Сущность психокоррекционного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность психокоррекционного процесса



Понятие психокоррекции. Виды психокоррекционного воздействия. Этапы психокоррекционной работы. Понятия «психологический анамнез», «психологический диагноз», «психологический прогноз». Планирование психокоррекционных мероприятий. Осуществление психокоррекционных мероприя­тий. Оценка результативности психокоррекционных мероприятий. Психопрофилактика рецидива проблемы. Индивидуальная и групповая формы психокоррекции. Виды групповой психокоррекции (группы тренинга умений, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной, танцевальной психокоррекции, группы коррекции искусством). Стадии и проблемы групповой работы, ее правила, достоинства и недостатки. Возможности применения технологии индивидуальной психокоррекции в практической деятельности социального педагога. Консультирование и психокоррекция в начальной, средней и старшей школе.

3. Вопросы государственного экзамена

«Социальная педагогика и психология»

1. Социокультурные и историко-педагогические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.

2.Становление и развитие социальной педагогики в России в конце XX-начале XXI вв.

3.Персоналии социальной педагогики: основные идеи и их развитие в современных условиях.

4.Социально-педагогическая деятельность за рубежом: история и современность

5.Социальная педагогика как отрасль науки, как учебная дисциплина и как область социальной практики воспитания личности.

6.Социальная педагогика как интегративная наука. Задачи и функции социальной педагогики.

7.Принципы социальной педагогики: характеристика, области применения в практике социального воспитания детей и подростков.

8.Объект и предмет социальной педагогики. Социализация, социальное воспитание и социальное становление личности.

9.Социально-педагогическое исследование: задачи, виды, этапы, методы. Основные области научных исследований в социальной педагогике.

10. Профессиональные и личностные качества социального педагога, его функции и социальные роли. Квалификационная характеристика социального педагога. Этический кодекс социального педагога.

11. Инфраструктура социально-педагогической деятельности. Типы и виды социально-педагогических учреждений России.

12. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности.

13. Объект, предмет, цели и принципы социально-педагогической деятельности. Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

14. Социальное воспитание. Понятие, базовые ценности и принципы.

15. Характеристика факторов социализации человека. Современные социальные проблемы и их влияние на социализацию личности.

16. Бродяжничество и беспризорность как проблема. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

17. Группы сверстников и молодежные субкультуры: признаки и характеристики воздействия в процессе социализации детей и молодежи.Методика работы с творческим детским коллективом.

18. Технология социально-педагогической поддержки детских и молодежных организаций.

19. Девиантное поведение детей и подростков как проблема. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции девиантного поведения детей.

20. Диагностические технологии в работе социального педагога: методики, этапы и процедуры.

21. Общеобразовательная школа как социально-педагогическая система. Типы социально-ориентированных школ.

22. Педагогическое общение: понятие, виды, характеристики. Причины возникновения, особенности и способы разрешения конфликтов в социально-педагогической среде.

23. Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.

24. Проблема периодизации возрастного развития ребенка: отечественный и зарубежный опыт.

25. Профориентационная работа в образовательном учреждении: цели, направления, формы, методы.

26. Семья и семейное воспитание: типология, функции и стили. Причины деформации семьи и семейного воспитания.

27. Современная система социальной защиты детства и место в ней социальной педагогики.

28. Содержание и специфика работы социального педагога с социально неблагополучным контингентом детей. Причины социального неблагополучия детей и подростков.

29. Социальное сиротство как проблема: причины, основные понятия. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

30. Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

31. Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях.

32. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

33. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях культуры и досуга. Методы организации массовой досуговой деятельности.

34. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

35. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции склонности к алкоголизму у детей и подростков.

36. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции наркозависимости у детей и подростков.

37. Социально-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями в целях их социализации в семье и социально-педагогических учреждениях.

38. Одаренность: понятие, педагогические проблемы. Социально-педагогическая работа с одаренными детьми и их родителями.

39. Технологии консультирования и социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

40. Технологии социально-педагогической работы с семьей. Методика работы с различными категориями семей.

41. Понятия “человек”, “личность”, “индивидуальность” в психологии. Психологическая структура личности. Ее основные компоненты.

