Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы статической и динамической организации
Организация организаций Принципы статической и динамической организации Принципы формирования процесса организации Напомним, что организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Для решения своих задач она должна включать ряд важных элементов (рис. 5.1). Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или часть их (см. рис. 3.12). Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Статическая группа (табл. 5.1) включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Это довольно плодотворный метод при подготовке документов, регистрации, физического создания организации, создания, реорганизации и ликвидации организаций. Например, производство и ремонт радиоаппаратуры лучше производить в отключенном от сети состоянии. Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе, называют динамической. В такой организации преобладают координирующие действия (табл. 5.1). Так, отладку радиоаппаратуры лучше проводить в рабочем состоянии (on line power). Специалисты консультационных фирм предпочитают работать со статическими организациями, а руководителям приходится работать с динамическими организациями. Для работы с динамическими организациями разработано несколько консультационных технологий, например, технология «прорыв», рассмотренная выше, и ее модификации. Рассматриваемые далее принципы входят в состав механизма реализации законов организации и законов для организаций. Принципы статической и динамической организации Принципы приоритета • Принцип приоритета цели:в системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция ( рис.5.2 а). Функции (подфункции) — виды конкретных работ. Например, из цели «поднять производительность труда» вытекает ряд конкретных задач, в частности, заменить станок А на станок Б. Из этой задачи вытекает набор функций (или поручений), например, экономисту Сидорову В.В. за три дня составить калькуляцию затрат на замену станка, рабочему Цою А.Н. на четвертый день заменить станок, электрику Швангеру В.К. подключить силовой кабель к станку и т.д.
Если какая-либо задача из набора нереализуема (технически, экономически и т.д.), то приоритет переходит к ней (рис. 5.2 б), при этом цель 1 должна быть скорректирована до цели 2 и далее вновь приоритет переходит к цели. Если какая-либо функция из набора нереализуема, то приоритет переходит к ней (рис.5.2 в), при этом должна быть скорректирована соответствующая задача из прежнего набора и сама цель до цели 3, далее вновь приоритет переходит к цели. • Принцип приоритета функций над структурой при созданииорганизаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц (рис. 5.3). Рис.5.3. Взаимосвязь целей, задач, функций и структур Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются варианты по принципу приоритета цели. • Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень небольшой диапазон изменения структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев; увольнения или приема отдельных людей в рамках сокращения или увеличения выполняемых функций. При превышении этого диапазона организация может не справиться с новыми функциями. Например, оборонное предприятие по производству танков не получает государственного заказа и простаивает. Руководителю предлагают два варианта плана конверсии: первый — переход на выпуск изделий ширпотреба: ложек, вилок, кроватей и т.д., а второй — переход на выпуск автомобилей для инвалидов. Первый вариант на бумаге более выгоден, однако реально осуществить его будет практически невозможно без полной реорганизации. А на это уйдет много лет. Второй вариант более приемлем и окажется более прибыльным, так как уже существующие звенья и налаженная система коммуникаций при небольших изменениях могут сразу включиться в слаженную работу. Таким образом, у действующей организации небольшой выбор среди новых наборов функций.
• Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации. Особое внимание должно уделяться персоналу, личностным и профессиональным характеристикам работникам. На стадии создания должны быть заложены основы комфортной работы. В этом случае хорошо работает система номенклатурного назначения, т. е. приглашение на управленческую должность людей, ранее работавших с собственниками организации либо но рекомендации (табл. 5.2).
• Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. Например, главный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгалтерии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает и по-другому, когда номенклатурный работник постепенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кончается. Принципы соответствия • Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, необходимо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва. В противном случае одна или несколько функций не будут реализованы, а стоящие за ними задачи и цель также не будут выполнены (рис. 5.4). • Принцип соответствия распорядительства и подчинения:у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуации, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя (начальник своего начальника). У президента акционерного общества открытого типа линейным руководителем выступает собрание акционеров, которое может даже снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание не имеет права, а может только поручить президенту ОАО решить этот вопрос. Даже у президента страны должен быть линейный руководитель, который представлен в виде коллективного органа: конгресс, парламент и т.д. • Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффективности. Так, увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и)то оправдано. Известный политический лозунг бывшего СССР периода застоя: «Экономика должна быть экономной» не соответствует данному принципу.
• Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, чем их промежуточные по размеру аналоги. Многие руководители не замечают, что их организации постепенно превращаются в больших монстров с нарастающими трудностями производства и управления. Вовремя произвести объединение или разъединение организаций на филиалы — это важная задача руководителей. Критерии проведения этой работы — снижение спроса на товары, рост незапланированных увольнений персонала, рост затрат на управленческий аппарат. • Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций. Пример. Завод по производству сверл можно построить по двум схемам: А) по схеме разделения операций: заготовительный цех, токарный цех, фрезерный цех, цех термообработки, заточной цех. При этом обеспечивается концентрация однотипного оборудования на одной территории, что, несомненно, очень удобно. Однако заготовки сверл после соответствующих операций нужно перевозить в очередной цех с составлением большого количества сопроводительных документов. В каждом цехе обязательно испортят несколько сверл или они пропадут, т. е. труд предыдущих операций обесценивается, что также требует большого документационного оформления между цехами. Таким образом, уходит много времени, бумаг, ресурсов, а также перераспределяется ответственность за выпуск сверл, доходящая до безответственности; Б) по принципу универсальности операций: цех игольчатых сверл, цех средних сверл, цех крупных сверл. В каждом цехе сосредоточено оборудование для полного процесса изготовления сверл. При этом, конечно, ухудшаются условия технического обслуживания оборудования. Однако увеличивается ответственность руководителя цеха за количество и качество продукции и существенно уменьшаются время и средства на выполнение вспомогательных операций. Этот путь и реализует принцип прямоточности.
Далее перечислим еще ряд принципов без подробных объяснений. • Принцип ритмичности:производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. Например, равномерная подготовка студентов к экзаменам. • Принцип пропорциональности:производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания. • Принцип синхронизации (системный принцип):среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. Например, в ГУУ центром синхронизации являются студенческие группы. Принципы формирования процесса организации Процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. Если изменений нет, то нет и самого процесса. Упрощенно схема процесса организации представляется в виде следующих этапов (рис. 5.5).
Каждый этап состоит из набора процедур и операций. Набор процедур для всех этапов одинаков и включает: разработку, согласование, утверждение, организацию и принятие решений. Каждая процедура включает следующий набор операций: определение, формулировка, разработка вариантов, накопление, хранение, обработка, анализ и оценка, разработка средств реализации и др. В зависимости от построения, выбора того или иного сочетания процедур и операций процесс организации может получить следующие свойства: устойчивость или изменчивость, непрерывность или дискретность, цикличность или однократность. Каждое свойство процесса имеет сферу эффективного приложения. Рассмотрим реализацию каждого свойства процесса. Устойчивость. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц - С - П - Р (рис. 5.6). Этот процесс связан с созданием некоторого запаса, компенсирующего возможные отклонения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения. Пример 1. Процесс организации, связанный с пассажирскими перевозками в аэропорту Хитроу (Великобритания). Цель — обеспечение своевременной доставки пассажиров в места следования. Для выполнения цели самолеты загружаются пассажирами на 75—80% и штатной ситуации полетов. В случае нелетной погоды (возмущающее ноздействие) в аэропорту скапливается пассажиров больше обычного. В этих случаях после разрешения полетов самолеты загружаются полностью и достаточно быстро количество пассажиров в аэропорту приходит в норму без организации дополнительных рейсов, изменения графика полетов. При этом снижение прибыли от неполной загрузки самолетов полностью компенсируется отсутствием дополнительных затрат (довольно значительных) на внесение изменений в график полетов. Пример2. Процесс организации, связанный с работой технологического оборудования станкостроительного завода. Цель — обеспечение ритмичности работы технологического оборудования.
