Кафедра педагогики и педагогической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра педагогики и педагогической психологии



ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНО

на Ученом совете Академии

Протокол № _4_

от «_30_»_ноября_2010 г.

 

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050706.65

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Специализация – «Педагогическая психология»

 

 

Казань - 2010


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Рекомендована в печать Ученым советом

ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

 

 

Программа государственного междисциплинарного экзамена

По специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация – «Педагогическая психология»

 

Ответственные составители и редакторы: к.п.н., доцент Сахиева Р.Г., д.п.н., профессор Мухаметзянова Ф.Г., к.п.н., доцент Яхина З.Ш.

Рецензент: д.п.н., профессор Корчагин Е.А.

 

 

Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Педагогика и психология». Она состоит из введения, в котором представлена общая характеристика специальности 050706.65 «Педагогика и психология», требования к уровню подготовки выпускника по данной специальности, требования к итоговой государственной аттестации, критерии оценки знаний студентов на государственном междисциплинарном экзамене, трех разделов, а именно: «Дисциплины психологического цикла», «Дисциплины педагогического цикла», «Педагогическая психология», а также списка литературы по каждому разделу.

Программа составлена таким образом, что позволяет студентам целенаправленно готовиться к сдаче государственного междисциплинарного экзамена, акцентируя внимания на наиболее важные профессионально-ориентированные аспекты дисциплин психолого-педагогического цикла. Последовательность, логичность и содержательность изложения материала позволит оказать помощь студентам в подробном раскрытии тех или иных вопросов государственного междисциплинарного экзамена.

Программа предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».

 

 

Кафедра педагогики и педагогической психологии частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия социального образования»


ВВЕДЕНИЕ

Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050706.65 – «Педагогика и психология».

III. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

3.1 Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач и продолжению образования в аспирантуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

 

3.2 Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен может проводиться по отдельным дисциплинам, входящим в циклы общепрофессиональных и предметных дисциплин, или в форме итогового междисциплинарного экзамена. Программа и порядок проведения государственного экзамена определяются вузом на основании ГОС ВПО по специальности 050706.65 «Педагогика и психология», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования и примерной программы, разработанных УМО по специальностям педагогического образования.

Билет государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» включает в себя 3 вопроса, соответствующие разделам программы: «Дисциплины психологического цикла», «Дисциплины педагогического цикла», «Педагогическая психология».

 

3.3. Критерии оценки знаний студентов на государственном междисциплинарном экзамене

Оценка отлично выставляется, если студент дает полный и правиль­ный ответ на поставленные в экзаменационном билете и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы:

· обнаруживает всестороннее системное и глубокое знание программного материала;

· обстоятельно раскрывает соответствующие методологические и тео­ретические положения;

· демонстрирует знание современной учебной и научной литературы;

· владеет категориальным аппаратом;

· демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;

· подтверждает теоретические постулаты примерами из психолого-педагогической практики;

· способен творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

· имеет собственную оценочную позицию и умеет аргументировано и
убедительно ее раскрыть;

· четко излагает материал в логической последовательности.

 

Оценка хорошо выставляется, если студент дает ответ, отличающий­ся меньшей обстоятельностью и глубиной изложения:

· обнаруживает при этом твёрдое знание программного материала;

· допускает несущественные ошибки и неточности в изложении теоретического ма­териала; исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора;

· опирается при построении ответа только на обязательную литературу;

· подтверждает теоретические постулаты отдельными примерами из психолого-педагогической практики;

· способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;

· испытывает небольшие трудности при определении собственной оценочной позиции;

· наблюдается незначительное нарушение логики изложения материала.

 

Оценка удовлетворительно выставляется, если студент в основном знает программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии педагог-психолог, но ответ, отличается недостаточной полнотой и обстоятельностью изложения:

· допускает существенные ошибки и неточности в изложении теоретического ма­териала;

· ответ имеет ре­продуктивный характер;

· в целом усвоил основную литературу;

· обнаруживает неумение применять пси­хологические и/или педагогические закономерности для объяснения кон­кретных фактов и явлений;

· требуется помощь со стороны членов экзаменационной комиссии (путем наводящих вопросов, небольших разъ­яснений и т.п.);

· испытывает существенные трудности при определении собственной оценочной позиции;

· наблюдается нарушение логики изложения материала.

 

Оценка неудовлетворительно выставляется, если студент обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее су­щественной части содержания учебного материала:

· допускает принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;

· не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов членов
экзаменационной комиссии;

· не способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;

· не умеет определить собственную оценочную позицию;

· допускает грубое нарушение логики изложения материала.

