и глубже выражается (всеми видами и методами товарищеской воспитательной заботы) единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе, тем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества (отношения общей заботы). И с другой стороны, чем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества воспитателей и воспитанников (отношения общей заботы), тем полнее и глубже находят они свое отражение и выражение в субъективных отношениях уважения и требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе как к товарищам по общей заботе (воспитательной и жизненно-практической в их единстве), в развитии таких отношений. Эта объективная взаимосвязь, взаимозависимость объективной и субъективной сторон воспитательных отношений представляет собой одну из закономерностей воспитания, которую можно назвать «законом единства объективных отношений общей заботы воспитателей и воспитанников в субъективных отношениях гуманизма» или, коротко «законом гуманизма воспитания». Эта закономерность нарушается, если воспитатели проявляют в своих воздействиях на воспитанников и на себя потребительские субъективные воспитательные отношения, т.е. отношения к себе как к диктаторам или опекунам воспитанников или только как к их помощникам, а к воспитанникам — как к пассивным или активным потребителям готового опыта. В этих случаях строятся и укрепляются регрессивные типы объективных воспитательных отношений — авторитаризм, чрезмерная опека, «свободное воспитание». (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.23-24) ДЕЛА в коллективе Как один из типов форм воспитательной деятельности это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различать три их подтипа:
(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.107-108) ЗАБОТА Это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Забота воспитательная и жизненно-практическая в их единстве — это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, т.е. общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем. Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в отношениях товарищества, в отношениях взаимной действенной заботы о решении общественно важных задач. (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.7) Забота как деятельность... может быть по своему социально-нравственному смыслу и эгоистической (потребительско-эгоистической), удовлетворяющей интересы, потребности только личные или прежде всего личные в ущерб общественным, и общей (товарищеской), удовлетворяющей личные интересы, потребности людей как товарищей по общему делу. (См.: Потребительско-эгоистические личностные отношения человека, Общая забота) (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16) ЗАКОН ГУМАНИЗМА ВОСПИТАНИЯ (См. Гуманизм воспитания) ЗАКОН ЗАБОТЫ Одна из ведущих закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И.П.Ивановым: «Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище. Это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей; это общая практическая и обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике; это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей (о коллективе в целом, друг о друге, о каждом воспитателе), так и воспитанников, их родных и других педагогов». (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.22)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ Объективные, т.е. независящие от воли людей, взаимосвязи существенных сторон, звеньев процесса воспитания, а также взаимосвязи воспитания и других сторон жизни человеческого общества. К основным закономерностям воспитания относятся: Единство развития и воспитания, Взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспитания, Исторический и классовый характер воспитания, Взаимосвязь двух путей воспитания: учебной и жизненно-практической воспитывающей деятельности, Взаимосвязь двух форм воспитания: обучения и воспитания в жизни, Взаимосвязь познавательных и формирующих функций воспитания, Взаимосвязь четырех звеньев воспитания, Товарищество поколений. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.14-24)
ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА Это временный организаторский орган коллектива, состоящий обычно из добровольцев, изъявивших желание взяться за разработку и организацию какого-либо дела. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.137)
КОЛЛЕКТИВ Это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская (коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие личности). (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.З)
КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Взаимодействие членов коллектива в процессе достижения общей цели. (Титова Е.В.)
