Социальные и культурные изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и культурные изменения



 

Открытие — это разделяемое многими людьми восприятие аспек­та реальности, ранее неизвестного. Человек открывает принцип ры­чага, циркуляцию крови или условный рефлекс. Открытие добавля­ет новую черту в запасы знаний, проверенных людьми, воспринятых ими. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре, потому что, хо­тя открываемый аспект всегда существовал, он становится частью куль­туры только после его открытия.

Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, открытие физиологов и психологов, состоящее в том, что мужчина и женщина обладают одинаковыми интеллектуальными способностями, не заставило боль­шинство мужчин изменить свои установки по отношению к стату­су женщины, но сделало возможным отказаться от патриархальных отношений XIX в. и понизило степень мужского детерминирования в обществе.

Когда новое знание используется для развития технологии, прак­тически всегда появляются изменения в целом. Древние греки за 100 лет до нашей эры имели представление об энергии пара. В Алек­сандрии была даже построена маленькая паровая машина для развле­чения, но сила пара не производила социальных изменений до тех пор, пока через две тысячи лет это открытие не стало серьезно использо­ваться людьми.

Изобретение. Изобретение часто определяют как новую комби­нацию или новое использование существующего знания. Именно та­ким образом изобретатель Джордж Селден в 1895 г., комбинируя дви­гатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомо­биль. Ни одна из вещей, составляющих изобретение, не была новин­кой: люди уже давно использовали их в повседневной практике. Новым моментом стала комбинация уже известных предметов. Идея комбинации позволяет создавать то, что ранее не существовало.

Изобретения могут быть разделены на два типа: материальные (та­кие, как лук, стрелы, телефон или самолет) и социальные (такие, на­пример, как алфавит, конституционное правительство, выборная де­мократия и т.д.). В каждом случае создается комбинация хорошо из­вестных элементов. Изобретение является постоянным процессом, ко­гда каждое новое изобретение становится последним в ряду предыдущих. Таким образом, изобретательство представляет собой про­цесс (о процессах мы будем говорить несколько позже).

Американский ученый Джон Гиллин [159, с. 52-54] отмечал, что изобретение может быть новым по форме, функционированию и зна­чению. Форма означает вид нового объекта или новых действий, но­вого типа поведения; функционирование — это то, что совершается посредством данного изобретения, и, наконец, значение — это долго­временные последствия использования его людьми. В обиход до­вольно прочно вошло слово «инновация», которое включает в себя как открытие, так и изобретение. В дальнейшем термин «инновация» будет использоваться нами именно в этом смысле.

Диффузия. Даже самое изобретательное общество может изобрес­ти только простейшие формы изменений. Чаще же всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию — распростра­нение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедре­ние. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Час­тушки как вид фольклора возникли у татар, а затем проникли в рус­скую среду. Методы научного управления, разработанные американ­ской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.

Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Очень часто группы намеренно уве­личивают число контактов, чтобы усилить диффузию (например, в слу­чае обучения менеджеров с посылкой обучаемых в США, Германию и другие развитые страны). Но иногда общество или группа стремится избежать диффузии и снижает число контактов (например, когда хотят избежать влияния нежелательной идеологии). Отсюда следу­ет вывод, что диффузия является селективным действием. Группа при­нимает некоторые культурные черты и отвергает другие. Так, мы при­нимаем многое из европейской кухни, но тем не менее не принима­ем католической религии.

Сопротивление социальным изменениям и их принятию. Итак, не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Не­которые могут приниматься немедленно, другие спустя длительное время.

Одним из факторов, влияющих на сопротивление изменениям, можно считать наличие специфических установок и ценностей, кото­рые, отличаясь от общей установки на изменение, могут мешать при­нятию изменения и даже блокировать его. Например, правительство пытается внести изменения в действующие законы, но на местах это новшество не принимается, несмотря на то что многие осознают его необходимость и своевременность. Причина этого заключается в том, что части исполнителей или руководителей новый закон не нравит­ся, так как он ущемляет их интересы. Используя свою власть, эти ру­ководители могут просто не выполнять под многими, предлогами требования нового закона и таким образом блокировать его. Социаль­ные изменения всегда должны преодолевать сопротивление специфи­ческих установок и ценностей по той причине, что никогда не быва­ет такого благоприятного положения, когда все единодушно поддер­живают социальные изменения.

Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, являет­ся демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть лег­ко продемонстрирована ее полезность. Например, американские ин­дейцы быстро приняли оружие белого человека, но не приняли его медицину, так как ее действие не давало немедленного эффекта, т.е. это новшество не могло быть легко продемонстрировано. Многие великие изобретения были столь неэффективны на первых стадиях их применения, что их широкое использование задержалось на весь­ма длительный срок. Так, первое появление автомобилей вызвало все­общее к ним презрение, которое выразилось в лозунге «Верните нам лошадей». Вместе с тем опыт показывает, что несовершенства на на­чальных стадиях применения изобретения могут задержать его вне­дрение, но очень редко полностью закрывают ему путь, если оно по­лезно и работоспособно.

Некоторые изобретения могут быть продемонстрированы очень легко, без больших затрат, для других же требуются дорогостоящие крупномасштабные испытания. Большинство технических изобрете­ний можно проверить буквально за несколько часов или дней, в то время как многие социальные изобретения (например, корпорация; социальная организация, основанная на ролях, а не на родстве; ми­ровое правительство) не могут испытываться в лабораториях или на стендах и потому их полезность и необходимость доказывается лишь спустя длительное время и с помощью всего общества. При этом воз­никает парадоксальная ситуация — мы не решаемся адаптировать­ся к социальным инновациям до тех пор, пока не увидим их в ра­боте, т.е. пока не убедимся в их полезности, но в то же время мо­жем понять практическую ценность большинства социальных инно­ваций только через адаптацию к ним. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия и сопротивления некоторых со­циальных групп общества, через властные структуры и нередко че­рез жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, многие работоспособные инновации кажутся уже привычны­ми и необходимыми.

В принятии социальных изменений важную роль играет их со­вместимость с существующей культурой. Инновации могут быть несо­вместимыми с существующей культурой по крайней мере по трем причинам.

1. Инновации могут находиться в конфликте с существующими культурными образцами. В некоторых частях Азии и Африки ислам распространился в большей степени, чем христианство, возможно по­тому, что христиане отрицательно относились к полигамии (в част­ности, к многоженству), которая являлась частью культуры людей, жи­вущих в этих регионах; ислам же разрешал многоженство. Другим при­мером может быть то, что наше общество до сих пор не может институционализировать добрачные сексуальные связи, так как это конфликт не просто с нашими нормами и чувствами, а с нашей се­мейной структурой и основными институтами, которые не могут смириться с появлением детей вне брака.

Когда социальная инновация вступает в конфликт с существую­щей культурой, то возможно несколько последствий: а) инновация просто отвергается обществом или социальной группой; б) иннова­ция принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти чер­ты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым; в) инновация принимается, и содержащиеся в ней конфликты с существующей культурой скрыты и трудно осознают­ся, что вызывает общее напряжение в обществе, не направленное на данную инновацию. Например, внедрение телевидения находится в конфликте с нашей традиционной культурой общения. Не осозна­вая этого, мы просто ругаем этот «проклятый ящик», отнимающий все свободное время.

2. Инновации могут вносить новые культурные образцы, не пред­ставленные в существующей культуре. Любое общество старается вно­сить новое, не отказываясь от использования старых, проверенных культурных образцов. Когда эти старые образцы не годятся, общест­во может медленно, осторожно развивать новые образцы, все время оглядываясь на старое, привычное. Так, внедряя новые строительные материалы, мы бессознательно стараемся сделать их сходными со ста­рыми. Первые бетонные блоки делались в виде обработанного или не­обработанного камня, асфальту придавался вид брусчатки или дере­вянного тротуара. Многие правительства во вновь возникающих рес­публиках принимали вид римского сената или греческой агоры. Толь­ко по прошествии определенного времени люди отрываются от старых, отживших форм и полностью переходят к новым.

3. Некоторые инновации могут только замещать и вытеснять культурные образцы в существующей культуре, а не просто присое­диняться к ним, что значительно замедляет принятие этих иннова­ций. Мы, например, прекрасно воспринимаем английский футбол или американский джаз, который просто присоединился к нашей культу­ре, ничего не замещая. Однако воспринять изменения, связанные с равенством полов, демократией, современным цивилизованным биз­несом, значительно сложнее, так как эти социальные отношения должны заменить и устранить старые, отжившие, но привычные нам образцы культуры. В этих случаях социологи говорят об издержках социальных изменений и пытаются их определить. Например, хоро­шо известно, что внедрение отношений частной собственности свя­зано с серьезными материальными и моральными издержками, изме­нения могут дать отдачу только через некоторое время.

