Педагогика передачи и усвоения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика передачи и усвоения



Проявление на практике односторонне-дробного «понимания и осуществления воспитательного процесса (в широком смысле слова) как только (или по преимуществу) процесса передачи воспитателями готового, ранее накопленного опыта (нравственного, трудового и др.) и усвоение воспитанниками этого опыта».

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.3)

ПЕРИОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Завершенная последовательность организационных этапов (от первичной диагностики и целеполагания до анализа и оценки результатов); временная протяженность полного цикла организации воспитательного процесса. (Титова Е.В.)

 

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Это план тех личных действий учителя, классного руководителя, которые должны помочь в выполнении общего плана жизни классного коллектива на данный период в решении педагогических задач.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.79)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Это целенаправленная передача опыта (открытая и скрытая) и целенаправленное овладение этим опытом.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.20)

 

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

Завершающая стадия процесса коллективной организаторской деятельности, структуры коллективного творческого дела (КТД). На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или, что встречается чаще, неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, опираться на уроки, из него извлеченные, постольку руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников к этому комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.39)

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКО-ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Их составляют три взаимосвязанных «ядра». Во-первых, эгоистическая заинтересованность только тем, что представляется для себя интересным и нужным, — отсюда себялюбивая изобретательность и инициативность, карьеристская самостоятельность и активность, тщеславная настойчивость и дисциплинированность, чванство и властолюбие, жадность, культ примитивных и жестоких удовольствий (от пьянства до хулиганства). Во-вторых, равнодушие к тому, что воспринимается и представляется для себя наименее интересным и важным или совсем неинтересным и ненужным, — отсюда невнимательность, небрежность, недисциплинированность, лень, исполнительство, общественно-трудовая и организаторская пассивность, скептицизм... В-третьих, сплав эгоистической заинтересованности и равнодушия — отсюда капризность, конформизм, приспособленчество, беспринципность, двуличие...

(Иванов И.П. В глубины воспитания. — рук. — c.15-16)

ПРАЗДНИЧНЫЙ СЮРПРИЗ

Коллективное трудовое дело, представляющее собой творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким и далеким людям. В праздничном сюрпризе могут участвовать классные коллективы, их союзы, отдельные микроколлективы.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.66)

 

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТОВАРИЩЕСКОГО УВАЖЕНИЯ И ТОВАРИЩЕСКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ

Этот принцип является проявлением гуманистической сущности субъективных воспитательных отношений.

Товарищеское уважение и товарищеская требовательность взаимно проникают друг в друга, дополняют друг друга, при этом не возникает перекоса ни в ту, ни в другую сторону.

(И.П.Иванов)

 

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Это процесс все более глубокого и полного отражения объективной реальности, внешнего мира, «действительных отношений» людей (К.Маркс) в сознании и поведении человека, т.е. в субъективных («личных») отношениях человека к миру.

Развитие может идти как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае развитие происходит с открытой целью формирования, укрепления одних личных отношений и их компонентов и преодоления других личных отношений и их компонентов. Во втором — под стихийным влиянием природы, обстоятельств, предметов, событий окружающей жизни или под таким воздействием со стороны других людей или самого человека, которое преследует жизненно-практические цели, а не цели развития, например, создание какой-нибудь вещи, желание развлечься, победить в состязании и т.п. Развитие может быть всесторонним или односторонним, равномерным или неравномерным, искривленным, когда одни компоненты личности развиваются в ущерб другим. Особенностью развития человека является разнообразие тех видов личных, субъективных отношений (Cм. «Личные отношения»), в которых отражается действительность.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.14-15)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение педагогом (педагогами) такого качества (состояния) организации, как правило, совместной деятельности воспитанников, ее разнообразных видов и форм, при котором обеспечивается реальная возможность; разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностно значимым содержанием; продуктивность их деятельности, выражаемая в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).

(Титова Е.В.)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(См. «Воспитательные отношения»)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ

1) состояние развития личности, ее качественное своеобразие;

2) характер взаимодействия человека с обществом, адаптации его в обществе;

3) качество организации деятельности воспитанников, обеспечивающей возможности проявления их личностных свойств и обогащение личного опыта.

(Титова Е.В.)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(См. «Воспитательные отношения»)

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

а) собственно воспитательные: положительная динамика проявлений позитивных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, как правило, совместной разнообразной деятельности;

б) практические (или «жизненно практические», по И.П.Иванову): реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, художественно-эстетической, познавательной, спортивной, социально-творческой и др.);

в) организационно-методические: качество организации педагогом, как правило, совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления (проявления и развития позитивных личностных качеств) и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

(Титова Е.В.)

 

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Под самодеятельностью обычно понимают деятельность, которая осуществляется по внутренним побуждениям самого человека, по его инициативе. С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская и другие педагоги обратили внимание на характер самодеятельности: ради кого и для кого что-то делается самостоятельно. Н.К.Крупская раскрыла принцип всемерного развития самодеятельности воспитанников: ребенок сам действует так, как его научила деятельность под воздействием воспитателя.

Человек сам действует потребительски, если он находится или находился в объективных воспитательных отношениях авторитаризма, чрезмерной опеки или «свободного воспитания».

Человек сам действует по-товарищески, если он находится или находился — в качестве воспитанника — в объективных отношениях товарищества, т.е. занимает или занимал позицию младшего участника общей творческой заботы о других людях, о себе как их товарище.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.22)

СБОР

Высший орган коллектива, обсуждающий и принимающий жизненно важные решения. В зависимости от специфики воспитательного коллектива может именоваться по-разному: собрание, сход, слет, съезд и т.п.

(Титова Е.В.)

 

СБОР-СТАРТ

Здесь происходит перспективное планирование жизни коллектива, составляется план общих дел на очередной срок, например, на месяц или на период школьного года (на осень, зиму и т.д.), разрабатывается план предстоящего творческого дела.

(Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — c.181)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.233.176 (0.016 с.)