Особенности организации человеко-машинных коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации человеко-машинных коммуникаций



Современный этап информатизации общества требует нового подхода к человеко-машинным коммуникациям. В организациях существует большой объем технических и логических операций, которые выполняются в диалоговом режиме с помощью компь­ютеров. При этом человек, работая с компьютером, переносит на него все те привычки, которые у него проявляются при об­щении со своим коллегой, подчиненным и руководителем. При работе с компьютером человек может улыбаться, ругаться, может даже получить инфаркт. Необходимо правильно организовать структуру информации, выдаваемой компьютером. Как извест­но, всю информацию можно разделить на два типа: машинную и социальную. Машинная информация функционирует только между техническими средствами, социальная — между людьми. Таким образом, в системе информационных коммуникаций (рис. 1.11) социальная информация функционирует в системе че­ловек—человек, машинная — в системе компьютер—компьютер. Какой же она должна быть в системе человек — компьютер?

Компьютер в диалоговом режиме должен имитировать про­фессиональный интеллектуальный потенциал системы, в том числе потенциал человека.

Программное, математическое и информационное обеспече­ние компьютера, необходимое для его функционирования на уровне одушевленного специалиста, т.е. работа человека с компь­ютером должна создавать эффект взаимодействия специалистов.

Для успешной реализации диалога «человек — компьютер» пакеты прикладных программ должны строиться исходя из ор­ганизационных, социальных, психологических аспектов взаимо­действия. Так, в начале диалога на экране дисплея может появ­ляться текст с приветствиями, с анекдотами, напоминаниями и т.д. Общение с компьютером дисциплинирует людей, делает их более решительными и уверенными. Использование компью­теров дома и на рабочих местах создает не просто новые условия труда, а формирует новую среду обитания, новый тип отноше­ний человека с миром.

Социальная информация должна поддерживать в человеке высокий профессиональный и эмоциональный уровень диалога. Социальная и машинная информация организует информацион­ное обеспечение управления. Обработка социальной информации с использованием компьютера происходит в автоматизированном режиме с участием человека. Отсюда появились названия «автоматизированная система управления», «автоматизированное рабочее место» (АРМ).

Машинная информация обрабатывается в автоматическом режиме без участия человека. Таким образом, в АРМе должно быть реализовано два режима работы: автоматизированный и автоматический. Социальная информация в компьютере должна иметь следующие составляющие:

• профессиональную." техническую, экономическую, гума­нитарную, управленческую и др.;

• бытовую, реализующую потребности пользователя по жи­лищным, бытовым, медицинским вопросам;

• информационную, реализующую интересы пользователя по культурным, спортивным, образовательным, политиче­ским вопросам;

• функциональную разгрузку: игры или ситуации, снимаю­щие стресс;

• диалоговую — для организации общения на уровне интел­лектуального собеседника, коллеги, подчиненного, руко­водителя.

Так, для заведующего отделом маркетинга составляющие со­циальной информации могут быть следующими. • Профессиональная:

план — тематический план, план мероприятий, срочные работы; кадры — списочный состав, план отпусков, план повыше­ния квалификации, премирование;

ресурсы — техника, материал, интеллектуальные пакеты прикладных программ;

сотрудничество — организация, командировки, выставки.

• Бытовая:

телефонный справочник — организаций, личный;

база данных внутренняя — жилье, питание, продукты,

одежда, медицина, культмассовые мероприятия.

• Информационная:

записная книжка — календарь, напоминания, контроль исполнения и выполнения, архив;

 

база данных внутренняя — финансы предприятия, марке­тинг изделий, функции и ОСУ, экономика; база данных внешняя — спорт, кино, театр, выставки, хобби.

• Разгрузочная:

набор игр и ситуаций применительно к специальности и конкретному человеку.

• Диалоговая:

системы, организующие комфортную среду взаимодейст­вия и доступа в широкий набор баз данных. Соотношение между этими составляющими в общем объеме информации должно выбираться с учетом особенностей произ­водства и коллектива.

Как показывает анализ информационного обеспечения много­численных АРМ, в состав социальной информации включаются только профессиональная информация и набор случайных ком­пьютерных игр.

Резюме

■ Социальные системы в зависимости от поставленных целей мо­гут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

■ Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации играют существенную роль в современном мире.

■ В организации проходят объективные (естественные) и субъек­тивные (искусственные, по воле человека) процессы. К объек­тивным относятся циклические процессы спада-подъема в дея­тельности организации, процессы, связанные с действиями за­конов организации, к субъективным — процессы, связанные с принятием управленческих решений.

