Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория организации и ее место в системе научных знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура научной теории.Предмет теории организации. Пример создания элементов научной теории для малого бизнеса. Инновационные методики прорывов. Структура научной теории Диалектика развития любой науки идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике» (В.И. Ленин). В цикле развития науки выделяют шесть этапов: • наблюдение за происходящими процессами и попытка их анализа с помощью известных из других наук методов; • формализация и систематизация наблюдаемых процессов, составление их типологии; • разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов; • обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности); • создание методологии исследования процессов заданной типологии; • накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и корректировка ее (рис. 1.16). Социальный характер взаимоотношения людей определяется их потребностями и интересами. Потребности человека носят объективный, устойчивый характер. Поэтому организация как процесс и как явление может быть объектом исследования. Важность данного объекта исследования для менеджера и собственника компании не вызывает сомнения. Рис.1.16.Циклический процесс формирования научной теории В рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. Каждый человек сталкивается в своей деятельности со всеми этими системами или воплощает их в себе. Например, в группе некоторой организации хорошо работают три программиста. Может случиться много событий, которые приведут к существенному изменению их производительности и даже к распаду группы, например: • в компьютере завелся вирус и испортил все ключевые программы, • в питьевой воде оказались болезнетворные бактерии и все работники надолго заболели, • вовремя не выдали заработную плату работникам и плохое настроение привело к увеличению количества ошибок, • начальник из-за домашних неприятностей стал груб с подчиненными, что несомненно усилило противодействие с их стороны.
Организацией как объектом исследования занимаются экономика, социология, психология, политология и другие науки. Реально каждая из них рассматривает лишь часть этой большой системы (социума). Так, экономика рассматривает экономические коммуникации в организации, психология изучает психическое отражение действительности человеком и т.д. Многие науки пытались объединить усилия других в области исследования больших систем, например кибернетика, теория управления. Однако полностью это не удалось еще ни одной из них. Возможно, такая ситуация связана с отсутствием нужного исследовательского инструментария, а возможно, наше общество еще не созрело для решения этой задачи. Развитие любой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация знаний характеризуется поиском своей ниши (своего объекта исследования) для возможности проведения углубленных исследований. Интеграция знаний основана на стремлении ученого исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. У теории организации как новой развивающейся науки имеются также два альтернативных пути: • объединить на базе системного подхода основные научные воззрения экономики, социологии, политологии и др. и создать общий подход при анализе и синтезе социальной организации; • создать свою локальную область исследования части социума и развивать ее, например, как экономика. Научные силы в области теории организации небольшие и поэтому ее развитие идет по второму пути как обособленной науки. Существенную трудность для теории организации составляет проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют с качественными измерениями типа: хороший и плохой; высокий, средний и низкий; большой и маленький; эффективно и неэффективно. Например, как измерить живучесть организации или пропорции ее частей? Математическая база теории еще находится в начальном состоянии и ждет своих исследователей. В любой теории используются два основных метода исследования: дедукция и индукция. Дедукция — это переход от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. Например, по теории космогонических взаимодействий была вычислена новая звезда, а затем через несколько лет она была найдена в заданном районе Вселенной. Индукция — это переход от частного к общему. Сначала набирается обширный материал, а затем создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии, например закон Ома.
Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Гипотеза становится теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям: • осмысленностью введенных категорий и понятий, • непротиворечивостью одних понятий другим, • возможностью проведения проверки или повторения результатов, • возможностью обобщения на другие классы событий, • наличием ограничений на ее применение (технических, социальных и т.д.).
