Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика передачи и усвоенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Проявление на практике односторонне-дробного «понимания и осуществления воспитательного процесса (в широком смысле слова) как только (или по преимуществу) процесса передачи воспитателями готового, ранее накопленного опыта (нравственного, трудового и др.) и усвоение воспитанниками этого опыта». (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.3) ПЕРИОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Завершенная последовательность организационных этапов (от первичной диагностики и целеполагания до анализа и оценки результатов); временная протяженность полного цикла организации воспитательного процесса. (Титова Е.В.)
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Это план тех личных действий учителя, классного руководителя, которые должны помочь в выполнении общего плана жизни классного коллектива на данный период в решении педагогических задач. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.79) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ Это целенаправленная передача опыта (открытая и скрытая) и целенаправленное овладение этим опытом. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.20)
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ Завершающая стадия процесса коллективной организаторской деятельности, структуры коллективного творческого дела (КТД). На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или, что встречается чаще, неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, опираться на уроки, из него извлеченные, постольку руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников к этому комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.39)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКО-ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Их составляют три взаимосвязанных «ядра». Во-первых, эгоистическая заинтересованность только тем, что представляется для себя интересным и нужным, — отсюда себялюбивая изобретательность и инициативность, карьеристская самостоятельность и активность, тщеславная настойчивость и дисциплинированность, чванство и властолюбие, жадность, культ примитивных и жестоких удовольствий (от пьянства до хулиганства). Во-вторых, равнодушие к тому, что воспринимается и представляется для себя наименее интересным и важным или совсем неинтересным и ненужным, — отсюда невнимательность, небрежность, недисциплинированность, лень, исполнительство, общественно-трудовая и организаторская пассивность, скептицизм... В-третьих, сплав эгоистической заинтересованности и равнодушия — отсюда капризность, конформизм, приспособленчество, беспринципность, двуличие... (Иванов И.П. В глубины воспитания. — рук. — c.15-16) ПРАЗДНИЧНЫЙ СЮРПРИЗ Коллективное трудовое дело, представляющее собой творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким и далеким людям. В праздничном сюрпризе могут участвовать классные коллективы, их союзы, отдельные микроколлективы. (Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.66)
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТОВАРИЩЕСКОГО УВАЖЕНИЯ И ТОВАРИЩЕСКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ Этот принцип является проявлением гуманистической сущности субъективных воспитательных отношений. Товарищеское уважение и товарищеская требовательность взаимно проникают друг в друга, дополняют друг друга, при этом не возникает перекоса ни в ту, ни в другую сторону. (И.П.Иванов)
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Это процесс все более глубокого и полного отражения объективной реальности, внешнего мира, «действительных отношений» людей (К.Маркс) в сознании и поведении человека, т.е. в субъективных («личных») отношениях человека к миру. Развитие может идти как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае развитие происходит с открытой целью формирования, укрепления одних личных отношений и их компонентов и преодоления других личных отношений и их компонентов. Во втором — под стихийным влиянием природы, обстоятельств, предметов, событий окружающей жизни или под таким воздействием со стороны других людей или самого человека, которое преследует жизненно-практические цели, а не цели развития, например, создание какой-нибудь вещи, желание развлечься, победить в состязании и т.п. Развитие может быть всесторонним или односторонним, равномерным или неравномерным, искривленным, когда одни компоненты личности развиваются в ущерб другим. Особенностью развития человека является разнообразие тех видов личных, субъективных отношений (Cм. «Личные отношения»), в которых отражается действительность. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.14-15) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Достижение педагогом (педагогами) такого качества (состояния) организации, как правило, совместной деятельности воспитанников, ее разнообразных видов и форм, при котором обеспечивается реальная возможность; разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностно значимым содержанием; продуктивность их деятельности, выражаемая в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных). (Титова Е.В.) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (См. «Воспитательные отношения»)
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ 1) состояние развития личности, ее качественное своеобразие; 2) характер взаимодействия человека с обществом, адаптации его в обществе; 3) качество организации деятельности воспитанников, обеспечивающей возможности проявления их личностных свойств и обогащение личного опыта. (Титова Е.В.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (См. «Воспитательные отношения») РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ а) собственно воспитательные: положительная динамика проявлений позитивных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, как правило, совместной разнообразной деятельности; б) практические (или «жизненно практические», по И.П.Иванову): реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, художественно-эстетической, познавательной, спортивной, социально-творческой и др.); в) организационно-методические: качество организации педагогом, как правило, совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления (проявления и развития позитивных личностных качеств) и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием. (Титова Е.В.)
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Под самодеятельностью обычно понимают деятельность, которая осуществляется по внутренним побуждениям самого человека, по его инициативе. С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская и другие педагоги обратили внимание на характер самодеятельности: ради кого и для кого что-то делается самостоятельно. Н.К.Крупская раскрыла принцип всемерного развития самодеятельности воспитанников: ребенок сам действует так, как его научила деятельность под воздействием воспитателя. Человек сам действует потребительски, если он находится или находился в объективных воспитательных отношениях авторитаризма, чрезмерной опеки или «свободного воспитания». Человек сам действует по-товарищески, если он находится или находился — в качестве воспитанника — в объективных отношениях товарищества, т.е. занимает или занимал позицию младшего участника общей творческой заботы о других людях, о себе как их товарище. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.22) СБОР Высший орган коллектива, обсуждающий и принимающий жизненно важные решения. В зависимости от специфики воспитательного коллектива может именоваться по-разному: собрание, сход, слет, съезд и т.п. (Титова Е.В.)
СБОР-СТАРТ Здесь происходит перспективное планирование жизни коллектива, составляется план общих дел на очередной срок, например, на месяц или на период школьного года (на осень, зиму и т.д.), разрабатывается план предстоящего творческого дела. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — c.181)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.101.151 (0.009 с.) |