![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретико-методологические основы социальной педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Часть II. Психология Раздел 6. Психология человека Понятия “человек”, “личность”, “индивидуальность” в психологии. Основные понятия психологии личности: индивид, личность, индивидуальность. Значение исследований психологии личности для развития психологического знания. Области практического применения психологических теорий личности (психология обучения и воспитания, психология управления, психотерапия и др.). Психологическая структура личности и ее основные компоненты: направленность, темперамент, способности, характер. Структура личности по К.К.Платонову, понимание личности А.Н.Леонтьевым, концепция личности А.В.Петровского, подход Б.Г.Ананьева. Теория личности в основных научных психологических школах: психоанализе, гештальт-психологии, бихевиоризме, гуманистической, когнитивной психологии.
Направленность личности. Потребности, интересы, мировоззрение в структуре направленности. Педагогическая направленность социального педагога. Общее понятие о направленности. Направленность - стержневое свойство личности. Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов. Активность и направленность. Потребности, интересы, цели, взгляды, убеждения, идеалы - компоненты направленности. Направленность как система ценностных ориентаций. Профессиональная направленность личности. Педагогическая и творческая направленность - условия эффективной профессиональной деятельности социального педагога. Потребности как источник активности и основной мотивационный фактор. Виды потребностей. Духовные потребности и их формирование у личности. Интерес как мотивационный фактор. Условия возникновения и стадии развития интереса. Виды и индивидуальные различия интересов. Познавательные интересы учащихся. Система ценностей личности. Ее проявление в убеждениях, идеалах, ценностных ориентациях человека. Духовные и социальные ценности. Система ценностей как показатель зрелости личности. Формирование гуманистических ценностных ориентаций личности.
6.3. Характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента людей в деятельности социального педагога. Понятие о темпераменте. Его проявление в общей активности, особенностях моторной сферы, свойствах эмоциональности человека. Конституционные типологии темперамента Э.Кречмера, У.Шелдона. Типология К.Г.Юнга.
Факторные теории темперамента. Изучение темперамента как проявления индивидуальных особенностей нервной системы. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента. Свойства нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность) и типы высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика основных типов темперамента. Педагогическое воздействие на учащихся с различными типами темперамента. Дальнейшая разработка физиологических основ темперамента в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Проявление темперамента в различных видах деятельности. Влияние типов темперамента на формирование отклоняющегося поведения. Методы диагностики темперамента. Учет особенностей темперамента людей в профессиональной деятельности социального педагога. Педагогическое воздействие на детей с разными типами темперамента.
6.4. Характер. Группы свойств характера. Воспитание положительных свойств характера детей и подростков. Понятие о характере. Характер и личность. Характер и система отношений личности. Структура характера. Основные группы черт характера. Характер в структуре целостной личности. Связь характера с темпераментом, способностями. Акцентуация как крайняя степень выраженности черт нормального характера. Основные типы акцентуации характера. Акцентуации характера у подростков и ее учет в деятельности социального педагога. Характер как результат развития личности. Природные предпосылки и социальные факторы формирования характера. Воспитание и самовоспитание положительных свойств характера. Профессионально важные черты характера социального педагога.
6.5. Понятие о способностях. Роль задатков, среды и воспитания в развитии способностей. Понятие о способностях. Способности и деятельность человека. Природа способностей. Соотношение природного и приобретенного в способностях. Задатки как природные предпосылки развития способностей. Роль среды, обучения и воспитания в развитии способностей. Ведущая роль деятельности в выявлении, формировании и развитии способностей. Значение сензитивных периодов в развитии способностей детей. Условия развития способностей в деятельности.
Структура способностей. Общие и специальные способности; репродуктивные и творческие. Талант и гениальность как уровни развития способностей. Способности в структуре личности. Взаимосвязь способностей с другими свойствами личности. Педагогические способности и их структура. Профессиональные способности социального педагога.
