Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические законы социальной организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общее и особенное в социальных организациях. Принципы оптимизации деятельности людей.Взаимосвязь законов организации Общее и особенное в социальных организациях Каждая организация представляет собой маленькое общество, со своим населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свои историю, культуру, технологию и персонал. Основной элемент социальной организации — человек. Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности. Например, врожденный темперамент человека объясняет особенности в отношениях и восприятии информации. Влюбленный в коллегу сотрудник вносит в сложившийся регламент отношений свои личные чувства. Постоянно; болеющий человек лучше понимает другого больного и больше заботится о нем, чем здоровый человек Трудно поддается стандартизации творческая деятельность человека, хотя попыток формализовать деятельность творца, например изобретателя, было много. Так, известный изобретатель Г.С. Альтов разработал алгоритм создания изобретения1. По этому алгоритму любой специалист за отведенное время мог сделать изобретение в своей области деятельности и получить свидетельство об изобретении. И действительно, с помощью этого алгоритма под руководством автора было разработано несколько изобретений. Однако что-то помешало триумфальному шествию этого алгоритма в нашей стране. Аналогично и на производстве, например, организация направляет работника за сырьем к смежнику, наделяя его соответствующими (формализованными) полномочиями. Действия этого работника на месте заранее трудно запрограммировать. Чтобы успешно выполнить задание, он должен поступать по обстановке: с кем-то душевно поговорить, другому жестко напомнить об обязательствах, третьему обещать содействие и т.д. Иначе говоря, формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации. Человек — это центр организации. Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений человека с другими людьми (рис. 4.9) в организациях должно заранее определяться руководителем, а еще лучше — проектантом организации. 1 Альтов Г.С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1973. — 286 с.
Порядок служебных отношений определяется инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, установившимися порядками, подписанными контрактами, договоренностями и регламентами. Порядок неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу, симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, договоренностями и традициями. Руководители большинства организаций больше всего заботятся о формализованной стороне отношений. Они создают различную нормативную документацию, полагая, что этим можно ограничить процесс управления коммуникациями. Однако неформальными отношениями также необходимо управлять, чтобы добиться гармонии отношений в организации. В этом плане руководители должны усиливать роль профсоюзов, женских и молодежных организаций. Это дает возможность наилучшим образом реализовать потребности и интересы людей, что очень выгодно для организации, так как она получает значительно больше от высокопроизводительного и творческого труда работников. Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное — это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Учесть общее в организации может каждый руководитель по материалам справочников, учебников и т.д., а особенное — может лишь профессиональный руководитель с большим опытом работы и хорошей управленческой подготовкой. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, в ее реакции на действие того или иного закона.
Принципы оптимизации деятельности людей Что же первично: человек или организация? Организация выводит человека в «люди» или человек своим трудом создает имидж организации? В одной из известных в 60—80 годы песен из к/ф «Весна на Заречной улице» есть слова, которые приоритет отдают организации: «И заводская проходная, что в люди вывела меня». Теория организации предлагает методологию ответа на поставленный вопрос в форме ряда принципов. Напомним, что принципы — это набор правил, положений, либо узаконенных органами власти, либо являющихся общепринятыми значительной частью общества, либо получивших признание авторитетных ученых. В отличие от закона принципы можно выбирать, выполнять или не выполнять. Например, статьи Трудового законодательства, заповеди Библии, принцип «кнута и пряника». Большинство принципов имеет ряд альтернатив. Например, заповеди Библии имеют альтернативы в виде заклинаний Корана, теория мотивации «X» имеет даже две альтернативы: теорию «У» и теорию «Z». Ряд принципов не имеет альтернатив и считается аксиомами, например, «хочешь мира — готовься к войне» — принцип Госдепа США во времена холодной войны. Принципы могут иметь разную степень конкретизации и детализации. Например, каждый работник должен добросовестно трудиться; рабочий день составляет 8 часов; за год работник должен отработать 1800 часов. В теории организации принципы имеют две направленности: • принципы организации организаций, • принципы организации людей. Принципы организации организаций • Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Несмотря на существующую типологию организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т. п. для других организаций. • Для каждой организации существует минимальный кпд (коэффициент полезного действия) или эффективность, при которой организация должна быть ликвидирована или «заморожена». Представьте себе три одинаковые организации А, Б, и С, изготовляющие сборные металлические гаражи для автомобилей. В организации А работают преимущественно холерики, в Б — преимущественно меланхолики, а в С — заключенные в тюрьме. При спаде производства (рис.4.10) действия руководителя должны быть адекватны организации. Энергия холериков ранее всех должна быть переключена на новое дело, в противном случае организация А может потерять свой потенциал и имидж.
