Принципы студенческого самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы студенческого самоуправления



(Материалы «Славянского содружества»’ 2004)

Принципы ССУ - наиболее общие мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в ССУ.

Предлагаемые принципы являются основой концепции Студенческого Самоуправления вуза. Принципы определяют самые важные, характерные черты Студенческого Самоуправления вуза, отличающие его от других существующих форм студенческих организаций в России.
Суть идеи Студенческого Самоуправления отражают все принципы в совокупности. Иначе говоря, только система этих принципов дает верное представление о сущности Студенческого Самоуправления.
1. Принцип объединения. Студенческое Самоуправление это добровольное объединение студентов вуза с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни. Объединение дает им право принимать участие в управлении студенческой жизнью вуза и использовать возможности Студенческого Самоуправления для самореализации и развития.
2. Принцип добровольности. Студенты добровольно определяют степень своего участия.
3. Принцип формализации. Деятельность студенческого объединения определяется единством миссии, целей, задач и организационной структуры, формализованных в Уставе (Конституции) Студенческого Самоуправления. Устав является основным законом студенческого объединения и принимается Конференцией студентов вуза.
4. Принцип государственности. Студенческое Самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной молодежной политикой России.
5. Принцип фокуса внимания. Фокусом внимания Студенческого Самоуправления является развитие личности студента и студенческой жизни внутри вуза.
6. Принцип системности. Студенческое Самоуправление строит свою деятельность на системной основе. Системный подход к реализации государственной молодежной политики рассматривает Студенческое Самоуправление как инструмент реализации воспитательной функции вуза. В данном контексте «системный» подразумевает, что мы рассматриваем вуз как элемент государственной системы работы с молодежью, а Студенческое Самоуправление как элемент системы вуза и инструмент реализации воспитательной функции вуза и молодежной политики государства. Системный подход к построению Студенческого Самоуправления рассматривает деятельность студенческого объединения как целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений Студенческого Самоуправления для достижения уставных целей. Системный подход к развитию личности подразумевает, что Студенческое Самоуправление стремиться к гармоничному развитию личности и формированию у студентов умения воспринимать и изучать явления и процессы в их взаимосвязях с учетом причинно-следственных закономерностей.
7. Принцип выборности. Руководящие органы Студенческого Самоуправления формируются на выборной основе.
8. Принцип служения. Студенты, избранные в руководящие органы Студенческого Самоуправления, присягают на служение его миссии, целям и задачам как определяющим ориентирам деятельности студенческого объединения.
9. Принцип представительства. Студенты, избранные в руководящие органы Студенческого Самоуправления, выполняют свои функции, действуя от имени, по поручению и в интересах студентов вуза.
10. Принцип автономности. Студенческое Самоуправление самостоятельно определяет порядок своего функционирования и не зависит в своих решениях от администрации вуза, государственных органов и иных лиц.
11. Принцип корпоративности. Студенческое Самоуправление является частью корпоративной культуры вуза и не может существовать вне вуза. Студенческое Самоуправление неразрывно связано с историей, ценностями, традициями вуза.
12. Принцип партнерства. Стратегические основы взаимодействия Студенческого Самоуправления и администрации вуза носят партнерский характер и закладываются в Уставе вуза и Уставе Студенческого Самоуправления. Детально взаимоотношения сторон определяются в Соглашении, заключаемом между Студенческим Самоуправлением и администрацией вуза.
15. Принцип эксклюзивности. Студенческое Самоуправление обладает эксклюзивным правом на реализацию воспитательной функции вуза и управление студенческой жизнью по всем направлениям, дополняющим деятельность администрации в этой сфере.
16. Принцип единства и целостности. Иные студенческие объединения, функционирующие в вузе, являются субъектами Студенческого Самоуправления и осуществляют свою деятельность в правовом поле Студенческого Самоуправления в соответствии с Уставом Студенческого Самоуправления.
17. Принцип ресурсного обеспечения. Студенческое Самоуправление для осуществления своей уставной деятельности использует организационные, материальные, интеллектуальные, информационные и иные ресурсы вуза в соответствии с Соглашением между Студенческим Самоуправлением и вузом.
18. Принцип обучения. Студенческое Самоуправление нуждается в методической и консультационной поддержке, особенно на этапе формирования. Для этого может быть создано специальное подразделение. Основной функцией такого подразделения является обучение Актива Студенческого Самоуправления знаниям, умениям и навыкам организационных коммуникаций и управления. На данное подразделение могут накладываться дополнительные функции по оказанию содействия Студенческому Самоуправлению.
19. Принцип развития. По мере становления организационной культуры, накопления опыта и традиций Студенческое Самоуправление может в установленном порядке приобрести права и принять на себя обязанности юридического лица.

