Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приемы товарищеского побуждения

Поиск

С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека.

В этой группе можно выделить три подгруппы.

В первую входят следующие методы и приемы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и радость другим людям и себе:

  • увлечение радостной перспективой — ближней, средней, дальней;
  • увлечение добрым делом;
  • увлечение творческим поиском;
  • увлечение героическим;
  • увлечение красивым, прекрасным в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей;
  • увлечение необычным, таинственным, загадочным;
  • увлечение смешным, веселым (юмором);
  • товарищеское поощрение;
  • товарищеская похвала;
  • товарищеская награда.

Ко второй группе методов и приемов относятся те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей:

  • товарищеское требование;
  • товарищеский контроль;
  • товарищеское напоминание;
  • товарищеская помощь;
  • товарищеское осуждение (его виды: товарищеское порицание словом, взглядом, мимикой, жестом;
  • товарищеская критика — развернутое обоснованное порицание; товарищеское наказание — лишение человека права на участие в общих действиях).

К третьей подгруппе относятся те методы и приемы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности:

  • доверие к человеку;
  • товарищеское внушение;
  • обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.24-25)

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО ПРИУЧЕНИЯ

С помощью этих методов в упражнениях (т.е. повторяющихся действиях, происходящих в стабильных обстоятельствах) развиваются умения, навыки и привычки человека, действенная сторона его личности:

  • оптимальный режим жизни — осуществление жизненно важных функций в определенное время, в определенной последовательности, без ущерба друг для друга;
  • товарищеское творческое поручение;
  • творческая товарищеская игра;
  • товарищеское соревнование;
  • товарищеские традиции (традиции товарищеской заботы, традиции коллективной чести);
  • товарищеский личный пример.

Особую роль в воспитании играет товарищеский личный пример как комплексный метод воспитательной заботы о других людях — заботы прямой, и, по преимуществу, скрытой. Товарищеский личный пример — это методы товарищеского побуждения и приучения в их единстве.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.25-26)

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО УБЕЖДЕНИЯ

С помощью этих методов у человека развивается понимание важности, красоты тех или иных действий, формируются взгляды, убеждения, т.е. развивается познавательно-мировоззренческая сторона личности, сторона сознания:

  • короткое товарищеское разъяснение;
  • рассказ-размышление;
  • беседа-размышление;
  • убеждение на собственном опыте;
  • обсуждение собственного опыта и опыта других;
  • товарищеский спор.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.26)

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшая ступень познавательных функций воспитания, это процесс овладения теоретически обоснованной системой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека на себя (самообразование). Образование может быть общим и специальным.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.20)

 

ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА

Это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности об овладении им общественно необходимыми знаниями, умениями, навыками (образовательно-воспитательная забота) и о формировании общественно необходимых личных качеств: убеждений и идеалов, творческих способностей, черт характера, высоких чувств, интересов и потребностей (собственно воспитательная забота).

В процессе воспитания общая воспитательная забота осуществляется в теснейшем единстве с общей практической и общей организаторской заботой, причем в соответствии с двумя способами осуществления этого единства выделяются два вида общей воспитательной заботы — открытая (обучающая в широком смысле) и скрытая (незаметная) воспитательная забота.

В открытой заботе воспитательные задачи объявляются воспитанникам, решаются вместе с воспитанниками как ведущие по отношению к практическим и организаторским задачам, которые ставятся и осуществляются в качестве вспомогательных. Например, нужно научиться тому-то, развить у себя такое-то качество, преодолеть такую-то привычку и т.п. А для этого можно и нужно спланировать, провести такое-то дело на общую пользу и радость. В скрытой воспитательной заботе решение воспитательных задач происходит или совсем незаметно для воспитанников — по ходу дела, в процессе решения или вместе и во главе с воспитателями практических и организаторских задач, или выдвигается, осознается, осуществляется и оценивается как следствие решения практических и организаторских задач. Например, сажаем деревья, украшаем школу цветами, растим сад, постоянно обсуждаем как это делать лучше и т.п., при этом растем сами — учимся тому-то и тому-то.

Прямая воспитательная забота — это решение воспитательных задач в личном общении воспитателя и воспитанников, путем непосредственной передачи общественно необходимого опыта и непосредственной организации деятельности. Косвенная воспитательная забота — это забота о решении воспитательных задач путем опосредованной передачи общественно необходимого опыта и опосредованной организации деятельности воспитанников — через других людей, окружающие природные и социальные условия.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16-18)

 

ОБЩАЯ ЗАБОТА

Это забота всех о благе каждого и каждого о благе всех. Все более полное глубокое осуществление общей заботы и преодоление потребительско-эгоистической заботы (См. «Забота») — закономерность развития гуманного общества. Общая забота по своему содержанию может быть разделена на воспитательную, практическую и организаторскую (См.: Общая воспитательная забота, Общая практическая забота, Общая организаторская забота).

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16-17)

ОБЩАЯ МЕТОДИКА воспитания

Программа общей организации воспитательного процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников в определенных условиях. Она включает, как правило, общие цели и задачи педагогической деятельности (воспитания), основные направления и общий объем содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (формы организации воспитательного процесса, воспитательной деятельности и их взаимосвязи), способы оценки и анализа результатов воспитательной деятельности. Как программа общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной педагогической системы и осуществляется как целостный процесс функционирования этой системы. Например: методика воспитательной работы с классным коллективом (или методика воспитательной работы классного руководителя); методика воспитательной работы в загородном лагере; методика воспитательной деятельности детской общественной организации и т.п.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.34-35)

 

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ЗАБОТА

Включает в себя: коллективное планирование, коллективную организацию повседневной жизни, общих творческих дел на радость и пользу людям, творческих праздников и коллективное подведение итогов выполнения намеченного плана. (См. также «Общая забота», «Коллективные творческие дела», «Творческие праздники»)

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16)

 

ОБЩАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАБОТА

Это забота об улучшении жизни (своей и окружающей) путем создания и сохранения материальных и духовных ценностей, использования материальной, трудовой культуры (трудовая забота), научных знаний (познавательная забота), создания и использования художественно-эстетической культуры, художественных образов (художественно-эстетическая забота), физической культуры (оздоровительно-спортивная забота), культуры поведения, т.е. обращения с окружающими и культуры общения, т.е. обмена с другими личным опытом (моральная забота).

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.009 с.)