Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия развития и распространения социальных движений

Поиск

 

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появля­ются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти ус­ловия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих ос­новные цели движения. Каковы же основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений?

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах по­ведения людей. Такие изменения называются культурными течения­ми. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитпем [166, с. 581], определявшим культурное течение как процесс, в котором «небольшие деформации медленно из­меняют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности лю­дей, но результат действия этих перемен очевиден». Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивает новые идеи о том, ка­кое общество их больше всего устраивает и как оно должно относить­ся к своим членам. Длительное развитие демократического общест­ва — пример культурных течений. Можно также привести в качест­ве примера культурных течений постепенную эмансипацию женщин, тяготение людей к материализму или, наоборот, отход от материализ­ма к духовной жизни и религии, наблюдающийся у некоторых кате­горий молодых людей.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воз­действием многих факторов и может породить социальное" движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать воз­никновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиоз­ных, политических, национальных меньшинств. Социальные дви­жения, совпадавшие по своему направлению с культурными тече­ниями, были весьма успешными, в то время как движения сопротив­ления культурным течениям терпели неудачу.

Социальная дезорганизация. Для уяснения значения дезорга­низации для развития социальных движений приведем пример с лидерами. В каждом обществе в определенное время появляются сильные лидеры, которые ведут за собой некоторую, иногда даже боль­шую часть общества. Однако прежде чем появиться лидеру, должен существовать народ или социальная группа, нуждающаяся в нем. В стабильном, высокоинтегрированном обществе такие лидеры появля­ются весьма редко. Члены такого общества пребывают в благодушии и испытывают чувство безопасности, они не ощущают дискомфорта, весьма равнодушны к изменениям в общественной жизни, а потому редко присоединяются к социальным движениям. В изменяющемся, нестабильном обществе (безразлично, простое оно или сложное), как правило, процветают социальные движения.

Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степени под­вержено дезорганизации. Однако общества различаются по скорости происходящих в них изменений и по степени дезорганизующего воз­действия этих изменений на культуру. Традиции же изменяющего­ся общества не имеют устоявшихся форм и потому не могут созда­вать устойчивое и управляемое поведение его членов. В дезоргани­зованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики: 1) чувство то­го, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, кото­рое видится как непредсказуемое и беспорядочное; 3) общее ощуще­ние тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и пси­хологическую поддержку со стороны институтов данного общества [187, с. 672-682]. Мертон полагает, что комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разновидность аномии.

Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие «отчуждение» применяется значительно реже, чем понятие аномии, и включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция [217, с. 112]. Это оз­начает практически полное эмоциональное отделение индивида от об­щества.

Отчуждение и аномия становятся широко распространенными яв­лениями в дезорганизованном обществе. Их симптомы: неуверен­ность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость. Ра­нее действующие правила и нормы не считаются больше полезными и надежными, а прежние цели кажутся недостижимыми. В то же вре­мя другие правила отсутствуют, а новые цели представляются недос­тойными для затрачиваемых усилий. Такая неопределенность в об­становке, разобщенность людей служат идеальной средой для заро­ждения и развития социальных движений. Неопределенность норм и целей чаще вызывают социальные движения, чем бедность и нище­та. Люди могут быть эмоционально устойчивы и уверены в будущем, несмотря на то что они занимают низший уровень в иерархии обще­ства, материально не обеспечены, но только если система их ценно­стей определяет эти лишения как необходимость и как нормальные условия существования.

Коррупция, социальное неравенство и социальная несправедливость далеко не всегда приводят к нестабильности и возникновению движе­ний протеста. Многие социальные системы оставались стабильными и непоколебимыми в течение веков, несмотря на изматывающую на­род бедность, безудержную коррупцию и высокую степень эксплуата­ции. Такой социальный порядок мог вполне благополучно существо­вать до тех пор, пока члены общества достигали целей, которые они ставили перед собой. Человек настолько податлив и внушаем, что поч­ти в каждой социальной системе находит хорошее для себя, если эта система внутренне устойчива и если человек успешно социализиро­ван для жизни в ней.

