Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Границы пубертатного периодаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная ситуация характеризуется тем, что появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку. Ведущая деятельность – особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них. Общение со сверстниками - установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми. Основная особенность подросткового периода – резкие, скачкообразные изменения, затрагивающие все стороны развития. Характерна асинхронность развития: как интериндивидуальная (несовпадение во времени развития различных сторон психики – интеллектуальное развитие, особенности личности – у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальная (характеризует различные стороны развития одного школьника, например по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок). Период отчуждения от взрослых. Сложность и амбивалетность отношения подростка к взрослым. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Ведущая деятельность этого периода – общение со сверстниками. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Повышенная конформность к ценностям и нормам этой группы. Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающее на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии – способности делать предметом своей мысли саму мысль, – дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможным развитие самосознания. Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Это новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. В 12-14 лет в психическом развитии человека наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне этот кризис проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор взрослым, игнорировании замечаний, в замкнутости. Подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер перехода от одного периода к другому показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. Данный кризис значительно продолжительнее предыдущих. По мнению Л.И.Божович, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития, а также с характером, силой и напряженностью возникших потребностей и невозможностью их немедленного удовлетворения. Потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами пытается освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.). Как считает Л.И.Божович, подростковый кризис связан с новым уровнем самосознания (стремление познать себя как у н и к а л ь н у ю личность), что порождает желание самоутвердиться и самовыразиться (проявить себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и желание самовоспитания. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителя об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам. Физиологические изменения, связанные с ростом организма, могут протекать с чрезмерной скоростью. Многие подростки попадают в зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне внешние трудности воспринимаются особенно трагически. Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». Начинают с тех сторон жизни, на которых раньше был запрет. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате чрезвычайно быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Такая форма самоутверждения заглушает внутренне чувство потери себя, своего личного кризиса. Наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких и психолога – включиться в проблемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через отстаивание своей взрослости, самостоятельности, происходящее в относительно безопасных условиях и не принимающее крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющее ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Младший подростковый возраст (10-11 лет) – завершение периода детства. В это время дети в основном уравновешены, спокойно, доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний, в том числе и работы практического психолога (И.В.Дубровина, 2004). Основные задачи развития: – формирование умения учиться в средней школе; – формирование представления о себе как об умелом человека с большими возможностями развития; – развитие учебной мотивации, интересов; – развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; – формирование умения добиваться успеха и правильно относится к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. Средний подростковый возраст (11-12 лет) – период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Основные задачи развития в этот период связаны с развитием: – нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; – широкого спектра способностей и интересов, выделением круга устойчивых интересов; – интереса к другому человеку как личности; – интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формированием первичных навыков самоанализа; – чувства взрослости, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; – чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; – форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; – моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; – представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием. Начало старшего подросткового возраста, 13 лет – начало длительного и одного из самых важных периодов, «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Леонтьев). В психологическом образе 13-летнего подростка во многом сохраняются «детские» черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживается на протяжении младшего и среднего подросткового возраста. Основные задачи развития в старшем подростковом возрасте состоят в развитии: – умения оперировать гипотезами, переходить от частного к общему и, наоборот, строить умозаключения, делать на их основе выводы; – рефлексии как интеллектуальной (умение делать предметом анализа собственную мысль, анализировать собственные способы умственной деятельности), так и личностной (умение размышлять о своих личностных качествах, делать предметом анализа собственное «Я»); – развития воли, умения ставить перед собой цели и достигать их; – мотивационной сферы, способов регуляции поведения, эмоциональных состояний; – воображения; – умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения; – умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека; – позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Здесь устанавливаются нормы социального поведения и морали, здесь усваиваются отношения равенства и уважения друг к другу. Главная тенденция в развитии подростка – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Основное новообразовнаие подросткового возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С.Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Учебная деятельность отступает на задний план. Главное значение получаемых в школе отметок в том, сто они дают возможность занять в классе более высокое положение. Если это можно за счет других качеств – ценность отметок отпадает. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности и участвуют во многих разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно-полезной и т.д. Д.И.Фельдштейн считает, что на основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.014 с.) |