ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ



 

Все социальные статусы можно подразделить на два основных ти­па: те, которые предписываются индивиду обществом или группой не­зависимо от его способностей и усилий, и те, которые личность дос­тигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы и роли. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффек­тивно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огром­ное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согла­сованного исполнения обязанностей — разделение всех видов деятель­ности на множество предписанных ролей и обучение каждой лично­сти с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. По­сле первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детст­ве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиоз­ная принадлежности также используются во многих обществах в ка­честве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. «Взрослые спрашивают ма­леньких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то же вре­мя взрослые спрашивают маленьких девочек, откуда у них такое хо­рошенькое платьице. Несмотря на свой юный возраст, мальчики пре­жде всего заботятся о карьере, в то время как девочки поглощены «на­саживанием» приманки для мужчин!» — остроумно заметил один известный американский преподаватель-исследователь [170, с. 107].

Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов со­циализации личности состоит в обучении различным видам социаль­ных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки игра­ют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и тер­пимо, но считается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы предназначены только для девчонок и самых маленьких детей, а по­тому худшее для них — это прослыть «маменькиным сынком», «дев­чонкой». Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют раз­личные способности, чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяют­ся, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество раз­личных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для при­нятия свойственных им задач. Так, в Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари — мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому, накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают, во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работы выпол­няются преимущественно женщинами.

Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, тради­ции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответ­ствии с их полом. Немногие индивиды игнорируют эти требования, например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, так как та­кие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, примене­ние противозачаточных средств и, как следствие этого, уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и женскими ролями. Женщи­ны, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в со­ответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно ме­няющимся возрасту и возрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же над­вигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять муд­рость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной пери­од связан с благоприятными возможностями для проявления способ­ностей человека, более того, предписывает новые статусы и требова­ния обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым роле­вым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные дет­ские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализа­ции. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой ком­бинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойствен­ными детству или юности. У такой личности обычно возникают кон­фликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным стату­сам, предписанным обществом.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключе­нием совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юно­ши или девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым можно считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбора ими то­варищей и подруг, времени возвращения домой, использования де­нег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой че­ловек пребывает в неопределенности относительно сферы приложе­ния своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, поли­тических взглядов, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оста­ваться зависимым от родителей или других родственников, что ха­рактерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, общест­вах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких об­ществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контро­ля за соблюдением этих традиций. Однако в современном общест­ве, где древние традиции не играют столь значительной роли, ста­рость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустри­альное общество очень редко рассматривает старых людей как источ­ник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их ос­новной функцией в последующей жизни оказывается только поддер­жание собственного существования. Поэтому переход к роли пожи­лого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст — это только два примера из многих предписан­ных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов со­циализируется к предписаниям, установленным в обществе относи­тельно этих ролей.

Достигаемые статусыи роли. Социальная позиция, которая за­крепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определя­ется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в груп­пе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способ­ностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в резуль­тате везения. Довольно удачно этот феномен описан М. Янгом:

«Принцесса — это предписанный статус. Девочка с королевской на­следственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не да­ются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной — предписывае­мый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения муж­чины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это пред­писанный статус, но полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого стату­са осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» [197, с. 90].

В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще все­го являются предписанными и занятие кем-то определенного соци­ального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с ро­ждения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В совре­менных индустриальных обществах имеется большая свобода в заня­тии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значи­тельная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индиви­дов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выиг­рыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет воз­можность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удов­летворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы прило­жения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места про­живания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получа­ет статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удален­ными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещивать­ся. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президен­та или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей сте­пени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина—с другой. Основное социальное положение в обществе (социаль­но-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отража­ет статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способ­ностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях гра­ница между предписанными и достигаемыми статусами чисто услов­на, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором большинство статусов являются дос­тигаемыми,— стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возмож­ность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое воз­награждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справед­ливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недоволь­ства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что со­циализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследст­венные барьеры убираются и открываются возможности для прояв­ления всех своих способностей. Если приобретение статусов проис­ходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обуче­нию открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения вы­сокого статуса, используя преимущественные права, групповые кво­ты, льготы и т.п.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующи­ми ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза ин­дивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее со­циализации к достигаемым ролям.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношени­ях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяю­щих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одина­ково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все про­фессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ро­левого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где просле­живается определенная предсказуемость действий даже при различ­ном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессоз­нательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Аме­риканский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драма­тического ролевого представления, заключающуюся в выделении соз­нательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социально­го окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является ак­тером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по ра­боте, студенты или школьники — все они, как и многие другие, со­ставляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику ок­ружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я. Отец отчитывает детей, про­фессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трас­се — каждый в определенном месте и в определенное время являет­ся актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию [161].

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.015 с.)