Психология изучает психические явления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология изучает психические явления.



Психическими процессами называются отдельные формы или виды психиче­ской деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окру­жающего мира). Это ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия

Психическими свойствами личности называются наиболее сущест­венные и устойчивые психические особенности человека (его по­требности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбу­димость и т. д., характер).

Помимо психических процессов и психических свойств лично­сти, выделяют еще и психические состояния. Психические состоя­ния — это особая характеристика психической деятельности чело­века за некоторый период времени. Психические состояния вызы­ваются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индиви­дуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражи­тельности, активности, пассивности и т. д.).

Этапы развития психологии:

1. Доисторические времена. (Донаучный этап)

Люди рассматривали душу как самостоятельное существо, которое живет в теле человека.

2. Философский этап.

Этот этап начинается с работ Аристотеля, его трактате «О душе», где обобщаются все имеющиеся представления о психической жизни.

Методологические основы развития психологии

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их прояв­ления связаны как с внешними, так и внутренними причинами

Принцип развития психики, сознания в деятельности пока­зывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психичес­ких особенностей нужно организовать соответствующую дея­тельность, например творческое воображение можно зафикси­ровать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и дея­тельности. С одной стороны, сознание формируется в деятель­ности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятель­ности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы пове­дения становятся понятными из анализа поступков.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психи­ческих свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность, В этом смысле следует говорить о единстве психи­ки и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, тру­довую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, умения, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).

Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и че­ловеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую сре­ду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать пути и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

Таким образом, психология — это наука о психике и законо­мерностях ее проявления и развития.

Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Психология преследует цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание законо­мерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, в частности для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого поколения.

Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно связанных между собой. Наибо­лее важные из них:

-общая психология, изучающая общие законо­мерности психической деятельности взрослого человека;

-возрастная психология, исследующая особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьником разного возраста;

-педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психологии обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения;

-социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения людей;

-психология труда, рассматривающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее виды; — инженерная психология — изучает труд человека в усло­виях современного механизированного и автоматизированного производства);

-космическая психология — новая отрасль психологии, изучающая психику людей в условиях космического полета;

-военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки;

-психология спорта, исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов; патопсихология, исследующая болезнен­ные расстройства психики;

-зоопсихология, изучающая психику животных.

Понятие метода. Методы изучения психологии: основные - наблюдение, эксперимент; дополнительные - беседа, тестирование, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности, социометрия. Их характеристика и особенности применения в детской психологии.

Психология - это и наука, и прак­тика. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, развития и кор­рекции, психопрофилактики и т.п. Поэтому психологи­ческие методы, хотя и могут быть подразделены на ис­следовательские, психодиагностические, развивающие, психокоррекционные, психопрофилактические, все же нередко выступают в нескольких ролях. Например, бесе­да может быть и диагностическим, и развивающим, и психопрофилактическим методом. Диагностический ме­тод может применяться и для исследований, и для прак­тической работы.

Как и во всякой науке, в психологии основными спо­собами сбора данных являются наблюдение и экспери­мент.

Наблюдение

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на са­мом деле требующий серьезной профессиональной подго­товки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых тех­нических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристи­ки в реальном поведении. Другой задачей наблюдения яв­ляется выделение особенностей поведения и деятельнос­ти, психических проявлений, которые еще не нашли удов­летворительного описания в науке. Особенностью научного наблюдения в отличие просто­го, житейского является его преднамеренность, целенаправ­ленность (осуществляется в соответствии с заранее постав­ленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определен­ном планом) и систематичность. Существенное значе­ние имеет как можно более полная фиксация наблюдае­мого.

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально на­блюдаемый факт собственной интерпретацией. Трудно­сти применения этого метода связаны с тем, что на вос­приятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Например, есть данные о том, что необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчи­ны-исследователи судят о поведении женщин и наобо­рот.

