Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критический анализ факторного подхода к психическому развитию ребенка в онтогенезе

Поиск

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Критический анализ факторного подхода к психическому развитию ребенка в онтогенезе

ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД

Классификация по ведущему фактору:

1) Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)

- преформизм (все развитие предопределено)

- теория рекапитуляции (онтогенез = филогенез)

- теории созревания (развитие связано с развитием ЦНС)

2) Среда – эмпиризм (Локк, Гартли)

­ - ассоцианизм (развитие ПФ по цепочке)

- бихевиоризм (развитие = научение, механизмы человека и животных идентичны)

3) Двухфакторные теории

· Теории взаимодействия среды и наследственности

- теория Штерна: среда влияет в пределах задатков (нет роли личности, никакой ответственности человека, среда просто влияет, но не задействована в развитии)

· Теории антагонизма

- Фрейд, ранний Пиаже, эпигенетическая теория Эриксона (нет роли личности, враждебный характер социализации)

 

Двухфакторные теории: антагонизм среды и наследственности в психоанализе.

З. Фрейд: двухфакторная натуралистическая теория – есть общие законы для всех индивидов. Равновесно-интеграционная теория: цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил.

Человеческая природа VS общество (репрессивная функция). Вытеснение и подавление наследственного фактора социальным – основной закон развития (и человек всегда проигрывает обществу). Социализация порождает болезни, неврозы, комплексы. Природное вытесняется в бессознательное.

2 тенденции в развитии: консервативно-биологическая и прогрессивно-социальная. Наследственность – ведущий фактор, определяющий врожденные влечения человека и базовые принципы регуляции психической деятельности.

2 влечения: эрос (стремление к жизни – сексуальные цели) и тонатос (стремление к смерти – принцип равновесия природы).

Цель психической деятельности – получение удовольствия (и достижение равновесия психодинамических сил).

Принцип удовольствия – направленность на получение удовольствия

Принцип реальности – учет социальных норм и запретов.

Их конфликт – как детерминанта развития.

Развитие личности = прижизненное формирование 3-х структур: Оно, Я, Сверх-Я.

* структура сознания (сознание-предсознательное-бессознательное)

* структура личности (id-ego-superego)

* теория психосексуального развития:

0-1 Оральная стадия - орально-инкорпоративная - орально-садистическая Рот, губы, язык Пищевая активность – получение удовольствия Аутоэротизм Глобальный нарциссизм Амбивалентность (кусание груди) Отделение ego от id (выделение себя в окр.мире)
1-3 Анальная стадия - анально-садистическая - анально-ретентивная Анус, прямая кишка Расслабление после напряжения анальной зоны - удовольствие Контроль анальной зоны – удовольствие Регуляция телесных функций3-5 Рост ego Произвольность Ходьба, речь, предметно-орудийная деятельность
3-5 Фаллическая стадия Гениталии (клитор, пенис) Рост сексуальности, первый выбор сексуального объекта Различия полов Идентификация с отцом у матери Superego (преодоления Эдипова комплекса)  
5-12 Латентная стадия Сексуальное развитие прерывается Освоение опыта, сексуальное влечение к сверстникам Инфантильное поведение  
12-18 Генитальная стадия Пенис, вагина Объединение всех эрогенных зон Выбор 2 сексуального объекта  

 

+: постановка проблемы личности, ее структуры, сложной динамики, 1й обратил вн на отношения.

Критика:

- перенесение закономерностей развития личности невротика на развитие ребенка (Фрейд не работал с детьми, а только со слов)

После Фрейда:

1) Эго-психология (А. Фрейд, Э. Эриксон)

2) Теория объектных отношений (Винникот, Малер)

3) Индивидуальная психология (А. Адлер)

4) Социальный психоанализ (Э. Фромм, К. Хорни)

 

Теория объектных отношений.

Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Кляйн утверждает, что функции Эго, бессознательная фантазия, способность формировать объектные отношения, переживание тревожности, применение защитных механизмов, – все это доступно ребенку с самого рождения. Она рассматривает фантазию как мысленную реперезентацию инстинкта. Таким образом получается, что любой инстинктивный импульс имеет соответствующую ему фантазию. Это значит, что любые инстинктивные импульсы переживаются только через фантазию, и функция фантазии заключается в обслуживании инстинктивных импульсов.

Клейн => Винникот - педиатр, взрослый и детский аналитик

диадные (мать-ребенок) отношения более важны, чем роль каждого из партнеров; тем самым подчеркивается, что привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом "достаточно хорошей матери". Его концепция "истинного Я" и "ложного Я" отразила его убежденность, что младенец с самого начала настроен на объект и что обычная старательная мать наверняка не оправдает его ожиданий. Ребенок, в конце концов, просто подчинится ее желаниям, пожертвовав потенциалом своего истинного "я". Винникотт полагал, что наилучшее развитие самооценки связано со способностью матери аффективно "зеркалить", если мать подавлена депрессией или почему – либо еще не может проявить по отношению к младенцу радость и удовольствие, его развитие может пострадать.

транзиторне феномены: любимое одеяло, будучи ассоциировано с приятным взаимодействием с матерью, помогает успокоить младенца. Транзиторный объект является символом, помогающим установить связь "я и не-я" тогда, когда младенец осознает разлуку.

Использование игротерапии для раскрепощения ребенка. Преодоление постулата о враждебности социума к личности. Среда, близкий взрослый выполняет важную функцию: создание условий развития. Работа терапевта не только с ребенком, но и с матерью.

 

М. Малер (развитие в раннем детстве, до 3х лет)

изучая нормальных детей, она стремилась раскрыть, с одной стороны, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта, с другой – что способствует патологии этих структур.

Процесс разделения-индивидуации. В этом процессе выделено две различных, но переплетенных между собой линии. Разделение – это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери; имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально разделение и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.