Лекция №3

    1. Цели студенческого самоуправления

Цели ССУ - основные идеи, конечный результат ССУ.

 

Цель – то, на что направлен процесс.

Агутин А.В.

Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Ожегов С.И.

1. усиление роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов, воспитание в духе толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма;

2. утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;

3. контроль и организацию учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

4. формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

5. развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;

6. формирование в учебных группах, на курсах и факультетах коллективов студентов;

7. формирование лидеров студенческих коллективов.

 

    1. Задачи студенческого самоуправления

Задачи - относительно самостоятельные группы (подцели) направлений деятельности, посредством которых осуществляется достижение цели.

 

Задачами деятельности студенческого самоуправления могут являться:

  • содействие гражданской, социальной и профессиональной самореализации студента;
  • выработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студенчества;
  • содействие структурным подразделениям образовательного учреждения в проводимых ими мероприятиях;
  • проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям образовательного учреждения;
  • обеспечение гласности всех сторон жизни студенчества через средства печати и другие органы СМИ;
  • укрепление межвузовских (ссузовских), межрегиональных и международных связей.
    1. Функции студенческого самоуправления

 

1. Представление интересов студенчества ВУЗа вне образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном.

2. Представление интересов студенчества перед администрацией ВУЗа;

3. Разработка и принятие мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении;

4. Взаимодействие с Администрацией, руководителями факультетов ВУЗа, осуществляющих учебную и воспитательную работу со студентами по различным аспектам жизнедеятельности

5. Организация социально-значимой деятельности

6. Руководство деятельностью ОССУ структурных подразделений ВУЗа;

7. Информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников ВУЗа о разнообразных аспектах студенческой жизни

8. Участие в формировании нормативно-правовой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально-значимую деятельность

9. Формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения

 

Есть еще один вариант классификации функций. Он заключается в том, чтобы каждую из представленных функций «примерить» на «манекен» учебного или внеучебного процессов в ВУЗе, рассмотреть возможных организаторов и исполнителей, источники финансирования программ.

Выше уже говорилось о том, что объем полномочий в каждом конкретном случае будет зависеть от того, насколько успешно пройдут ваши переговоры с Администрацией ВУЗа. Говорить о самостоятельности можно говорить сколько угодно, но, тем не менее, необходимо понимать, что от Администрации ВУЗа многое зависит.

 

Представляется, что в Уставе, а затем и в соглашениях и договорах, функции, выполняемые на базе соуправления, и функции, выполняемые на базе самоорганизации, необходимо детально разграничивать. Это даст гарантии устойчивости в случае наступления «колебаний» во внешней среде – во взаимоотношениях с Администрацией ВУЗа.

 

Рассмотрим на следующих примерах:

1. «Коллективное соглашение между Администрацией УГТУ-УПИ и профсоюзным комитетом студентов на 2002 -2004 г.». Данное соглашение полностью построено по принципу соуправления, так как каждое из проводимых мероприятий организуется совместно Администрацией и Профкомом.

Участие Администрации может быть:

- непосредственное (помощь в организации; управление в организации);

- опосредованное - перечислением средств и предоставлением иной организационно-технической поддержки.

2. Организация «Школы Лидера» во внеучебное время без использования средств ВУЗа, проводимая самостоятельно органами ССУ в целях мультипликации знаний активным студентам. Это – пример самоорганизации.

 

Лекция №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.012 с.)