6.6. Деятельность личности: структура и содержание. Особенности деятельности социального педагога. Понятие о деятельности. Личность как субъект деятельности. Развитие, проявление, самореализация личности в деятельности. Деятельность как усвоение человеком общественно-исторического опыта и культуры. Структура деятельности: мотив, цель, средства, результат, действия. операции. Предметные и умственные действия. Формирование умственных действий в процессе интериоризации. Знания, умения, навыки и привычки. Их роль в деятельности и поведении. Взаимодействие навыков. Виды навыков. Формирование умений и навыков. Привычки, их формирование. Поступки и привычки. Основные виды деятельности: общение игра, учение, труд. Творчество - высший уровень деятельности социального педагога. Его критерии. Виды творческой деятельности. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности как условие ее творческой деятельности. Раздел 7. Возрастная и педагогическая психология Периодизация развития личности ребенка. Критерии периодизации психического развития. Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского. Представления о возрастной динамике и периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности и психические новообразования возраста. Возрастной кризис. Понятие сензитивного возраста. Психологические основы готовности ребенка к школе. Понятие «готовности к школе». Педагогический и психологический подходы к проблеме. Основные аспекты готовности к школе: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Мотивационная готовность к школе. Произвольность поведения и ее роль в подготовке ребенка к школе. Диагностика готовности к школьному обучению. Психология педагога. Психологическая сущность педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности по составу действий: гностический, проектировочный, конструкторский, коммуникативный, организаторский компоненты. Психологические закономерности освоения педагогической деятельности. Понятие и структура педагогических способностей. Диагностика педагогических способностей и умений. Понятие стиля педагогической деятельности. Психологическая характеристика основных индивидуальных стилей педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Целесообразность их применения на разных ступенях обучения. Психология педагогического воздействия: понятие, функции, стратеги педагогического воздействия. Психологические условия эффективности общения педагога. Понятие педагогической техники и педагогического мастерства; условия и динамика овладения ими.
Психология воспитания. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Стили и методы воспитания. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность как содержание воспитания. Развитие и воспитание духовности. Психологические основы воспитания черт характера, мотивов, черт личности и форм поведения. Инновационные поиски в области психологии воспитания.
Психология 1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. М., 2001. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004. 3. Бакланов К.В. Теории личности в психоанализе. Монография. М., 2005. 4. Бакланов К.В. Психологическая служба в педагогическом вузе: опыт практической деятельности. – М., 2007. 5. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. - М., 2003. 6. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Шаг к успеху: Психология для вас. - М., 2000. 7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. М.: Речь, 2006. 9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1986. 10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2004. 11. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008. 12. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М., 1999. 13. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2005. 14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «Логос», 2004. 15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986 16. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. 2 изд. Ростов н\Д: Феникс, 2004. 17. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 2 изд. Ростов н\Д: Феникс, 2004. 18. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века // Под ред. Д. Брэзиера. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2005. 19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 20. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. Ростов н\Д: Феникс, 2005. 21. Кейдис Л.Б., МакКлендон Р. Супружеская и семейная терапия. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. 22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 23. Леонгард Карл. Акцентуированные личности. – М., 2002. 24. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М., 2008.
25. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. М.: Инст. Психотерапии, 2005. 26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000. 27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003. 28. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000. 29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. 30. Романин А.Н. Основы психоанализа / Серия «Учебники. Учебные пособия». Ростов н\Д: Феникс, 2003. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб., 1999. 32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2000. 33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. 34. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. – М., 1997. 35. Чижова К.И. Общая психология (конспект лекций). М., 2006. 36. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003. 37. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. 5. Критерии оценки ответа выпускника Уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной рабочей программой по дисциплине. 1. Уровень овладения умениями использовать теоретические знания при анализе конкретных социально-педагогических ситуаций. 2. Четкость, точность, полнота, доказательность изложения ответа. 3. Ответ выпускника на экзамене оценивается по пятибальной системе.
Оценка «5» (отлично) ставится за логичный, исчерпывающий ответ, обнаруживающий глубокое понимание и отличное знание современного состояния проблемы, а также умение пользоваться теоретическим материалом для ее многоаспектного раскрытия, дать оценку излагаемым фактам, самостоятельно мыслить. В ответе прослеживается системность изложения материала, аргументированность выводов. Выпускник свободно владеет понятийным аппаратом, использует в ответе профессиональную лексику и терминологию по социальной педагогике (или истории социальной педагогики, или основам социальной работы, или методике и технологии работы социального педагога, или основам профориентологии, или основам управления системой социальной защиты детства). Ответ полный, развернутый, с опорой на нормативно-правовые документы, обязательно подкреплен примерами и (или) практическим опытом работы по данной проблематике, фактами из собственных наблюдений. При изложении материала могут быть допущены 1-2 недочета.