Значительные проблемы связаны и с полнотой наблю­даемого. Так, в одном из экспериментов двое наблюдате­лей собирали данные о поведении испытуемых в ходе вы­полнения действий с кубиками. Наблюдателям был дан перечень возможных действий с кубиками, которые надо было отметить в ходе наблюдения (поменять кубики, бро­сить кубик, поставить их один на другой, задать вопрос и т.п.). В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей су­щественно отличались друг от друга. Один из наблюдате­лей почти не обращал внимания на словесные реакции испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции. Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить пол­ноту наблюдений.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюде­ние - эффективный метод психологического исследова­ния. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в ре­альной жизни. Поэтому разрабатывается множество специальных приемов, направленных на повышение качества на­блюдения, уровня надежности его результатов (т.е. соответ­ствия их реальности).

Научное наблюдение может осуществляться в виде днев­никовых записей. Многие ученые-биологи, начиная с Ч.Дарвина, психологи вели дневники, наблюдая за раз­витием своих детей и внуков. Эти дневниковые записи послужили основой для раскрытия многих закономерностей психического развития.

При использовании наблюдения за детьми необходимо помнить:

-цель должна быть четко сформулирована;

-ребенок не должен знать что за ним наблюдают;

-необходимо правильно подмечать и истолковывать поведение ребенка.

Можно проводить сплошные и выборочные наблюдения

Эксперимент

Основным методом исследовательской работы психо­лога является эксперимент. Известный отечественный пси­холог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) выделял следующие качества эксперимента, обусловливающие его значение для получения научных фактов: «1) В эксперименте исследова­тель сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случай­ный поток явлений доставит ему возможность его наблю­дать. 2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, При которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, каким ему их доставляет случай. 3) Изолируя отдельные условия и изме­няя одно из них при сохранении неизменными осталь­ных, эксперимент тем самым выявляет значение этих от­дельных условий и устанавливает закономерные связи, оп­ределяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выяв­ления закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, эксперимент часто может варьировать не только самые условия в смысле их наличия или отсут­ствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности».

Различаются три основных вида эксперимента: лабора­торный, естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опы­та, контроля всех воздействий на испытуемого и регистра­ции его ответов и действий. Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным - специально разработанные установки, аппаратура, подключенные к компьютеру, - и очень про­стым. Иногда для проведения опыта достаточно бумаги, ка­рандаша и секундомера. Важно, чтобы оборудование обес­печивало реализацию основных качеств эксперимента. Приведем в качестве примера классический экспери­мент по изучению влияния на суждение одного человека мнения других людей. Проведен этот эксперимент амери­канским психологом М. Шерифом. Проводился опыт в тем­ной лаборатории, была лишь одна светящаяся, мерцаю­щая точка. Испытуемым предлагалось определить, в каком направлении движется точка и на каком расстоянии от них она находится. На самом деле точка была неподвижна, однако в полной темноте она казалась движущейся, и ее видели каждый раз в новом месте. Пока испытуемые вы­полняли задание по одному, их ответы были различными. Но когда они объединялись в группу, ответы становились очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, во-пер­вых, как человек осознает явления окружающего мира, и, во-вторых, как на это осознание влияют особенности вос­приятия объекта (неподвижная мерцающая точка света в полной темноте кажется движущейся) и мнения других людей.

Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917), предполагает про­ведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед эк­заменами, американский психолог И. Сарасон провел не­сколько серий опытов непосредственно перед экзаменами. Испытуемых разделили на три группы, в каждой были сту­денты, боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спо­койно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, ме­шающие ему сосредоточиться на ответе. Во второй - он прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, и предлагал некоторые конкретные способы и приемы. На­конец, в третьей - говорил, что никогда не боялся экза­менов. Критерием являлась успешность испытуемых на эк­замене. Выяснилось, что студенты, которые боялись экза­менов, хуже всего выполняли задания в первом случае, когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боит­ся экзаменов. Наилучших результатов они достигали тог­да, когда им предлагались способы преодоления страха. В этом случае они даже опередили студентов, не испыты­вавших никакого беспокойства по поводу экзаменов.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

Констатирующий эксперимент выявляет факты, зако­номерности, сложившиеся в ходе развития человека. Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определен­ных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

При проведении эксперимента с дошкольниками лучше организовать его в форме занятия, игры или другой привлекательной деятельности. Чаще с дошкольниками проводят эксперимент непосредственно в группе при участии педагога, т.е. естественный эксперимент.