Социальный эффект инноваций. Нет социальных изменений, ко­торые проходили бы бесследно для существующей культуры. Даже те инновации, которые просто присоединяются к культурным образ­цам, отнимают у членов общества некоторое время и отвлекают их интересы от других элементов культуры. Однако большинство инно­ваций создает эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые культурные образцы, новые виды социальных отно­шений. Многие технические новшества, как, например, радио, теле­видение, автомобиль, породили целые культуры.

В. Огбер [192, с. 122] различал три основные формы социальных эффектов инноваций.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия. Этот вид эффекта лучше всего можно проиллюстри­ровать на примере внедрения в нашу жизнь автомобиля, который сыг­рал значительную роль в становлении гигантской промышленности, сократил время передвижения, реорганизовал рыночные отношения, повлиял на человеческие ценности, создал условия для строительст­ва дорог, приблизил к городам пригороды, изменил систему досуга и имел многие другие социальные последствия.

2. Последующие, или производные, эффекты одного изобретения или открытия. Изобретение или открытие производит социальные и культурные изменения в обществе. Так, изобретение автомобиля по­родило автомобильную промышленность, которая изменила характер деятельности людей, а это в свою очередь породило проблемы заня­тости, проведения досуга и т.д. Каждый эффект, произведенный изо­бретением автомобиля в разных областях социальной жизни, вызы­вает множество последующих эффектов.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изо­бретений может быть проиллюстрирована множеством примеров. Атомный реактор, ракета с жидкостным двигателем, электронная система вызвали появление оружия массового уничтожения. Автомо­биль, конвейер, общественное разделение труда породили современ­ное производство и т.д.

Тема социальных эффектов инноваций приобретает в настоящее время особую актуальность. Не имеет значения, создана ли иннова­ция внутри данного общества или проникла извне в результате диф­фузии. Важно, что современное общество, являющееся крайне дина­мичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях чело­веческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порож­дает застой социальной жизни и социальные эффекты с признака­ми регресса. Нединамичное, закостеневшее общество отстает от дру­гих обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

 

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Социальные изменения в обществе протекают в результате целе­направленной деятельности людей, которая состоит из отдельных со­циальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные дей­ствия редко могут привести к значительным социальным и культур­ным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою прак­тику. Таким образом, значительные социальные изменения происхо­дят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопря­жение часто может быть бессознательным благодаря наличию у лю­дей мотивов и ориентации.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распре­деляют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культур­ных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу [193, с.89] создать классифика­цию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции (со­перничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и сис­тематические связи,

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко — вместе и операри — работать. Кооперация может протекать в диадах (труппах из двух индивидов), малых группах, а также в больших груп­пах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традицион­ные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с бо­лее развитой культурой, техникой и технологией создаются предпри­ятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности лю­дей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и дос­тижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установле­ние правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с же­ланиями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явле­ние основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит пре­жде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп — настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регу­лировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко вы­раженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они на­ходят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения до­суга и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное суще­ствование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с чле­нами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, воз­можно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первич­ных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незри­мо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих лю­дей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Же­лание людей сотрудничать для достижения общих целей выражает­ся через правительственные учреждения, частные фирмы и религи­озные организации, а также через группы с узкоспециализированны­ми интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональ­ных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, дос­тижение соглашения между отдельными организациями, предотвра­щение конфликтов между группами, отдельными индивидами и под­группами, которые они составляют.

Конкуренция — это борьба между индивидами, группами или об­ществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и не­равным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и дру­гие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том фак­те, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. По­этому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооп­лачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со сто­роны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (напри­мер, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их уст­ранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, ост­рота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где су­ществуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как пра­вило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в органи­зации, где люди стремятся быть «первыми среди равных». В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкурен­ция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отноше­ния начинаются с детства (например, в Англии или Японии даль­нейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок на­чинает свое обучение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В одних группах существуют ярко выраженные про­цессы конкуренции, протекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, завоевать большее материальное вознаграж­дение), в других — личностное соперничество может отходить на вто­рой план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с ины­ми группами.

