Кафедра общей и специальной психологии




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра общей и специальной психологии



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра общей и специальной психологии

 

Рег. № _______________________   «___»__________________2004 г.   «УТВЕРЖДАЮ» Декан ФППД Гейци Э.Д._________________ «____»_______________ 2004 г.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная дисциплина:ДПП.Ф.01. Специальная детская психология. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

по специальности:032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология

 

Форма обучения: очная

 

Факультет Педагогики и психологии детства
Курс II
Семестр 4
Вид и объем занятий Часов Форма контроля
Количество,   Экзамен
Объем по ГОС
Семестр
Объем по учебному плану. Всего  
В том числе: аудиторные занятия  
Лекции
Лабораторно-практические занятия  
Самостоятельная работа

 

Новосибирск 2004 г.

 

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г) к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология», рабочего учебного плана, утвержденного учебным советом НГПУ « 6 » мая 2000 г

 

 

Программу разработала:

Пискун Ольга Юрьевна

Старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей и специальной психологии

Протокол № _____ от «____»_________________________ 2004 г

Зав. кафедрой Волошина Т.В., к.пс.н., доцент _____________________________

 

 

Программа рассмотрена и одобрена методическим советом ФППД

Протокол № _____ от «____»_________________________ 2004 г

Председатель совета Кузнецова Е.Б., ст. преп. _____________________

 

 

Виды и формы контроля

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает виды:

текущий контроль – проводится систематически с целью усвоения студентами учебного материала. В течение семестра проводятся срезовые работы, результаты являются основанием для выставления баллов текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в устной форме;

промежуточный контроль (остаточных знаний) – проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самоаттестации.

 

Виды активных методов и форм обучения

Формы – лекции, практические аудиторные занятия, конференции, текущая самостоятельная работа по выполнению разных видов заданий.

Методы– деловые игры, рефераты, доклады, дискуссии, дидактические игры, защиты опорных конспектов, компьютерные презентации, решение ситуационных задач, мозговая атака.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины с распределением часов по темам и видам работ представляется в форме таблицы

№ п/п Наименование разделов и тем Лек. Практические занятия. Самостоятельная работа. Всего по теме, часов.
1. Общие вопросы нормативного развития и нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения
1.1. Эмоциональный мир личности  
1.2. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения – актуальная проблема специальной психологии  
2. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
2.1. Причины эмоциональных расстройств и их последствия  
2.2. Эмоциональная сфера при различных патологиях  
2.3. Агрессивные дети  
2.4. Гипегактивные дети  
2.5. Тревожные дети  
3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития
3.1 Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Полиэтиология синдрома РДА, кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров.  
3.2 Особенности психического и социального развития при РДА: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта, специфические нарушения восприятия, речи, мышления, поведения.  
3.3. Страхи в структуре нарушений при РДА
3.4. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.  
3.5. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.  
3.6. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения в развитии  
4. Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема
4.1 Нарушенное поведение как расстройство, проявляющееся в нарушениях социально-психологической адаптации и десоциализированном поведении  
4.2. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями.  
4.3. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте.
4.4. Акцентуации характера, сравнительный характер имеющихся классификаций.
4.5. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития.
4.6. Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза.  
  ИТОГО:

 

Содержание разделов и тем по следующей форме

Раздел 1. Общие вопросы нормативного развития и нарушений

эмоционально-волевой сферы и поведения

 

Тема 1.1. Эмоциональный мир личности

Цель курса, задачи курса, объект изучения, предмет изучения, возможные результаты изучения курса.

Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоция как ценность. Внешние выражения эмоций. Основные классификации эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональной жизни. Виды эмоциональных состояний.

Понятие «эмоция». Психологический, поведенческий, вегетативный и гормональный компоненты эмоций. Биологическая основа каждого компонента. Эмоциональная информация, ее воздействие на человека. Врожденность эмоциональной экспрессии. Соответствие физиологических изменений психологическим переживаниям. Роль мимики, пантомимики в эмоциональном выражении. Эмоция как биообратная связь от органов, участвующих в экспрессии. Концепция Джеймса-Ланге: возникновение эмоционального переживания функционированием механизма обратной связи от эффекторных органов, участвующих в экспрессии эмоции.

Участие миндалины в формировании эмоционального ответа. Роль таламуса в реализации условного эмоционального ответа. Роль орбитофронтальной коры в возникновении эмоций. Участие сингулярной коры. Эмоции и функциональная асимметрия мозга.

Актуальная потребность. Оценка вероятности ее удовлетворения. Взаимодействие структур мозга в процессе эмоционального поведения (Симонов П.В.).

