Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс обучения в вузе и всё, что с ним связаноСодержание книги Поиск на нашем сайте
Процесс – ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо. С.И. Ожегов
Что же такое процесс в ВУЗе – учебный и внеучебный? Если вам доступны такие материалы как «Концепция воспитательной работы ВУЗа», то, я думаю, вы удивитесь, какое количество раз там упоминаются эти слова. (Конечно, есть исключения J ).
Процесс (в рамках ВУЗа) – последовательная деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Правильно? Когда вы ходите на лекции, семинары, практику, лабораторные работы, сдаете сессию - это непосредственно сам учебный процесс. Внеучебный процесс, в свою очередь, охватывает все, что с непосредственно учебой не связано. Это не означает, что студенческое самоуправление не затрагивает вопросы совершенствования учебного процесса. Но! Оно не может непосредственно влиять и организовывать его самостоятельно. Собственно, это вытекает из самой роли студента - обучение. Об это мы поговорим чуть позже. Далее. Давайте попытаемся отобразить схему процессов, происходящих в ВУЗе.
Учебный процесс - процесс обучения, контакт преподавателя со студентами, процесс передачи знаний. Особенность, одновременно являющаяся критерием разграничения – наличие элемента «Преподаватель». Только в этом случае участия в учебном процессе преподаватель является определяющим элементом разграничения. (Опять же, есть и исключения – проведение лекций, допустим, по «Введению в специальность», студентами старших курсов для первокурсников). Внеучебный процесс - все, что непосредственно с учебным процессом не связано. Конечно, это не означает, что в эту категорию входит желание «попить пивка» или «сходить в кино». Как же отграничивать? Внеучебный процесс, как и учебный, в рамках новой концепции развития образования, являются частью «непрерывного процесса обучения, направленного на воспитание современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда». Только достигается поставленная цель разными способами - обучением «по специальности» в рамках учебного процесса и социализацией личности – во внеучебном. Научный внеучебный процесс включает в себя проведение научных конференций, форумов, съездов, собраний, научных ролевых игр, организацию студенческих научных сообществ и т.д. Форм, как вы сами понимаете, может быть очень много. Вненаучный внеучебный процесс - организация социально-правовой защиты студентов, досуга и быта, гражданско-правового воспитания, других аспектов внеучебной вненаучной деятельности. В рамках этой схемы существуют разные модели воспитательной работы, студенческого самоуправления, молодежной политики. Вопрос в том, каков объем полномочий, передаваемый органам ССУ для реализации поставленных задач.
Посмотрите на схему и подумайте про себя (или скажите вслух), какие формы процесса существуют у вас в ВУЗе? Важно помнить, что наличие той или иной формы процесса еще не означает наличие студенческого самоуправления в ВУЗе! Раскрываем понятия
1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов. Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как «особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности».
На конференции в Екатеринбурге было оспорено положение об ответственности как неприменимого по отношению к самоуправлению института. Еще одно определение: Студенческое самоуправление представляет собой процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем управления делами образовательного учреждения как в учебной, так и во внеучебной сферах. Существует также иное определение. ССУ - специфический демократический институт, ориентированный на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения.
Различие состоит в том, что в первом случае баланс взаимодействия субъектов ССУ склоняется в сторону так называемой «самоорганизации», а во втором – в сторону «соуправления». Самоорганизация предполагает большую степень самостоятельности ССУ, чем нежели соуправление. Второе же позволяет интенсивно и выгодно использовать ресурсы друг друга.
Объем полномочий органов ССУ будет зависеть от того, какова «амплитуда колебания» в политике ВУЗа – от большего доверия к меньшему, от авторитарного стиля руководства к демократическому или либеральному. Или наоборот. Но об этом – чуть позднее.
2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в ВУЗе; Студенческое самоуправление – одна из форм воспитательной работы ВУЗа, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на «формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда».
В горе-ВУЗах можно наблюдать вот какую ситуацию: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы…», «есть чем развлечь - и ладно», «за те деньги, которые мне платят, я не обязан(а)…»
Россия вступила в Болонский процесс. И теперь обязательным условием аккредитации и аттестации ВУЗа становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.
«Студенческие организации взросли как грибы… Пошел процесс давления… Нет, давки». г. Екатеринбург, «Весна-УПИ»
Рассматривая ССУ с этой позиции, можно сказать: «кадры решают всё».
3. Студенческое самоуправление - есть одна из форм молодежной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем. (Из Письма Минобраза 2002 г. «О развитии студенческого самоуправления»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.008 с.) |