Методика организации ученического целеполагания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации ученического целеполагания



Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося» Основная идея целеполагания и рефлексии в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов. Рефлексия - не только итог, но и стартовое звено для качественно нового начала образовательной деятельности и новых её целей. В работе педагога можно использовать следующую методику обучения школьников целеполаганию. На уроках вместе с учениками выясняется смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем нужно ее изучать. Постановка целей учениками и учителями может относиться к разному периоду времени: на урок, на домашнюю работу, на четверть и более. Цели могут быть заявлены на достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Если одному или двум-трем ученикам удаётся осознать, как они научились задавать вопросы, это один из важных факторов их успешной образовательной деятельности. Рефлексия в конце урока также помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности. Причем, говоря о достижении той цели, которую он наметил, ученик также может упомянуть и другие свои достижения. Педагог, которые осваивает вместе с учащимися такие метапредметные виды учебной деятельности как целеполагание и рефлексия, может составить программу на год.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в целях его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс обучения, необходимо его организовать. Процесс усвоения определенной системы знаний и умений, воспитания и развития учащихся реализуется в различных формах организации учебного процесса. В методике обучения биологии установились такие многообразныеформы: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые). Все вместе они представляют систему форм организации обучения биологии в средней школе, связующим звеном в которой выступает урок — основная форма обучения. Урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работы, внеклас­сные занятия — все они решают определенные задачи: постановку цели, усвоение учебного содержания, подведение итогов обучения. Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реализуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор не является случайным, он обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитательные задачи обучения биологии, реализуемые конкретным содер­жанием. Например, если задача обучения связана с использованием микроскопа или изучением внутреннего строения организма, физио­логических процессов, ряда теоретических положений, то обязательным оказывается урок, а при изучении биологического разнообразия видов растительного или животного мира целесообразно проведение экскурсий в природу или ботанический сад, зоопарк или в крайнем случае по утолку живой природы. На выбор форм оказывает влияние производственное и природное окружение.


 

Методика использования интерактивных методов.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. оссобенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.

Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Почему необходимо использовать элементы технологии групповых занятий?

· При классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты урочного времени. Это очень мало.

· Даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.

· Набор учащихся в классе всегда с разным уровнем подготовки: одни очень слабые, которым требуется индивидуальная работа, другие средние, третьи с более высоким уровнем подготовки.

· На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества.

76.Методика уроков по формированию нов знаний.

Целиком посвящается изучению нового, достаточно большого по объему и сложного материала, требующего серьёзной, глубокой переработки. Необходимость в таких уроках возникает обычно тогда, когда обширный по объёму материал нецелесообразно делить на 2 урока и вместе с тем трудно уложить в то время, которое может быть выделено для изложения нового материала на комбинированном уроке. Осн цель: формирование нов ЗУНов. Стр-ра урока:1.сообщение темы, задач урока;2.Мотивация;3.Актуализация; 4.Формирование нов понятий; 5.Закрепление;6) Контроль и коррекция (и да и нет).Ф-ии:1.изучение и получение новой ин-ии.2.первичное закрепление нового уч мат-ла.3.повторение и проверка ранее полученых знаний.4.установление внутрипредметных и межпредметных связей. Темы уроков формирования новых знаний: фотоинтез, биосинтез белка,проблемы селекции. Типы уроков: киноуроки, телеуроки. Комбинированные, игровые, семинары, лекции.


77. Особенности уроков систематизации и обобщения знаний.

Предусмотрены программой по всем курсам биологии. Их проводят в конце изучения большой темы или раздела программы.. Поэтапная систематизация нужна для установления логических связей м/у пройденным и новым материалом. Уроки сист-ии и обобщ-я знимеют б значение для усвоения учащимися теор основ и главных идей курса, для подведения их к мировоззренческим выводам. Виды обобщ-я: 1)первичное обобщ-е зн-й; 2) локальное (понятийное), связано с выявлением внутренней сущности предмета; 3)тематическое обобщ-е (система понятий по теме); 4)итоговое (усвоение понятий по курсу). Систематизация - упорядочивание и усвоение в единую систему. Задачи обобщ-х уроков: 1) повышение ЗУНов; 2)формирование ценностных ориентации личности; 3)систематизация на основе ведущих идей.Стр-раурока: 1)Сообщение целей и задач. Мотивация предстоящей деятельности. 2)Воспроизведение и коррекция ведущих идей и теории, кот содержаться в изуч мат-ле. 3) углубление опорных знаний, расширение общекультурного кругозора. 4) Обобщение, формирование выводов (оснвремя - 25-30 мин). 5) Показ взаимо-пя обобщающего его материт с пред-сгоящей учебной деятельностью.

78.методика урока контроля знаний. Проверка знаний дает учителю возм-ость контролировать процесс восприятия знаний и осмысления учащ-ся фактов их использование для решения практических работ. Проверка знаний одно из действенных средств приучения школьника к систематическому труду. Основной принцип – постепенноенаростание знаний школьника от уровня осознания до реконструктивного и конструктивного уровня. Проверки: текущая, итоговая, тематическая. Формы: индивид-ая, групповая, сочетание 2-х форм, устгная, письменная, практическая. Этапы: 1. мотивация (тема, цель, задачи, использование полученного мат-ла в жизни). 2.проверка знаний практического мат-ла (устно. Письменно). 3.проверка основных понятий.4.проверка глубокого осмысления. Методы: 1.письменный опрс (тесты. Диктанты).2.словесный.3.практический.4.заполнение таблиц. 5.Применение знаний в стандартной ситуации: практическая работа.2.решение задач. 6.Применение знаний в нестандартной ситуации: 1 творческая работа.2.междисциплинарная св работа. 7.проверка анализ оценка.8.подведение итогов урока и сообщение(д.з). Формы проверки знаний:1.фронтальная9опрос, письмен.работа).2.индивидуальная.3.контроль в группе.


79 Лабораторные и практические работы. Если наблюдения и опыты ученики проводят в момент изучения нов материала, то мы имеем дело с лаб работой. Сущность л р-ы состоит в использовании практических методов обучения для формирования нов знаний и практ умений. Лаб р-та может занимать весь урок или только его часть.Лаб р-та №2 7 класс.

Тема: Внешнее строение дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение. Материалы и оборудование: д ождевые черви, листы бумаги, 15-20% р-р спирта, предметные стекла, чашки Петри, пинцеты, ящики с почвой, лупы, микроскопы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.007 с.)