 


ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050706.65 «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

 

РАЗДЕЛ I. ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Основы общей психологии

Психология как наука. Психология как наука о психике и психических явлениях. Объект и предмет психологии. Задачи психологической науки. Основные понятия психологии (психика, сознание, личность, деятельность, поведение, психические процессы личности, индивидуально-психологические свойства личности, психические состояния личности). Особенности психологии как науки. Житейские и научные психологические знания. Методология и методы психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками.

Этапы становления и развития психологии как науки.

Основные научные направления в зарубежной психологии (психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э.Фромм и др.), бихевиоризм (Дж.Уотсон, Э.Толмен, К.Халл, Б.Скиннер и др.), когнитивизм (У.Найссер, А.Пайвио, Ф.Хайдер и др.), гештальтпсихология (М.Вертмайер, В.Келлер, К.Коффка и др.), гуманистическая психология (Г.Олпорт, Г.Мюррей, А.Маслоу, К.Роджерс и др).

Проблема личности в психологии. Категория личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер (С.Л.Рубинштейн). Проблема личности в трудах А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И.Божович).

Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии (подход Ананьева Б.Г., подход Абульхановой К.А., подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В., подход Мясищева В.В., подход Платонова К.К., подход Узнадзе Д.Н., подход Фельдштейна Д.Н.).

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии (социогенетический подход, биогенетический подход, психогенетический подход).

Теория деятельности. Понятие и цель деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Побудительные причины деятельности. Воля и внимание в деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Структура деятельности А.Н.Леонтьева: деятельность – действие – операция – психофизиологические функции. Потребность как исходная форма активности человека. Мотивация деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности, взаимопереходы между ними. Понятие о внутренней деятельности. Виды человеческой деятельности: игра, учение, труд. Общение как деятельность (М.И. Лисина). Деятельность и развитие человека.

Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Апперцепция как зависимость внимания от интересов и направленности личности. Виды внимания. Свойства внимания. Роль внимания в различных познавательных процессах и деятельности. Внимательность к людям как профессионально значимое качество личности педагога-психолога.

Память как психический процесс запоминания, сохранения, последующего воспроизведения человеком индивидуального опыта. Процессы памяти. Классификация памяти. Индивидуальные особенности памяти. Феноменальная память (А.Р.Лурия). Влияние обучения на развитие памяти. Приемы улучшения памяти. Законы памяти. Значение памяти в жизнедеятельности человека, в обучении и воспитании, общении с людьми.

Мышление как высший познавательный психический процесс. Отличие мышления от других психических процессов. Отличительные признаки мышления. Взаимосвязь мышления и речи (Л.С.Выготский). Классификация мышления. Основные виды мышления. Основные формы мышления. Умозаключение как высшая форма мышления. Мышление в практической деятельности человека. Логические операции мышления. Особенности творческого мышления. Качества ума. Интеллект человека.

Воображение и его роль в психической деятельности человека. Воображение как процесс создания новых образов на основе имеющихся знаний. Связь мышления и воображения, воображения и личности. Виды воображения. Приемы создания новых образов. Аналитико-синтетический характер создания новых образов воображения. Творческое воображение как отражение личности человека. Индивидуальные особенности воображения. Роль воображения в жизни человека.

Способности как индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. Признаки способностей по Б.М.Теплову. Природные и приобретенные способности. Виды способностей. Способности и их влияние на успешность деятельности. Понятие задатков как природных предпосылок для развития способностей. Соотношение задатков и способностей. Условия и предпосылки формирования способностей. Уровни развития способностей. Понятие творчества и одаренности. Влияние воспитания на развитие способностей.

Темперамент как соотношение индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Виды темперамента и их характеристика. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. Понятие индивидуального стиля деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-физиологических особенностей организма к требованиям деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Соотношение темперамента и успешности деятельности человека.

Характер как система устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер как прижизненное образование. Понятие о чертах характера как психических свойствах человека, определяющих его поведение в типичных обстоятельствах. Черты характера человека как система отношений к другим людям, к деятельности, к окружающему миру и к самому себе. Характер и другие черты личности. Акцентуации характера. Система акцентуированных характеров по К.Леонгарду. Акцентуированные типы характеров подростков по Е.А. Личко. Место характера в общей структуре личности. Формирование характера. Самовоспитание характера.

Эмоции и чувства. Понятие эмоций и чувств. Основные функции эмоций. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация эмоций. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных качеств человека. Роль эмоций в регуляции личных взаимоотношений людей. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека.

Возрастная психология

Возрастная психология как отрасль психологической науки: понятие, объект, предмет, задачи и разделы.