Рис. 4.10. Последовательность ликвидации предприятий Меланхолики организации Б могут выдержать и большие спады, они спокойнее реагируют на цикличность спада-подъема. Слабая заинтересованность, низкий имидж и дотации государства создают условия для работы заключенных организации В даже при работе на склад, т. е. в отрицательных областях (рис. 4.10). • Для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет большего изобретательства (генерации идей). Социальная сфера играет большую объединяющую роль. Если в организации коммуникации ограничиваются рамками отдела, цеха и другими формальными структурами, то в рамках социальной сферы это объединение значительно^ шире, оно напоминает матричную структуру, которая наиболее способствует появлению новых идей. В ряде организаций вводят новые подразделения социального назначения, например, кабинет психологической гармонии, комнату-буфет, плавательный бассейн и др. Данные подразделения кроме оздоровительной функции играют роль клуба для людей разных специальностей. Кроме всех прочих тем, разговор в таких подразделениях всегда заходит и о работе, нерешенных проблемах. Люди разных профессий в неформальной обстановке значительно быстрее находят решения производственных проблем или подходы к ним. Принципы организации людей • Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой. Очень большой объем работы может сразу напугать работника и вместо мобилизующего фактора вступит тормозящий. Малый объем работы заставляет человека искать предмет приложения своих ресурсов, что не всегда идет на пользу организации. Найти оптимум для каждого человека можно с помощью тестирования либо с помощью специалистов консультационных фирм. В настоящее время широко используется методика «мелких шагов» для загрузки работников. Руководитель для каждого работника выбирает такой объем работы, который тот может выполнить в течение недели. Затем добавляет еще небольшой объем (шаг) и смотрит на ход выполнения и т.д. до снижения качества или сроков выполнения. После этого объем работы, эквивалентный последнему, снимается. Такой цикл повторяется многократно. • Процессы восприятия и запоминания необходимо приближать к процессу мышления. Работнику любой организации приходится много просматривать информации и часть из нее он должен запоминать или записывать. Например, на фондовой бирже часто приходится менять информацию в прайс-листах на акции, облигации и другие ценные бумаги различных организаций. Как эти цены запомнить брокеру или дилеру, чтобы быстро давать справки своим клиентам? Не каждый сам способен научиться этому. Руководитель должен либо набирать работников с ассоциативным мышлением, либо научить их запоминать цены по ситуациям или цифрам индивидуальной «прочной памяти». Например, цена изделия в 2000 руб. может ассоциироваться с лодкой, а цена.МП с парусником и т.д. • Для эффективного осмысления нового необходимо иметь Польше знаний по данной тематике. Руководитель любой организации не должен скупиться на повышение квалификации своих наиболее перспективных сотрудников, так как знания всегда дают наибольшую отдачу. • Любой человек видит в тексте или слышит в беседе ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился. Руководитель организации должен заранее оповещать своих работников о тематике собрания, возможных предложениях и решениях. Дополнительная информация, включенная в ходе проведения собрания, не запоминается. • Первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем вторичная. Руководитель должен вовремя доводить информацию до подчиненных, чтобы опередить ложную или непроверенную. • Доходчивость сообщения будет выше при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации. При проведении собраний или совещаний руководитель должен использовать различные сочетания форм подачи материала: слова и музыка; слова и плакаты; слова и образцы. Взаимосвязь законов организации Выше мы рассмотрели законы: синергии, информированности-упорядоченности, самосохранения, единства анализа и синтеза, развития, композиции и пропорциональности. Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они являются составной частью управленческой технологии организации. В любой технологии действует принцип-аксиома: все элементы целого должны соответствовать друг другу, иметь между собой связи и иерархию, а также реализовывать общую цель. Этот принцип соответствует определению системы. Мы снова в который раз возвращаемся к системному подходу при рассмотрении организации. Перечисленные выше законы организации и законы для организаций будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание-, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации. Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и закон развития — это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности — это структурные законы, связанные с организацией как явлением. Законы оказывают друг на друга как положительное, так и отрицательное влияние. Например, • по закону синергии путем увеличения до известных пределов численности персонала можно добиться резкого увеличения потенциала организации, что соответствует закону развития, однако закон композиции и пропорциональности и закон единства анализа и синтеза будут тормозить такое расширение; • выполнение руководителем требований закона композиции и пропорциональности обеспечивает стабильность организации, однако это противоречит закону самосохранения, который требует быстрой перестройки в условиях рыночной экономики. Разобраться в пересечениях законов непросто даже для профессионала. Принцип единства дает подход для эффективного использования приведенного набора законов. Этот подход состоит в следующем. Законы имеют объективный характер и поэтому будут выполняться независимо от нашего желания, т. е. набор элементов (законов) уже задан. Задачи руководителя: • из списка целей организации выявить основную (на месяц, квартал, год); • выбрать из набора главенствующий закон, которому следует уделить основное внимание; • подчинить реализацию остальных законов главенствующему; • добиться соответствия законов друг другу путем установления пропорций, приоритетов и сроков их выполнения. Невыполнение принципа единства приводит к ухудшению показателей производственно-хозяйственной деятельности. В социальной организации, центром которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Резюме ■ Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. ■ Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное — это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона. ■ В теории организации принципы имеют две направленности: принципы организации организаций и принципы организации людей. ■ Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации. Вопросы для самоконтроля 1. Является ли организация (компания, фирма и т.д.) уменьшенным прототипом мира, цивилизации? 2. В чем заключается особенность регламентации организационных отношений? 3. Какие интересы и потребности человека и общества способствуют процессу формализации коммуникаций? 4. Какие потребности и интересы человека и общества способствуют развитию неформальных отношений? 5. Каков механизм формализации организационных отношений? 6. Для каких целей в организации следует развивать неформальные отношения? 7. Что входит в концепцию общего и особенного в коммуникациях? 8. Какие коммуникации в студенческой группе можно отнести к общим, а какие к особенным? 9. В чем состоят особенности реализации принципов организации? 10. Какова философия оптимизации деятельности людей? 11. Перечислите принципы организации организаций. 12. Перечислите принципы организации людей. 13. В чем заключаются общие особенности действия законов организации? 14. Приведите классификацию законов организации. 15. В чем суть принципа единства при выполнении законов организации?
