Теория организации и ее место в системе научных знаний



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория организации и ее место в системе научных знаний



Структура научной теории .Предмет теории организации. Пример создания элементов научной теории для ма­лого бизнеса. Инновационные методики прорывов.

Структура научной теории

Диалектика развития любой науки идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике» (В.И. Ленин).

В цикле развития науки выделяют шесть этапов:

• наблюдение за происходящими процессами и попытка их анализа с помощью известных из других наук методов;

• формализация и систематизация наблюдаемых процессов, составление их типологии;

• разработка прикладных научных основ для анализа и син­теза наблюдаемых процессов;

• обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

• создание методологии исследования процессов заданной типологии;

• накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и корректировка ее (рис. 1.16).

Социальный характер взаимоотношения людей определяется их потребностями и интересами. Потребности человека носят объективный, устойчивый характер. Поэтому организация как процесс и как явление может быть объектом исследования. Важность данного объекта исследования для менеджера и собст­венника компании не вызывает сомнения.

Рис.1.16.Циклический процесс формирования научной теории

В рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. Каждый че­ловек сталкивается в своей деятельности со всеми этими систе­мами или воплощает их в себе. Например, в группе некоторой организации хорошо работают три программиста. Может слу­читься много событий, которые приведут к существенному из­менению их производительности и даже к распаду группы, на­пример:

• в компьютере завелся вирус и испортил все ключевые программы,

• в питьевой воде оказались болезнетворные бактерии и все работники надолго заболели,

• вовремя не выдали заработную плату работникам и плохое настроение привело к увеличению количества ошибок,

• начальник из-за домашних неприятностей стал груб с подчиненными, что несомненно усилило противодействие с их стороны.

Организацией как объектом исследования занимаются эко­номика, социология, психология, политология и другие науки. Реально каждая из них рассматривает лишь часть этой большой системы (социума). Так, экономика рассматривает экономиче­ские коммуникации в организации, психология изучает психи­ческое отражение действительности человеком и т.д. Многие науки пытались объединить усилия других в области исследова­ния больших систем, например кибернетика, теория управления. Однако полностью это не удалось еще ни одной из них. Воз­можно, такая ситуация связана с отсутствием нужного исследо­вательского инструментария, а возможно, наше общество еще не созрело для решения этой задачи.

Развитие любой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация знаний характеризуется поиском своей ниши (своего объекта исследования) для возможности проведения углубленных иссле­дований. Интеграция знаний основана на стремлении ученого исследовать проблему с разных сторон, формировать приорите­ты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом.

У теории организации как новой развивающейся науки име­ются также два альтернативных пути:

• объединить на базе системного подхода основные науч­ные воззрения экономики, социологии, политологии и др. и создать общий подход при анализе и синтезе социаль­ной организации;

• создать свою локальную область исследования части со­циума и развивать ее, например, как экономика.

Научные силы в области теории организации небольшие и поэтому ее развитие идет по второму пути как обособленной науки. Существенную трудность для теории организации состав­ляет проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют с качест­венными измерениями типа: хороший и плохой; высокий, сред­ний и низкий; большой и маленький; эффективно и неэффек­тивно. Например, как измерить живучесть организации или пропорции ее частей? Математическая база теории еще находит­ся в начальном состоянии и ждет своих исследователей.

В любой теории используются два основных метода исследо­вания: дедукция и индукция. Дедукция — это переход от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. Например, по теории космогонических взаимодейст­вий была вычислена новая звезда, а затем через несколько лет она была найдена в заданном районе Вселенной. Индукция — это переход от частного к общему. Сначала набирается обшир­ный материал, а затем создается теория, могущая объяснить лю­бые происходящие события из данной типологии, например за­кон Ома.

Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Гипотеза становится теорией, если она удов­летворяет следующим требованиям:

• осмысленностью введенных категорий и понятий,

• непротиворечивостью одних понятий другим,

• возможностью проведения проверки или повторения ре­зультатов,

• возможностью обобщения на другие классы событий,

• наличием ограничений на ее применение (технических, социальных и т.д.).

