Понятие студенческого самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие студенческого самоуправления



Лекции №1

  1. Вопрос о времени появления студенческого самоуправления в России

 

Вопрос о моменте появлении студенческого самоуправления в России - один из спорных вопросов. По этому поводу можно выделить 2 принципиальные позиции:

 

1) Студенческое самоуправление - есть новое явление в России, появление которого обусловлено переходом России на «демократические рельсы» (то есть существование ССУ стало возможным только после провозглашения и нормативного закрепления в государстве демократических принципов и позиций).

В данном случае остается нерешенным вопрос о времени признания и нормативного закрепления демократических принципов в государстве - с момента принятия Конституции 1936 г., впервые закрепившей множество прав и свобод граждан, или же со времени распада ССР и образования Российской Федерации как демократической республики.

 

2) Студенческое самоуправление - институт, появление которого зависит не столько от факта признания демократических принципов в государстве, сколько от инициативы субъектов студенческого самоуправления - собственно студенчества (ССУ появилось с появлением в России высших учебных заведений);

 

Любым коллективам (в том числе и студенческим) так или иначе присущ признак самоорганизации, поэтому более верной представляется вторая позиция. Действительно, самоорганизация студенчества происходит под воздействием как внутренних, так внешних факторов, но последние оказывают меньшее влияние на ее принципы. В большинстве случаев субъекты сами решают, на каких принципах (демократических или нет) основывать управление делами своего коллектива. Так и студенческое самоуправление (конечно, не в том виде, в котором оно существует сейчас) сформировалось с появлением собственно студенчества, то есть с появлением в России высших учебных заведений.

 

  1. Периодизация развития ССУ

В общем виде развитие студенческого самоуправления можно подразделить на следующие периоды:

§ 1755 - 1917 г. - Дореволюционный (монархический) период

§ 1917 - 1990 г. - Советский период

§ 1990 - 2005 г. - Постсоветский период

 

  1. Дореволюционный период развития ССУ: 1 этап.

 

Впервые различные «прообразы» студенческого самоуправления стали появляться в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Немного позднее ССУ получило развитие в Дерптском и Казанском университетах.

 

Главным образцом ССУ для активного студенчества того времени были университеты Германии, где объединения студентов для решения различных вопросов жизни стали уже привычным делом.

 

12 ноября 1757 г. по инициативе студенчества в МГУ впервые было создано литературно-научное общество. Здесь собирались студенты, желавшие усовершенствовать свои знания в риторике и стихосложении. Данное общество активно сотрудничало с профессорами, получало от них консультации по интересующим их вопросам. После нескольких заседаний общество прекратило деятельность.

В течение последующих лет в Университете создавались различные общества, в которых по интересам объединялись студенты. Инициатива создания обществ и кружков принадлежала как студентам, так и преподавателям (проводя аналогию с современным студенческим самоуправлением - его органы создавались как на основе самоорганизации, так и на основе соуправления). До начала царствования Александра I общества и кружки фактически были единственной формой объединения студенчества.

 

Историки МГУ считают, что студенческое самоуправление зародилось 13 марта 1781 года. В этот год была создана студенческая организация - студенческое научно-просветительское общество Собрания университетских питомцев под покровительством куратора и ректора Московского Университета М.М.Хераскова.

 

В эпоху царствования Александра I в России было открыто сразу несколько университетов.

«Все они строились по образцу германских университетов и должны были иметь с ними много общего»[1]. Главным отличительным признаком явилась большая самостоятельность и свобода деятельности студентов. «Студенты же могли также создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, которые регламентировали студенческую жизнь в университете»[2]. Таким образом, впервые в России появилась новая, до тех пор не известная форма объединения студенчества – студенческие корпорации.

 

Студенческая корпорация - форма объединения студенчества для регламентации студенческой жизни, проявления студенческой самостоятельности и самодеятельности.

 

Студенческие корпорации существовали «как бы нелегально», так как их деятельность никто не запрещал, но и никто не регламентировал. В Университетском Уставе не было указания на существование иных форм объединения студентов, кроме как сформированных по учебному принципу. Но и прямого запрета не было предусмотрено.