Предмет теории организации Выше организация была определена нами как процесс и как явление. Изучением организации как явления занимается теория организации как составная часть теории организаций. Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций. Аналогично общему подходу к развитию научной теории, состоящей из цикла, включающего шесть этапов (см. выше), развитие теории организации включает шесть конкретных этапов: • сбор фактов, явлений, прогнозов, исторических и фольклорных сведений, например, из данных археологии, легенд и мифов Древней Греции; • систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности; • создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы например, босс, бюрократизм, иерархия, организатор, организованность, социум, чиновник, управляемость; • нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работников и производительностью труда, закон развития организации, закон синергии; • привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем, например, психология Зигмунда Фрейда, кибернетика Винера; • обобщение отрывочных сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений теории организации. Выполнение перечисленных этапов должно проводиться в приведенной последовательности: пропуски каких-либо этапов недопустимы (рис. 1.17). Предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе: • страны мирового содружества; • организации России (заводы, концерны, банки и т.д.); • структурные подразделения организаций (цеха, отделы); • первичные образования (бригады, группы); • человек и интеллектуальная система (техническая, биологическая). Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов, в дальнейшем для краткости будем говорить «организаций». Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные.
К структурным относятся: воздействия, взаимодействия и противодействия. К процессорным относятся: • массовые и единичные, • равенства и подчинения, • зависимые и независимые, • постоянные и случайные, • последовательные и параллельные (т.е. одновременное воздействие на один объект нескольких), • непрерывные и дискретные, • межорганизационные и внутриорганизационные, • экономические, политические, правовые и др. Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю — это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему — это воздействие от объекта к субъекту. Взаимодействие — это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие. Противодействие — это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие. Общая типология организационных отношений приведена на рис. 1.18. Классификация оказывает влияние на особенности методик формирования организационных отношений. Так, организация массовых мероприятий существенно отличается от подготовки к единичным коммуникациям.
В основе организационных отношений лежит порядок, т. е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают: алфавитный, номерной, должностной, сложившийся, ведомственный, особый (при чрезвычайных ситуациях), уставный, по законодательству и др. Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации — это обязанность любого человека. А иначе — «в чужой монастырь со своим уставом». Пример создания элементов научной теории для малого бизнеса Малый бизнес рассматривается как явление и как процесс. В качестве явления — это государственные, частные или смешанные организации с численностью работников в среднем до 20 человек. В качестве процесса — это деятельность преимущественно в одной сфере предпринимательства (например, торговля с ограниченной номенклатурой товаров; ремонт телевизоров и радиоприемников; выпечка и продажа горячего хлеба).
Первый этап. Наблюдение за происходящими процессами и попытка их анализа с помощью методов, известных из других наук. Исходя из практики малого бизнеса составим перечень возникающих ситуаций: 1) многим желающим создать свое дело не хватает начального капитала; 2) в процессе деятельности возникают трудности с поставщиками; 3) в процессе начальной деятельности не хватает средств для развития; 4) финансовая и бухгалтерская деятельность оказываются не под силу; 5) между учредителями часто возникают непреодолимые разногласия о текущей и перспективной деятельности организации; 6) существуют большие проблемы с помещениями; 7) большинство организаций через 5 лет после регистрации ликвидируется. Попытка анализа: • с помощью экономической науки можно проанализировать только 1, 3 и 5 пункты; • с помощью теории и практики финансов можно проанализировать только 1, 3 и 4 пункты; • с помощью информатики можно проанализировать только пункт 2 и т.д. Все семь ситуаций в комплексе не могут быть проанализированы ни одной из перечисленных выше наук. Второй этап. Формализация и систематизация наблюдаемых процессов, составление их типологии. Наблюдаемые процессы могут быть систематизированы следующим образом: • по количеству вновь образованных и ликвидируемых организаций; • по стадиям функционирования исходя из кривой жизненного цикла. Для организаций основными стадиями являются: создание, рост, стабилизация, спад и ликвидация. Этапы рост, стабилизация и спад относят к функциониро- ванию организации (рис.1. 