Конкуренция — это один из методов распределения недостаточ­ного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Ко­нечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например по первоочередной необходи­мости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять не­достаточные ценности через лотерею или делить их равными доля­ми между всеми членами группы. Но применение каждого из этих ме­тодов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходи­мость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающи­ми наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностя­ми, а также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, но «работает» и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Другим следствием конкуренции можно считать создание опре­деленных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с недружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают, если си­туация складывается таким образом, что личности или группы ко­оперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются усло­вия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и не­лестные стереотипы [205, 209, 216]. Известно, например, что если на­циональные или религиозные группы вступают в конкурентные от­ношения друг с другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоян­но усиливаются.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практи­куется как средство, стимулирующее каждую личность к самым боль­шим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда уси­ливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние же годы исследования конкуренции показали, что это не все­гда справедливо. Так, можно привести множество случаев, когда внут­ри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность дея­тельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но несмот­ря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции осно­ваны все достижения современного капитализма, необыкновенно раз­вились производительные силы, открылись возможности для значи­тельного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкурен­ции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если усло­вия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чув­ства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные ра­ботники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример — отказ от конкурсов и состяза­ний представителей искусства, так как певцы или музыканты, зани­мая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средст­вом только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элемен­тарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется вы­игрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача ус­ложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качест­венно, чем в тех случаях, когда члены группы конкурируют друг с дру­гом. Конкуренция между отдельными группами при решении слож­ных технических и интеллектуальных задач действительно стимули­рует деятельность, но внутри каждой группы наиболее стимулирую­щей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в кон­фликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей главе). Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Кон­курент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, мо­жет поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, ин­триги или нарушения существующих законов конкуренции. Его дей­ствия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превраща­ется в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление — принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и цен­ности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению по­требностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигран­ты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к но­вым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление — это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменив­шихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меня­ются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение — обязательное условие процесса приспособ­ления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхожде­ние индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обы­чаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповино­вение и отвержение новых норм.

Компромисс — форма приспособления, которая означает, что ин­дивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и куль­турой путем частичного или полного принятия новых целей и спо­собов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь со­глашения, учитывая собственные силы и то, какими силами распо­лагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации.

Компромисс — это баланс, временное соглашение; как только ситуа­ция изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случа­ях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и ин­дивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса при­способления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрас­том наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняет­ся. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, од­нако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого при­спосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, ко­торый просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему куль­туры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться по­нять их. В противном случае процесс приспособления не будет ус­пешным.

Ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникнове­ния, через который личности и группы приходят к разделяемой все­ми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проник­новения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количест­ве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали им­мигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этни­ческих колоний (малой Италии, малой Польши и т.д.) они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспри­нимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их де­ти начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с ро­дителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически за­вершается и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удоб­ными и привычными американские образцы культуры. Таким обра­зом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однород­

ной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимили­руются, устраняется и сама причина конфликта.

Амалъгамизация — биологическое смешивание двух или более эт­нических групп или народов, после чего они становятся одной груп­пой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологи­ческого смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, за­падных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Например, в Центральной Америке или некоторых частях Южной Америки для об­ладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гра­ницы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амаль-гамизапии заключается в основном в стирании границ между груп­пами, уничтожении формального разделения, появлении общей иден­тификации членов группы.

Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем много вре­мени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. На­циональные государства определяют свои территориальные грани­цы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их пра­ва на ограниченную территорию. Социальные группы без террито­риальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специ­альный жаргон: «Если он не говорит на нашем языке, то он не мо­жет быть одним из нас». Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, напри­мер, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только трудноуло­вимое и труднофиксируемое чувство «принадлежности», связанное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются в установлении определенных гра­ниц, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обычно разви­вает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостат­ках других. Значительную роль в Воспитании такого убеждения иг­рает патриотизм, который говорит нам, что ослабление национально­го суверенитета путем интернационального соглашения может быть фатальным.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкция­ми, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознагра­ждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дру­жеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще все­го состоят в отмене или лишении вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определен­ной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, час­то стремятся к уменьшению социальных границ, в то время как те, которые их уже преодолели, желают такие границы создать и укре­пить. Например, во время предвыборной кампании многие кандида­ты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского кор­пуса и за частые перевыборы, но как только они были избраны де­путатами, их стремления стали полностью противоположными.

Иногда границы между группами могут быть проложены формаль­но, например в случаях прямого указания или введения специальных ограничительных правил. Во всех других случаях создание границ яв­ляется неформальным процессом, не закрепляемым соответствующи­ми официальными документами и неписаными правилами. Очень час­то существование границ между группами или их отсутствие не со­ответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению.

Создание и модификация границ между группами — это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.044 с.)