 

В 20-е годы в Дерптском университете устойчиво функционировали 3 корпорации - "Estonia", "Livonia" и "Fraternitas Rigensis", позже были образованы корпорации польских и русских студентов. Они образовывались по принципу землячества - то есть по принципу происхождения.

В эти годы формируется новая форма участия в управлении учебным процессом - конвент.

Конвент - собрание представителей корпорации с участием профессорского состава для обсуждения в том числе и состояния студенческих дел.

В 1834 г.в Дерптском университете впервые было созвано «собрание уполномоченных» - общеуниверситетский конвент, на котором присутствовали представители всех корпораций. Целью оставалось все то же обсуждение учебного процесса, участия студентов в нем, академической успеваемости.

Администрация университета благосклонно относилась к существованию этих корпораций.
В 40 годы XIX века студенты-корпоранты Дерптского университета добиваются учреждения «студенческого суда чести», который заменил практику дуэлей между студентами. Решение этого суда было обязательным для всех участников корпорации.

В МГУ корпорации прожили совсем недолго – слишком сильны были традиции студенческих кружков. Но тем не менее попытки создания корпораций производились. В 20-е годы было создано корпоративное общество "Ландсманншафт", вобравшее в себя немецких и русских студентов. «Для своих сборищ студенты наняли большую комнату, куда собирались почти ежедневно и где учились драться на рапирах и совершали свои вечерние попойки. Кроме этого велись и ученые прения, и дружеские разговоры»[3]. Эта корпорация просуществовала несколько лет, но была немногочисленной и большого влияния на развитие самостоятельных форм деятельности студентов не оказала.

 

Студентами С.-Петербургского университета в конце 30-х годов были созданы сразу три студенческие корпорации: "Аристократы", "Балтика" и "Рутения". В 1844 году, когда эти корпорации были обнаружены, в Министерстве народного просвещения началась паника. Правительство поручило чиновникам полиции из III Отделения собрать сведения об этих корпорациях.

В архивах III Отделения сохранилось дело о студентах С.-Петербургского университета. В деле подробно сообщается о характере деятельности этих обществ. Все три общества имели тайные уставы, но сами уставы не имели ничего предосудительного, кроме правил самоуправства или поединков. Общества эти управлялись старшинами, которые решали какие-либо споры между студентами и назначали место и время поединков и попоек. В деле имеется также интересная подробность о том, что в общество "Рутения" входят дети знатных особ, в том числе сын господина министра просвещения.

В III Отделении предполагали, что необходимо объявить о закрытии этих обществ, так как они были все же тайными, а всех студентов обязать подписками впредь не создавать никаких тайных обществ. Здесь следует заметить, что тайные общества были запрещены университетским уставом 1835 года. Однако правительство не приняло никаких строгих мер к уничтожению этих обществ и постепенно они сами распались.

 

Но в некоторых университетах студенческие объединения не получили мало-мальски серьезного развития. Например, в Виленском университете в это время активно создавались тайные политические организации. А в Харьковском же существовал строжайший инспекторский надзор, полностью регламентировавший студенческую самостоятельность и губивший в зародыше все неформальные студенческие объединения.

 

Значение студенческих корпораций:

1. Способствовали разработке и принятию так называемого «кодекса чести» студента (практика принятия которых возрождается в настоящий момент),

2. Поддерживали престиж в обществе и студентов и университетов,

3. Способствовали смягчению студенческих нравов (постепенно сокращая практику уличных драк и нарушения правил общественного порядка студентами, дебошей и пьянства как несовместимых с образом студента университета),

4. Способствовали появлению и развитию корпоративной культуры в студенческой среде.

 

В целом, XIX век более не привнес новых форм организации студентов. Следующим этапом подъема студенческого движения стал конец XIX - начало XX века.

 

  1. Объединения студентов в XIX веке: вопросы легитимации (на примере МГУ).

Нормативные акты, которыми регулировалась деятельность студенческих объединений, можно подразделить на правовые и неправовые. К первым можно отнести:

1) Проект об учреждении Московского Университета 12 января 1755 г.

2) Устав Императорского Московского университета 5 ноября 1804 г.

3) Устав 26 июля 1835 г.