 

Предмет теории организации

Выше организация была определена нами как процесс и как яв­ление. Изучением организации как явления занимается теория организации как составная часть теории организаций. Теория организации формирует систему научных знаний в области ана­лиза и синтеза социальных организаций. Аналогично общему подходу к развитию научной теории, состоящей из цикла, вклю­чающего шесть этапов (см. выше), развитие теории организации включает шесть конкретных этапов:

• сбор фактов, явлений, прогнозов, исторических и фольк­лорных сведений, например, из данных археологии, ле­генд и мифов Древней Греции;

• систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности;

• создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы например, босс, бюрократизм, иерархия, организатор, организованность, социум, чиновник, управляемость;

• нахождение зависимостей между изменяемыми парамет­рами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работни­ков и производительностью труда, закон развития органи­зации, закон синергии;

• привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем, например, пси­хология Зигмунда Фрейда, кибернетика Винера;

• обобщение отрывочных сведений о теоретических разра­ботках и практическом применении отдельных положений теории организации.

Выполнение перечисленных этапов должно проводиться в приведенной последовательности: пропуски каких-либо этапов недопустимы (рис. 1.17).

Предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по гори­зонтали, так и по вертикали. К организационным объектам от­носятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе:

• страны мирового содружества;

• организации России (заводы, концерны, банки и т.д.);

• структурные подразделения организаций (цеха, отделы);

• первичные образования (бригады, группы);

• человек и интеллектуальная система (техническая, био­логическая).

Организационные отношения включают воздействия, взаи­модействия и противодействия при создании, функционирова­нии, реорганизации и прекращении деятельности организаци­онных объектов, в дальнейшем для краткости будем говорить «организаций». Принята следующая классификация организаци­онных отношений: структурные и процессорные.

К структурным относятся: воздействия, взаимодействия и противодействия.

К процессорным относятся:

• массовые и единичные,

• равенства и подчинения,

• зависимые и независимые,

• постоянные и случайные,

• последовательные и параллельные (т.е. одновременное воздействие на один объект нескольких),

• непрерывные и дискретные,

• межорганизационные и внутриорганизационные,

• экономические, политические, правовые и др. Воздействие определяется как однонаправленное действие по

передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объ­екта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю — это воздействие от субъекта к объ­екту; или мастер цеха просит главного инженера организации по­мочь ему — это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие — это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие — это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие. Общая типология организационных отношений приведена на рис. 1.18.

Классификация оказывает влияние на особенности методик формирования организационных отношений. Так, организация массовых мероприятий существенно отличается от подготовки к единичным коммуникациям.

 

 

В основе организационных отношений лежит порядок, т. е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают: алфа­витный, номерной, должностной, сложившийся, ведомствен­ный, особый (при чрезвычайных ситуациях), уставный, по зако­нодательству и др.

Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие уси­лия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому по­тенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого поряд­ка в чужой организации — это обязанность любого человека. А иначе — «в чужой монастырь со своим уставом».

Пример создания элементов научной теории для малого бизнеса

Малый бизнес рассматривается как явление и как процесс. В качестве явления — это государственные, частные или смешан­ные организации с численностью работников в среднем до 20 человек. В качестве процесса — это деятельность преимуще­ственно в одной сфере предпринимательства (например, торгов­ля с ограниченной номенклатурой товаров; ремонт телевизоров и радиоприемников; выпечка и продажа горячего хлеба).

Первый этап. Наблюдение за происходящими про­цессами и попытка их анализа с помощью методов, известных из других наук.

Исходя из практики малого бизнеса составим перечень воз­никающих ситуаций:

1) многим желающим создать свое дело не хватает началь­ного капитала;

2) в процессе деятельности возникают трудности с постав­щиками;

3) в процессе начальной деятельности не хватает средств для развития;

4) финансовая и бухгалтерская деятельность оказываются не под силу;

5) между учредителями часто возникают непреодолимые разногла­сия о текущей и перспективной деятельности организации;

6) существуют большие проблемы с помещениями;

7) большинство организаций через 5 лет после регистрации ликвидируется.

Попытка анализа:

• с помощью экономической науки можно проанализиро­вать только 1, 3 и 5 пункты;

• с помощью теории и практики финансов можно проана­лизировать только 1, 3 и 4 пункты;

• с помощью информатики можно проанализировать только пункт 2 и т.д.

Все семь ситуаций в комплексе не могут быть проанализиро­ваны ни одной из перечисленных выше наук.

Второй этап. Формализация и систематизация на­блюдаемых процессов, составление их типологии.

Наблюдаемые процессы могут быть систематизированы сле­дующим образом:

• по количеству вновь образованных и ликвидируемых ор­ганизаций;

• по стадиям функционирования исходя из кривой жизнен­ного цикла. Для организаций основными стадиями явля­ются: создание, рост, стабилизация, спад и ликвидация. Этапы рост, стабилизация и спад относят к функциониро-

ванию организации (рис.1. 19). В рамках функционирования выделяют этап «реорганизация» в случае, когда организация, сохраняя в основном свою систему управления и производства (статус 1), параллельно формирует дополнительные структуры (статус 2) для перехода на выпуск новой продукции (рис. 1.20). Этап реорганизации составляет время Tj + T2.

