Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая творческая забота воспитателей и воспитанников

Поиск

Единство жизненно-практической и воспитательной заботы. Это единство реализуется по-разному, двумя взаимосвязанными путями:

  • или воспитательная забота осуществляется открыто, когда воспитательные задачи ставятся открыто и рассматриваются как ведущие, а решение жизненно важных практических задач — как средство для решения воспитательных;
  • или воспитательная забота осуществляется «по ходу» решения жизненно практических задач, выступает как результат, следствие жизненно практической заботы.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.14)

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Один из видов объективных общественных отношений, представляющий собой взаимодействие воспитателей и воспитанников, действенные отношения между воспитателями и воспитанниками, между воспитателями, между воспитанниками. От этих отношений зависит непосредственно осуществление целей воспитания. Характер воспитательных отношений в конечном счете определяется характером производственных отношений, однако воспитательные отношения имеют и относительную самостоятельность. Это выражается особенно в том, что воспитательные отношения приобретают силу общественной привычки, традиции.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.17)

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА

Это взаимная забота воспитателей и воспитанников — при ведущей роли воспитателей — в решении воспитательных задач в единстве с решением жизненно-практических задач. Это отношения отражаются в субъективных (личностных) воспитательных отношениях воспитателей и воспитанников — в их отношениях к себе и друг другу как к товарищам по общей творческой заботе, которые могут (товарищеское уважение) и должны (товарищеская требовательность) все более успешно решать все более сложные жизненно практические и воспитательные задачи.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.13)

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

То объективное положение (объективные позиции), которое занимают люди в своей деятельности, интересы, выражающие это положение. Взаимосвязь людей в их деятельности, т.е. их взаимодействие, представляет собой объективные общественные отношения. Важнейшим видом объективных общественных отношений, в конечном счете определяющим характер всех остальных видов, являются производственные отношения, т.е. взаимодействие людей в сфере производства — отношения сотрудничества или, напротив, отношения господства и подчинения. В развитии общества играли и играют существенно важную роль также политические и идеологические отношения. Особым видом объективных общественных отношений являются объективные воспитательные отношения.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.6, 16)

 

ОДНОСТОРОННЕЕ ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс только или по преимуществу открытой передачи готового общественно необходимого опыта и усвоения этого опыта воспитанниками. Это характерно для регрессивных типов воспитательных отношений: авторитаризма, чрезмерной опеки и «свободного» воспитания. Объективная позиция воспитателя в этом процессе — это позиция передатчика готового опыта, объективная позиция воспитанника — позиция пассивного или активного потребителя такого опыта, послушного или «свободного» исполнителя воли воспитателя.

Этот характер взаимодействия отражается в направляющих развитие данного взаимодействия типах субъективных воспитательных отношений: авторитарная требовательность воспитателей к воспитанникам и «уважение» к ним как к послушным исполнителям воли старших; или в «уважении» к воспитанникам без требовательности к ним; или в уважении и требовательности к воспитанникам как активным потребителям готового опыта, активным исполнителям воли воспитателей.

(И.П.Иванов)

 

ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ПРИЕМ

Действие, позволяющее решить конкретную организаторскую задачу. Например, для решения такой задачи, как распределение поручений между микроколлективами, могут применяться различные организаторские приемы: «жеребьевка», «свободный выбор», «задание», «аукцион» и др.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.99-100)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задачи, выдвигаемые педагогами в совместной деятельности с воспитанниками и связанные с достижением конкретных практических результатов, с изменениями в характере организации коллективной деятельности. Эти задачи, как правило, требуют формулировок, которые как бы отвечают на вопросы: что обеспечить (значит сделать возможным); во что вовлекать воспитанников, что привлекать в качестве средств, на что опираться, что использовать, что организовывать, что стимулировать, а также чего не допускать и т.п.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.75-76)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Система действий педагогов, направленных на упорядочение разнообразной (разносторонней) развивающей деятельности воспитанников (в условиях школы — прежде всего совместной деятельности).

(Титова Е.В.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс ее системного упорядочения: в целях и мотивации участников, в содержании, средствах и способах ее осуществления, в связях и отношениях участников, во времени и в пространстве.

(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.123-128)

 

ОТНОШЕНИЯ РАЗУМНОЙ ОПЕКИ

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто и скрыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя для овладения им активную, творческую деятельность воспитанников, но не сводя к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают объективную позицию активных творческих учеников. Именно такие воспитательные отношения строили и обобщали передовые педагоги прошлых времен (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоции, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Я.Корчак, С.Т.Шацкий и др.).

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)

 

ОТНОШЕНИЯ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Тип воспитательных отношений, которые возникают и развиваются в противоположность авторитаризму (авторитарным отношениям), но их противоположность относительная, ибо результаты получаются часто те же самые. В этих отношениях воспитатели тоже передают воспитанникам готовый опыт, но не организуют их деятельность, а воспитанники могут усваивать передаваемый опыт, а могут не усваивать, они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт.

В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, т.е. действуют в качестве помощников воспитанников, а воспитанники действуют как свободные, относительно самостоятельные накопители готового и нового опыта.

В условиях «свободного воспитания» деятельность воспитанника неизбежно принимает характер потребительский, эгоистический, потому что воспитанник не может сам, без организующего участия старших успешно заботиться об улучшении окружающей жизни (для этого недостаточен его личный жизненный опыт: этого нельзя добиться в одиночку, обособленно — слишком велики трудности), и он неизбежно начинает заботиться прежде всего о себе, бороться за себя, за удовлетворение своих потребностей — на остальное у него уже не хватает ни сил, ни времени...

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)

 

ОТНОШЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОПЕКИ

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели — только или по преимуществу — передают воспитанникам готовый опыт и организуют (прямо и опосредованно, через самих воспитанников) активную и даже творческую деятельность воспитанников по усвоению этого опыта во всех сферах жизни. А воспитанники — только или по преимуществу — овладевают передаваемым опытом в активной, даже творческой деятельности во всех сферах жизни (не только в учебной работе, но и в быту, во время отдыха, в общественной деятельности). Здесь воспитатели занимают активную, «передаточную» позицию, т.е. действуют только или по преимуществу как активные, даже творческие передатчики готового опыта, а воспитанники действуют только или по преимуществу как даже творческие потребители готового опыта — в практической и организаторской деятельности.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)

 

ПЕДАГОГИКА АВТОРИТАРИЗМА

Практика педагогической воспитательной деятельности построенной на убеждении «что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспитателями».

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.3)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.006 с.)