Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективные воспитательные отношения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Личностные отношения воспитателей к воспитанникам (и к себе) и личностные отношения воспитанников к воспитателям и к себе. Субъективные воспитательные отношения отражают объективные и, в свою очередь, влияют на их развитие в качестве непосредственной побуждающей силы. Ведущим в субъективных воспитательных отношениях является личностное отношение воспитателей к себе и к другим людям именно как воспитателям и воспитанникам, т.е. как участникам — старшим и младшим, руководителям и руководимым — воспитательного процесса, процесса достижения воспитательных целей. Существенно важным компонентом субъективных воспитательных отношений является поэтому то или иное понимание сущности воспитательного процесса, тот или иной подход к нему. (И.П.Иванов. Лекции по педагогике. — рук.) ТАКТИКА воспитательного взаимодействия Проявляется в умении педагога конкретизировать стратегические задачи применительно к сложившимся обстоятельствам и условиям, с учетом особенностей данного состояния развития коллектива и особенностей личностных проявлений воспитанников, а также в умении (способности) выбрать адекватные задачам и ситуации средства и способы взаимодействия, собственную позицию и роль участника коллективной деятельности. Как компонент и признак методики характеризует педагогическую деятельность с точки зрения адекватности действий и позиций педагога (во взаимодействии с воспитанниками) намеченной стратегии. Тактические характеристики воспитательной деятельности тесно связаны с типом субъективных воспитательных отношений. (Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. — СПб, 1996. — С.16)
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Это временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела, например, литературно-музыкального вечера, познавательных творческих дел, спортивно-туристских состязаний и т.п. (Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.137)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Это период организации воспитательного процесса, посвященный какой-либо общей теме, событию в жизни данного коллектива, школы, страны, мира. Выбор темы определяется сложившимися или складывающимися в школе традициями, устремлениями (целями) воспитателей, возрастом школьников, наконец, личностью воспитателя. Обязательное требование к теме — актуальность ее для данного периода времени, для данного коллектива. Например: «Здравствуй, школа», «Золотая осень», новогодний, «космический», весенний и т.п. В тематическом периоде осуществляется единство всех видов общей творческой гражданской заботы — учебной и собственно воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы — о своем коллективе, классе, группе, школе, о родном крае, о людях. Это единство воплощается в кульминационном событии каждого периода — творческом празднике, в коллективных творческих делах, которые проводятся до праздника, на самом празднике, после него. Единство общей заботы воспитанников и их старших друзей проявляется также в содержании творческих поручений микроколлективам, в воспитательных мероприятиях (занятиях воспитанников, в повседневном товарищеском общении их с воспитателями. В каждом тематическом периоде воспитатель выбирает и руководствуется в своей деятельности ведущей идеей. Свою деятельность в каждом тематическом периоде воспитатель (учитель) осуществляет в творческом содружестве с другими педагогами, с родными учащихся, с представителями общественности. Тематические периоды помогают педагогу организовать процесс воспитания целенаправленно и последовательно. Планирование таких периодов представляет собой выбор коллективных творческих дел, способствующих реализации поставленных целей и задач, а организация намеченного плана — их осуществлению. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.40;
ТЕХНОЛОГИЯ Понимается как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно, может также рассматриваться одним из необходимых признаков методики. Но будучи необходимым признаком методики, технология не может стать ее единственным и достаточным признаком. Целенаправленность и целесообразность методики задается такими компонентами и признаками как стратегия воспитательной деятельности и тактика воспитательного взаимодействия. (Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. — СПб, 1996. — С.13-15)
ТОВАРИЩЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА Это забота о раскрытии и развитии творческих сил человека (подрастающего и взрослого) в действиях на общую радость и пользу. Сущность товарищеской воспитательной заботы - единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности к человеку. Оно проявляется в методах такой заботы — товарищеского убеждения, побуждения и приучения. Единство этих методов воспитания определяется необходимостью целостного развития трех сторон личности — познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенной. (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.4;
ТОВАРИЩЕСКАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ Это выражение необходимости в таких действиях на пользу и радость людям, в которых творческие силы человека раскрывались бы в полной мере, а слабые стороны естественно угасали, преодолевались. (И.П.Иванов)
ТОВАРИЩЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ В учебной работе, прежде всего на уроках, товарищеское общение педагогов и учащихся носит по преимуществу характер открытой (обучающей) воспитательной заботы воспитателя о воспитанниках, воспитанников друг о друге — и является в этом качестве важнейшим средством воспитания в процессе обучения, существенным условием реализации системы дидактических принципов. В воспитательной работе товарищеское общение осуществляется в трех видах: во-первых, как повседневное общение воспитателей и воспитанников во внеучебной жизни — на переменах, после уроков и т.д.; во-вторых, как организованные встречи воспитателей и воспитанников для совместного решения каких-либо практических задач; в-третьих, как организованные встречи воспитателей и воспитанников с новыми для детей, и для взрослых явлениями в окружающей жизни: в природе, искусстве, технике, спорте. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.56-59)
ТОВАРИЩЕСКОЕ УВАЖЕНИЕ Сложное личностное отношение, в состав которого входят три основных компонента: вера, знание и стремление. Вера в творческие возможности человека, в его способность участвовать в улучшении окружающей жизни, в то, что человек хочет и может стать лучше. Знание сильных и слабых сторон и воспитателя и воспитанника, понимание их природы и способов развития и преодоления. Стремление раскрыть, развить сильные стороны личности и преодолеть слабые стороны, стремление концентрирующее, мобилизующее воспитателя на сплав веры и знаний, побуждающее доводить дело до логического завершения. (И.П.Иванов)
ТОВАРИЩЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ Это одна из закономерностей гуманистического, демократического воспитания, сформулированная И.П.Ивановым: «Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище. Это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей; это общая практическая обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике; это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей, так и воспитанников, их родных и других педагогов. Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений является творческое содружество воспитателей и воспитанников. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.21-22)
ТРУДОВАЯ РАЗВЕДКА Необходимая предпосылка и составная часть трудовых операций (рейдов, десантов, атак), которая имеет целью установить, что можно сделать полезного для окружающих людей в короткий срок или в течение длительного времени. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.62) ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ Представляет собой выход или выезд добровольцев, ребят и их старших друзей на помощь другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.63)
ТРУДОВОЙ РЕЙД Операция комплексного характера. Имеет целью не только разностороннюю заботу о людях, но и включает в себя (как средство для достижения поставленной цели) операции других видов: разведку, сюрпризы, десанты, атаки — секретные, полусекретные, открытые. Сложность задач, решаемых в процессе рейда каждым его участником, многообразие видов деятельности, трудные условия делают рейды одним из действенных средств формирования личности гражданина-организатора. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.64;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.006 с.) |