4) Устав 18 июня 1863 г.

5) Иные Уставы.

Ко вторым же относились многочисленные уставы обществ, кружков и студенческих корпораций, соблюдение которых было обязательным только для членов этих объединений.

Как уже было сказало, деятельность студенческих объединений изначально не запрещалась, но после волнений 20х-30х в 1835 году был принят новый Устав Императорского Московского университета, запрещавший деятельность тайных обществ. Остается загадкой вопрос, какая же студенческая организация являлась тайной, потому как никаких критериев отграничения дано, по сути, не было.

Весомым достоинством, которым непреминули воспользоваться студенты и преподаватели, стала автономия университета, зафиксированная в Уставе 1804 г. Именно этот фактор сыграл важнейшую роль в формировании и закреплении демократических традиций у студенчества в условиях царской России. Автономия высшей школы и ее необходимость время от времени оспаривались, но в целом до 1917 г. этот принцип оставался непоколебимым.

 

  1. Дореволюционный период: 2 этап.

 

Конец XIX – начало XX века ознаменовался активным развитием молодежных, в том числе и студенческих организаций различного характера, целей и задач деятельности. Главной причиной тому были политические волнение и желание образовавшихся к тому времени партий привлечь на свою сторону свободолюбивые и «охочие до политики» студенческие массы.

К концу XIX века в царской России студенческое самоуправление активно набирало обороты. Продолжали действовать студенческие землячества, корпорации, ассоциации студенчества, различные организации, пропагандировавшие нравственное, духовное, физическое воспитание молодежи. В высших школах действовали научно-просветительские общества, центры, во многих были созданы организации быта и досуга студентов, студенческие театры и т.д.

В период до 1917 года в России существовали следующие модели студенческого самоуправления:

 

1. С первых лет существования университетов был введен выборный институт старост, который к началу XX века окончательно прижился в студенческой жизни. Права и обязанности старост определялись внутренними распорядками ВУЗов.

 

2. Но, тем не менее, проблема объединения студенчества, его активного взаимодействия все же требовала разрешения. Студенты стремились к корпорации, общественной жизни, взаимодействию, взаимопомощи. В июне 1900 года состоялся первый общероссийский съезд студенческих организаций учебных заведений России при активном участии представителей Московского университета.

 

3. 19 сентября 1908 года в МГУ по инициативе молодёжи был создан студенческий представительный орган - Совет факультетских старост. Так в одном из старейших ВУЗов России появился демократический орган управления делами студенчества ВУЗа. Структура была простой и понятной: студенты групп выбирали старост групп, те, в свою очередь, старост факультета, последние же объединялись в Общеуниверситетский Совет.

Таким образом, право на самоуправление по вопросам, отнесенным к ведению Совета, было реализовано. И оно реально осуществлялось.

 

4. В Петербургском университете также активно (особенно после всероссийского съезда) развивалось студенческое самоуправление.

В конце XIX века в университете существовали многочисленные кружки, входившие в Центральный Университетский Кружок. Но они не могли (и не выражали) мнения всего студенчества ВУЗа, потому как выражали свое отношение, в основном, не к внутриуниверситетской жизни, учебному процессу и быту студентов, а к жизни вне стен университета - волнениям общественно-политической жизни петербургского и российского общества.

 

Из воспоминаний К.Я.Загорского:

"… среди широких кругов студенчества пользовались довольно значительным сочувствием упреки против центрального кружка в том, что он является самозваным и отнюдь не может считаться представителем всего студенчества или хотя бы даже только существующих в его среде многочисленных кружков, и что, таким образом, самое наименование "центральный" он присвоил себе самовольно... Студенчество давно уже по собственной инициативе стремилось выйти из распыленного состояния, в котором ему полагалось быть по университетскому уставу, и сплотиться в форме различного рода кружков и организаций, центральный же кружок завершил эти давнишние стремления студенчества. Необходимо было лишь войти в организационную связь с этими кружками и установить координацию их действий … Для осуществления этих организационных мер было поручено членам центрального кружка предложить в тех, так сказать, местных кружках, в которых они участвовали, избрать своих представителей в центральный кружок для постоянного участия в его заседаниях. Предложение это и было сделано в местных кружках и принято ими, причем во всех этих кружках, за исключением одного только случая, избранными в качестве представителей оказались те же члены центрального кружка. Таким образом, был сделан весьма важный шаг в деле организации студентов Петербургского университета».