Нейрональная основа эмоциональной коммуникации. Взаимодействие мозговых структур в процессе организации поведенческого акта. Целостность эмоционального мира человека.

Раздел 2. Полиморфность группы детей с расстройствами

эмоционально-волевой сферы

 

Тема 2.2. Эмоциональная сфера при различных патологиях

Эмоциональная сфера у детей с ЗПР и нарушением интеллекта. Эмоциональные особенности детей с невротическими проявлениями. Эмоциональные нарушения при поражении различных отделов мозга. Эмоциональные нарушения при поражении правого и левого полушарий головного мозга. Эмоциональные нарушения у душевнобольных. Эмоциональные особенности больных алкоголизмом.

Особенности эмоционально-волевого развития детей при дизонтогениях по типу ретардации, по дефицитарному типу.

Специфика развития эмоций у детей с нарушениями зрения. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи. Специфические особенности в развитии и формирование эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Проблема эмоционально-волевого развития у детей с нарушениями слуха.

Особенности эмоционально-волевой сферы при дисгармоническом психическом развитии (В.В. Ковалев, И.И. Мамайчук, Г.Е. Сухарева, А.В. Запорожец, Е.З. Неверович, Д.Н. Исаев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, М.Н. Буянов, В.Н. Месищев, Фрейд, К. Роджерс, С. Броди, Ю.А. Михайлова, Э.М. Козлова, Л.П. Шилова).

 

Тема 2.3. Агрессивные дети

Три типа агрессии. Понятие агрессивности. Иерархическое строение нервного контроля агрессивного поведения. Причины агрессивности. Психологические особенности агрессивного поведения. Возможные пути коррекции агрессивного поведения.

 

Тема 2.5. Тревожные дети

Понятия «тревога» и «тревожность». Виды тревожности. Особенности поведения тревожных детей. Последствия расслабляющей тревожности. Психолого-педагогические воздействия на тревожного ребенка.

 

Раздел 3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое

Нарушение развития

 

Лабораторные занятия

 

Лабораторное занятие №1

 

Раздел 3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития

Лабораторное занятие № 2.

Тема 3.4. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.

1. Психологическая классификация раннего детского аутизма.

2. Представьте четыре варианта аутистического развития.

3. Раскройте варианты родительских позиций по отношению к вариантам аутистического развития.

4. Раскройте уровни речевого развития относительно психологической классификации.

5. Раскройте уровни эмоциональной регуляции относительно психологической классификации уровней речевого развития, родительских позиций. вариантов аутистического развития.

 

Лабораторное занятие № 3

Лабораторное занятие № 4

Тема 4.4. Акцентуации характера, сравнительный характер имеющихся классификаций.

1. Охарактеризуйте гипертимный тип.

2. Дайте характеристику циклоидному типу.

3. Охарактеризуйте лабильный тип.

4. Дайте характеристику астеническому типу.

5. Охарактеризуйте синзитивный тип.

6. Дайте характеристику психастеническому типу.

7. Охарактеризуйте шизоидный тип.

8. Дайте характеристику эпилептоидного типа.

9. Охарактеризуйте истероидный тип.

10. Дайте характеристику неустойчивого типа.

11. Охарактеризуйте конфомный тип.

 

 

Лабораторное занятие № 5.

Тема 4.5. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития.

1.Виды отклоняющегося поведения.

2.Психологические механизмы отклоняющегося поведения.

3.Виды отклоняющегося поведения.

4.Характер и дисгармония развития.

5.Отличие психопатии от акцентуации характера.

6.Принципы построения типологии личности Э.Кречмера.

7.Формы психопатий по этиологии возникновения.

8.Группы психопатических расстройств.

9.Акцентуация характера и психопатий применительно к детскому возрасту К. Леонгарда, А.Е. Личко.

10.Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармонического развития в детском возрасте.

11. Каковы критерии определения «отклоняющееся поведение»

12. раскройте значение понятия «дезадаптация личности»

13. В чем сходство и различие понятий «отклоняющееся поведение» и «патологическое поведение»

14. Каковы признаки отклоняющегося поведения

15. Приведите примеры отклоняющегося поведения.

16. Раскройте содержание понятий: девиация, отклоняющееся поведение, социальное отклонение, асоциальное поведение, антисоциальное поведение, аутодеструктивное поведение. дезадаптация, десоциализация.

 

2.3. Содержание и организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа одна из форм обучения, предусмотренная Государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по специальности.

