Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Движущая сила развития человекаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение и разрешение противоречий между теми личными отношениями, их компонентами, проявлениями, которые отражают новое, растущее в окружающем мире, и теми личными отношениями, их компонентами, проявлениями, которые отражают отжившее или отживающее в окружающей человека действительности. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.15)
ДЕЛА в коллективе Как один из типов форм воспитательной деятельности это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различать три их подтипа:
(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.107-108) ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ Одна из объективных закономерностей воспитания, представляющая собой взаимосвязь, взаимозависимость, взаимопроникновение этих двух процессов. Воспитание своей внешней стороной направляет основу (ядро) развития человека — развитие личностных отношений. Развитие своей существенной частью составляет внутреннюю сторону воспитания, влияя на его внешнюю сторону. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.18)
ЗАБОТА Это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Забота воспитательная и жизненно-практическая в их единстве — это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, т.е. общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем. Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в отношениях товарищества, в отношениях взаимной действенной заботы о решении общественно важных задач. (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.7) Забота как деятельность... может быть по своему социально-нравственному смыслу и эгоистической (потребительско-эгоистической), удовлетворяющей интересы, потребности только личные или прежде всего личные в ущерб общественным, и общей (товарищеской), удовлетворяющей личные интересы, потребности людей как товарищей по общему делу. (См.: Потребительско-эгоистические личностные отношения человека, Общая забота) (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16) ЗАКОН ГУМАНИЗМА ВОСПИТАНИЯ (См. Гуманизм воспитания) ЗАКОН ЕДИНСТВА ЦЕЛИ И ПУТИ ВОСПИТАНИЯ (См. Закон целенаправленности воспитания) ЗАКОН ЗАБОТЫ Одна из ведущих закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И.П.Ивановым: «Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище. Это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей; это общая практическая и обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике; это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей (о коллективе в целом, друг о друге, о каждом воспитателе), так и воспитанников, их родных и других педагогов». (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.22)
ЗАКОН ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ Одна из важнейших закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И.П.Ивановым: «Чем полнее и глубже проявляется в разных сферах деятельности, в разных областях жизни творческая забота каждого человека о строительстве справедливого демократического (коммунистического) общества, о других людях и о себе как их товарище, тем успешнее достигается цель воспитания, тем результативнее воспитательный процесс». (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.21)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ Объективные, т.е. независящие от воли людей, взаимосвязи существенных сторон, звеньев процесса воспитания, а также взаимосвязи воспитания и других сторон жизни человеческого общества. К основным закономерностям воспитания относятся: Единство развития и воспитания, Взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспитания, Исторический и классовый характер воспитания, Взаимосвязь двух путей воспитания: учебной и жизненно-практической воспитывающей деятельности, Взаимосвязь двух форм воспитания: обучения и воспитания в жизни, Взаимосвязь познавательных и формирующих функций воспитания, Взаимосвязь четырех звеньев воспитания, Товарищество поколений. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.14-24)
ЗАПОВЕДИ (ЗАКОНЫ) КОЛЛЕКТИВА Прием организации жизнедеятельности коллектива, позволяющий объединить правовую и нравственные нормы. Заповедь («закон») несет в себе организующую, побуждающую и действенную силу, при этом в ее формулировке есть азарт, романтика, юмор. Текст заповеди не допускает морализаторства, он четкий, ритмичный, легко запоминается и концентрирует внимание на самом главном. И.П.Иванов использовал этот прием в Коммуне юных фрунзенцев (КЮФ) в конце 50-х годов. Уже сами коммунары привнесли этот опыт во Всероссийский лагерь «Орленок», откуда он разошелся по всей стране. Заповеди (законы) настолько мобилизовали ребят, увлекали легкостью и точностью, что они с удовольствием переносили их в свои школьные коллективы, иногда точно воспроизводя текст, иногда пытаясь создать свой. Заповеди Коммуны имени Макаренко (КиМ) широко применялись в макаренковских педагогических отрядах и других коммунарских коллективах: «Даешь мажорный тон как учит нас Антон! Чтоб как у Задорова все было только здорово!», «Уважаем на века демократию ДК, диктатуру "огонька"!» (ДК — дежурный командир), «Хочешь быть счастливым — вместе с коллективом перспективу строй! Завтрашняя радость не покой, а бой!» Наиболее известна и популярна заповедь: «Каждое дело — творчески! Иначе — зачем?» Заповеди (законы) не могут вводиться в жизнь коллектива по желанию и воле педагога, они отражают определенную нравственную зрелость коллектива и стремление к совместной созидательной деятельности. (Н.П.Царёва)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.008 с.) |