 

Все эти попытки самоорганизации носили политический характер, что никак не совпадало с возникшей задолго до этого концепцией объединения (на принципах автономии, независимого положения) студенчества для решения насущных вопросов их жизни в качестве собственно студентов.

 

5. СПб. После съезда 1900 г. деятельность студенческих организаций была существенно упорядочена. Новая, но быстро нашедшая признание среди студентов модель самоорганизации носила название хозяйственного студенческого самоуправления. Органы ХССУ назывались Студенческими Советами и в целом были похожи на современные ОССУ - профсоюзные организации. Целью и главной задачей ОХССУ было решение проблем столовых, общежитий, кооперативов, то есть организация быта студентов. Также к ведению Студенческих Советов относилась организация самостоятельно и совместно с иными студенческими объединениями досуга студентов ВУЗа.

Демократический порядок проведения выборов в общеуниверситетский и факультетский Советы, обсуждение и разрешение совместно с профессурой вопросов учебного процесса, непрепятствование со стороны Администрации ВУЗа самостоятельному решению внеучебных вопросов – эти признаки были присущи студенческому самоуправлению того времени.

 

Д. Благоев, "...Обширный зал аудитории (СПб университета) был переполнен сотнями студентов, на одной из скамеек стоял студент и резкими пламенными словами бичевал полицейский произвол, русский реакционный режим, призывал студенчество на борьбу с ним. Его речь сопровождалась бурными аплодисментами... Седой профессор показался из соседней с аудиторией комнаты и направился к кафедре. Однако студенты попросили его отложить свою лекцию, потому что у них сходка. Профессор, улыбаясь, ушел. Сходка кончилась без инцидентов…".

6. Активно издавались студенческие газеты, при финансовой поддержке, разумеется, Администрации ВУЗа. Она не только не препятствовала, но и часто помогала в организации выпусков. Естественно, это относилось только к тем изданиям, которые не затрагивали в своих выпусках вопросов политической жизни и не носили противосамодержавный характер. Примерами могут служить «Студенческая газета» Москвы и «Студенческие годы» СПб.

 

7. Прообразом современных студенческих отрядов охраны правопорядка стала студенческая милиция. Там студенты могли в том числе и подзаработать. Особую потребность в этом органе чувствовалась во время общественных волнений.

 

Интересен тот факт, что некоторые студенты, работавшие в студенческой милиции, затем стали работать в этой сфере. Так, Лаврушин Иван Яковлевич, один из рядовых студентов, позднее стал одним из лидеров ВЧК, затем ОГПУ (Отдел государственного политического управления) и НКВД (Народный комиссариат внутренних дел).

 

8. Неизменным оставались студенческий суд чести, к тому времени просуществовавший уже более 60 лет, научные студенческие общества, студенческие «сходки», студенческие землячества.

Студенческие «сходки» - общие собрания всех студентов университета, представлявшие собой специфический институт, сравниваемый с народным собранием.

Сходки за достаточно длительное время их существования приобрели некоторые ритуальные особенности: отсутствие жесткого регламента, постоянный шум и дискуссия всех со всеми, открытый характер голосования (как правило!), принцип «один человек — один голос». Сходка могла быть и курсовой, и общеуниверситетской (общевузовской).

 

Первокурсники, как их описывал в начале века П. Иванов, со «священным трепетом» являлись на первую в их жизни сходку — незабываемый момент вступления в общественно-политическую жизнь корпорации. На сходках могли происходить потасовки и горячие дискуссии между противоборствующими студенческими фракциями, но доминировал дух солидарности и гордости за принадлежность к сообществу. Сходка была внешним проявлением самого факта существования социальной корпорации и утверждала прямую демократию со всеми ее атрибутами в качестве базового принципа студенческой жизни.