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С.Выготского: развитие как присвоение исторически сложившихся способов деятельности и мышления, овладения общественным опытом, социально-опосредованный характер психического развития человека. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие «зоны ближайшего развития», его общетеоретический и конкретно-психологический смысл.

Естественно-научная концепция психического развития: развитие как приспособление (адаптация) ребенка к среде, от индивидуального состояния к социальному.

Кризисы психического развития и их значение. Понятие возрастного кризиса. Основные кризисные периоды. Характеристика развития личности в кризисный период. Значение кризисов для психического развития личности. Психолого-педагогическое сопровождение личности в кризисный период.

Психическое развитие в раннем детстве. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем детском возрасте. Развитие речи и наглядно-действенного мышления в раннем детском возрасте. Развитие образной и режиссерской игры в раннем детстве. Автономная детская речь и ее характеристика. Развитие личности ребенка. Кризис трех лет и его психологическая характеристика. Социальная ситуация развития при переходе к дошкольному детству. Психологическая эмансипация ребенка от взрослых «Я сам!». Симптомокомплексы кризиса трех лет. Личностные новообразования в период кризиса трех лет.

Психическое развитие детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Значение игры для развития ребенка. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Развитие памяти, внимания. Развитие речи как средства общения, познания, регулирования поведения дошкольника.

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Проблема готовности к школьному обучению. Виды готовности к школьному обучению. Кризис 7 лет и его психологическое содержание. Психодиагностические методики определения готовности к школьному обучению (Керн-Йирасек, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер).

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте, появление системы общения «учитель-ученик» и ее влияние на психическое развитие ребенка. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Психологические особенности подростка. Проблема кризиса подросткового возраста. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Интимно-личное общение как ведущая деятельность подростка. «Чувство взрослости» как центральное психологическое новообразование возраста, его виды. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Учебная деятельность подростков. Новая система требований к учителю. Избирательное отношение к учебным предметам. Развитие творческого воображения, начальных форм творческого рассуждающего мышления. Нравственные убеждения и их формирование. Возникновение внутренней жизни подростка. Формирование направленности личности.

Психология ранней юности. Варианты развития личности в юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Формы участия юношества в общественных организациях. Развитие самосознания и образа «Я». Любовь в юношеском возрасте. Основные пути развития научного мировоззрения. Формирование научных и эстетических убеждений, социальных и эстетических норм в юношеском возрасте.

Психологическое консультирование

Сущность, задачи и структурные компоненты психологического консультирования.

Этапы и фазы психологического консультирования.

Техники, методы и формы психологического консультирования. Групповые и индивидуальные формы работы.

Коррекционная педагогика и специальная психология

Коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки. Предмет, задачи и принципы коррекционной педагогики. Разделы коррекционной педагогики.

Предмет, задачи и основные разделы специальной психологии.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии ребенка. Понятие «нормы» и «патологии». Отклоняющееся развитие. Дизонтогенез и его виды. Факторы отклоняющегося развития. Структура дефекта - соотношение первичного и вторичного дефектов. Комбинированные нарушения, их причины. Коррекция, компенсация, реабилитация, социализация, интеграция, сегрегация.

Общая характеристика девиантного поведения детей.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

 

РАЗДЕЛ II. ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Общие основы педагогики

Педагогика как наука. Сущность, объект, предмет, задачи и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая система, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие. Отрасли и разделы педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.

Образование как многоаспектное явление. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Функции современного образования. Образование как явление общественной жизни, образование как ценность, образование как система, образование как педагогический процесс, образование как результат.

История педагогики и образования

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции: спартанская и афинская модели воспитания; эвристический метод обучения Сократа; Сократические школы и их направления: Киренская; Элидо-Эретрийская; Мегарская; Киническая. Платон – основатель школы Академии. Аристотель – основоположник Ликея и метода риторики как средства убеждения, ораторского искусства и воспитания юношей.

Система воспитания и образования Древнего Рима: трехуровневая школьная система обучения: элементарное образование, школа повышенного типа, риторическая школа. Педагогические идеи Марка Туллия Цицерона. Энциклопедическое образование Луция Аннея Сенеки. Римский педагог Марк Фабий Квинтилиан, его мысли о школьном образовании в произведении «О воспитании оратора».

Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Влияние церковной культуры на развитие образования. Аврелий Августин (Блаженный) – создатель программ церковного обучения. Школьный реформатор эпохи правления Карла Великого Альбин Алкуин. Основоположник понятия «схоластика» Фома Аквинский, его взгляд на школьную систему обучения. Зарождение Средневекового университета как источника научных знаний, мудрости и просвещения.

