Субъективные воспитательные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективные воспитательные отношения



Личностные отношения воспитателей к воспитанникам (и к себе) и личностные отношения воспитанников к воспитателям и к себе. Субъективные воспитательные отношения отражают объективные и, в свою очередь, влияют на их развитие в качестве непосредственной побуждающей силы.

Ведущим в субъективных воспитательных отношениях является личностное отношение воспитателей к себе и к другим людям именно как воспитателям и воспитанникам, т.е. как участникам — старшим и младшим, руководителям и руководимым — воспитательного процесса, процесса достижения воспитательных целей. Существенно важным компонентом субъективных воспитательных отношений является поэтому то или иное понимание сущности воспитательного процесса, тот или иной подход к нему.

(И.П.Иванов. Лекции по педагогике. — рук.)

ТАКТИКА воспитательного взаимодействия

Проявляется в умении педагога конкретизировать стратегические задачи применительно к сложившимся обстоятельствам и условиям, с учетом особенностей данного состояния развития коллектива и особенностей личностных проявлений воспитанников, а также в умении (способности) выбрать адекватные задачам и ситуации средства и способы взаимодействия, собственную позицию и роль участника коллективной деятельности. Как компонент и признак методики характеризует педагогическую деятельность с точки зрения адекватности действий и позиций педагога (во взаимодействии с воспитанниками) намеченной стратегии. Тактические характеристики воспитательной деятельности тесно связаны с типом субъективных воспитательных отношений.

(Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. — СПб, 1996. — С.16)

 

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА

Это временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела, например, литературно-музыкального вечера, познавательных творческих дел, спортивно-туристских состязаний и т.п.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.137)

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Это период организации воспитательного процесса, посвященный какой-либо общей теме, событию в жизни данного коллектива, школы, страны, мира.

Выбор темы определяется сложившимися или складывающимися в школе традициями, устремлениями (целями) воспитателей, возрастом школьников, наконец, личностью воспитателя. Обязательное требование к теме — актуальность ее для данного периода времени, для данного коллектива. Например: «Здравствуй, школа», «Золотая осень», новогодний, «космический», весенний и т.п.

В тематическом периоде осуществляется единство всех видов общей творческой гражданской заботы — учебной и собственно воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы — о своем коллективе, классе, группе, школе, о родном крае, о людях.

Это единство воплощается в кульминационном событии каждого периода — творческом празднике, в коллективных творческих делах, которые проводятся до праздника, на самом празднике, после него.

Единство общей заботы воспитанников и их старших друзей проявляется также в содержании творческих поручений микроколлективам, в воспитательных мероприятиях (занятиях воспитанников, в повседневном товарищеском общении их с воспитателями.

В каждом тематическом периоде воспитатель выбирает и руководствуется в своей деятельности ведущей идеей. Свою деятельность в каждом тематическом периоде воспитатель (учитель) осуществляет в творческом содружестве с другими педагогами, с родными учащихся, с представителями общественности.

Тематические периоды помогают педагогу организовать процесс воспитания целенаправленно и последовательно. Планирование таких периодов представляет собой выбор коллективных творческих дел, способствующих реализации поставленных целей и задач, а организация намеченного плана — их осуществлению.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.40;
Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.59-60)

 

ТЕХНОЛОГИЯ

Понимается как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно, может также рассматриваться одним из необходимых признаков методики.

Но будучи необходимым признаком методики, технология не может стать ее единственным и достаточным признаком. Целенаправленность и целесообразность методики задается такими компонентами и признаками как стратегия воспитательной деятельности и тактика воспитательного взаимодействия.

(Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. — СПб, 1996. — С.13-15)

 

ТОВАРИЩЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА

Это забота о раскрытии и развитии творческих сил человека (подрастающего и взрослого) в действиях на общую радость и пользу.

Сущность товарищеской воспитательной заботы - единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности к человеку. Оно проявляется в методах такой заботы — товарищеского убеждения, побуждения и приучения. Единство этих методов воспитания определяется необходимостью целостного развития трех сторон личности — познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенной.

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.4;
Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.28)

 

ТОВАРИЩЕСКАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Это выражение необходимости в таких действиях на пользу и радость людям, в которых творческие силы человека раскрывались бы в полной мере, а слабые стороны естественно угасали, преодолевались.

(И.П.Иванов)

 

ТОВАРИЩЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ

В учебной работе, прежде всего на уроках, товарищеское общение педагогов и учащихся носит по преимуществу характер открытой (обучающей) воспитательной заботы воспитателя о воспитанниках, воспитанников друг о друге — и является в этом качестве важнейшим средством воспитания в процессе обучения, существенным условием реализации системы дидактических принципов.

В воспитательной работе товарищеское общение осуществляется в трех видах:

во-первых, как повседневное общение воспитателей и воспитанников во внеучебной жизни — на переменах, после уроков и т.д.;

во-вторых, как организованные встречи воспитателей и воспитанников для совместного решения каких-либо практических задач;

в-третьих, как организованные встречи воспитателей и воспитанников с новыми для детей, и для взрослых явлениями в окружающей жизни: в природе, искусстве, технике, спорте.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.56-59)

 

ТОВАРИЩЕСКОЕ УВАЖЕНИЕ

Сложное личностное отношение, в состав которого входят три основных компонента: вера, знание и стремление.

Вера в творческие возможности человека, в его способность участвовать в улучшении окружающей жизни, в то, что человек хочет и может стать лучше.

Знание сильных и слабых сторон и воспитателя и воспитанника, понимание их природы и способов развития и преодоления.

Стремление раскрыть, развить сильные стороны личности и преодолеть слабые стороны, стремление концентрирующее, мобилизующее воспитателя на сплав веры и знаний, побуждающее доводить дело до логического завершения.

(И.П.Иванов)

 

ТОВАРИЩЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ

Это одна из закономерностей гуманистического, демократического воспитания, сформулированная И.П.Ивановым: «Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище.

Это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей;

это общая практическая обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике;

это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей, так и воспитанников, их родных и других педагогов.

Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений является творческое содружество воспитателей и воспитанников.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.21-22)

 

ТРУДОВАЯ РАЗВЕДКА

Необходимая предпосылка и составная часть трудовых операций (рейдов, десантов, атак), которая имеет целью установить, что можно сделать полезного для окружающих людей в короткий срок или в течение длительного времени.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.62)

ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ

Представляет собой выход или выезд добровольцев, ребят и их старших друзей на помощь другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.63)

 

ТРУДОВОЙ РЕЙД

Операция комплексного характера. Имеет целью не только разностороннюю заботу о людях, но и включает в себя (как средство для достижения поставленной цели) операции других видов: разведку, сюрпризы, десанты, атаки — секретные, полусекретные, открытые.

Сложность задач, решаемых в процессе рейда каждым его участником, многообразие видов деятельности, трудные условия делают рейды одним из действенных средств формирования личности гражданина-организатора.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.64;
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — c.16)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.011 с.)