9. В конце XIX - начале XX появилась новая форма взаимопомощи студенчества - кассы и комитеты взаимопомощи. Они создавались при Студенческих Советах, корпорациях, землячествах. Принцип был таков: студент каждый месяц вносил определенное количество денежных средств, а в случае наступления трудных времен (затрудненного материального положения) мог воспользоваться услугами кассы.

 

10. В это время складывается традиция наставничества. Старшие студенты, входившие в корпорации, землячества, принимали первокурсников, вводили их в жизнь университета, рассказывали о традициях и обычаях ВУЗа, придумывали и проводили обряды посвящения в студенты, рассказывали о кодексе этики студента того или иного ВУЗа и, таким образом, помогали им приспособиться к условиям университетской жизни.

 

  1. Идеология студенчества. Разработка корпоративного стиля и кодекса чести студентов.

Идеологическими надстройками на базе органов студенческого самоуправления начали заниматься гораздо позже, чем нежели возникло само студенческое самоуправление. Но чем далее развивалось образование в России, тем более ясной становилась необходимость введения элементов корпоративной культуры в студенческие массы. Естественно, ни о какой жесткой идеологии речи не шло. Но в то же время существовала потребность единства, ощущения «единой семьи». Особо эта потребность проявилась в годы Первой мировой войны.

Именно поэтому студенты (особую роль в этом, безусловно, сыграли «вечные студенты») путем объединения традиций и обычаев ВУЗа составляли правила поведения в студенческой среде, которых и придерживались, в том числе апеллируя к этим правилам на студенческих судах чести. Эти правила назывались кодексами чести. Они никогда не были жестко зафиксированы и закреплялись, в основном, конвенционно.В них включался и перечень так называемых «естественных прав студента», к которым относились:

· Право называться студентом и носить студенческую форму (главный признак корпоративного стиля)

· Право на неприкосновенность и ненаказуемость иначе как по решению студенческого суда чести

· Право на сходку

· Право на корпоративную помощь

· Право на создание студенческих организаций

 

Этика «чести» не была исключительно российским феноменом — студенты Германии, Франции и Великобритании имели схожие «кодексы поведения» и обслуживающие их институции.

Кодексы регламентировали и преступления в студенческой среде. Органом, имеющим право назначать наказания, являлся студенческий суд чести. Наиболее серьезным преступлением были обман ради материальных выгод и кража: виновного могли приговорить к исправительным работам, оштрафовать или подвергнуть остракизму. Среди тяжких проступков фигурировали предательство и штрейкбрехерство во время студенческих «историй», заслуживавшие бойкота. Могли рассматриваться в суде и более мелкие проступки, вплоть до подробностей сексуальной жизни, хотя и весьма редко.

 

  1. Студенческое самоуправление в Советский период

Данный период также можно разбить на этапы:

1 этап - ликвидация существующих органов ССУ и формирование принципиально новой системы студенческой политики (1917 г. - 40-е годы)

2 этап – демократизация студенческой политики (40-е годы - 1990 г.)

 

Это деление достаточно условно. Реалии студенческой политики не фиксировались в документах и научных трудах. В настоящее время ведется активная работа по исследованию студенческой жизни в эти годы, но идеологические надстройки, созданные в СССР, пока не позволяют четко определить периодизацию и происходившие события прошлых лет.

 

Описывая становление студенческого самоуправления в первые годы становления советской власти, необходимо упомянуть также и о русском студенческом зарубежье. Студенты, высланные за границу в начале 20-х годов, не теряли надежд вновь вернуться на Родину и совершали попытки борьбы с советским строем. Впрочем, их надеждам не суждено было сбыться.

 

Этап. Разрушение

«Правительство считает весьма вредным сущест­вование независимого и организованного студенчества, мыслящего и действующего самостоятельно. Власти необходимо безоговорочное подчинение — и оно его добьется» [4].

 

Придя к власти, большевики, не имея поддержки у большинства населения, активно взялись за молодежную политику. Им необходимы были силы, способные синтезировать и мультиплицировать идеи марксизма, вести коммунистическую пропаганду, бороться с «буржуазным» мировоззрением. Идеи же автономности и независимости студенчества никак не укладывались в большевистскую политику всеобщего контроля. В 1918 году создается Наркомпрос - Народный Комиссариат Народного Просвещения. С его помощью высшая школа постепенно подчинялась государству.