42. Направленность личности. Потребности, интересы, мировоззрение в структуре направленности. Педагогическая направленность социального педагога.

43. Характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента людей в деятельности социального педагога.

44. Характер. Группы свойств характера. Воспитание положительных свойств характера детей и подростков.

45. Понятие о способностях. Роль задатков, среды и воспитания в развитии способностей.

46. Деятельность личности: структура и содержание. Особенности деятельности социального педагога.

47. Закономерности психического развития личности. Факторы психического развития. Периодизация психического развития личности.

48. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Психологические особенности младшего школьника.

49. Психическое развитие личности в подростковом возрасте. Психологические проблемы современных подростков.

50. Психология обучения. Соотношение обучения и развития. Концепции обучения. Учебная деятельность. Мотивы учения.

51. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Психология педагогического воздействия.

52. Психология воспитания. Задачи, стили и методы воспитания. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм.

53. Предмет и методы социальной психологии. Характеристика основных методов социально-психологических исследований.

54. Закономерности, функции и виды процесса общения. Структура процесса Общения.

55. Понятие о группе, виды, уровни развития и социально-психологические особенности групп.

56. Динамические процессы в малой группе. Понятие о лидерстве и руководстве.

57. Конфликт, его виды, формы протекания. Профилактика и разрешение конфликтов в деятельности социального педагога.

58. Психологическое консультирование как форма психологической помощи. Цели и задачи психологического консультирования. Психологическое консультирование в работе социального педагога. Этика педагога-психолога.

59. Процесс психологического консультирования. Содержание, структура и этапы консультирования. Техники и методы консультирования.

60. Сущность психокоррекции. Основные психокоррекционные методы и технологии. Направления в современной психокоррекционной работе. Индивидуальная и групповая формы психокоррекции в работе социального педагога.

4. Литература

4.1. Социальная педагогика

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000.

3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М., 2000.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.

7. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.

8. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. – М., 1999.

9. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М., 2005.

10. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 2001.

11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

12. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998.

13. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2201.

14. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика. – М., 2001.

15. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)/ Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.

16. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. – М., 2006.

17. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. – М., 2005.

18. Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2003.

19. Дмитиев Г.Д. Многокультурное образование. – М., 1999.

20. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования днтнй. – М., 2003.

21. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., др. Основы социальной педагогики. – М., 2002.

22. Загвязинский В.И. Методология и методы социально-педагогического исследования. – М., 1995.

23. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.

24. Коносова Н.Ю., Бойцова А.Т., др. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку. – СПб., 2005.

25. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. – Ростов-на-Дону, 1997.

26. Липский И.А. Социальная педагогика. – М., 2005.

27. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: социальная защита семьи и детства. – М., 2003.

28. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

29. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994.

30. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей. – М., 2001.

31. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2002.

32. Менеджмент социальной работы/ Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 2001.

33. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002.

34. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М, 1997.

35. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М, 2001.

36. Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. – М., 1991.

37. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М., 2003.

38. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. Материалов. – Спб., 2000.

39. Наторп П. Социальная педагогика. – Спб., 1911.

40. Овчарова Р.В. Рабочая книга социального педагога. – М., 2005.

41. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002.

42. Основы социальной работы./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2002.

43. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону, 2005.

44. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб., 2005.

45. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж, 1996.

46. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 1999.

47. Семейный кодекс. – М., 2005.

48. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М., 2004.

49. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика. – М., 1998.

50. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М.; Тула, 1993. – С. 265-270.

51. Словарь по социальной педагогике./Под ред. Л.В. Мардахаева. – М., 2002.

52. Словарь социального педагога и социального работника./ Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 2002.

53. Социализация и образование социальных сирот: Доклад. – М., 2002.

54. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

55. Социальная педагогика/Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.

56. Теория социальной работы/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

57. Технология социальной работы/Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М., 2001.

58. Технология социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. — М., 2000.

59. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2004.

60. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

61. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2005.

62. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.

63. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005.

64. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2005.

 

Психология

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. М., 2001.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004.

3. Бакланов К.В. Теории личности в психоанализе. Монография. М., 2005.

