Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартизация и учет ключевых элементов организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие положения о структуре и содержании международного стандарта учета Международный стандарт на структуру стандарта для элементов системы управления Система отчетности на элементы организационной системы Общие положения о структуре и содержании международного стандарта учета Любая теория (см. §1.4) стремится выработать универсальный подход к анализу и синтезу в соответствующей предметной области. В конечном счете этот подход реализуется в методиках, инструкциях, нормах и стандартах. Теория организации — это молодая наука и она только на подходе к серьезным практическим результатам. Законы, принципы и коммуникации, рассмотренные выше, служат основой для составления стандартов на ключевые элементы организации. В основу разработок стандартов положены принципы построения международных стандартов учета и нормативов аудита, опубликованных Комитетом международных стандартов учета (КМСУ). Законодательство РФ находится на пути создания необходимой базы документов для стандартизации системы управления организации. Так, ГОСТы Российской Федерации Р1.4-92 и Р 1.0-92 «Стандарты предприятия. Общие положения» наделяют правом научно-технические, инженерные и другие общественные объединения создавать и утверждать свои стандарты. Формы оформления таких стандартов приводятся в ГОСТ Р1.5-92. При этом согласно ст. 3.24 ГОСТ Р1.0-92 применение международного стандарта, регионального или национального стандарта другой страны осуществляется путем включения его полного содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации.
Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Даже частичная стандартизация элементов управленческой деятельности и механизма управления организации позволяет: • регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени, • добиваться внедрения наилучших управленческих технологий, • уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени, • согласовывать цели, средства и методы их достижения, • формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления. Стандартизация и аудит являются элементами системы профессионализации управленческой деятельности. Разработка стандартов на элементы системы управления должна идти параллельно разработке приемов и методов их проверки (аудитом). Структура международного стандарта и стандарта общественного объединения имеет следующий вид: наименование стандарта, положение о нем, набор параграфов, статей. Каждый параграф положения включает одну или несколько статей, нумерация всех статей сквозная. Наименования параграфов положения в общем виде следующие: введение; определения; объяснение; методы, способы, формулы, особенности учета; стандарт на заполнение учетных форм; дата вступления в силу. Во введении рассматриваются особенности данного положения о стандарте (ограничения или расширения) и особенности процесса подготовки к нему со стороны заинтересованных лиц. В определении приводится глоссарий основных терминов положения. В объяснении дается более подробное, чем в определении, толкование отдельных терминов. Методы, способы, формулы, особенности учета являются содержанием нескольких статей. В них отражается технология обработки и представления информации по данному стандарту. В стандарте на базе перечисленных ранее статей положения приводится алгоритм учета с комментариями. В параграфе «Дата вступления в силу» имеется одна статья с текстом «Стандарт действителен с «___»___________ г.».
Все статьи дополнительных параграфов и параграфа «Дата вступления в силу» составляют неотъемлемую часть параграфа «Стандарт». В тексте международного стандарта учета приводятся все сведения о параметрах проверенного элемента и порядок учета его или процесса. Международный стандарт учета работает в пакете с набором бланков учета (рис.7.10).
