Границы пубертатного периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Границы пубертатного периода



Пол Первая фаза Вторая фаза
Девушки 11-13 лет 13-15 лет
Юноши 13-15лет 15-17,18 лет

Социальная ситуация характеризуется тем, что появляет­ся устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность – особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание де­ятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками - установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональ­ных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворе­ны во взаимодействии с взрослыми.

Основная особенность подросткового периода – резкие, скачкообразные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Характерна асинхронность развития: как интериндивидуальная (несовпадение во времени развития различных сторон психики – интеллектуальное развитие, особенности личности – у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальная (характеризует различные стороны развития одного школьника, например по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок).

Период отчуждения от взрослых. Сложность и амбивалетность отношения подростка к взрослым. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Ведущая деятельность этого периода – общение со сверстниками. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Повышенная конформность к ценностям и нормам этой группы.

Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающее на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии – способности делать предметом своей мысли саму мысль, – дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможным развитие самосознания.

Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Это новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

В 12-14 лет в психическом развитии человека наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне этот кризис проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор взрослым, игнорировании замечаний, в замкнутости.

Подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер перехода от одного периода к другому показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Данный кризис значительно продолжительнее предыдущих. По мнению Л.И.Божович, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития, а также с характером, силой и напряженностью возникших потребностей и невозможностью их немедленного удовлетворения. Потребности очень сильные, напряженные.

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами пытается освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по усмотрению.

Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Как считает Л.И.Божович, подростковый кризис связан с новым уровнем самосознания (стремление познать себя как у н и к а л ь н у ю личность), что порождает желание самоутвердиться и самовыразиться (проявить себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и желание самовоспитания. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителя об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Физиологические изменения, связанные с ростом организма, могут протекать с чрезмерной скоростью. Многие подростки попадают в зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». Начинают с тех сторон жизни, на которых раньше был запрет. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате чрезвычайно быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Такая форма самоутверждения заглушает внутренне чувство потери себя, своего личного кризиса.

Наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких и психолога – включиться в проблемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период.

Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через отстаивание своей взрослости, самостоятельности, происходящее в относительно безопасных условиях и не принимающее крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющее ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Младший подростковый возраст (10-11 лет) – завершение периода детства. В это время дети в основном уравновешены, спокойно, доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний, в том числе и работы практического психолога (И.В.Дубровина, 2004).

Основные задачи развития:

– формирование умения учиться в средней школе;

– формирование представления о себе как об умелом человека с большими возможностями развития;

– развитие учебной мотивации, интересов;

– развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

– формирование умения добиваться успеха и правильно относится к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

Средний подростковый возраст (11-12 лет) – период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Основные задачи развития в этот период связаны с развитием:

– нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

– широкого спектра способностей и интересов, выделением круга устойчивых интересов;

– интереса к другому человеку как личности;

– интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формированием первичных навыков самоанализа;

– чувства взрослости, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

– чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

– форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

– моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

– представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Начало старшего подросткового возраста, 13 лет – начало длительного и одного из самых важных периодов, «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Леонтьев). В психологическом образе 13-летнего подростка во многом сохраняются «детские» черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживается на протяжении младшего и среднего подросткового возраста.

Основные задачи развития в старшем подростковом возрасте состоят в развитии:

– умения оперировать гипотезами, переходить от частного к общему и, наоборот, строить умозаключения, делать на их основе выводы;

– рефлексии как интеллектуальной (умение делать предметом анализа собственную мысль, анализировать собственные способы умственной деятельности), так и личностной (умение размышлять о своих личностных качествах, делать предметом анализа собственное «Я»);

– развития воли, умения ставить перед собой цели и достигать их;

– мотивационной сферы, способов регуляции поведения, эмоциональных состояний;

– воображения;

– умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

– умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

– позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым.

Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Здесь устанавливаются нормы социального поведения и морали, здесь усваиваются отношения равенства и уважения друг к другу.

Главная тенденция в развитии подростка – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

Основное новообразовнаие подросткового возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С.Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

Учебная деятельность отступает на задний план. Главное значение получаемых в школе отметок в том, сто они дают возможность занять в классе более высокое положение. Если это можно за счет других качеств – ценность отметок отпадает.

Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности и участвуют во многих разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно-полезной и т.д. Д.И.Фельдштейн считает, что на основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.015 с.)