19). В рамках функционирования выделяют этап «реорганизация» в случае, когда организация, сохраняя в основном свою систему управления и производства (статус 1), параллельно формирует дополнительные структуры (статус 2) для перехода на выпуск новой продукции (рис. 1.20). Этап реорганизации составляет время Tj + T2. На стадии функционирования могут быть следующие варианты: • сразу спад и ликвидация, • рост и сразу спад, • рост, стабилизация и спад, • рост, стабилизация и рост (см. рис. 1.20); • рост и обширная стабилизация. Этап реорганизации составляет Т\ + Ti, этап функционирования — 7з;
• по профессионализму персонала: на уровне здравого смысла, под контролем профессионалов, профессионально; • по достижению целей: перспективные (своих личных и организации), неперспективные. Третий этап. Создание понятийного аппарата новой науки (категории, термины и др.). В практике рыночных отношений весьма распространены термины менеджер, руководитель (босс), менеджер-консультант, чиновник, конституционный работник, предприниматель, предпринимательский риск, бизнесмен. Что они означают? В понимании приведенных слов часто бывают разночтения, а наука требует однозначного понимания ключевых терминов. Сгруппируем однотипные слова: менеджер — руководитель (босс) — менеджер-консультант, предприниматель — бизнесмен — предпринимательский риск,
чиновник — конституционный работник. Начнем с первой пары взаимосвязанных слов. Менеджер — это наемный (приглашенный) работник аппарата управления, имеющий в подчинении нескольких специалистов, непосредственно занятых в обслуживающей или производственной деятельности, и выполняющий вместе с ними поставленную цель. Менеджер не является собственником пригласившей его организации. Деятельность менеджера хорошо описана в книге Ли Яккока «Карьера менеджера». Например, декан факультета или его заместители являются менеджерами, глава семьи также является менеджером. Таким образом, менеджеры могут быть либо профессионалами с соответствующей подготовкой, либо практиками. Обычно практики долго доходят до уровня профессионалов, так что терять время на самообучение нет смысла. Руководитель — это также наемный работник, имеющий в своем подчинении несколько менеджеров (количество подчиненных определяется нормой управляемости), его иногда называют боссом, т. е. это менеджер менеджеров. Босс также не является собственником. Например, ректор университета или другого учебного заведения является боссом, так как ему подчиняются несколько менеджеров, среди них деканы, заведующие кафедрами, главный бухгалтер и руководители других подразделений. Руководители получают установленную контрактом заработную плату и материально не отвечают за убытки этой организации, если не доказана их прямая вина. Консультант-менеджер — это работник консультационной фирмы, который может совмещать работу специалиста в области управления и временного руководителя или менеджера какого-либо подразделения организации. Как консультант он производит диагностику, разрабатывает набор предложений по совершенствованию объекта договора и согласовывает их с руководством организации. Как менеджер он может стать у руля процесса внедрения этих предложений. Консультант-менеджер является активизатором и методистом в коллективной работе со специалистами данной организации для выработки инновационных решений. Профессиональный менеджер — это довольно прибыльная, интересная и престижная специальность. Предприниматель и бизнесмен — это прежде всего собственники, владельцы или совладельцы имущества организации. Это на их средства создается и функционирует организация. Например, три гражданина решили организовать производство и продажу устройств для телефонов — АОН. Они рассчитали, что нужно внести в это дело по 2 тыс. ам. долл., т. е. всего 6 тыс. ам. долл. На эти средства они создали ООО — общество с ограниченной ответственностью. Три гражданина — собственники (совладельцы) этой организации и несут материальную ответственность за ее работу. Сами владельцы могут и не участвовать в деятельности 000, пригласив (наняв) профессионального менеджера и соответствующих специалистов. Вся прибыль, полученная организацией, идет не менеджеру, а владельцам. И воля владельцев — поделиться с менеджером прибылью или нет. Предприниматель организует свое дело в какой-то одной сфере, например, продажа продуктов в собственной или арендованной палатке, производство клипов, выращивание цветов и т.