Самоорганизация и самоуправление



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоорганизация и самоуправление



Регламентация и самоорганизация в процессе управ­ления.

Виды самоорганизации. Основные элементы самоуправления .Основные элементы самоорганизации .Схемы коммуникаций при самоорганизации

Регламентация и самоорганизация в процессе управления

В каждой организации имеются регламентирующие документы на систему управления организации (уставные документы, зако­нодательные и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией, т. е. самоуправление и самоорганизация.

Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорга­низация более эффективны, чем искусственные управление и организация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило ис­точником профессионального управления: оно само или эле­менты самоуправления (рис. 2.21). В изображенном цикле процесс организации является следствием регламентного управления, а самоорганизация первична (инициирующая) для самоуправления.

Рис.2.21. Схема цикличности управления и самоуправления, организации и самоорганизации.

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании со­вокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объе­динении элементов для реализации программы или цели и дейст­вующих на основании внутренних правил и процедур.

Виды самоорганизации

Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорга­низацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на про­грамме автоматической смены алгоритма действия при измене­нии свойств управляемого объекта, цели управления или пара­метров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация — это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от ус­ловий функционирования. Среди них различают самонастраи­вающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспе­чить соматическое (телесное) построение объекта (как явление). Процессы мутации живых организмов, их приспособление к конкретным условиям существования являются проявлением биологической самоорганизации.

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на обще­ственной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Са­моорганизация реализуется путем самообучения, самовоспита­ния и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация — это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

Основные качества, способствующие проявлению самоорга­низации человека или организации, — это инициативность, му­жественность, настойчивость, решительность, самоанализ, само­регуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, тер­пение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.

Позитивными формами проявления самоорганизации руко­водителя и специалиста выступают изобретательская и рациона­лизаторская деятельность, создание эффективных машин и структур, техническое и управленческое консультирование.

Самообучение это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затрат собствен­ного свободного времени и финансовых ресурсов на более пол­ное удовлетворение потребностей и интересов в информации, знаниях и общении. Самообучение может проводиться в обыч­ных формах общественного обучения (высшее, среднее и про­фессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по инди­видуальной методике.

Самовоспитание может относиться как к человеку, так и к организации. Цель самовоспитания — преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации, в том числе формирование активной деловой политики, утвер­ждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самости­мулирование; преодоление отрицательных эмоций.

Самоконтроль — это контроль собственной деятельности че­ловека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормами, пра­вилами и стандартами. Это сравнение позволяет человеку или другому объекту организации неформально оценить свою дея­тельность, выявить свои возможности для улучшения деятельно­сти или убедиться в несоответствии работы своим силам и зна­ниям. Для проведения самоконтроля применяются самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование по индиви­дуальному тесту, внутренний голос. По отношению к общест­венному контролю результаты самоконтроля могут быть: адек­ватными, завышенными или заниженными.

Основные элементы самоуправления

Самоуправление присуще любой системе. Под самоуправлением по­нимается автономное функционирование какой-либо социальной систе­мы (коллективов, организаций, объединений и даже одного челове­ка). Оно реализует потребность человека и организации к свободе самовыражению и самопроявлению. Самоуправление может быть только конкретно, например, для высшего управленческого персона­ла организации, для персонала конструкторского бюро и тд. В отли­чие от регламентного управления в самоуправлении иерархия подчи­нения или отсутствует, или слабо выражена. Самоуправление пред­полагает выбор целей, формирование сопутствующих им задач, раз­работку средств и методов их решения.

Процесс самоуправления служит элементом демократизации об­щего управления в результате непосредственного участия работников в разработке решений компании, стратегий ее развития и др.

Рассмотрим три принципа самоуправления.

Принцип вторичности. Самоуправление не может быть пер­вичным в организации. Любая организация создается для удовле­творения какой-то общественной потребности или интереса. Она включается в систему хозяйственных или общественных организаций с заданной структурой под общим государственным управлением. Если организация не будет следовать законода­тельным актам государства, она будет ликвидирована. Полно­стью самоуправляемая организация практически невозможна.

Даже предприниматель без образования юридического лица имеет полное самоуправление только в рамках разрешенных сфер деятельности и налоговых регламентов.

Принцип сочетания управления и самоуправления. В любой ор­ганизации управление и самоуправление должны сочетаться на ка­ждом уровне управления. Данный принцип основан на обязатель­ности удовлетворения потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению, так ик само­управлению (табл. 2.11).

Принцип мягкой регламентации. Процесс самоуправления не может быть жестко регламентированным законодательными ак­тами и положениями организации. Самоуправление основано на субъективизме активного персонала. В случае жесткой регламен­тации самоуправление вырождается в обычное управление с по­терей ряда активизирующих потребностей и интересов.