Широко применяется формирующий эксперимент, его отличительные особенности состоя в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировать или усовершенствовать.

Тест.

Широко распространены в психодиагностике психологические тесты (от англ. test- испытание). Тесты - стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценки, условия проведения строго регламентированы и едино­образны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна пройти длительную и многостороннюю проверку. Именно благодаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуаль­ными или личностными особенностями, т.е. сформулировать определенный психологический диагноз.

В тестах умственного развития, или интеллектуальных тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти задания могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий - например, сложить кубики по определенному образцу, выбрать из предлагаемого набора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов и т.п. За правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определенный балл. Сумма полученных испытуе­мым баллов может быть сопоставлена с возрастными нормами, имеющимися для данного теста. В этом случае определяется, каков уровень интеллектуального развития испытуемого по сравнению с другими детьми его возраста. В других интеллектуальных тестах результаты испытуемого анализируются с точки зрения наличия у него определенных знаний, умений, сформированности умственных действий операций, необходимых для выполнения определенных заданий, решений конкретного класса задач. Такие тесты называют критериально-ориентированными.

Сегодня в школах широко распространенны тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Интеллектуальные тесты в отличие от тестов понижений выявляют общие умственные способности индивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других тестах, таким образом, решающим является пра­вильность ответа испытуемого.

По-другому обстоит дело в тестах, направленных на выявление творческих возможностей, творческих способ­ностей. В этих случаях оценивается оригинальность отве­тов, умение находить новые, нетрадиционные способы решения задач, порождать новые идеи.

Тесты личности позволяют выявить особенности моти­вации, потребностей, эмоций, интересов, воли, опреде­лить характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросни­ками. При обработке таких тестов ответы испытуемого со­относятся с определенными категориями ответов, кото­рые получены при стандартизации теста. Так построено большинство хорошо известных всем любительских «пси­хологических» тестов, широко публикуемых в попу­лярных изданиях. Отличие последних от настоящих личност­ных тестов - в научной обоснованности получаемых ре­зультатов, их надежности. Для большей достоверности во многие опросники включен ряд специальных контрольных вопросов, позволяющих выявить склонность человека ис­кажать свое мнение под влиянием, например, стремления давать социально одобряемые ответы и т.п.

Близка к опросникам группа тестов, в которых испыту­емый работает с некоторыми списками - качеств личнос­ти, социальных ролей (например, студент, учитель, дочь и т.п.), ценностей.

Еще одна категория тестов личности основана на пред­ставлении о том, что в восприятиях, трактовках, объяс­нениях тех или иных явлений, событий воплощаются лич­ностные особенности человека. В методиках такого типа испытуемому предлагается различный стимульный мате­риал - картинки - сюжетные и неопределенные, нео­конченные предложения и рассказы и т.п. Его просят рас­сказать, что происходит на картинке, какое именно изоб­ражение он видит в неопределенных очертаниях кляксы, закончить предложение или рассказ и т.п. Интерпретируя такой неопределенный материал, испытуемый проеци­рует свои переживания, мотивы, конфликты, в том чис­ле и те, которые он не осознает в себе или даже отрицает. Поэтому такие методики названы проективными (от лат. projectio - выбрасывание вперед). К проективным методи­кам относятся и методы, основанные на выборе предпо­читаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттен­ков.

Особое место среди проективных тестов занимают ри­суночные тесты. В психологии известно, что рисунок - королевский путь к познанию психики ребенка. Анализ детских рисунков играет важную роль в детской психоло­гии. Определенное значение анализ рисунков имеет и при изучении психики взрослого человека. Рисуночные тесты использу­ются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта.

Тесты могут проводиться с каждым испытуемым инди­видуально или с группой, могут предъявляться на бланках (тесты карандаша и бумаги) или на мониторе компьютера. Важно, чтобы все условия проведения оговаривались за­ранее и строго соблюдались все правила. Даже незначи­тельное отступление от правил проведения теста ставит под сомнение надежность результатов и сделанных на их основе выводов.

Метод используют с дошкольниками для сравнения детей по уровню знаний и умений, уровню общего умственного развития или развития отдельных психических процессов и качеств. Проведение теста – это стандартизованная процедура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.027 с.)