Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность психокоррекционного процесса

Поиск

Понятие психокоррекции. Виды психокоррекционного воздействия. Этапы психокоррекционной работы. Понятия «психологический анамнез», «психологический диагноз», «психологический прогноз». Планирование психокоррекционных мероприятий. Осуществление психокоррекционных мероприя­тий. Оценка результативности психокоррекционных мероприятий. Психопрофилактика рецидива проблемы. Индивидуальная и групповая формы психокоррекции. Виды групповой психокоррекции (группы тренинга умений, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной, танцевальной психокоррекции, группы коррекции искусством). Стадии и проблемы групповой работы, ее правила, достоинства и недостатки. Возможности применения технологии индивидуальной психокоррекции в практической деятельности социального педагога. Консультирование и психокоррекция в начальной, средней и старшей школе.

3. Вопросы государственного экзамена

«Социальная педагогика и психология»

1. Социокультурные и историко-педагогические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.

2.Становление и развитие социальной педагогики в России в конце XX-начале XXI вв.

3.Персоналии социальной педагогики: основные идеи и их развитие в современных условиях.

4.Социально-педагогическая деятельность за рубежом: история и современность

5.Социальная педагогика как отрасль науки, как учебная дисциплина и как область социальной практики воспитания личности.

6.Социальная педагогика как интегративная наука. Задачи и функции социальной педагогики.

7.Принципы социальной педагогики: характеристика, области применения в практике социального воспитания детей и подростков.

8.Объект и предмет социальной педагогики. Социализация, социальное воспитание и социальное становление личности.

9.Социально-педагогическое исследование: задачи, виды, этапы, методы. Основные области научных исследований в социальной педагогике.

10. Профессиональные и личностные качества социального педагога, его функции и социальные роли. Квалификационная характеристика социального педагога. Этический кодекс социального педагога.

11. Инфраструктура социально-педагогической деятельности. Типы и виды социально-педагогических учреждений России.

12. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности.

13. Объект, предмет, цели и принципы социально-педагогической деятельности. Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

14. Социальное воспитание. Понятие, базовые ценности и принципы.

15. Характеристика факторов социализации человека. Современные социальные проблемы и их влияние на социализацию личности.

16. Бродяжничество и беспризорность как проблема. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

17. Группы сверстников и молодежные субкультуры: признаки и характеристики воздействия в процессе социализации детей и молодежи.Методика работы с творческим детским коллективом.

18. Технология социально-педагогической поддержки детских и молодежных организаций.

19. Девиантное поведение детей и подростков как проблема. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции девиантного поведения детей.

20. Диагностические технологии в работе социального педагога: методики, этапы и процедуры.

21. Общеобразовательная школа как социально-педагогическая система. Типы социально-ориентированных школ.

22. Педагогическое общение: понятие, виды, характеристики. Причины возникновения, особенности и способы разрешения конфликтов в социально-педагогической среде.

23. Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.

24. Проблема периодизации возрастного развития ребенка: отечественный и зарубежный опыт.

25. Профориентационная работа в образовательном учреждении: цели, направления, формы, методы.

26. Семья и семейное воспитание: типология, функции и стили. Причины деформации семьи и семейного воспитания.

27. Современная система социальной защиты детства и место в ней социальной педагогики.

28. Содержание и специфика работы социального педагога с социально неблагополучным контингентом детей. Причины социального неблагополучия детей и подростков.

29. Социальное сиротство как проблема: причины, основные понятия. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

30. Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

31. Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях.

32. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

33. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях культуры и досуга. Методы организации массовой досуговой деятельности.

34. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

35. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции склонности к алкоголизму у детей и подростков.

36. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции наркозависимости у детей и подростков.

37. Социально-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями в целях их социализации в семье и социально-педагогических учреждениях.

38. Одаренность: понятие, педагогические проблемы. Социально-педагогическая работа с одаренными детьми и их родителями.

39. Технологии консультирования и социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

40. Технологии социально-педагогической работы с семьей. Методика работы с различными категориями семей.

41. Понятия “человек”, “личность”, “индивидуальность” в психологии. Психологическая структура личности. Ее основные компоненты.