Для выполнения цели часть технологического оборудования (примерно 20%) находится в резерве, кроме того, объем функций, выполняемых специалистами, также уменьшен относительно нормы на 10—15%. В случае неожиданных поломок оборудования или увеличения заказа подключаются новые мощности и резерв функций специалистов. В случае поломок оборудования у специалистов имеется время для качественного ремонта. При этом снижение прибыли (упущенная прибыль) от неполной загрузки всего парка оборудования полностью компенсируется затратами на штурмовщину в работе. Изменчивость. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс будет протекать по новой схеме: Ц) — С! — П, — Pj (рис. 5.7). Этот процесс связан с созданием запасных вариантов при заранее предусмотренных параметрах возмущающих воздействий. В этом случае соответствующий руководитель должен иметь набор инструкций с грифом «вскрыть в случае...". Если случатся непредвиденные возмущающие воздействия, то процесс может пойти по непредсказуемой схеме с большими затратами всех ресурсов. Пример. Процесс организации, связанный с пассажирскими перевозками в аэропорту Шереметьево. Цель — получение максимальной прибыли. Для выполнения цели самолеты загружаются пассажирами полностью. В случае нелетной погоды (возмущающее воздействие) в аэропорту скапливается пассажиров больше обычного. Для таких случаев заранее предусматривают использование запасных самолетов, резерва летного и обслуживающего состава, а также дополнительные средства на места в гостинице, питание и др. Таким образом, если погода летная, то процесс идет по схеме: Ц — С — П — Р, если нелетная — то по схемам типа: Ц, — С, — П, — Р,.и Непрерывность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем постепенного изменения (увеличения или уменьшения) объема работ, выполняемых на всех этапах одновременно (рис. 5.8). Этот процесс связан с эволюционными (постепенными) изменениями в выполнении операций на каждом этапе. Пример. Процесс организации, связанный с пассажирскими перевозками в аэропорту Хитроу. Цель — обеспечение своевременной доставки пассажиров в места следования. В результате хорошо проведенной рекламной кампании пассажиропоток увеличился на 30%, что на 5% больше ожидаемого (возмущающее воздействие). Руководству авиакомпании в дальнейшем необходимо разработать пакет решений, направленных на постепенное расширение залов ожидания, самолетного парка и других необходимых преобразований. Дискретность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем постепенного изменения (увеличения или уменьшения) объема работ, выполняемых полностью на каждом этапе: сначала на одном, затем на другом и т.д. (рис.5.9). Этот процесс связан с постепенным наращиванием или ослаблением до заданного конечного состояния одного этапа (начинают обычно с цели), а затем переходят к следующему этапу и т.д. Пример. Процесс организации, связанный с модернизацией технологического оборудования на станкостроительном заводе. Цель — повышение качества выпускаемой продукции в результате использования современной технологии. В начале проводится полный комплекс работ по составлению, согласованию и утверждению бизнес-плана. Затем собирается информация и анализируется текущее состояние (ситуация) завода, источников и условий финансирования, определяются возможности потенциальных поставщиков новой технологии и т.д. После этого все внимание уделяется формированию проблем. И, наконец, разрабатывается комплекс мероприятий по выполнению выбранных вариантов решений. Процесс осуществляется шаг за шагом. Цикличность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем многократного (циклического) прохождения по всем этапам процесса до выполнения поставленного условия. Например, достижения стабилизации, выход на заданный уровень качества продукции, полный переход на выпуск нового изделия. Часто это свойство связано с управлением по промежуточным результатам (рис.5.10). Этот процесс связан с постоянной коррекцией выполняемых операций в зависимости от промежуточных результатов. Пример. Процесс организации, связанный с совершенствованием качества продукции. Цель — обеспечение конкурентоспособности продукции. Для выполнения цели производятся постепенное совершенствование технологии изготовления продукции и оценка ее конкурентоспособности. При достижении заданного уровня продаж и качества продукции процесс совершенствования прекращается. Однократность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем однократного прохождения по всем этапам процесса и достижения поставленной цели по принципу: «пришел, увидел, победил!» (рис. 5.11).
Этот процесс связан с высоким профессионализмом руководителя и наличием благоприятных условий для выполнения цели.
Пример. Процесс организации, связанный с демонтажем последних 10 метров треснувшей 60-метровой высотной трубы ТЭЦ. Цель обеспечение безопасности близко стоящих жилых домов. Разработанное специалистами решение обеспечило выполнение цели за одну операцию, произведенную путем направленного взрыва заряда, заложенного в тело трубы на высоте 52 м. Таким образом, руководитель или специалист, разрабатывающий решение, всегда может подобрать необходимый набор свойств процесса для эффективного достижения поставленной цели. Если свойства процесса не учитываются, то руководители часто сталкиваются с трудностями или непредсказуемыми последствиями. В деятельности руководителей встречаются и другие схемы процесса (рис.5.12). Схема рис. 5.12а может быть использована в критических штатных ситуациях, при которых все действия регламентированы. Например, пожарные приехали с целью ликвидации пожара в жилом доме. Им не нужно собирать информацию о причинах загорания (проблеме). Основная их задача — оценить ситуацию и погасить пожар, а потом можно разобраться и в причинах (плохая электропроводка или несоблюдение техники безопасности сварщиками и т.