 

Сначала предпринимались попытки «договориться». С этой целью в духе демократических традиций в 1918 г. было созвано всероссийское совещание по реформе высшей школы, на которое были приглашены представители студенчества и профессуры. Однако оказалось, что позиции сторон настолько несовместимы, что договориться не удастся. Наркомпрос все же пошел на уступки – в условиях гражданской войны он разрешил сохранить старые формы ССУ, в том числе и решавшие вопросы социального обеспечения студентов. Но вскоре и этих прав студенты были лишены.

В целом, период с 1917 по 1937 г. можно охарактеризовать как быстрое угасание какого бы то ни было самоуправления в высшей школе. Принятые в 1921-1922 годах приказы и положения о реформировании высшей школы полностью исключали принцип выборности, принцип участия студентов в управлении ВУЗом, автономию высших школ, ввели мероприятия «по фильтрации студентов к началу учебного года согласно их политической благонадежности», что привело к фактической ликвидации высшего профессионального образования (и присущего ему студенческого самоуправления) старого образца.

 

Создаваемые же новые организации, с жесткой системой подчинения вышестоящим органам и партии, смутно представляли себе, как решить поставленную перед ними задачу. Созданный в 1918 г. Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ), хотя и представлял себе конечную цель – построение коммунизма в стране, но не мог определить траекторию движения к цели, задачи, которые необходимо поставить перед студенчеством, разработать акценты мотивации студентов. Комсомольские организации в высших школах состояли в основном из рабфаковцев, не имевших качественного гимназического образования. Поэтому первые же попытки пропаганды коммунизма встретили большую волну недовольства в студенческой среде.

РКСМ обратился за помощью к партии, а большевики, в свою очередь, воспользовались самым эффективным средством воздействия - террором. Этот метод, как мы знаем из истории, был еще не раз использован в СССР.

 

Этап. Созидание

 

О возрождении старых студенческих организаций уже не могло идти речи. Но новая система, как оказалось, была необходима. Выстраивать систему воспитания молодежи можно было только при наличии «обратной связи на коммунистический манер». В действительности, мнение студенчества никого не интересовало, но видимость взаимного доверия надо было «нарисовать».

В 30-е годы во всех ВУЗах создаются так называемые «вузкомы» - вузовские комитеты ВЛКСМ. Например, в МГУ 3-5 апреля 1930 года на отчетно-выборной конференции комсомольской организации был избран первый состав вузкома. Но нельзя еще говорить о полноценной «реабилитации» студенческого самоуправления: возрожденный принцип выборности действовал только в отношении тех студентов, которые вступали в комсомол, а не всего студенчества ВУЗа. Студенческое самоуправление провозглашалось на бумаге, но в реальности было задавлено партийно-комсомольской дисциплиной.

 

МГУ

С середины 30-х возродились древние традиции научно-просветительских обществ. В 1934 г. прошла первая конференция молодых ученых университета, а с 1939 года началось издание сборника научных студенческих работ.

Начиная с 40-х годов, налаживается деятельность научных кружков, иных организаций, продвигающих студенческую науку.

Летом 1959 года началась работа первого студенческого строительного отряда МГУ.

В 1964 году был образован Студенческий совет МГУ, который координировал работу по интернациональному воспитанию молодежи университета, образовывался по выборному принципу и выполнял некоторые задачи студенческого самоуправления. Был создан Совет молодых ученых МГУ. 1969 год - год создания Объединенного студенческого комитета МГУ для координации работы студкомов факультетов, образован Молодежный совет МГУ по охране природы. В 1976 году начал работу студенческий педагогический отряд.

 

В других ВУЗах происходили похожие процессы формирования организаций. В целом, была построена так называемая «мобилизационная модель» управления молодежью, в том числе и студенчеством, в рамках ВЛКСМ.

 

Было ли это студенческим самоуправлением? Представляется, что да. Хотя выступало оно и не под демократическим лозунгом независимости.

 

Логичен и уместен будет вопрос - возможно ли студенческое самоуправление при недемократических методах управления в государстве?..

 

На этот вопрос каждый ответит для себя сам.