д. Характерной чертой такой деятельности является высокий риск быстрого обогащения, так и быстрого разорения, вплоть до банкротства. Хотя в настоящее время все-таки преобладает разорение, тем не менее это не отпугивает людей от попыток найти свою нишу и разбогатеть. Таким образом, предприниматель всегда находится в области неустойчивого дела. Он много переживает, все время ищет новые пути развития своего дела. Те люди, которые вступили на путь предпринимательства, создания своего дела, очень редко с него сворачивают на тихие пути жизни. Предпринимательство — это источник прогресса во всем мире. Бизнесмен организует свое дело в нескольких разноплановых сферах деятельности. Например, строительство коттеджей, финансовая деятельность в страховой компании и дилерская деятельность с инофирмами по продаже мехов в супермаркете. Характерная черта такой деятельности — низкий суммарный риск. Если в одной сфере деятельности дела стали идти плохо, то это обычно перекрывается ростом в других сферах деятельности. Получается как бы взаимное страхование от убытков. При этом («общая вероятность краха и быстрого обогащения невелика. Таким образом, аура бизнесмена более спокойная и привлекательная. Не каждый предприниматель может стать бизнесменом, но стремиться к этому нужно, особенно в расцвет предпринимательской деятельности. Предприниматель или бизнесмен может быть одновременно и менеджером или боссом в своей организации, если бремя управления он полностью или частично возьмет на себя. Таким образом, менеджер работает в команде либо предпринимателя, либо бизнесмена. Менеджер — это ресурс, с помощью которого бизнесмен надеется наладить работу своей организации и получать прибыль. Каждый собственник старается получить наилучший ресурс и соответственно оплатить его труд. Предпринимательский риск — это вероятность (обычно оцениваемая в процентах) достижения или недостижения запланированных результатов в инициативной самостоятельной деятельности. Например, риск «50 на 50» означает равную вероятность положительного и отрицательного результата. Так, в Японии часто начинают свое дело при риске «30 на 70», т. е. 30% — вероятность положительного исхода и 70% — вероятность отрицательного. Как правило, риск связывают с производственной, управленческой, инвестиционной, кредитной и рыночной деятельностью. Чиновник — это государственный служащий, нанимаемый в федеральные или муниципальные органы управления. На чиновников распространяется одинаковый в пределах государства набор привилегий, обязанностей и ответственности. Например, в РФ чиновники обязаны декларировать свои годовые доходы, даже если они не превышают минимального уровня для декларирования. В ряде стран чиновники должны декларировать также и свои расходы. Конституционный работник — это человек, занимающий должность, предусмотренную конституцией государства. Например, человек в должности президента страны, председателя правительства, председателя конституционного суда и т.д. Деятельность такого работника определяется государственными регламентами. Четвертый этап. Разработка прикладных научных основ анализа и синтеза наблюдаемых процессов. Обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности). Стадии функционирования хорошо описываются в экономической теории. Наша задача на базе этого цикла создать теорию развития организации, с помощью которой руководитель или консультант смогли бы обеспечить условия не только для процветания организации, но и для своевременной ее реорганизации и даже прекращения ее деятельности. Эта теория базируется на законах организации (частично представленных в гл. 3 и 4) и законах для организаций, изучаемых в курсах по предпринимательству и хозяйственному праву. Процессы коммуникаций также хорошо разработаны в ряде наук (психологии и социологии, управлении персоналом, менеджменте и др.). Здесь же данный вопрос рассматривается в §2.3. Объединяющим началом многих процессов, происходящих в малом бизнесе, служит мощный закон синергии, рассматриваемый в гл. 3; механизм достижения целей — в теории «Инкубаторы бизнеса». Таким образом, собрав по крупицам научные теории ряда дисциплин и объединив их в систему, можно в первом приближении сформировать научную теорию малого бизнеса. Пятый этап. Создание методологии исследования процессов заданной типологии. В качестве примера приведем содержание научной работы по теории организации на тему: «Стратегический анализ в малом бизнесе». Глава 1. Сущность стратегического анализа и особенности его использования в малом бизнесе. 1.1. Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике. 1.2. Сущность концепции стратегического анализа и ее использование в малом бизнесе за рубежом. 1.3. Основные методы и модели стратегического анализа. Глава 2. Анализ влияния факторов внутренней и внешней среды на функционирование предприятия малого бизнеса. 2.1. Особенности выбора миссии и формирования целей деятельно-1-ги малого предприятия. 2.2. Анализ рыночной ситуации и уровня конкуренции. 2.3. Анализ производственных и технологических факторов функционирования малого предприятия. 2.4. Анализ финансовых факторов функционирования малого предприятия. 2.5. Анализ организационной структуры и организационной культуры управления малым предприятием. Глава 3. Методологические рекомендации по проведению стратегического анализа и использование его результатов на предприятиях малого бизнеса. 