Основные элементы самоорганизации

Изначально самоорганизация возникает спонтанно, а затем по­степенно формируется самоуправление и, наконец, профессио­нальное управление, которое создает организационные функции и структуры управления.

Внутренние и внешние возмущающие воздействия приводят к нарушению принятого порядка деятельности в организации (к нарушению гармонии). Вследствие этого возникают процес­сы, помимо воли и сознания людей стремящиеся сформировать новые пропорции, ввести новые элементы в деятельность орга­низации или вывести из нее устаревшие. Люди являются про­водниками (осознанными или неосознанными) этих процессов. Кроме того, возмущающие процессы могут инициироваться и самоуправлением, профессиональным управлением, реализацией функций и структур управления (рис. 2.22). Таким образом, мо­жет быть достаточно много циклов возникновения самооргани­зации и вследствие этого самоуправления.

Социальная самоорганизация может быть личной и коллек­тивной. Личная самоорганизация в большей мере рассматривается в психологии и только частично в рамках теории организации в плане информационного обеспечения и формах самоорганиза­ции. Коллективная самоорганизация может происходить в среде:

• внутренних коммуникаций (при выполнении работ в от­деле, цехе, лаборатории и т.д.);

• внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при вирту­альных контактах);

• рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрес­сов, неожиданностей, опасностей).

Схемы коммуникаций при самоорганизации

Схемы коллективной самоорганизации определяются типом сре­ды коммуникаций. Для внутренней среды характерны типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых узловым элементом является не руководитель, а не­формальный лидер (НЛ) (рис. 2.23).

 

Для среды внешних коммуникаций в добавление к приве­денным на рис. 2.23 могут использоваться матричная и редко применяемая иерархическая схемы (рис. 2.24), а также сочета­ния всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в виртуальном виде.

 

 

 

 

Для среды рисковых (венчурных) операций кроме приведен­ных на рис. 2.23. и 2.24 используется узловая схема на базе всех существующих схем, в которых на ключевых (узловых) местах выдвигаются неформальные лидеры. Они организуют только часть общей структуры и могут не знать о существовании других (рис. 2.25).

Резюме

■ Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и не­живой материи. В ряде случаев самоуправление и самооргани­зация более эффективны, чем регламентное управление и орга­низация. Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление.

■ Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорга­низацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на про­грамме автоматической смены алгоритма действия при измене­нии свойств управляемого объекта, цели управления или пара­метров окружающей среды. Как явление техническая самоорга­низация — это набор альтернативных интеллектуальных адап­тивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Биологическая самоорганизация основана на генетической про­грамме сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление). Социальная самоорганизация (как процесс) основана на обще­ственной социальной программе гармонизации общественных отношений и реализуется за счет самообучения, самовоспита­ния и самоконтроля.

Под самоуправлением понимается автономное функционирова­ние какой-либо социальной системы (коллективов, организаций, объединений и даже одного человека). Принципы самоуправления:

Принцип вторичности: самоуправление не может быть первич­ным в организации.

Принцип сочетания управления и самоуправления: в любой ор­ганизации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления.

Принцип мягкой регламентации: процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и положениями организации.

Социальная самоорганизация может быть личной и коллектив­ной. Коллективная самоорганизация может происходить в трех средах:

• внутренних коммуникаций,

• внешних коммуникаций,

• рисковых (венчурных) операций.

Для внутренней среды характерны типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых узловым элементом является не руководитель, а неформальный лидер. Для среды внешних коммуникаций добавляются матричная и редко используемая иерархическая схемы, а также сочетания всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в вир­туальном виде.

Для среды рисковых (венчурных) операций добавляется узловая схема на базе всех существующих схем, в которых на ключевых (узловых) местах выдвигаются неформальные лидеры. Они са­моорганизуют только часть общей структуры и могут не знать о существовании других.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие документы регламентируют систему управления орга­низации?

2. В чем состоит сущность самоорганизации как процесса?

3. В чем состоит сущность самоорганизации как явления?

4. В чем состоит цикличность управления и самоуправления, процесса организации и самоорганизации?

5. Какие виды самоорганизации существуют?

6. Что понимается под технической самоорганизацией?

7. Что понимается под биологической самоорганизацией?

8. На чем основана социальная самоорганизация?

9. Какие формы самоорганизации можно выделить?

10. Какое влияние на самоорганизацию оказывают самообуче­ние, самовоспитание и самоконтроль?

11. Что понимается под самоуправлением в организации?

12. Назовите принципы самоуправления.

13. Какие базовые потребности человека и общества реализуют­ся с помощью самоуправления?

14. Что относится к причинам начала самоорганизации?

15. В каких средах реализуется коллективная самоорганизация?

16. Какие схемы коммуникаций присущи для самоорганизации во внутренней среде?

17. Какие схемы коммуникаций присущи для самоорганизации во внешней среде?

18. Приведите примеры самоорганизации в учебном заведении.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.146.141 (0.008 с.)