4. Бакланов К.В. Психологическая служба в педагогическом вузе: опыт практической деятельности. – М., 2007.

5. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. - М., 2003.

6. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Шаг к успеху: Психология для вас. - М., 2000.

7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. М.: Речь, 2006.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1986.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2004.

11. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008.

12. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М., 1999.

13. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2005.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «Логос», 2004.

15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986

16. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. 2 изд. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

17. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 2 изд. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

18. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века // Под ред. Д. Брэзиера. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2005.

19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

20. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. Ростов н\Д: Феникс, 2005.

21. Кейдис Л.Б., МакКлендон Р. Супружеская и семейная терапия. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008.

22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академичес­кий проект, 1999.

23. Леонгард Карл. Акцентуированные личности. – М., 2002.

24. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М., 2008.

25. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. М.: Инст. Психотерапии, 2005.

26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.

27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003.

28. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.

29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в об­разовании: Учебное пособие. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.

30. Романин А.Н. Основы психоанализа / Серия «Учебники. Учебные пособия». Ростов н\Д: Феникс, 2003.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб., 1999.

32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2000.

33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

34. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. – М., 1997.

35. Чижова К.И. Общая психология (конспект лекций). М., 2006.

36. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003.

37. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008.

5. Критерии оценки ответа выпускника

Уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной рабочей программой по дисциплине.

1. Уровень овладения умениями использовать теоретические знания при анализе конкретных социально-педагогических ситуаций.

2. Четкость, точность, полнота, доказательность изложения ответа.

3. Ответ выпускника на экзамене оценивается по пятибальной системе.

 

Оценка «5» (отлично) ставится за логичный, исчерпывающий ответ, обнаруживающий глубокое понимание и отличное знание современного состояния проблемы, а также умение пользоваться теоретическим материалом для ее многоаспектного раскрытия, дать оценку излагаемым фактам, самостоятельно мыслить. В ответе прослеживается системность изложения материала, аргументированность выводов. Выпускник свободно владеет понятийным аппаратом, использует в ответе профессиональную лексику и терминологию по социальной педагогике (или истории социальной педагогики, или основам социальной работы, или методике и технологии работы социального педагога, или основам профориентологии, или основам управления системой социальной защиты детства). Ответ полный, развернутый, с опорой на нормативно-правовые документы, обязательно подкреплен примерами и (или) практическим опытом работы по данной проблематике, фактами из собственных наблюдений. При изложении материала могут быть допущены 1-2 недочета.

 

Оценка «4» (хорошо) ставится за освещение вопроса по предложенной проблематике, которое обнаруживает хорошее знание материала, умение пользоваться научно-методической теорией для последовательного и аргументированного изложения мыслей и делать необходимые выводы и заключения. Ответ подкреплен примерами, в том числе и из опыта практической работы или фактами из собственных наблюдений. Ответ отличается грамотным освещением проблематики, но имеет ряд недочетов.

 

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится за правильный (в общем плане), но схематичный ответ, в котором допущены существенные отклонения от темы, есть неточности, значительные нарушения последовательности изложения материала. В ответе дано недостаточно полное освещение предложенной проблематики. Выпускник владеет понятийным аппаратом и профессиональной терминологией, в ответе опирается на нормативно-правовые материалы, может привести примеры из опыта социально-педагогической работы. С помощью дополнительных вопросов может раскрыть сущность проблемы.

 

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выпускник затрудняется в ответе на вопросы билета имеет слабое представление о понятийно-категорийном аппарате, не умеет пользоваться теоретическими сведениями для решения задач социально-педагогической деятельности. В ответе отсутствует система знаний, допускаются грубые ошибки, отсутствуют практические примеры. С помощью дополнительных вопросов сущность проблемы не раскрывается.

 

Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании кафедры социальной педагогики, протокол № 1 от 31 августа 2010 года.

Зав. кафедрой социальной педагогики А.В. Иванов

 

Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании кафедры психологии, протокол № __ от __ _________ 2011 года.

Зав. кафедрой психологии Н.К. Бакланова

 

Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальной педагогики, протокол № 1 от 9 сентября 2011 года.

 

Председатель Ученого Совета

декан факультета К.В. Бакланов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.20 (0.061 с.)