На стадии функционирования могут быть следующие варианты:

• сразу спад и ликвидация,

• рост и сразу спад,

• рост, стабилизация и спад,

• рост, стабилизация и рост (см. рис. 1.20);

• рост и обширная стабилизация.

Этап реорганизации составляет Т\ + Ti, этап функциониро­вания — 7з;

 

• по профессионализму персонала: на уровне здравого смысла,

под контролем профессионалов, профессионально;

• по достижению целей:

перспективные (своих личных и организации), неперспективные.

Третий этап. Создание понятийного аппарата новой науки (категории, термины и др.).

В практике рыночных отношений весьма распространены термины менеджер, руководитель (босс), менеджер-консультант, чиновник, конституционный работник, предприниматель, пред­принимательский риск, бизнесмен. Что они означают? В пони­мании приведенных слов часто бывают разночтения, а наука требует однозначного понимания ключевых терминов. Сгруппи­руем однотипные слова:

менеджер — руководитель (босс) — менеджер-консультант,

предприниматель — бизнесмен — предпринимательский риск,

чиновник — конституционный работник.

Начнем с первой пары взаимосвязанных слов.

Менеджер — это наемный (приглашенный) работник аппара­та управления, имеющий в подчинении нескольких специали­стов, непосредственно занятых в обслуживающей или производ­ственной деятельности, и выполняющий вместе с ними постав­ленную цель. Менеджер не является собственником пригласив­шей его организации. Деятельность менеджера хорошо описана в книге Ли Яккока «Карьера менеджера».

Например, декан факультета или его заместители являются менеджерами, глава семьи также является менеджером. Таким образом, менеджеры могут быть либо профессионалами с соот­ветствующей подготовкой, либо практиками. Обычно практики долго доходят до уровня профессионалов, так что терять время на самообучение нет смысла.

Руководитель — это также наемный работник, имеющий в своем подчинении несколько менеджеров (количество подчи­ненных определяется нормой управляемости), его иногда назы­вают боссом, т. е. это менеджер менеджеров. Босс также не яв­ляется собственником. Например, ректор университета или другого учебного заведения является боссом, так как ему подчи­няются несколько менеджеров, среди них деканы, заведующие кафедрами, главный бухгалтер и руководители других подразде­лений. Руководители получают установленную контрактом зара­ботную плату и материально не отвечают за убытки этой органи­зации, если не доказана их прямая вина.

Консультант-менеджер — это работник консультационной фирмы, который может совмещать работу специалиста в области управления и временного руководителя или менеджера какого-либо подразделения организации. Как консультант он произво­дит диагностику, разрабатывает набор предложений по совер­шенствованию объекта договора и согласовывает их с руково­дством организации. Как менеджер он может стать у руля про­цесса внедрения этих предложений. Консультант-менеджер яв­ляется активизатором и методистом в коллективной работе со специалистами данной организации для выработки инноваци­онных решений.

Профессиональный менеджер — это довольно прибыльная, интересная и престижная специальность.

Предприниматель и бизнесмен — это прежде всего собст­венники, владельцы или совладельцы имущества организации. Это на их средства создается и функционирует организация. Например, три гражданина решили организовать производство и продажу устройств для телефонов — АОН. Они рассчитали, что нужно внести в это дело по 2 тыс. ам. долл., т. е. всего 6 тыс. ам. долл. На эти средства они создали ООО — общество с ограни­ченной ответственностью. Три гражданина — собственники (совладельцы) этой организации и несут материальную ответст­венность за ее работу. Сами владельцы могут и не участвовать в деятельности 000, пригласив (наняв) профессионального ме­неджера и соответствующих специалистов. Вся прибыль, полу­ченная организацией, идет не менеджеру, а владельцам. И воля владельцев — поделиться с менеджером прибылью или нет.

Предприниматель организует свое дело в какой-то одной сфере, например, продажа продуктов в собственной или арен­дованной палатке, производство клипов, выращивание цветов и т.д. Характерной чертой такой деятельности является высо­кий риск быстрого обогащения, так и быстрого разорения, вплоть до банкротства. Хотя в настоящее время все-таки пре­обладает разорение, тем не менее это не отпугивает людей от попыток найти свою нишу и разбогатеть. Таким образом, предприниматель всегда находится в области неустойчивого дела. Он много переживает, все время ищет новые пути развития своего дела. Те люди, которые вступили на путь предпри­нимательства, создания своего дела, очень редко с него свора­чивают на тихие пути жизни.