Таким образом, традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изме­нения. Но как только нормы и ценности начинают подвергаться со­мнению, люди испытывают резкое обесценивание своих стремлений. Такую ситуацию некоторые ученые называют «революцией растущих ожиданий» [200, с. 146]. Известно, например, что революции возни­кают не там, где люди бедствуют, а там, где условия жизни улучша­ются. Все дело в том, что параллельно с улучшением условий жиз­ни значительно расширяются желания и потребности людей. Револю­ции и другие восстания наиболее вероятны тогда, когда прерывают­ся периоды улучшения условий жизни и создается разрыв между увеличением потребностей и падением возможностей для их реали­зации.

Социальная неудовлетворенность. Социальная неудовлетво­ренность — это общее недовольство людей условиями жизни и сис­темой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетво­ренность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправед­ливости и статусная неопределенность.

Согласно концепции относительной неудовлетворенности, разра­ботанной английским социальным психологом С. Стоффером [208, 211], люди ощущают неудовлетворенность в результате разрыва ме­жду тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Например, когда в нашей стране приоткрылся железный занавес и люди увиде­ли более высокий уровень жизни в других государствах, такое откры­тие породило неудовлетворенность, так как многие поняли, что мог­ли бы жить в значительно более комфортных условиях. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями и их реализацией, тем силь­нее чувство социальной неудовлетворенности.

Относительная неудовлетворенность широко проявляется в сла­боразвитых странах, где общество сильно дезорганизовано. Люди хо­тят иметь автомобили, компьютеры, холодильники и многие другие вещи, хотя слабо понимают, что их нужно еще и производить. Не­хватка этих предметов приводит к еще большему желанию владеть ими. Однако у этих обществ существуют ограниченные ресурсы в об­ласти обучения, образования, развития материальной базы. Кроме то­го, часто сельская структура населения не дает возможности разви­вать производство в городских условиях, что приводит к отчужде­нию многих людей и является основой для будущих революций и других социальных движений.

Социальная несправедливость не является объективным социаль­ным фактом. Это субъективное ценностное суждение. Должен ли один человек обладать богатством, в 10 раз большим, чем другой? Ответ на этот вопрос зависит от традиций и системы ценностей. Во многих странах массы населения живут в бедности, а немногие — в роско­ши, фактически не платят налоги и блокируют попытки социальных реформ. Справедлива ли такая система? На это нельзя ответить од­нозначно. Только тогда, когда члены социальной системы считают ее несправедливой и становятся разочарованными и отчужденными, на поставленный вопрос можно ответить отрицательно.

Ощущение социальной несправедливости встречается не только у представителей беднейших или бесправных слоев общества. Неко­торые группы с высоким уровнем потребления и высоким социаль­ным статусом также могут чувствовать себя жертвами несправедли­вости. Люди, имеющие значительные богатства, твердо уверены, что их накопления и привилегии являются результатом справедливого рас­пределения, и полагают несправедливыми большие налоги и раз­личные государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство социальной несправедливости может вызывать социальные движения как среди бедных, так и среди богатых групп населения.

Вопрос о статусной неопределенности уже частично рассматри­вался выше. Такая неопределенность развивается в том случае, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга. Люди с устойчивым чувством статусной неопределенности наиболее часто ощущают не­удовлетворенность и невозможность достижения необходимого им воз­награждения.

Проведенные во многих странах исследования социальных дви­жений показывают, что наличие у какой-либо личности трех факто­ров: относительной неудовлетворенности, ощущения несправедли­вости и статусной неопределенности — приводит к тому, что эта лич­ность испытывает внутреннюю готовность присоединиться к социаль­ным движениям.

Структурные предпосылки возникновения социальных дви­жений. Обобщив все социальные условия, благоприятствующие воз­никновению и развитию социальных движений, можно выделить ос­новные предпосылки их возникновения. Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл [210, с. 158-162] отметил пять та­ких основных условий, которые он назвал структурными предпосыл­ками возникновения социальных движений: 1) социальная неудовле­творенность; 2) структурная блокада (барьеры в социальной струк­туре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетво­ренности); 3) контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми; 4) уверенность в том, что общие коллективные действия мо­гут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования; 5) наличие идеологии, оправдывающей предполагае­мые коллективные действия в социальных движениях. Когда эти ос­новные предпосылки появляются у некоторой части общества, соци­альные движения и соответствующие коллективные действия стано­вятся почти неизбежными.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.011 с.)