Рис.7.10. Содержание международного стандарта учета
Международный стандарт на структуру стандарта для элементов системы управления Наличие работоспособных стандартов, несомненно, активизирует работы по полному и системному аудиту организаций. На базе основных российских и мировых законодательных положений в Государственном университете управления разработан проект международного стандарта на структуру стандартов для элементов системы управления, который включает предисловие, введение, определения, объяснения, пользователей и их информационные интересы, задачи управленческой отчетности, состояние системы управления, эффективность и изменения в ее состоянии, основополагающие принципы и кодификацию (рис.7.11). Рассмотрим элементы этого проекта. Предисловие Информация о состоянии отдельных элементов и всей системы управления конкретной организации представляет интерес как для ее руководителей, так и для внешних пользователей, например при санации, выборе контрагента для заключения сделки. Указанная информация об одном и том же состоянии системы управления может быть разной в силу обстоятельств, вызванных методикой ее получения, квалификацией специалиста, ее обрабатывающего, временем обработки и др. Данные различия привели к использованию разных определений элементов системы управления, различных критериев и приоритетов в ее оценке. Рис.7.11 Логика построения международного стандарта на систему управления Международные стандарты на систему управления должны способствовать уменьшению этих различий путем гармонизации подходов к пониманию, оценке и принятию решений относительно системы управления организации. По мере развития представлений об организации как явлении международные стандарты будут совершенствоваться. Международные стандарты на систему управления должны отвечать общим требованиям большинства пользователей, которые на базе реального состояния системы управления принимают решения о ее изменении. Разработка данных проектов поможет: • решить вопрос о финансировании работ по совершенствованию системы управления; • оценить профессионализм управленческого персонала; • выявить слабые или сильные стороны в управлении; • подготовить предложения по реорганизации подразделений; • регулировать деятельность управленческого персонала; • установить рейтинг организации; • организовать обучение части управленческого персонала; • определить управленческую стратегию; • оснастить персонал современными информационными технологиями; • за счет единого подхода создать совместные предприятия в РФ или смешанные общества за рубежом. Идея создания международных стандартов на систему управления исходит от хорошо зарекомендовавших себя международных стандартов учета и международных нормативов аудита. Введение Целями создания стандарта на элементы системы управления организации являются: • содействие гармонизации действующих норм, правил и положений, касающихся проектирования, создания и оценки системы управления организации; • создание поясняющих материалов о системе управления организации как ключевой части всей организации; • содействие профессиональным управленческим организациям по разработке новых и совершенствованию существующих стандартов (в том числе национальных) на систему управления; • содействие объективному рассмотрению арбитражными судами вопросов, касающихся ответственности элементов системы управления за неисполнение или ненадлежащее исполнение заключенных договоров; • формирование схожего подхода специалистов по системам управления к их анализу и оценке; • оказание помощи при обучении ревизоров, консультантов и аудиторов по системам управления организации; • содействие в создании типовой базы данных по элементам системы управления; • оказание помощи руководителям в оценке эффективности системы управления организации. Определения Международные стандарты на систему управления — это набор стандартов по основным элементам системы управления организации. Стандарт — это база, повторяемость, стабильность. Стандарты определяются так же, как узаконенные нормы, процессы или цель, продвижение к которым поддается измерению. Стандартизация — это способ целенаправленного воздействия на систему управления для достижения взаимодействия как внутри ее самой, так и с системой производства. Система управления — это совокупность всех элементов, подсистем управления, коммуникаций между ними, обеспечивающих заданный процесс управления. Объяснения Стандартизация основных элементов системы управления организации позволяет: • регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени, • добиваться внедрения наилучших управленческих технологий, • уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени, • согласовывать цели, средства и методы их достижения, • формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления. Система управления организации состоит из четырех составляющих: методологии, структуры, процесса и техники управления. Методология управления включает цели, законы и принципы, функции, методы, технологию управления и практику управленческой деятельности. Процесс управления представляет собой систему коммуникаций, последовательность действий по разработке и реализации решений, информационное обеспечение. Структура управления включает функциональную и организационную структуры управления, схему организационных отношений, конкретную схему взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала. Техника управления включает организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутренние или внешние типа Internet), систему документооборота. Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления — механизм управления. Состояние системы управления непосредственно отражается на эффективности управленческой деятельности. Пользователи и их информационные интересы Пользователями информацией об элементах систем управления организаций и их состояниях могут быть настоящие и потенциальные инвесторы, вышестоящие руководители, заемщики и кредиторы, консультанты внутренние и внешние, служащие, правительство и общественность. Они используют информацию о системе управления организации для решения личных или служебных проблем. • Инвесторы. Имеют интерес к информации, связанной с перспективой развития системы управления (гибкие и сетевые структуры, информационные технологии, персонал и т.д.), так как это определяет конкурентные преимущества, а следовательно, и прибыль объекта вложения капитала. • Вышестоящие руководители, в том числе руководители объединений, в которые входит конкретная организация. Они заинтересованы в информации, касающейся выполнения поставленных ими целей и задач, т. е. распределения функций, контроля выполнения, обеспечения необходимыми средствами. • Заемщики и кредиторы. Заинтересованы в получении информации о стабильности и профессионализме системы управления организации. • Консультанты. Наиболее заинтересованные потребители разнообразной информации о реальном состоянии элементов системы управления организации для ее развития или совершенствования. • Служащие. Заинтересованы в обобщенной информации об управленческой деятельности для осознанного представления степени стабильности и перспективности своей организации. • Правительство и его службы. Если федеральные или муниципальные органы власти имеют свою долю в уставном капитале организации, то естественно, что информация о состоянии системы управления будет ими изучаться. Кроме того, ведение статистики наиболее важных элементов системы управления (например, персонала) может помочь правительству или его службам решать свои локальные задачи. • Общественность. Заинтересована в получении информации о социальной направленности управленческой деятельности организации, общественных связях. Первоочередная обязанность организации — быть информационно прозрачной для своих настоящих и потенциальных клиентов, контрагентов и других сотрудничающих организаций. Сведения о состоянии элементов системы управления организации должны публиковаться наряду с данными о продукции, реквизитами фирмы. Управленческая отчетность Задача управленческой отчетности заключается в предоставлении информации о состоянии элементов системы управления организации для оценки ее общего состояния. Подготовленная управленческая отчетность должна отвечать общим запросам пользователей и показывать результаты управленческой деятельности руководства организации. Те пользователи, которые хотят определить эффективность системы управления, должны иметь возможность сделать это сами по имеющейся учетной отчетности. Организационные и экономические решения, принимаемые пользователями управленческой отчетности, основаны на оценке способности организации перестраивать свою структуру, модернизировать технические средства управления, воспринимать новые управленческие технологии, упреждающей подготовке персонала, а также уверенности в такой способности. Эта оценка определяет возможность организации создать работоспособные управленческую и производственную системы, позволяющие оплатить труд персонала, выделить ресурсы на инновационную деятельность и обучение, погасить ссуды и другие платежи, осуществить распределение прибыли. Состояние системы управления, изменения и эффективность Состояние системы управления находится под воздействием контролируемых ею производственных и управленческих процессов и ресурсов, а также способности отражать изменения окружающей
среды, в которой она действует. Информация о контролируемых системой управления ресурсах (в том числе производственных) и ее способности изменить указанные ресурсы полезна в предвидении способности организации и в дальнейшем эффективно управлять подведомственными ресурсами. Состояние системы управления чаще всего представляется в отчетах руководства собранию акционеров. Эффективность системы оценивается по решению собрания акционеров. Однако информация о состоянии системы управления может быть представлена и по инициативе вышестоящего руководства для проведения внешнего или внутреннего аудита системы управления. При этом состояние системы управления организации может быть оценено как стабильно профессиональное, профессиональное, преимущественно профессиональное, непрофессиональное. Части управленческой отчетности по четырем направлениям (методология, структура, процесс и техника) связаны между собой, так как отражают различные аспекты одних и тех же состояний. Хотя каждая часть управленческой отчетности представляет информацию, отличную от других ее частей, ни одна часть не может представлять всю информацию, необходимую для удовлетворения особых требований пользователей. Так, структура управления организации не дает полной картины без информации о методологии и процессе управления. Основополагающие принципы С учетом философии построения широко используемого текста международных стандартов для бухгалтерского учета, одобренного Комитетом международных стандартов учета (КМСУ), к числу основополагающих для данного стандарта можно отнести два принципа: • принцип продолжающего функционирования; • принцип понятности, уместности, материальности, достоверности, нейтральности, осмотрительности, своевременности и сопоставимости информации. Кодификация Международные стандарты на элементы системы управления рассматриваются по четырем группам и составляющим их элементам (табл.7.2). Таблица 72. Кодификация элементов системы управления