■ В организации имеются формальные и неформальные лидеры. В коллективе может существовать несколько неформальных лиде­ров только в непересекающихся сферах деятельности.

■ В теории организации рассматриваются базовые схемы отно­шений индивидов: линейная, кольцевая, колесообразная и звез­дообразная.

■ Базовые схемы формируют производные схемы отношений, к которым относятся иерархическая, штабная и матричная.

Классификация организаций охватывает следующие группы: правительственные и неправительственные; коммерческие и не­коммерческие; бюджетные и небюджетные; общественные и хо­зяйственные; формальные и неформальные.

■ Социально-экономическая организация характеризуется нали­чием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся межличностные, бытовые отно­шения; отношения по уровням управления; отношения к челове­ку общественных организаций. К экономическим — материаль­ное стимулирование и ответственность; прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решаю­щую роль при создании или диагностике организации.

■ Современный этап информатизации общества требует нового подхода к человеко-машинным коммуникациям. В организациях существует большой объем технических и логических операций, которые выполняются в диалоговом режиме с помощью компью­теров. Компьютер в диалоговом режиме должен имитировать профессиональный интеллектуальный потенциал системы, в том числе потенциал человека. Для успешной реализации диа­лога «человек — компьютер» пакеты прикладных программ должны строиться на основе организационных, социальных, психологических аспектов взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды социальных систем.

2. В чем особенность социально-экономических организа­ций?

3. В чем заключаются особенности социальных организа­ций?

4. Какие объективные и субъективные процессы происходят в организации?

5. Каково взаимодействие формальных и неформальных ли­деров в организации?

6. Какова особенность линейной схемы отношений индиви­дов в организации?

7. Какова особенность кольцевой схемы отношений инди­видов в организации?

8. Какова особенность колесообразной схемы отношений индивидов в организации?

9. Какова особенность звездообразной схемы отношений индивидов в организации?

10. Какова особенность иерархической схемы отношений индивидов в организации?

11. Какова особенность штабной схемы отношений индиви­дов в организации?

12. Какова особенность матричной схемы отношений инди­видов в организации?

13. Приведите основную классификацию организаций.

14. В чем преимущества правительственных организаций пе­ред неправительственными?

15. В чем разница между коммерческими и некоммерчески­ми организациями?

16. Составьте перечень пяти общественных и хозяйственных организаций.

17. Какова роль неформальных организаций в обществе?

18. Каков состав социальных и экономических связей в ор­ганизации?

19. Каковы особенности формирования социальной инфор­мации при человеко-машинных коммуникациях

 

Хозяйственные организации

Общие понятия хозяйственной организации Организационно-правовые формы организаций

Основные типы фирм по функциональному назначе­нию

Элементы теорий мотивации в хозяйственных организациях

Общие понятия хозяйственной организации

Как уже отмечено в §1.2, хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и обще­ства во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний (рис. 1.12).

Рис.1.12. Виды выпускаемой продукции

К хозяйственным организациям относятся:

• юридические лица всех форм (кроме общественных и ре­лигиозных организаций), в том числе общества с ограни­ченной ответственностью, акционерные общества, потре­бительские кооперативы и т.д.;

• неюридические лица всех форм, в том числе подразделе­ния организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со сме­шанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам — юридическим или физическим.

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе. Наиболее полно представлены критерии для отнесения организации к ма­лому предприятию (МП), среди которых:

а) доля уставного капитала (УК) МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринима­тельства, не должна превышать 25% от УК МП;

б) предельные значения среднесписочной численности ра­ботников (без совместителей и работников несписочного соста­ва) не должны превышать, чел.:

• в промышленности, строительстве и на транспорте — 100,

• в сельском хозяйстве и инновационной деятельности — 60,

• в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании — 30,

• в оптовой торговле, в остальных отраслях и других видах деятельности — 50.

Хозяйственные организации с численностью, существенно мень­шей, чем у МП, относят к микроорганизациям, например, аудитор­ская фирма с численностью персонала шесть человек. Хозяйственные организации представляют подавляющее количество организаций в мире, поэтому нас интересует их будущее. В табл. 1.4 представлен характер изменения отдельных параметров организации.

Хозяйственные организации (в дальнейшем организации) классифицируются по следующим признакам:

• по времени действия: бессрочные и времен­ные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;

• по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возмож­ность организации набирать персонал на определенный циклический срок;

• по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;

• по специализации производства: спе­циализированное и универсальное;

• по номенклатуре выпуска продук­ции: монономенклатурное и многономенклатурное про­изводство. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.021 с.)