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана таких дел. Как важнейшее звено (этап) коллективной организаторской деятельности включает в себя: общий сбор-«старт»; конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект дела; анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? И т.д.); разведку дел и друзей — предварительную и массовую (по таким, например, маршрутам, как «Класс», «Библиотека», «Малыши», «Микрорайон», «Родная природа», «Далекие друзья» и др.); «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения). (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — c.117-180;
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА (КТД) Это один из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер. Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач. Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.29-34)
КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА Это система коллективного творческого воспитания. Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни. (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.8)
ЛАГЕРНЫЙ СБОР Одно из средств коллективной организаторской деятельности. Форма организации воспитательного процесса. (Е.В.Титова) Как правило, проводится в конце каждого периода, т.е. на каникулах: осенний, весенний, летний. Обычно продолжительность лагерного сбора два-три дня, но летний может длиться дольше. Участниками лагерного сбора являются учащиеся, изъявившие желание и рекомендованные микроколлективами, а также педагоги и старшие друзья школы, направленные на сбор педагогическим коллективом. Участники лагерного сбора живут дружной семьей на базе школы или у друзей в походных условиях и овладевают новыми знаниями, умениями, навыками в процессе новых творческих дел. Обычно лагерный сбор предшествует началу какого-то периода школьного года, «проявляет» вожаков новых общих дел. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.74-75)
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА Этим понятием можно определить всю совокупность личных, субъективных отношений человека. Он представляет собой сложное единство трех видов опыта — получаемого от других людей, собственного и объединенного. К первому относятся знания, умения, навыки, интересы; ко второму — впечатления, переживания, мысли, чувства, определенные умения, навыки, привычки; к третьему — те компоненты личности, которые формируются и укрепляются как «сплав» полученного (готового) и собственного опыта: взгляды, убеждения, идеалы, интересы, потребности, способности, черты характера. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.17)
МЕРОПРИЯТИЯ Это один из типов форм воспитательной деятельности (работы), представляющий собой события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки этого типа форм — созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников по отношению к младшим. Например: экскурсии, встречи с интересными людьми, прогулки, «культпоходы», обучающие занятия, диспуты и т.п. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.103-107) МЕТОДИКА 1) Нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, а также вербальное ее отражение в форме описания, предписания, представления (мысленного); алгоритм конструирования, организации и осуществления деятельности; алгоритмический процесс осуществления результативной деятельности; алгоритмическое предписание для осуществления результативной деятельности; алгоритмическое описание процесса организации (осуществления) деятельности и способов достижения ее результатов. 2) Область прикладного, «инструментально-практического» знания об организации и осуществлении результативной деятельности. (Титова Е.В.)
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ Может пониматься как алгоритм конструирования и организации воспитательного процесса, а также алгоритмическое предписание для осуществления результативной воспитательной деятельности. Это обобщенно-родовое понятие, обозначающее определенный класс педагогических явлений и содержательно характеризующее каждое из них. Методика воспитания представляет собой целостный образ логически организованного процесса осуществления результативной воспитательной деятельности в соответствующих условиях (педагогических, социальных, психологических и т.д.) системы социального воспитания (См. «Методика»). В другом значении — это систематизированные знания об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов. (Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. — СПб, 1996. — С.4-9)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Сложившееся в воспитательной практике на основе определенного методического подхода устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных определенной стратегии воспитания и реализуемых в соответствующей тактике воспитательного взаимодействия. В науке — логически выстроенный комплекс идей об организации воспитательного процесса, представленных на уровне общей, частных и конкретных методик. (Титова Е.В.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Это действия педагога или действия воспитанников, обусловленные (заданные, спровоцированные) действиями педагога, приводящие к искажению методики, разрушению организации воспитательного процесса, деформации получаемых результатов деятельности и воспитания. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.178)
ОБРАЗОВАНИЕ Высшая ступень познавательных функций воспитания, это процесс овладения теоретически обоснованной системой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека на себя (самообразование). Образование может быть общим и специальным. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.20)
ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА Это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности об овладении им общественно необходимыми знаниями, умениями, навыками (образовательно-воспитательная забота) и о формировании общественно необходимых личных качеств: убеждений и идеалов, творческих способностей, черт характера, высоких чувств, интересов и потребностей (собственно воспитательная забота). В процессе воспитания общая воспитательная забота осуществляется в теснейшем единстве с общей практической и общей организаторской заботой, причем в соответствии с двумя способами осуществления этого единства выделяются два вида общей воспитательной заботы — открытая (обучающая в широком смысле) и скрытая (незаметная) воспитательная забота. В открытой заботе воспитательные задачи объявляются воспитанникам, решаются вместе с воспитанниками как ведущие по отношению к практическим и организаторским задачам, которые ставятся и осуществляются в качестве вспомогательных. Например, нужно научиться тому-то, развить у себя такое-то качество, преодолеть такую-то привычку и т.