Гуманистические идеи воспитания и образования педагогов-гуманистов эпохи Возрождения ( Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Томаса Мора, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня). Идея о народном образовании в работах Эразма Роттердамского «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения».

Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики. Чешский гуманист, философ, педагог Ян Амос Коменский - основатель современной педагогики, автор «Великой дидактики».

Педагогические идеи и взгляды Джона Локка и Жан-Жака Руссо. Педагогический труд Дж. Локка «Мысли о воспитании». Педагогические принципы свободного и естественного воспитания в работе Ж.-Ж. Руссо: «Эмиль, или О воспитании».

Г. Песталоцци - один из основоположников теории начального обучения и его труд «Лингард и Гертруда».

Становление отечественной педагогики: С. Полоцкий, М. В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский. Л.Н. Толстой – основатель школы в Ясной Поляне.

Научное наследие К.Д. Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки. Основные педагогические труды К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «Родное слово», «Руководство к «Родному слову» и др.

П.П. Блонский - теоретик и пропагандист педологии, разработчик концепции биогенетического развития ребенка, теории трудового воспитания и политехнического образования. Основные педагогические труды П.П. Блонского: «Введение в дошкольное воспитание», «Курс педагогики», «Педология», «Трудовая школа» и др.

Педагогические идеи и взгляды А. С. Макаренко. Основные педагогические труды А.С. Макаренко: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др.

Педагогические идеи и взгляды В.А.Сухомлинского. Основные педагогические труды В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива» и др.

Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, индивидуализация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, фундаментализация, информатизация, международная образовательная интеграция др.

Теория и методика воспитания

Воспитание в целостном педагогическом процессе. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса. Воспитание как общественное явление. Структура воспитательного процесса. Функции воспитания. Признаки и особенности воспитания. Закономерности и принципы воспитания.

Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания.
Отечественные концепции воспитания: система Л.Н. Толстого; С.Т. Шацкого; школа-коммуна А.С. Макаренко; система В.А. Караковского (КТД), «Педагогика общей заботы» (И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро), «Педагогика успеха», «Школа диалога культур» (В. С. Библер), воспитательная система сельской школы (В. А. Сухомлинский). Пионерская организация.

Характеристика и своеобразие зарубежных воспитательных систем: образовательно-воспитательная система Вальдорфской школы; «Дом ребенка» М. Монтессори; «Школа без принуждения» С. Френе; воспитательная система Януша Корчака, справедливые сообщества Л. Кольберга, школа-лаборатория Дж. Дьюи. Скаутизм как воспитательная система.

Основные подходы к развитию личности: гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлиснкий, Ш. А. Амонашвили и др.); личностно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова и др.); социализирующий подход (ВХ.Бочарова, МАГалагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая); антропологический подход (Ш.А.Амонашвили, Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.МЛузина, В.И.Максакова); аксиологический подход (В.А.Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б.Котова, Г.И.Чижакова, Е.Н.Шиянов, Н.Е.Щуркова, ЕАЯмбург).

Технологии воспитания: технология формирования мировоззрения, технология организации внеучебной деятельности, технология моделирования и проектирования воспитательного пространства, технология реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Методы, формы и средства воспитания. Многообразие методов воспитания и различные подходы к их классификации (Н.И. Болдырев и др., Т.И. Ильина и др., Г.И. Щукина, В.А. Сластенин и др.). Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы. Функции форм воспитательной работы: организаторская, регулирующая, информативная. Диалоговые формы воспитания. Формы коллективной творческой деятельности. Средства воспитания.

Культура межнационального общения. Сущность и основные направления воспитания культуры межнационального общения. Роль национальных традиций в воспитании.

Семейное воспитание: Сущность и задачи семейного воспитания. Принципы семейного воспитания. Основные функции семьи. Содержание семейного воспи­тания. Особенности семейного воспитания.

Стили семейного воспитания и факторы его формирующие. Аномальные стили семейного воспитания. Условия развития и саморазвития личности в семье. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка.

Социализация: сущность, агенты (агенты первичной социализации, агенты вторичной социализации), факторы (микрофакторы, мезафакторы, макрофакторы, мегафакторы) и стадии социализации (дотрудовая, трудовая, послетрудовая).

Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие «коллектив», его структура, функции и признаки. Принципы коллективистского воспитания. Пути формирования коллектива. Формирование личности в коллективе, роль коллектива в развитии личности. Особенности педагогического взаимодействия в ученическом коллективе. Коллективные творческие дела (КТД) как условие воспитания и сплочения ученического коллектива. Развитие детского самоуправления. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправления.