42. Направленность личности. Потребности, интересы, мировоззрение в структуре направленности. Педагогическая направленность социального педагога.

43. Характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента людей в деятельности социального педагога.

44. Характер. Группы свойств характера. Воспитание положительных свойств характера детей и подростков.

45. Понятие о способностях. Роль задатков, среды и воспитания в развитии способностей.

46. Деятельность личности: структура и содержание. Особенности деятельности социального педагога.

47. Закономерности психического развития личности. Факторы психического развития. Периодизация психического развития личности.

48. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Психологические особенности младшего школьника.

49. Психическое развитие личности в подростковом возрасте. Психологические проблемы современных подростков.

50. Психология обучения. Соотношение обучения и развития. Концепции обучения. Учебная деятельность. Мотивы учения.

51. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Психология педагогического воздействия.

52. Психология воспитания. Задачи, стили и методы воспитания. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм.

53. Предмет и методы социальной психологии. Характеристика основных методов социально-психологических исследований.

54. Закономерности, функции и виды процесса общения. Структура процесса Общения.

55. Понятие о группе, виды, уровни развития и социально-психологические особенности групп.

56. Динамические процессы в малой группе. Понятие о лидерстве и руководстве.

57. Конфликт, его виды, формы протекания. Профилактика и разрешение конфликтов в деятельности социального педагога.

58. Психологическое консультирование как форма психологической помощи. Цели и задачи психологического консультирования. Психологическое консультирование в работе социального педагога. Этика педагога-психолога.

59. Процесс психологического консультирования. Содержание, структура и этапы консультирования. Техники и методы консультирования.

60. Сущность психокоррекции. Основные психокоррекционные методы и технологии. Направления в современной психокоррекционной работе. Индивидуальная и групповая формы психокоррекции в работе социального педагога.

4. Литература

4.1. Социальная педагогика

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000.

3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М., 2000.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.

7. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.

8. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. – М., 1999.

9. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М., 2005.

10. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 2001.

11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

12. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998.

13. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2201.

14. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика. – М., 2001.

15. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)/ Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.

16. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. – М., 2006.

17. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. – М., 2005.

18. Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2003.

19. Дмитиев Г.Д. Многокультурное образование. – М., 1999.

20. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования днтнй. – М., 2003.

21. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., др. Основы социальной педагогики. – М., 2002.

22. Загвязинский В.И. Методология и методы социально-педагогического исследования. – М., 1995.

23. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.

24. Коносова Н.Ю., Бойцова А.Т., др. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку. – СПб., 2005.

25. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. – Ростов-на-Дону, 1997.

26. Липский И.А. Социальная педагогика. – М., 2005.

27. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: социальная защита семьи и детства. – М., 2003.

28. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

29. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994.

30. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей. – М., 2001.

31. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2002.

32. Менеджмент социальной работы/ Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 2001.

33. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002.

34. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М, 1997.

35. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М, 2001.

36. Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. – М., 1991.

37. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М., 2003.

38. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. Материалов. – Спб., 2000.

39. Наторп П. Социальная педагогика. – Спб., 1911.

40. Овчарова Р.В. Рабочая книга социального педагога. – М., 2005.

41. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002.

42. Основы социальной работы./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2002.

43. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону, 2005.

44. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб., 2005.

45. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж, 1996.

46. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 1999.

47. Семейный кодекс. – М., 2005.

48. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М., 2004.

49. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика. – М., 1998.

50. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М.; Тула, 1993. – С. 265-270.

51. Словарь по социальной педагогике./Под ред. Л.В. Мардахаева. – М., 2002.

52. Словарь социального педагога и социального работника./ Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 2002.

53. Социализация и образование социальных сирот: Доклад. – М., 2002.

54. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

55. Социальная педагогика/Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.

56. Теория социальной работы/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

57. Технология социальной работы/Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М., 2001.

58. Технология социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. — М., 2000.

59. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2004.

60. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

61. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2005.

62. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.

63. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005.

64. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2005.

 

Психология

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. М., 2001.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004.

3. Бакланов К.В. Теории личности в психоанализе. Монография. М., 2005.

4. Бакланов К.В. Психологическая служба в педагогическом вузе: опыт практической деятельности. – М., 2007.

5. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. - М., 2003.

6. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Шаг к успеху: Психология для вас. - М., 2000.

7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. М.: Речь, 2006.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1986.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2004.

11. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008.

12. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М., 1999.

13. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2005.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «Логос», 2004.

15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986

16. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. 2 изд. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

17. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 2 изд. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

18. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века // Под ред. Д. Брэзиера. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2005.

19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

20. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. Ростов н\Д: Феникс, 2005.

21. Кейдис Л.Б., МакКлендон Р. Супружеская и семейная терапия. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008.

22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академичес­кий проект, 1999.

23. Леонгард Карл. Акцентуированные личности. – М., 2002.

24. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М., 2008.

25. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. М.: Инст. Психотерапии, 2005.

26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.

27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003.

28. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.

29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в об­разовании: Учебное пособие. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.

30. Романин А.Н. Основы психоанализа / Серия «Учебники. Учебные пособия». Ростов н\Д: Феникс, 2003.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб., 1999.

32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2000.

33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

34. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. – М., 1997.

35. Чижова К.И. Общая психология (конспект лекций). М., 2006.

36. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003.

37. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008.

5. Критерии оценки ответа выпускника

Уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной рабочей программой по дисциплине.

1. Уровень овладения умениями использовать теоретические знания при анализе конкретных социально-педагогических ситуаций.

2. Четкость, точность, полнота, доказательность изложения ответа.

3. Ответ выпускника на экзамене оценивается по пятибальной системе.

 

Оценка «5» (отлично) ставится за логичный, исчерпывающий ответ, обнаруживающий глубокое понимание и отличное знание современного состояния проблемы, а также умение пользоваться теоретическим материалом для ее многоаспектного раскрытия, дать оценку излагаемым фактам, самостоятельно мыслить. В ответе прослеживается системность изложения материала, аргументированность выводов. Выпускник свободно владеет понятийным аппаратом, использует в ответе профессиональную лексику и терминологию по социальной педагогике (или истории социальной педагогики, или основам социальной работы, или методике и технологии работы социального педагога, или основам профориентологии, или основам управления системой социальной защиты детства). Ответ полный, развернутый, с опорой на нормативно-правовые документы, обязательно подкреплен примерами и (или) практическим опытом работы по данной проблематике, фактами из собственных наблюдений. При изложении материала могут быть допущены 1-2 недочета.

 

Оценка «4» (хорошо) ставится за освещение вопроса по предложенной проблематике, которое обнаруживает хорошее знание материала, умение пользоваться научно-методической теорией для последовательного и аргументированного изложения мыслей и делать необходимые выводы и заключения. Ответ подкреплен примерами, в том числе и из опыта практической работы или фактами из собственных наблюдений. Ответ отличается грамотным освещением проблематики, но имеет ряд недочетов.

 

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится за правильный (в общем плане), но схематичный ответ, в котором допущены существенные отклонения от темы, есть неточности, значительные нарушения последовательности изложения материала. В ответе дано недостаточно полное освещение предложенной проблематики. Выпускник владеет понятийным аппаратом и профессиональной терминологией, в ответе опирается на нормативно-правовые материалы, может привести примеры из опыта социально-педагогической работы. С помощью дополнительных вопросов может раскрыть сущность проблемы.

 

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выпускник затрудняется в ответе на вопросы билета имеет слабое представление о понятийно-категорийном аппарате, не умеет пользоваться теоретическими сведениями для решения задач социально-педагогической деятельности. В ответе отсутствует система знаний, допускаются грубые ошибки, отсутствуют практические примеры. С помощью дополнительных вопросов сущность проблемы не раскрывается.

 

Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании кафедры социальной педагогики, протокол № 1 от 31 августа 2010 года.

Зав. кафедрой социальной педагогики А.В. Иванов

 

Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании кафедры психологии, протокол № __ от __ _________ 2011 года.

Зав. кафедрой психологии Н.К. Бакланова

 

Программа государственного экзамена по специальности 050711 - Социальная педагогика утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальной педагогики, протокол № 1 от 9 сентября 2011 года.

 

Председатель Ученого Совета

декан факультета К.В. Бакланов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.99 (0.011 с.)