Цель самостоятельной работы – обучение студентов навыкам работы с учебной и научной литературой, практическими материалами, необходимыми для изучения курса «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения», а также развития у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины студент может выполнять следующие виды самостоятельной работы:

Тема и содержание задания Часы
Раздел 1. Общие вопросы нормативного развития и нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения Тема 1.1. Эмоциональный мир личности Написать рефлексивное сочинение о способах выражения эмоций (по выбору): · О выражении эмоций невербальными способами, опираясь на творческое наследие Ч. Чаплина · Опираясь на жизненные примеры · Опираясь на произведения искусства   Тема 1.2. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения – актуальная проблема специальной психологии Конспектирование: · Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003. · Ковалев В.В. К клинической дифференциации психогенно обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со школьной дезадаптацией. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития /Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Ю.В. Михадзе Спб.,2002, стр. 370 – 375.        
Раздел 2. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы Тема 2.1. Причины эмоциональных расстройств и их последствия Подготовьте психологическую аннотацию одной из книг по предложенной теме (пользуясь списком литературы) Тема 2.2. Эмоциональная сфера при различных патологиях · Изучите особенности эмоционально-волевой сферы, при дисгармоническом развитии пользуясь трудами таких авторов как: В.В. Ковалев, И.И. Мамайчук, Г.Е. Сухарева, А.Е. Запорожец, Е.З. Неверович, Д.Н. Исаев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, М.Н. Буянов, В.Н. Мясищев, А. Фрейд, К. Роджерс, Раттер, S. Brodi, Ю.А. Михайлова и др. · Проанализируйте письменно эмоциональное расстройство (по выбору) или по произведению художественной литературы, или фильму, или спектаклю, или по жизненному наблюдению.   Тема 2.3. Агрессивные дети · Используя метод включенного наблюдения, описать состояние агрессивного ребенка в дневнике. · Составить проект программы взаимодействия с агрессивным ребенком (на основе наблюдений) Тема 2.4. Гиперактивные дети · Используя метод включенного наблюдения, отразить состояние гиперактивного ребенка в коррекционном дневнике. · Составить проект программы взаимодействия с гиперактивным ребенком (на основе наблюдений)   Тема 2.4. Тревожные дети · Провести наблюдение за ребенком по карте Стотта, проанализировать результаты, прописать психологическое заключение и рекомендации. · На основе рекомендаций составить проект программы взаимодействия с тревожным ребенком.                
Раздел 3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития Тема 3.1. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Полиэтиология синдрома РДА, кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров. · Дайте общую характеристику синдрома РДА (по Л. Каннеру, по Г. Аспергеру) · Охарактеризуйте проблемы первичного дефекта в структуре РДА, вторичных нарушений, третичных образований. · Никольская О.С., Баенская Е.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2005. · Никольская О.С., Баенская Е.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. М., 2003.   Тема 3.2. Особенности психологического и социального развития при РДА Напишите рефлексивное сочинение по одному из фильмов: · «Человек дождя». · «Восход Меркурия» («Меркурий в опасности»)   Тема 3.3. Страхи в структуре нарушений при РДА Проанализируйте страхи с позиции известной информации с помощью книг: · Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма М., 1994. · Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988. · Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним аутизмом. М., 1985. · Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. Материалы к спецкурсу /Под ред. Морозова С.А. М., 2002. · Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. М.: ИКПРАО «Экзамен», 2004.   Тема 3.4. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА. · Никольская О.С., Баенская Е.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2005. · Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. М.: ИКПРАО «Экзамен», 2004. · Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М., 2000. · Никольская О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии //Автореферат докторской диссертации по коррекционной психологии. М., 1999. · Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Лекция 4 ПСС. М., 1982. Т. 5. · Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. ПСС М., 1982, Т.2.   Тема 3.5. Проблемы дифференциальной диагностики РДА Конспектирование: · Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1994. · Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма М., 1991. · Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Внн: Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. М., 2003.   Тема 3.6. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения в развитии Опишите возможную структуру занятия с таким ребенком, опираясь на известную вам литературу.                  
Раздел 4. Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема Тема 4.1. Нарушенное поведение как расстройство, проявляющееся в нарушениях социально-психологической адаптации и десоциализированном поведении Проанализируйте один из видов нарушенного поведения, опираясь на опыт, и укажите пути профилактических психологических воздействий.   Тема 4.2. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями Проанализируйте нарушения поведения при реактивных и конфликтных переживаниях, опираясь на жизненный опыт, художественные произведения, фильмы, средства массовой информации, предложите пути помощи такому ребенку.   Тема 4.3. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте Проанализируйте известный вам из жизненного опыта, художественного произведения, средств массовой информации, случай синдрома посттравматического стрессового расстройства, укажите основные принципы и направления работы с таким ребенком.   Тема 4.4. Акцентуации характера, сравнительный характер имеющихся классификаций Проведите сравнительный анализ известных вам классификаций акцентуаций характера: · Личко А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия /Сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Спб.: Питер, 2002. · Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983. · Леонгард К. Акцентуированные личности Киев, 1986.   Тема 4.5. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Опираясь на жизненный опыт, на фильмы, на художественную литературу, на средства массовой информации, на специальную литературу предложите пути помощи таким детям. Тема 4.6. Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза. Проанализируйте по МКБ – 10 одно эмоционально-волевое расстройство и расстройство поведения, начинающееся в детском возрасте (F90 – F98). Предложите пути коррекции дисгармонического развития.                    