д.). Этот метод носит название «метод реактивного реагирования». В схеме рис.5.126 отсутствует цель, поэтому принимать решение для изменения ситуации бессмысленно. Это ошибочная схема процесса. Схема рис.5.12в часто применяется профессиональными руководителями. Этот процесс вызывается неожиданной ситуацией С, анализ которой может привести к выбору того или иного варианта построения процесса организации, разобранного выше. В схеме рис.5.12г отсутствуют этапы «ситуация» и «проблема» (эта схема аналогична действиям слепого и глухого человека без поводыря), т. е. в данном процессе отсутствуют сбор информации, аналитическая работа | по выявлению узких мест, причин и способов изменения ситуации. Данная схема методологически ошибочна. Выбор схемы процесса организации предопределяет дальнейшие действия руководителя. В результате анализа свойств процесса организации можно сформировать следующие принципы его построения: • Процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий. Этого принципа придерживается, например, известный шахматист Г. Каспаров при проведении матчей. • При выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс. • Следует максимально сокращать влияние субъективного фактора на процесс. • Процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой. • Процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованы (согласованы, утверждены и т.д.). • Обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам и организации. Процессу организации уделяют значительное внимание в промышленно развитых странах. Так, в некоторых японских фирмах используется пять этапов организации: • первый этап: руководство фирмы совместно с привлеченными специалистами разрабатывает общие соображения о производстве новой продукции, рынках сбыта; • второй этап: эскизная разработка конструкторского и технологического проектов; • третий этап: согласование с конкретными исполнителями деталей технологического проекта, согласование с дилерами деталей продвижения продукции на рынке; • четвертый этап: разработка конкретных решений и проведение паблик-рилейшнз; • пятый этап: доработка всех документов, их визирование (каждый причастный к работе ставит печать своей печаткой) и окончательное согласование Далее следует выбор лучшего решения. Затем все документы ii ибо направляют в работу, либо кладут в сейф инноваций до лучших времен. Мы предоставляем читателю самому найти соответствие между приведенными выше четырьмя этапами процесса организации и японским вариантом. Резюме ■ Статическая группа этапов жизненного цикла организации включает порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Динамическая группа включает внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Соответственно организации могут быть статистические и динамические ■ Принцип приоритета цели: в системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция. ■ Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. ■ Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия между элементами. ■ Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации ее собственник (учредители) должен подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации. ■ Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные действующие структурные подразделения с учетом их совместимости. ■ Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и человеческих ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. ■ Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Принцип соответствия эффективности производства и эконо-5 мичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций. Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания. Принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянно или временно центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. Процесс организации может получить следующие свойства: устойчивость или изменчивость, непрерывность или дискретность, цикличность или однократность. Каждое свойство процесса имеет сферу эффективного приложения. Вопросы для самоконтроля 1.Какие этапы жизненного цикла организации включаются в статическую группу? 2.Какие этапы жизненного цикла организации включаются в динамическую группу? 3.В каких случаях организацию следует рассматривать как статическую? 4.В каких случаях организацию следует рассматривать как динамическую? 5.В чем заключается механизм реализации принципа приоритета цели? 6.В каких случаях эффективнее использовать принцип приоритета функций над структурами, а когда — принцип приоритета структур над функциями? 7.При каких условиях используется принцип приоритета субъекта управления над объектом, а при каких — принцип приоритета объекта управления над субъектом управления? 8. Каков механизм использования принципов соответствия? 9. В чем заключается суть принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления? 10. Как реализовать принцип прямоточности? 11. Приведите примеры эффективного использования принципа ритмичности. 12. Каково значение принципа пропорциональности, в чем его отличие от закона композиции и пропорциональности? 13. Какова область действия принципа синхронизации? 14. Какие основные этапы, процедуры и операции входят в состав процесса организации? 15. Как достичь устойчивости процесса организации? 16. В каких условиях требуется обеспечение изменчивости процесса? 17. Каков механизм создания непрерывности процесса организации? 18. В каких случаях требуется получить дискретность процесса организации? 19. Для каких сфер деятельности лучше всего подходит цикличный процесс организации? 20. Какие производные схемы процесса организации существуют? Принципы рационализации Философия рационализации Элементы рационализма деятельности организаций Нормативный метод измерения производительности организационных систем Кружки качества Философия рационализации В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе рядовых работников, либо по стечению обстоятельств. Проводником таких изменений является человек как на уровне разработки решения, так и на уровне исполнения. Изменения в организации — объективный процесс и регулируются законом единства анализа и синтеза (см. §4.2). Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Этот механизм включает технологию мыслительных аспектов деятельности человека, технологию консультационной деятельности, социологическую и психологическую палитры восприятия перемен организацией, самоорганизацию работников в форме кружков качества и т.