Учитель – воспитатель, классный руководитель. Система и содержание воспитательной работы классного руководителя, его профессиональные обязанности. Функции классного руководителя. Основные направления деятельности классного руководителя. Этапы деятельности классного руководителя.

Теория обучения

Педагогический процесс как целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития. Компоненты педагогического процесса. Противоречия как движущие силы развития и совершенствования педагогического процесса. Объективные и субъективные противоречия. Этапы организации педагогического процесса..

Обучение в целостном педагогическом процессе. Сущность, задачи, функции, закономерности и принципы обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Ю. К. Бабанский и др.).

Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и др.).

Теория проблемного обучения (М.И.Махмутов, Ю.К.Бабанский, Д.В. Вилькеев, М.А.Данилов, Т.В. Кудрявцев, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, В.Оконь, М.Н.Скаткин и др.).

Концепция обучения и воспитания в педагогике сотрудничества (гуманно-личностное обучение младших школьников Ш.А. Амонашвили, обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, преподавание литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н. Ильина), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой и др.).

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Исторический характер содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Принципы и критерии отбора содержания образования.

Современные образовательные технологии: сущность, структура и классификация. Основные требования к современным образовательным технологиям и критерии их технологичности.

Технология проблемного обучения (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь, М.Н.Скаткин и др.): сущность, цели, ключевые понятия, функции, принципы, основные характеристики и особенности, типы проблемной ситуации и способы ее создания, методы и формы, этапы и психолого-педагогические условия реализации, достоинства и недостатки технологии.

Технология проектного обучения (В.В. Гузеев, Е.А. Крюкова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.): сущность, цели, ключевые понятия, основные характеристики и особенности, типы проектов, этапы и психолого-педагогические условия реализации, достоинства и недостатки технологии.

Технология дистанционного обучения (Е.С. Полат, И.Г. Захарова, О.П. Околесов, В.А. Трайнев и др.): сущность, цели, функции, принципы, основные характеристики и особенности, этапы и психолого-педагогические условия реализации, достоинства и нерешенные проблемы.

Технология учебного портфолио (Бахарева М.В., Никитина Э.В., Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Чошанов М.А. и др.): сущность, цели, функции, особенности, виды портфолио, структура, достоинства и недостатки технологии.

Методы обучения. Сущность и классификация методов обучения (по источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский); по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина; по основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского; по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова).

Формы обучения. Урок как основная форма организации учебного процесса.

Средства обучения.

Типология и многообразие образовательных учреждений в Российской Федераци и.

Педагогическая психология

Педагогическая психология как наука. Сущность, предмет, задачи и структура педагогической психологии. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

Основные проблемы педагогической психологии (проблема сензитивных периодов в жизни ребенка; проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания; проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка; проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению; проблема детской одаренности; проблема педагогической запущенности ребенка; проблема обеспечения индивидуализации обучения; проблема социальной адаптации и реабилитации; проблема психологической готовности учителя и воспитателя к работе с детьми и др.) и их характеристика. Э тапы становления и развития педагогической психологии. Первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.) - общедидактический (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.). Второй этап (с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в.) - этап оформления педагогической психологии в самостоятельную отрасль (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Блонский, А. Бине, В. Анри, К. Штерн, А. Валлон, К. Бюлер и др.). Формирование особого психолого-педагогического направления - педологии (Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), Третий этап (с середины XX в. и до настоящего времени) – этап создания целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии (Б. Скиннер, Л.Н. Ланда, В. Оконь, М.И. Махмутов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.В. Рубцов, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, И. Лингарт, Г.К. Лозанов, Г.А. Китайгородская, А.В. Петровский и др.) Теории научения в психологии. Проблемы теории научения: проблема соотношения и разграничения понятий «научение» и «обучение»; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения и др.). Ассоциативно-когнитивное научение: научение знаниям, научение навыкам и научение действиям. Ассоциативно-рефлекторное научение: сенсорное, моторное и сенсомоторное. Разновидности интеллектуального научения. Рефлекторно-интеллектуальное научение: научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение. Интеллектуально-когнитивное научение: научение понятиям, научение мышлению и научение умениям. Виды научения: привыкание, классическое обусловливание (И.П. Павлов), оперантное обусловливание (Б.Ф. Скиннер, Э.Торндайк (проб и ошибок), комплексное научение. Уровни научения: рефлекторный, когнитивный.

Сущность учения. Учение как разновидность деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Различные трактовки учения в зарубежной и отечественно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.069 с.)