 

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Перечень учебно-методических материалов разработанных ППС кафедры

Учебно-методические материалы: тесты, задания, наборы раздаточных дидактических материалов, технические средства обучения (аудио, видео, компьютерные).

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

1. оборудованные аудитории;

2. различные технические средства обучения;

3. аудио-, видеоаппаратура;

4. мультимедийный проектор;

5. наглядные пособия.

 

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену.

1. Эмоция, ее компоненты. Эмоции и чувства. Воля.

2. Эмоциональный мир личности.

3. Соотношение физиологических изменений в организме с психологическими переживаниями.

4. Причины возникновения эмоциональных расстройств и их последствия.

5. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения – актуальная проблема специальной психологии.

6. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

7. Эмоционально-волевая сфера при различных патологиях.

8. Расстройство эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями.

9. Специфика развития эмоций и воли у детей с умственной отсталостью.

10. Нарушения эмоционально-волевого развития у глухих и слабослышащих детей.

11. Расстройства эмоционально-волевой сферы при задержке психического развития.

12. Особенности эмоционально-волевого развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

13. Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения.

14. Агрессивность (психологическая характеристика, причины, виды, коррекция).

15. Гиперактивность (психологическая характеристика, причины, коррекция).

16. Тревожность (психологическая характеристика, причины, виды, коррекция).

17. Синдром раннего детского аутизма как специфическое нарушение развития.

18. Синдром РДА. Клинико-психологические причины возникновения РДА.

19. Психологическая сущность РДА. Классификация состояний по степени тяжести.

20. Особенности развития познавательной сферы детей с синдромом РДА.

21. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с РДА.

22. Особенности деятельности у детей с РДА.

23. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

24. Страхи в структуре нарушений при РДА.

25. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.

26. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.

27. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения в развитии.

28. Особенности личности и межличностных отношений при РДА.

29. Нарушение поведения при РДА.

30. Нарушение поведения при психопатиях и принципы их коррекции.

31. Нарушение поведения на фоне резидуально-органической симптоматики и принципы их коррекции.

32. Нарушение поведения при патологическом формировании личности и принципы их коррекции.

33. Нарушение поведения при эндогенных заболеваниях и принципы их коррекции.

34. Современное состояние и перспективы развития системы помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

35. Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

36. История психологии детей с дисгармоническим складом личности.

37. История психологии детей с синдромом РДА.

38. Характер и дисгармоническое развитие.

39. Отличие психопатии от акцентуации характера.

40. Нарушенное поведение, нарушенная социально-психологическая адаптация и десоциализированное поведение.

41. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями.

42. Синдром посттравматического стрессового расстройства.

43. Акцентуации характера.

44. Патологические формы девиантного поведения.

45. Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза.

46. Диагностика и коррекция дисгармоничного развития.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра общей и специальной психологии

 

Рег. № _______________________   «___»__________________2004 г.   «УТВЕРЖДАЮ» Декан ФППД Гейци Э.Д._________________ «____»_______________ 2004 г.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная дисциплина:ДПП.Ф.01. Специальная детская психология. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

по специальности:032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология

 

Форма обучения: очная

 

Факультет Педагогики и психологии детства
Курс II
Семестр 4
Вид и объем занятий Часов Форма контроля
Количество,   Экзамен
Объем по ГОС
Семестр
Объем по учебному плану. Всего  
В том числе: аудиторные занятия  
Лекции
Лабораторно-практические занятия  
Самостоятельная работа

 

Новосибирск 2004 г.

 

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г) к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология», рабочего учебного плана, утвержденного учебным советом НГПУ « 6 » мая 2000 г

 

 

Программу разработала:

Пискун Ольга Юрьевна





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.029 с.)