Предпринимательство — это источник прогресса во всем мире.

Бизнесмен организует свое дело в нескольких разноплановых сферах деятельности. Например, строительство коттеджей, фи­нансовая деятельность в страховой компании и дилерская дея­тельность с инофирмами по продаже мехов в супермаркете. Ха­рактерная черта такой деятельности — низкий суммарный риск. Если в одной сфере деятельности дела стали идти плохо, то это обычно перекрывается ростом в других сферах деятельности. Получается как бы взаимное страхование от убытков. При этом («общая вероятность краха и быстрого обогащения невелика. Та­ким образом, аура бизнесмена более спокойная и привлекатель­ная. Не каждый предприниматель может стать бизнесменом, но стремиться к этому нужно, особенно в расцвет предпринима­тельской деятельности.

Предприниматель или бизнесмен может быть одновременно и менеджером или боссом в своей организации, если бремя управления он полностью или частично возьмет на себя. Таким образом, менеджер работает в команде либо предпринимателя, либо бизнесмена. Менеджер — это ресурс, с помощью которого бизнесмен надеется наладить работу своей организации и полу­чать прибыль. Каждый собственник старается получить наилуч­ший ресурс и соответственно оплатить его труд.

Предпринимательский риск — это вероятность (обычно оце­ниваемая в процентах) достижения или недостижения заплани­рованных результатов в инициативной самостоятельной дея­тельности. Например, риск «50 на 50» означает равную вероят­ность положительного и отрицательного результата. Так, в Япо­нии часто начинают свое дело при риске «30 на 70», т. е. 30% — вероятность положительного исхода и 70% — вероятность отри­цательного. Как правило, риск связывают с производственной, управленческой, инвестиционной, кредитной и рыночной дея­тельностью.

Чиновник — это государственный служащий, нанимаемый в федеральные или муниципальные органы управления. На чиновников распространяется одинаковый в пределах государства набор привилегий, обязанностей и ответственности. Например, в РФ чиновники обязаны декларировать свои годовые доходы, даже если они не превышают минимального уровня для декла­рирования. В ряде стран чиновники должны декларировать так­же и свои расходы.

Конституционный работник — это человек, занимающий долж­ность, предусмотренную конституцией государства. Например, че­ловек в должности президента страны, председателя правительства, председателя конституционного суда и т.д. Деятельность такого ра­ботника определяется государственными регламентами.

Четвертый этап. Разработка прикладных научных основ анализа и синтеза наблюдаемых процессов. Обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зави­симости, законы и закономерности).

Стадии функционирования хорошо описываются в экономи­ческой теории. Наша задача на базе этого цикла создать теорию развития организации, с помощью которой руководитель или консультант смогли бы обеспечить условия не только для про­цветания организации, но и для своевременной ее реорганиза­ции и даже прекращения ее деятельности. Эта теория базируется на законах организации (частично представленных в гл. 3 и 4) и законах для организаций, изучаемых в курсах по предпринима­тельству и хозяйственному праву. Процессы коммуникаций так­же хорошо разработаны в ряде наук (психологии и социологии, управлении персоналом, менеджменте и др.). Здесь же данный вопрос рассматривается в §2.3. Объединяющим началом многих процессов, происходящих в малом бизнесе, служит мощный за­кон синергии, рассматриваемый в гл. 3; механизм достижения целей — в теории «Инкубаторы бизнеса». Таким образом, собрав по крупицам научные теории ряда дисциплин и объединив их в систему, можно в первом приближении сформировать научную теорию малого бизнеса.

Пятый этап. Создание методологии исследования процессов заданной типологии.

В качестве примера приведем содержание научной работы по теории организации на тему: «Стратегический анализ в малом бизнесе».

Глава 1. Сущность стратегического анализа и особенности его ис­пользования в малом бизнесе.

1.1. Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике.

1.2. Сущность концепции стратегического анализа и ее использова­ние в малом бизнесе за рубежом.

1.3. Основные методы и модели стратегического анализа.

Глава 2. Анализ влияния факторов внутренней и внешней среды на функционирование предприятия малого бизнеса.

2.1. Особенности выбора миссии и формирования целей деятельно-1-ги малого предприятия.

2.2. Анализ рыночной ситуации и уровня конкуренции.

2.3. Анализ производственных и технологических факторов функ­ционирования малого предприятия.

2.4. Анализ финансовых факторов функционирования малого пред­приятия.

2.5. Анализ организационной структуры и организационной культу­ры управления малым предприятием.