п. А для этого можно и нужно спланировать, провести такое-то дело на общую пользу и радость. В скрытой воспитательной заботе решение воспитательных задач происходит или совсем незаметно для воспитанников — по ходу дела, в процессе решения или вместе и во главе с воспитателями практических и организаторских задач, или выдвигается, осознается, осуществляется и оценивается как следствие решения практических и организаторских задач. Например, сажаем деревья, украшаем школу цветами, растим сад, постоянно обсуждаем как это делать лучше и т.п., при этом растем сами — учимся тому-то и тому-то. Прямая воспитательная забота — это решение воспитательных задач в личном общении воспитателя и воспитанников, путем непосредственной передачи общественно необходимого опыта и непосредственной организации деятельности. Косвенная воспитательная забота — это забота о решении воспитательных задач путем опосредованной передачи общественно необходимого опыта и опосредованной организации деятельности воспитанников — через других людей, окружающие природные и социальные условия. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16-18)
ОБЩАЯ ЗАБОТА Это забота всех о благе каждого и каждого о благе всех. Все более полное глубокое осуществление общей заботы и преодоление потребительско-эгоистической заботы (См. «Забота») — закономерность развития гуманного общества. Общая забота по своему содержанию может быть разделена на воспитательную, практическую и организаторскую (См.: Общая воспитательная забота, Общая практическая забота, Общая организаторская забота). (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16-17) ОБЩАЯ МЕТОДИКА воспитания Программа общей организации воспитательного процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников в определенных условиях. Она включает, как правило, общие цели и задачи педагогической деятельности (воспитания), основные направления и общий объем содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (формы организации воспитательного процесса, воспитательной деятельности и их взаимосвязи), способы оценки и анализа результатов воспитательной деятельности. Как программа общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной педагогической системы и осуществляется как целостный процесс функционирования этой системы. Например: методика воспитательной работы с классным коллективом (или методика воспитательной работы классного руководителя); методика воспитательной работы в загородном лагере; методика воспитательной деятельности детской общественной организации и т.п. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.34-35)
ОБЩАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАБОТА Это забота об улучшении жизни (своей и окружающей) путем создания и сохранения материальных и духовных ценностей, использования материальной, трудовой культуры (трудовая забота), научных знаний (познавательная забота), создания и использования художественно-эстетической культуры, художественных образов (художественно-эстетическая забота), физической культуры (оздоровительно-спортивная забота), культуры поведения, т.е. обращения с окружающими и культуры общения, т.е. обмена с другими личным опытом (моральная забота). (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16)
ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ПРИЕМ Действие, позволяющее решить конкретную организаторскую задачу. Например, для решения такой задачи, как распределение поручений между микроколлективами, могут применяться различные организаторские приемы: «жеребьевка», «свободный выбор», «задание», «аукцион» и др. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.99-100) ОТНОШЕНИЯ РАЗУМНОЙ ОПЕКИ Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто и скрыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя для овладения им активную, творческую деятельность воспитанников, но не сводя к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают объективную позицию активных творческих учеников. Именно такие воспитательные отношения строили и обобщали передовые педагоги прошлых времен (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоции, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Я.Корчак, С.Т.Шацкий и др.). (Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)
ОТНОШЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОПЕКИ Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели — только или по преимуществу — передают воспитанникам готовый опыт и организуют (прямо и опосредованно, через самих воспитанников) активную и даже творческую деятельность воспитанников по усвоению этого опыта во всех сферах жизни. А воспитанники — только или по преимуществу — овладевают передаваемым опытом в активной, даже творческой деятельности во всех сферах жизни (не только в учебной работе, но и в быту, во время отдыха, в общественной деятельности). Здесь воспитатели занимают активную, «передаточную» позицию, т.е. действуют только или по преимуществу как активные, даже творческие передатчики готового опыта, а воспитанники действуют только или по преимуществу как даже творческие потребители готового опыта — в практической и организаторской деятельности. (Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)
ПЕДАГОГИКА АВТОРИТАРИЗМА Практика педагогической воспитательной деятельности построенной на убеждении «что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспитателями». (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.3)
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Это план тех личных действий учителя, классного руководителя, которые должны помочь в выполнении общего плана жизни классного коллектива на данный период в решении педагогических задач. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.79) ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ Завершающая стадия процесса коллективной организаторской деятельности, структуры коллективного творческого дела (КТД). На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или, что встречается чаще, неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, опираться на уроки, из него извлеченные, постольку руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников к этому комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.39)
ПРАЗДНИЧНЫЙ СЮРПРИЗ Коллективное трудовое дело, представляющее собой творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким и далеким людям. В праздничном сюрпризе могут участвовать классные коллективы, их союзы, отдельные микроколлективы. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.66)
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Это процесс все более глубокого и <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.011 с.) |