Оценка «4» (хорошо) ставится за освещение вопроса по предложенной проблематике, которое обнаруживает хорошее знание материала, умение пользоваться научно-методической теорией для последовательного и аргументированного изложения мыслей и делать необходимые выводы и заключения. Ответ подкреплен примерами, в том числе и из опыта практической работы или фактами из собственных наблюдений. Ответ отличается грамотным освещением проблематики, но имеет ряд недочетов.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится за правильный (в общем плане), но схематичный ответ, в котором допущены существенные отклонения от темы, есть неточности, значительные нарушения последовательности изложения материала. В ответе дано недостаточно полное освещение предложенной проблематики. Выпускник владеет понятийным аппаратом и профессиональной терминологией, в ответе опирается на нормативно-правовые материалы, может привести примеры из опыта социально-педагогической работы. С помощью дополнительных вопросов может раскрыть сущность проблемы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выпускник затрудняется в ответе на вопросы билета имеет слабое представление о понятийно-категорийном аппарате, не умеет пользоваться теоретическими сведениями для решения задач социально-педагогической деятельности. В ответе отсутствует система знаний, допускаются грубые ошибки, отсутствуют практические примеры. С помощью дополнительных вопросов сущность проблемы не раскрывается.
Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании кафедры социальной педагогики, протокол № 1 от 31 августа 2010 года. Зав. кафедрой социальной педагогики А.В. Иванов
Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании кафедры психологии, протокол № __ от __ _________ 2011 года. Зав. кафедрой психологии Н.К. Бакланова
Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальной педагогики, протокол № 1 от 9 сентября 2011 года.
Председатель Ученого Совета декан факультета К.В. Бакланов
Теоретико-методологические основы социальной педагогики Социальная педагогика: многозначность толкований. Вариативность терминологии в трех аспектах – как отрасль науки, как учебная дисциплина и как область социальной практики воспитания личности. Социальная педагогика как самостоятельная наука, которая изучает социально-педагогические явления в социуме, имеющая собственный объект изучения и предмет исследования. Социальная педагогика как учебный предмет, изучающий социальное воспитание человека, ее задачи и функции в системе подготовки специалиста. Социально-педагогическая практика как результат взаимодействия сферы педагогического регулирования, гуманизации общественных отношений. Основные категории социальной педагогики: социальное воспитание, социализация, социальная работа, социальная среда, социально-педагогическая поддержка, социально-правовая защита, социальная адаптация, социальная интеграция, социальная профилактика, социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная опека, социально-педагогическая инфраструктура, социальный педагог, социально-педагогическая деятельность. Интегративный характер социальной педагогики, ее компоненты. Взаимосвязь с другими науками и отраслями наук: педагогикой, философией, социологией, математикой, кибернетикой, этикой, психологией, анатомией и физиологией человека. Педагогика, социальная педагогика и социальная работа: общие черты и характерные различия. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательные, прикладные и гуманистические; общепедагогические и специфичные. Основные принципы социальной педагогики: природосообразности, культуросообразности, гуманизма. Социально-педагогическое исследование: сущность, задачи. Виды научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Основные области научных исследований в социальной педагогике: методологические, научно-методические, учебно-методические. Этапы (постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий) и методы социально-педагогического исследования (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел, эксперимент и др.). Понятие педагогического общения, его особенности. Функции педагогического общения: организационная, коммуникативно-стимулирующая, информационно-корригирующая, контрольно-оценочная. Стили педагогического общения, влияние стиля на характер взаимодействия педагога и учащихся. Понятие конфликта, его роль в социальном взаимодействии. Виды педагогических конфликтов. Этапы и способы разрешения конфликтов «учитель-ученик». Социально-педагогическая деятельность как процесс. Сущность, структура, основные элементы социально-педагогической деятельности (субъект, объект, цель, функции, средства). Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности. Социализация, социальное воспитание и социальное становление личности. Принципы социально-педагогической деятельности (общефилософские принципы, принципы социальной педагогики): принцип детерминизма, принцип развития, принцип отражения, принцип историзма, социально-обусловленный принцип, принцип социальной значимости, принцип целостности и системности, принцип природосообразности, принцип гуманизма. Цели социально-педагогической деятельности. Виды целей социально-педагогической деятельности: цель-прогноз, цель-результат. Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий. Технологии целеполагания при решении социальных проблем: диагностико-прогностический; этап выбора (разработки) оптимальной технологии; этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии; реализационный; экспертно-оценочный (Л.В. Мардахаев). Сферы профессиональной деятельности социального педагога. Основные виды деятельности социального педагога: социально-информационная помощь, социально-реабилитационная помощь, социально-бытовая помощь, социально-экономическая помощь, медико-социальная помощь, социально-психологическая помощь, социально-педагогическая помощь. Проектирование и контроль социально-педагогической деятельности. Критерии эффективности социально-педагогической деятельности: связь теории с практикой, связь воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий, дифференцированный подход. Понятие о планировании социально-педагогической работы. Виды планов работы социального педагога (перспективный, годовой, текущий), основные требования к ним (целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность). Примерное содержание планов работы в зависимости от учреждения инфраструктуры социально-педагогической деятельности. Анализ в социально-педагогической деятельности. Основные объекты социально-педагогического анализа. Параметрический, тематический, итоговый анализ. Содержательная основа анализа в социально-педагогической деятельности. Документация социального педагога. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности международные, федеральные, региональные, местные документы. Социально-педагогическая инфраструктура как совокупность устойчивых связей учреждений, институтов, субъектов системы образования и социума, обеспечивающая эффективность реализации социально значимых функций образовательных учреждений. Территориальный и отраслевой принципы создания социально-педагогической инфраструктуры. Типы и виды социально-педагогических учреждений России. 2.2. Социализация как социально-педагогическое явление Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Различные подходы к проблеме социализации. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации, стадии социализации. Составляющие социализации. Факторы социализации и их типология.Общая характеристика микро-, мезо-, макро - и мезафакторов социализации. Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социологии. Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях. Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения жаргон. Социализирующие функции и механизмы. Коллектив как социокультурная среда развития личности. Коллектив как групповой субъект социального воспитания; открытая и автономная система; поле интеллектуально-морального напряжения; формализованная и неформализованная системы отношений; жизнедеятельность коллектива как процесс проигрывания социальной роли его членами, база накопления ими социального опыта, арена самореализации и самоутверждения. Методика КТД: коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективный анализ и построение перспектив. Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы. Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы. Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке. Региональные условия – географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных половозрастных и социальны групп населения. Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения в межпоколенных отношений. Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политические структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации. Мегафакторы социализации: состав, специфика влияния на развитие личности. Кризисные явления и мировые проблемы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию.
2.3. Социализация и воспитание Воспитание как одна из основных категорий педагогики. Различные подходы к определению воспитания, его соотношения с понятием социализация. Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе: вера в ценность, достоинство и творческую потенцию каждого человека; право человека иметь собственное мнение и убеждения и воплощать их в жизнь в той степени, в какой это не ущемляет прав других людей; культивирование гибкости и толерантности во взаимодействии с окружающими; формирование ответственности за себя, ближних, общество и мир и др. Существенные различия семейного, религиозного и социального воспитания. Принципы воспитания (связь воспитания с жизнью, обеспечение единства сознания и поведения воспитанников, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, сочетание уважения к воспитаннику с разумной требовательностью к нему, сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, опора на положительное в человеке, преемственность воспитательных влияний и др.) и социального воспитания (принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип центрации социального воспитания на развитии личности, принцип дополнительности в социальной педагогике). Понятия объекта и субъекта социального воспитания. Целенаправленное развитие человека в институтах воспитания как объект социального воспитания: решение возрастных задач как процесс развития; возможности институтов воспитания для планомерного создания условий решения естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач. Виды субъектов социального воспитания: индивидуальные (конкретные люди), групповые (контактные общности людей), социальные (организации, управленческие структуры). Личность как индивидуальный субъект социального воспитания: потребности; отношения к миру и с миром; к себе и с собой; креативность. Семейное воспитание как составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным и религиозным воспитанием). Воспитательный потенциал семьи. Цели, стили семейного воспитания. Общеобразовательная школа как социально-педагогическая система, ее функции: социально-адаптивная, социально-преобразующая, социально-защитная, культурно-творческая, здоровьесберегающая. Типы социально-ориентированных школ: адаптивная, профильная, академическая, открытая, оздоровительная, школы-комплексы. Поликультурное воспитание как составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным и семейным воспитанием). Рациональный уровень религиозного воспитания, его компоненты (информационный, нравственный, деятельностный); мистический уровень религиозного воспитания. Формы и средства религиозного воспитания. Социальное воспитание как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. Социальное воспитание как совокупность образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