 

Современные исследователи говорят, что: «нельзя подготовиться к жизни в условиях демократии в рамках авторитарных форм обучения, в значительной мере способствующих закреплению конформизма и при­способленчества. Жизнь и преподавателя, и студента должна разворачиваться в пространстве, воплощающем ценности демократического общества». Но кто знает, отошли ли мы от «авторитарных форм», перейдя в «новое пространство»?..

 

  1. Студенческое самоуправление в постсоветский период

Разрушенная старая система ВЛКСМа и образовавшееся после нее пространство необходимо было восполнять. С учетом жесткой критики всего «советского», взоры руководителей вчерашних ВЛКСМов обратились к дореволюционному периоду развития ССУ. Вопросы поиска наиболее эффективных моделей самоуправления с учетом модернизации российского высшего профессионального образования, предоставления и законодательного закрепления долгожданной автономии ВУЗам вновь стали предметом пристального внимания со стороны студенчества.

 

Лекция №2

Раскрываем понятия

 

1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.

Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как «особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности».

 

На конференции в Екатеринбурге было оспорено положение об ответственности как неприменимого по отношению к самоуправлению института.

Еще одно определение: Студенческое самоуправление представляет собой процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем управления делами образовательного учреждения как в учебной, так и во внеучебной сферах.

Существует также иное определение. ССУ - специфический демократический институт, ориентированный на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения.

 

Различие состоит в том, что в первом случае баланс взаимодействия субъектов ССУ склоняется в сторону так называемой «самоорганизации», а во втором – в сторону «соуправления». Самоорганизация предполагает большую степень самостоятельности ССУ, чем нежели соуправление. Второе же позволяет интенсивно и выгодно использовать ресурсы друг друга.

 

Объем полномочий органов ССУ будет зависеть от того, какова «амплитуда колебания» в политике ВУЗа – от большего доверия к меньшему, от авторитарного стиля руководства к демократическому или либеральному. Или наоборот. Но об этом – чуть позднее.

 

2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в ВУЗе;

Студенческое самоуправление – одна из форм воспитательной работы ВУЗа, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на «формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда».

 

В горе-ВУЗах можно наблюдать вот какую ситуацию: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы…», «есть чем развлечь - и ладно», «за те деньги, которые мне платят, я не обязан(а)…»

 

Россия вступила в Болонский процесс. И теперь обязательным условием аккредитации и аттестации ВУЗа становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.

 

«Студенческие организации взросли как грибы… Пошел процесс давления… Нет, давки».

г. Екатеринбург, «Весна-УПИ»

 

Рассматривая ССУ с этой позиции, можно сказать: «кадры решают всё».

 

3. Студенческое самоуправление - есть одна из форм молодежной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

(Из Письма Минобраза 2002 г. «О развитии студенческого самоуправления»)

Лекция №3

    1. Цели студенческого самоуправления

Цели ССУ - основные идеи, конечный результат ССУ.

 

Цель – то, на что направлен процесс.

Агутин А.В.

Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Ожегов С.И.

1. усиление роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов, воспитание в духе толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма;

2. утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;

3. контроль и организацию учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

4. формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

5. развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;

6. формирование в учебных группах, на курсах и факультетах коллективов студентов;

7. формирование лидеров студенческих коллективов.

 

    1. Задачи студенческого самоуправления

Задачи - относительно самостоятельные группы (подцели) направлений деятельности, посредством которых осуществляется достижение цели.

 

Задачами деятельности студенческого самоуправления могут являться:

  • содействие гражданской, социальной и профессиональной самореализации студента;
  • выработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студенчества;
  • содействие структурным подразделениям образовательного учреждения в проводимых ими мероприятиях;
  • проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям образовательного учреждения;
  • обеспечение гласности всех сторон жизни студенчества через средства печати и другие органы СМИ;
  • укрепление межвузовских (ссузовских), межрегиональных и международных связей.
    1. Функции студенческого самоуправления

 

1. Представление интересов студенчества ВУЗа вне образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном.

2. Представление интересов студенчества перед администрацией ВУЗа;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.165.210 (0.139 с.)