Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс обучения в вузе и всё, что с ним связано

Поиск

Процесс – ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

С.И. Ожегов

 

Что же такое процесс в ВУЗе – учебный и внеучебный?

Если вам доступны такие материалы как «Концепция воспитательной работы ВУЗа», то, я думаю, вы удивитесь, какое количество раз там упоминаются эти слова. (Конечно, есть исключения J ).

 

Процесс (в рамках ВУЗа) – последовательная деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Правильно? Когда вы ходите на лекции, семинары, практику, лабораторные работы, сдаете сессию - это непосредственно сам учебный процесс.

Внеучебный процесс, в свою очередь, охватывает все, что с непосредственно учебой не связано. Это не означает, что студенческое самоуправление не затрагивает вопросы совершенствования учебного процесса. Но! Оно не может непосредственно влиять и организовывать его самостоятельно. Собственно, это вытекает из самой роли студента - обучение. Об это мы поговорим чуть позже.

Далее. Давайте попытаемся отобразить схему процессов, происходящих в ВУЗе.

 

 

Учебный процесс - процесс обучения, контакт преподавателя со студентами, процесс передачи знаний. Особенность, одновременно являющаяся критерием разграничения – наличие элемента «Преподаватель». Только в этом случае участия в учебном процессе преподаватель является определяющим элементом разграничения. (Опять же, есть и исключения – проведение лекций, допустим, по «Введению в специальность», студентами старших курсов для первокурсников).

Внеучебный процесс - все, что непосредственно с учебным процессом не связано. Конечно, это не означает, что в эту категорию входит желание «попить пивка» или «сходить в кино». Как же отграничивать? Внеучебный процесс, как и учебный, в рамках новой концепции развития образования, являются частью «непрерывного процесса обучения, направленного на воспитание современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда». Только достигается поставленная цель разными способами - обучением «по специальности» в рамках учебного процесса и социализацией личности – во внеучебном.

Научный внеучебный процесс включает в себя проведение научных конференций, форумов, съездов, собраний, научных ролевых игр, организацию студенческих научных сообществ и т.д. Форм, как вы сами понимаете, может быть очень много.

Вненаучный внеучебный процесс - организация социально-правовой защиты студентов, досуга и быта, гражданско-правового воспитания, других аспектов внеучебной вненаучной деятельности.

В рамках этой схемы существуют разные модели воспитательной работы, студенческого самоуправления, молодежной политики. Вопрос в том, каков объем полномочий, передаваемый органам ССУ для реализации поставленных задач.

 

Посмотрите на схему и подумайте про себя (или скажите вслух), какие формы процесса существуют у вас в ВУЗе?

Важно помнить, что наличие той или иной формы процесса еще не означает наличие студенческого самоуправления в ВУЗе!

Раскрываем понятия

 

1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.

Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как «особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности».

 

На конференции в Екатеринбурге было оспорено положение об ответственности как неприменимого по отношению к самоуправлению института.

Еще одно определение: Студенческое самоуправление представляет собой процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем управления делами образовательного учреждения как в учебной, так и во внеучебной сферах.

Существует также иное определение. ССУ - специфический демократический институт, ориентированный на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения.

 

Различие состоит в том, что в первом случае баланс взаимодействия субъектов ССУ склоняется в сторону так называемой «самоорганизации», а во втором – в сторону «соуправления». Самоорганизация предполагает большую степень самостоятельности ССУ, чем нежели соуправление. Второе же позволяет интенсивно и выгодно использовать ресурсы друг друга.

 

Объем полномочий органов ССУ будет зависеть от того, какова «амплитуда колебания» в политике ВУЗа – от большего доверия к меньшему, от авторитарного стиля руководства к демократическому или либеральному. Или наоборот. Но об этом – чуть позднее.

 

2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в ВУЗе;

Студенческое самоуправление – одна из форм воспитательной работы ВУЗа, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на «формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда».

 

В горе-ВУЗах можно наблюдать вот какую ситуацию: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы…», «есть чем развлечь - и ладно», «за те деньги, которые мне платят, я не обязан(а)…»

 

Россия вступила в Болонский процесс. И теперь обязательным условием аккредитации и аттестации ВУЗа становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.

 

«Студенческие организации взросли как грибы… Пошел процесс давления… Нет, давки».

г. Екатеринбург, «Весна-УПИ»

 

Рассматривая ССУ с этой позиции, можно сказать: «кадры решают всё».

 

3. Студенческое самоуправление - есть одна из форм молодежной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

(Из Письма Минобраза 2002 г. «О развитии студенческого самоуправления»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.008 с.)