д. Существуют три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Каждый из них имеет глубокие исторические корни и накладывает существенный отпечаток на реализацию изменений в организации. Рационализм (лат. ratio — разум) — усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, например производства, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Рационализм как философское направление признает разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Иррационализм — это познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение. Он характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах. Сенсуализм — это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение (сенсорика). Каждый из приведенных типов имеет сферы эффективного применения. Приведем примеры действия менеджеров, обладающих рациональным, иррациональным и сенсуальным типом мышления. мОбъект: ООО «Автомобиль плюс», имеет 30 работников и осуществляет ремонт отечественных автомобилей. ООО имеет устойчивую занятость и прибыль. A. Менеджер с рациональным типом мышления постоянно применяет достижения науки и практики, принимает упреждающие решения. Например, заранее начнет осваивать ремонт иномарок, закупать новое технологическое оборудование. Б. Менеджер с иррациональным типом мышления принимает упреждающие решения на основе интуиции («мне кажется, что это правильно») или на основе: • сравнения с кем-либо, • сильных впечатлений после просмотренной выставки, телевизионной передачи, разговора с кем-то. B. Менеджер с сенсуальным типом мышления принимает решения по результатам исходя из увиденного и прочувственного. ■ Принципы рационализма разделяли как материалисты (Б. Спиноза), так и идеалисты (Р. Декарт. Г. Лейбниц). Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации (к новой результативности), т. е. к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях. Результативность имеет семь составляющих: • удовлетворенность потребителя, • настроение и подготовка работников, • внутренняя производительность, • нововведения, • подготовка и результативность руководства, • операционная (финансовая) смета, • социальная ответственность. Результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств. • Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности. Качество — это степень соответствия организационной системы внутренним требованиям (стандартам) организации. Оно нключает требования к спецификациям, техническим параметрам и ожиданиям. Качество может измеряться в баллах, уровнях и т.д., может носить объективный и субъективный характер. Количество определяет масштабность организационной сис-|смы, набор ее элементов и место в окружающей среде. Своевременность базируется на характеристиках информации, создаваемой или потребляемой организационной системой. • Экономичность затрат определяется следующим соотношением: где Рп — ресурсы, подлежащие потреблению, Рф — ресурсы, фактически потребленные. Если экономичность более 100%, то можно говорить о положительной экономичности, при значениях менее 100% экономичность считается отрицательной. • Прибыльность определяется по следующему соотношению: Д. — валовые доходы, Ис — совокупные издержки.
• Качество трудовой жизни — величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации. Поскольку значительную часть времени человек проводит в организации, то данный показатель оценивает уровень лояльности и комфортности в организации. Выделяют три уровня качества трудовой жизни: высокий, средний и низкий (табл. 5.3). Высокий уровень качества жизни создает условия спокойного, уверенного труда персонала, однако в условиях рыночной экономики это может привести к застою в развитии организационной системы. Низкий уровень формирует сильную озабоченность персонала, что может помешать его производительному труду. Внедрение новшеств — величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях. Элементы рационализма деятельности организации Реализация рационализма проявляется в стремлении к переменам в деятельности организаций. Спрос на услуги, связанные с осуществлением эффективных изменений, всегда был высок. Этот спрос во всех странах мира стимулирует развитие консультационной деятельности как профессиональной. Технология такой работы в общем одинакова: сбор информации о деятельности клиента, исследование и диагностика, разработка и внедрение комплекса мероприятий (более подробно в.§7.1). Крупные российские фирмы, такие, как корпорация «Галактика», корпорация «Парус», фирма «РОЭЛ консалтинг» и другие разработали перечень необходимых документов, которые должен представить клиент для обсуждения вопроса о требуемых изменениях. В состав данного перечня входят несколько наборов данных, в том числе: общие сведения об организации, описание документооборота, сведения о финансово-экономической деятельности, I-ведения о кадровой политике и системе повышения квалификации персонала, сведения о вычислительной и организационной технике. В качестве иллюстрации приведем перечень документов по набору «Общие сведения об организации»: • уставные документы (устав, учредительный договор головной организации, филиалов и представительств); • долговременные соглашения или договоры с клиентами (в том числе аренда, лизинг, кредиты, займы и др.); • балансы организации (текущий и 2 — 3 ближайших годовых); • бизнес-план или документ, его заменяющий; • организационная структура управления организации и подробная структура высшего уровня управления организации с указанием ФИО, возраста, образования; • структура производственных и непроизводственных объектов; • штатное расписание подразделений (численный состав); • набор нестандартных положений об отделах и службах, должностных инструкций; • функциональная структура (управление и производство) с перечнем функций всех подразделений; • набор методик расчета финансовых и экономических показателей, которыми пользуются специалисты организации; • договоры или соглашения об участии организации в предприятиях с участием иностранного капитала (СП) или смешанных обществах за рубежом; • номенклатура сырья, материалов, полуфабрикатов и основные поставщики;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.121 с.) |