Примечание. Индекс N обозначает номер, а индексы К, L — подгруппы стандартов одной группы (в случае отсутствия подгрупп символы, указанные в квадратных скобках, не учитываются). Например, управленческая технология «Регламентное управление», являющаяся третьей составной частью технологии «Управление по целям», имеет обозначение: МТ1.3
Система отчетности на элементы организационной системы В основе любого аудита лежит отлаженная система учета в виде отчетов по утвержденным формам. Так, в бухгалтерском учете, обязательном для организаций всех форм собственности, эти отчеты утверждены Минфином РФ, Пенсионным фондом РФ, Госкомстатом РФ и Госналогслужбой РФ в виде форм приложений, расчетов, отчетов и справок. Заполнение отчетов и их проверка регулируются международными или национальными стандартами учета. Таким образом, связка между формами учета и стандартами очевидна. В других видах учета деятельности организации (маркетинговом, геологическом или экологическом) регламентация учетных документов идет на уровне собственных разработок. Возможен соблазн взять за основу принципы составления форм учета, принятые для бухгалтерского учета, и сформировать набор форм для учета элементов системы управления организации. Однако следует учитывать, что с точки зрения теории управления операции бухгалтерского учета относятся к технической системе, в которой высока детерминированность всех процессов и невелик набор возможных решений. Операции, а точнее, процессы, происходящие в системе управления, относятся к социальной системе, в которой преимущественно преобладают многовариантность решений, частичная неопределенность их реализации и относительная размытость единиц измерения параметров состояния элементов системы управления организации. Обработка данных таких отчетов в строгом понимании должна проводиться методами кластерного анализа на базе теории размытых множеств — это перспектива развития учетного дела в системе управления. Наша задача заключается в том, чтобы, используя современный уровень развития теории организации и квалификации руководителей и специалистов, совместно сформировать проекты отчетов и стандартов на элементы системы управления. Резюме ■ В основу разработок стандартов положены принципы построения международных стандартов учета и нормативов аудита, опубликованных Комитетом международных стандартов учета (КМСУ). ■ ГОСТы Российской Федерации Р1.4-92и Р1.0-92 «Стандарты предприятия. Общие положения» наделяют правом научно-технические, инженерные и другие общественные объединения создавать и утверждать свои стандарты. ■ Даже частичная стандартизация элементов управленческой деятельности и механизма управления организации позволяет: • регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени, • добиваться внедрения наилучших управленческих техноло- гии, уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени, • согласовывать цели, средства и методы их достижения, • формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления. Структура международного стандарта и стандарта общественного объединения имеют следующий вид: наименование стандарта, положение о нем, набор параграфов. Каждый параграф положения включает одну или несколько статей. В тексте международного стандарта учета приводятся все сведения о проверяемом элементе, особенности, формы и порядок учета проверяемого элемента или процесса. Международный стандарт учета работает в пакете с набором бланков учета. К числу основополагающих принципов стандарта относят: • принцип продолжающего функционирования; • принцип понятности, уместности, материальности, достоверности, нейтральности, осмотрительности, своевременности и сопоставимости информации. | Вопросы для самоконтроля 1. Какие материалы положены в основу создания стандартов на ключевые элементы организации? 2. Какие положительные стороны вносит стандартизация в систему управления организации? 3. В чем различие государственного стандарта и стандарта общественного объединения? 4. Какова структура международного стандарта учета? 5. В чем сущность процесса стандартизации в организационных отношениях? 6. Какова структура международного стандарта на структуру стандартов, касающихся элементов системы управления организации? 7. Какой типовой материал дается в предисловии стандарта? 8. Какова структура материала во введении стандарта? 9. В каком параграфе международного стандарта учета приводятся сведения о стандарте на искомый контролируемый элемент системы управления? 10. Кто являются пользователями стандарта? 11. В чем заключаются задачи управленческой отчетности? 12. Какие принципы заложены в систему построения стандартов? 13. Как формируется система кодификации элементов системы управления? 14. Что положено в основу разработки системы отчетности на элементы системы управления организации?
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.185 (0.013 с.) |