3.1. Рекомендации по проведению стратегического анализа для предприятий малого бизнеса. 3.2. Рекомендации по выбору стратегии малого предприятия. 3.3. Рекомендации по использованию результатов стратегического анализа при составлении бизнес-планов малого предприятия. Инновационные методики прорывов Научная теория воплощается для практического применения в виде методологии и методик. Они позволяют с хорошей вероятностью создать преуспевающие организации (организации, обреченные на успех). Большое значение для реализации этого процесса имеют инновационные методики прорыва для перевода организаций на новые рубежи. Прорывы обычно носят кратковременный характер. Занятия проводятся с группой специалистов 7—15 человек в течение 3—10 дней один раз в 3 — 5 лет в 1Л1!исимости от желаемого уровня получения результатов и управленческого уровня подготовки специалистов. Эти методики можно сравнить с ускорителями на самолетах или космических аппаратах при взлете или переходе на другую орбиту с последующей работой на постоянной технологии управления до следующего прорыва. Главной целью таких методик является преодоление: • шаблонов мышления, • консервативных методов производства и управления, • эгоизма и недоверия, • страха и напряженности, • позиции «ждать и догонять», • состояния «винтика». Методики базируются на коллективной работе с назначенной или выбранной по тесту группой специалистов организации или ее подразделений. Потенциал работников организации и методика консультантов всегда дают хорошие результаты, которые включают: • обучение группы специалистов практическим приемам инновационной деятельности; • создание творческой опоры для руководства организации; • разработку пакета предложений «О развитии организации» (социальном, экономическом, управленческом, технологическом, экологическом и т.п. в зависимости дт контингента специалистов организации). Авторское право на эти предложения принадлежит организации; • самостоятельное участие специалистов в реализации пакета предложений в случае принятия их руководством организации. В зависимости от особенностей организации (истории, традиций, выпускаемой продукции, экономического и финансового положения) методики прорывов предусматривают различную последовательность и объем ее реализации. Резюме ■ Диалектика развития любой науки идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике». Выделяют шесть этапов в цикле развития науки: 1) наблюдение за происходящими процессами и попытка их анализа с помощью известных из других наук методов; 2) формализация и систематизация наблюдаемых процессов, составление их типологии; 3) разработка прикладных научных основ анализа и синтеза наблюдаемых процессов; 4) обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности); 5) создание методологии исследования процессов заданной типологии; 6) накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и корректировка ее. В рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. В теории организации, как и в любой теории, используется два основных метода исследования: дедукция и индукция. Предметом теории организации являются организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов. Организационные отношения могут быть структурные и процессорные. В основе организационных отношений лежит порядок, т. е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают: алфавитный, номерной, должностной, сложившийся, ведомственный, особый (при чрезвычайных ситуациях), уставный, по законодательству и др. Научная теория воплощается для практического применения в виде методологии и методик. Одной из перспективных методик является методика прорыва. Главная ее цель — преодоление шаблонов мышления, консервативных методов производства и управления, эгоизма и недоверия, страха и напряженности, позиции «ждать и догонять», состояния «винтика». Контрольные вопросы 1. Назовите шесть этапов цикла развития любой научной теории. 2. В чем особенность организации как большой системы? 3. Какие науки занимаются исследованием отдельных элементов организации? 4. Назовите два основных пути развития научной теории. 5. Какова идея метода дедукции? 6. Какова основная идея метода индукции? 7. Перечислите содержание конкретных этапов развития теории организации. 8. Что является предметом теории организации? 9. Что относится к организационным объектам? 10. Каков состав организационных отношений? 11. Дайте определения понятиям воздействия, взаимодействия, противодействия. 12. Какие типовые ситуации происходят в малом бизнесе? 13. Какие основные стадии развития проходит организация? 14. Как определяется стадия реорганизации? 15. Чем отличаются понятия «предприниматель» и «бизнесмен»? 16. Чем отличаются понятия «менеджер» и «руководитель»? 17. Чем отличаются понятия «чиновник» и «конституционный работник»? 18. Приведите основные сведения о методике прорывов. Организация и управление
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.164 (0.02 с.) |