2.4. Социально-педагогические вопросы работы с лицами девиантного поведения. Социально-педагогические проблемы профилактики, коррекции девиантного поведения Понятие и причины девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения. Социальный контроль девиантного поведения. Основные направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: создание и укрепление нравственного климата в семье, школе; укрепление морально-волевых качеств человека; воспитание сопротивляемости жизненным неудачам, уверенности в свои силы; оказание помощи в анализе и преодолении совершенных ошибок во взаимоотношениях с окружающими; побуждение и пробуждение стремления к самовоспитанию; помощь в осмыслении и самоосуждении нарушений моральных и правовых норм; поддержка стремлений личности к нормализации процесса жизнедеятельности; обучение представителей разных социальных групп навыкам преодоления конформистского поведения. Меры преодоления девиантного поведения детей: помощь родителям, ребенку: семейные советы, работа социального педагога и психолога с семьей; разрушение у ребенка проявляющихся элементов готовности к асоциальному поведению; индивидуальная и трудовая терапия; помещение подростков в учреждения открытого типа; принудительное пребывание в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа; отчуждение личности от общества; трудовая терапия; профессиональное самоопределение подростка; ресоциализация подростка в обществе. Место и роль самовоспитания человека в преодолении девиантного поведения. Алкоголизм и пьянство: понятие и сущность. Стадии алкоголизма. Хронический алкоголизм. Особенности женского и детского алкоголизма и его социальные последствия. Динамика семейного алкоголизма. Причины возникновения алкоголизма. Мотивация употребления алкоголя. Алкоголь как элемент досуга. Алкоголь как средство самопрофилактики стрессов. Наркомания как социальное явление. Понятие наркомании и ее признаки. Наркомания и токсикомания. Воздействие наркотических средств на психику человека. Типологизация наркотических средств и их отличительные особенности. «Синтетические» наркотические средства как феномен современной наркомании. Причины наркомании. «Социальный портрет» наркомана. Социально-демографические характеристики потребителей наркотиков. Особенности женской и детской наркомании. Социально-психологические последствия наркомании. Суицид как социальное явление. Социально-экономические и психологические причины и мотивы самоубийства. Детский и подростковый суицид. Комплекс неполноценности и суицидальное поведение. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения. Организация и меры специальной профилактики девиантного поведения. Объединение в группы самопомощи и взаимопомощи. «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы». Международная Лига трезвости и здоровья. Взаимодействие социальных служб, общественных организаций, местных органов власти и государства в решении проблем девиантного поведения граждан.
Раздел 3. Методика и технология работы социального педагога
3.1. Социально-педагогическая работа в системе профессиональной деятельности Социально-педагогическая деятельность: история и современность. Сущность, структура, основные элементы социально-педагогической деятельности: определение цели и задач деятельности, определение субъекта и объекта деятельности, выбор методов и технологий работы, выбор форм и средств деятельности, реализация намеченного плана деятельности, корректировка деятельности, анализ результатов. Принципы социально-педагогической деятельности: индивидуального подхода к подопечному, опоры на положительные стороны личности, принцип объективного подхода к подопечному, принцип конфиденциальности. Профессиональные и личностные (гуманные, психоаналитические, психолого-педагогические) качества социального педагога, его функции (образовательно-воспитательная, диагностическая, организаторская, прогностическая, профилактическая, коммуникативная, охранно-защитная) и социальные роли (посредник, защитник интересов, участник совместной деятельности, духовный наставник, социальный терапевт, эксперт). Квалификационная характеристика социального педагога: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования». Этический кодекс социального педагога. Должностные обязанности социального педагога в разных типах образовательных учреждений (социальный педагог дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательного учреждения, учреждений интернатного типа, учреждений дополнительного образования, учреждений ювинальной пенитенциарной системы, учреждений социальной защиты, муниципальных служб и др.). Специализации в деятельности социального педагога, их направленность на решение социальных проблем (социальный педагог- уполномоченный по правам ребенка в образовательном учреждении; социальный педагог-аниматор; социальный педагог – профориентолог; социальный педагог по работе с детьми-правонарушителями; социальный педагог-классный воспитатель). Понятие о профессиональной компетентности социального педагога. Показатели и критерии профессионального отбора социальных педагогов. Основные виды и сферы профессиональной социально-педагогической деятельности: социально-педагогическая, диагностическая, коррекционно-развивающая, реабилитационная, профилактическая, правозащитная, культурно-просветительская, организационно-управленческая, методическая. Основные направления профессиональной деятельности социального педагога: изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека; организация воспитательно-образовательных взаимодействий с личностью, нуждающейся социально-педагогическом сопровождении; социально-психологическая помощь и поддержка личности в критических и кризисных ситуациях; коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы. Принципы профессионального осуществления социально-педагогической деятельности: профессиональная компетентность; гуманизм, эмпатийная включенность в процесс профессионального взаимодействия с подопечным; деятельностное милосердие; адекватный выбор форм, методов, средств социально-педагогической поддержки; опора на самостоятельность и индивидуально-психологические ресурсы личности; комплексность и интегративность системы социального содействия развитию человека в микросреде. 3.2. Методика социально-педагогической работы Сущность, структура, содержание методики работы социального педагога. Метод, прием, средство, формы социально-педагогической деятельности: общее и особенное. Различные подходы к классификации методов работы социального педагога. Система общих методов осуществления социально-педагогической деятельности: методы формирования сознания (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.); методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта (приучение, упражнение, требование,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.140.180 (0.017 с.) |