Приложение Тест по законам организации 1. В управленческой деятельности вы предпочитаете использовать: A. Справочники, тесты, рекомендации. Б. Советы специалистов. B. Свой опыт. 2. Планируя свой отпуск, вы: A. Рассчитываете на «горящие» путевки. Б. Заранее готовитесь, собираете информацию, заказываете билеты и путевки. B. Получаете профсоюзную путевку из имеющихся к распределению. 3. Ваше хобби: A. Шахматы (домино). Б. Пешие прогулки. B. Чтение детективной литературы. 4. По складу ума вас больше влечет к: A. Философии. Б. Искусству. B. Технике. 5. Вы прогнозируете свою деятельность на: A. 5 и более лет. Б. На 1 — 2 года. B. Не прогнозируете, а подчиняетесь складывающимся ситуациям. 6. Ваши знания совершенствуются преимущественно за счет: A. Личного опыта. Б. Опыта коллег. B. Изучения теории и систематизации эмпирики. 7. Коллектив, который вам подчиняется, является дружным и: A. Поддерживает все ваши действия. Б. Относится к вашим действиям с позитивной критикой. B. Не признает вас как лидера. 8. При работе с подчиненными вы в первую очередь учитываете: A. Квалификационные характеристики работника. Б. Потребности и интересы работника. B. Важность поручения. 9. Вы предпочитаете: A. Ритмичную работу. Б. Старт-стопную работу (типа работы пожарных) B. Аккордную. 10. Вы считаете, что участие ваших подчиненных в рабочее время в работе самодеятельных органов управления (комиссиях, советах всех уровней, забастовочных комитетах и т.д.) является: A. Недопустимым. Б. Нормальным явлением. B. Полезным. 11. При принятии решения по типовым задачам вы: A. Собираете совещание. Б. Приглашаете на консультацию 1 — 2 специалистов. B. Сами принимаете решение. 12. При подготовке и принятии решения по новым, неординарным задачам вы: A. Собираете совещание. Б. Приглашаете на консультацию 1—2 специалистов. B. Сами принимаете решение. 13. Ваше руководство придерживается административно-командных методов управления, а вы используете: A. Экономические. Б. Социально-психологические. B. Административно-командные. 14. В своей работе вы предпочитаете: A. Постоянное совершенствование методов, функций и структур управления. Б. Постоянное проведение экспериментов для нахождения лучшего варианта. B. Критиковать сложившуюся практику управления организациями. 15. Законы организации для вас: A. Выдумки ученых-теоретиков. Б. Директивные материалы для выполнения. B. Справочный материал. 16. Выполнение законов организации, по вашему мнению: A. Происходит автоматически независимо от руководителя. Б. Зависит только от руководителя. B. Зависит от системы управления. 17. Обычно ваш рабочий день длится: A. Свыше 10 часов. Б. 8 — 10 часов. B. Менее 8 часов. Теперь по всем ответам подсчитайте очки по таблице: Если вы в сумме набрали не больше 27, то мы советуем еще раз проработать темы, касающиеся законов организации, и посмотреть соответствующую литературу по вопросам теории организации. Если набрано от 28 до 40, то вы — начинающий руководитель, которому необходимо углублять свои знания с помощью специальной литературы и консультаций у специалистов по организации организаций. При наборе свыше 41 очков вы профессионал, однако не обольщайтесь этим и постоянно пополняйте свои знания в области организации.
Принципы организации
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.013 с.) |