Глава 3. Методологические рекомендации по проведению стратеги­ческого анализа и использование его результатов на предприятиях малого бизнеса.

3.1. Рекомендации по проведению стратегического анализа для предприятий малого бизнеса.

3.2. Рекомендации по выбору стратегии малого предприятия.

3.3. Рекомендации по использованию результатов стратегического анализа при составлении бизнес-планов малого предприятия.

Инновационные методики прорывов

Научная теория воплощается для практического применения в виде методологии и методик. Они позволяют с хорошей вероят­ностью создать преуспевающие организации (организации, об­реченные на успех). Большое значение для реализации этого процесса имеют инновационные методики прорыва для перево­да организаций на новые рубежи. Прорывы обычно носят крат­ковременный характер. Занятия проводятся с группой специали­стов 7—15 человек в течение 3—10 дней один раз в 3 — 5 лет в 1Л1!исимости от желаемого уровня получения результатов и управленческого уровня подготовки специалистов. Эти методи­ки можно сравнить с ускорителями на самолетах или космиче­ских аппаратах при взлете или переходе на другую орбиту с по­следующей работой на постоянной технологии управления до следующего прорыва. Главной целью таких методик является преодоление:

• шаблонов мышления,

• консервативных методов производства и управления,

• эгоизма и недоверия,

• страха и напряженности,

• позиции «ждать и догонять»,

• состояния «винтика».

Методики базируются на коллективной работе с назначен­ной или выбранной по тесту группой специалистов организации или ее подразделений. Потенциал работников организации и методика консультантов всегда дают хорошие результаты, кото­рые включают:

• обучение группы специалистов практическим приемам инновационной деятельности;

• создание творческой опоры для руководства организации;

• разработку пакета предложений «О развитии организа­ции» (социальном, экономическом, управленческом, тех­нологическом, экологическом и т.п. в зависимости дт контингента специалистов организации). Авторское право на эти предложения принадлежит организации;

• самостоятельное участие специалистов в реализации паке­та предложений в случае принятия их руководством орга­низации.

В зависимости от особенностей организации (истории, тра­диций, выпускаемой продукции, экономического и финансового положения) методики прорывов предусматривают различную последовательность и объем ее реализации.

Резюме

■ Диалектика развития любой науки идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».

Выделяют шесть этапов в цикле развития науки:

1) наблюдение за происходящими процессами и попытка их анализа с помощью известных из других наук методов;

2) формализация и систематизация наблюдаемых процессов, составление их типологии;

3) разработка прикладных научных основ анализа и синтеза на­блюдаемых процессов;

4) обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

5) создание методологии исследования процессов заданной ти­пологии;

6) накопление статистических данных об эффективности пред­ложенной методологии и корректировка ее.

В рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. В теории организации, как и в любой теории, используется два основных метода исследования: дедукция и индукция. Предметом теории организации являются организационные от­ношения между организационными объектами как по горизонта­ли, так и по вертикали. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов. Организационные отношения могут быть структурные и процессорные.

В основе организационных отношений лежит порядок, т. е. приня­тый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают: алфавитный, номер­ной, должностной, сложившийся, ведомственный, особый (при чрезвычайных ситуациях), уставный, по законодательству и др. Научная теория воплощается для практического применения в виде методологии и методик. Одной из перспективных методик является методика прорыва. Главная ее цель — преодоление шаблонов мышления, консервативных методов производства и управления, эгоизма и недоверия, страха и напряженности, по­зиции «ждать и догонять», состояния «винтика».

Контрольные вопросы

1. Назовите шесть этапов цикла развития любой научной тео­рии.

2. В чем особенность организации как большой системы?

3. Какие науки занимаются исследованием отдельных элемен­тов организации?

4. Назовите два основных пути развития научной теории.

5. Какова идея метода дедукции?

6. Какова основная идея метода индукции?

7. Перечислите содержание конкретных этапов развития тео­рии организации.

8. Что является предметом теории организации?

9. Что относится к организационным объектам?

10. Каков состав организационных отношений?

11. Дайте определения понятиям воздействия, взаимодействия, противодействия.

12. Какие типовые ситуации происходят в малом бизнесе?

13. Какие основные стадии развития проходит организация?

14. Как определяется стадия реорганизации?

15. Чем отличаются понятия «предприниматель» и «бизнесмен»?

16. Чем отличаются понятия «менеджер» и «руководитель»?

17. Чем отличаются понятия «чиновник» и «конституционный работник»?

18. Приведите основные сведения о методике прорывов.

Организация и управление



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.065 с.)