Малер полагала, что в основе раннего детского аутизма лежит нарушение отношения с матерью. Мать отвергает ребенка, ребенок вытесняет этот опыт и формирует отвержение общества со взрослыми.

  1. Стадия нормального аутизма (замкнутость на собственные переживания). До 2х мес
  2. Фаза нормального симбиоза (полная зависимость матери и ребенка друг от друга) 2-6 месяцев
  3. Фаза сепарации (приобретение самостоятельности ребенка) 6 мес-2 года
  4. Фаза константности отношений и приобретения автономии.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА

Чувство неполноценности переживает любой реб, так как он физически слабее взр и не все знает. Возникает тенденция к компенсации. Это борьба индивида за самоутверждение и если чувство не компенсируется, возникает невроз (стремление к превосходству).

Если компенсация происходит, возникает целевая детерминация, а из нее – стиль жизни.

итак 2 тенденции:

1- стремление преодолеть чувство неполноценности. Прививает папа (требует)

2- стремление к кооперации. Соц стремления (чел, который умеет сотрудничать с др никогда не станет невротиком) Прививает мама.

Непродуктивные типы воспитания:

1. Эмоциональное отвержение

2. Потворствование

Идея сиблиноговой позиции (старший ребенок, средний, младший, единственный)

Единственные ребенок имеет неограниченный доступ к вниманию и любви родителей. Рождение второго ребенка – низвержение с пьедестала – травма.

Младший ребенок – любимец. Может быть уязвим – не сформируются ответственность.

Средний ребенок приобретает самый большой опыт в общении.

Идея комплементарности брака.

 

КАРЛ ЮНГ

Аналитическая психология.

Жизнь делится на два периода

1. Детство, юность

2. Зрелость.

Структура личности:

Коллективное бессознательное – архетипы (воплощено в мифах, легендах...)

Личное бессознательное

Эго

Архетипы:

Анима - бессознательное женское начало в мужском

Анимус – бессознательное мужское начало в женсокм

Персона – социальная роль, которую мы выполняем

Тень – все подавленные желания

Самость - целостность

Движение к индвидуации – погружение в культуру

 

К.Хорни

Развитие ребенка зависят от отношений с близкими взрослыми

2 базовые потребности:

1. Базовые витальные

2. Потребность в безопасности

Ребенок испытывает информационный шок, лавина стимулов – чувство тревоги из-за опасностей окружающего мира. Взрослый обеспечивает безопасность и комфорт (если не обеспечивает – невротическая потребность в любви и принятии)

3 базовых стратегии построения отношений с партнерами

1. Движение к людям (уступчивость)

2.Движение против людей – конфронтация, перфекционизм.

3. Движение от людей – изоляция, одиночество.

Э. Фромм

социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности.

движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, — это потребность в укоренении (стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений) и потребность в индивидуализии (толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества). Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека.

Стремление человека примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, поскольку все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления.

в начале своего развития человек был частью природы, не выделяя себя из окружающего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремление к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоляции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек оставил для себя только одну возможность укорененности — социальную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих людей. При этом первый строй, первобытный, давал преимущество именно стремлению к укорененности, оставляя в тени стремление к индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй, и в рабовладельческом строе у него появляется возможность индивидуализации в богатстве, в войне. Но при этом уменьшается возможность укоренения с другими, становятся менее крепкими связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изменяют общественный строй, приходя к феодализму, в котором велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко связан с членами своей социальной группы. В то же время такая жесткая стереотипизация не дает возможности проявиться индивидуальности человека в полной мере, так как он не может выйти за рамки своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких рамок, люди переходят к капитализму, который дает максимальную возможность для их свободного развития, хотя и ограничивает их возможность укоренения с другими, оставляя наедине со своей свободой во враждебном мире.

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется в том, что его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет. Так, при капитализме человек может добиться ощущения своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состояние. В то же время он может стать и укорененным, заняв место служащего в большой фирме. Правда, подчеркивает Фромм, укорененность при капитализме относительна, так как и служащие крупной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении. Именно поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это «бегство от свободы», характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании людей получить надежную работу, но и в идентификации с главой фирмы или политическим деятелем, которые обещают подчиненным надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появление фашизма, которое он наблюдал в 1930-е гг. в Германии.

Поздняя теория Пиаже

Операциональная концепция Пиаже представляет целостную картину интеллектуального развития ребенка, определяющиеся 4мя основными детерминантами:

  1. фактор равновесия с внешней средой: принцип активности = стремление к вечно ускользающему равновесию между субъектом и средой
  2. биолог созревание: предпосылка, но не определяет содержание и законы
  3. собственная активность субъекта: источник развития интелекта – действие как субъект-объектное взаимодействие
  4. соц. опыт: соц. опыт воспринимается в соответствии с интеллектуальными способностями

IQ имеет адаптивную природу и выполняет ф-ю уравновешивания организма и среды.

Если в раннем П развитие определяется только 2 фактора­ми — насл и средой, то в позднем – сложная система детерминант, где важнейшую роль приобретает активность. Роль наследственност: в созревании, как усл разв, и в врожденности 2х базовых тенденций.

Структура определяется активностью субъекта, в то вре­мя как стремление к структурированию — насл

Развитие IQ- после­д сменa логических структур мышл, конечной це­лью которой является формирование формально-логических опе­раций.

Источник развития IQ- актив­ность субъекта, ед анализа которой выступает действие. В основе развития IQ- развитие действий

Ассимиляция —включение объекта в имеющиеся схемы действия.

Аккомодация — изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта. (сосет не палец а обеяло)

Уравнове­шивание ассимиляции и аккомодации имеет результатом адапта­цию организма к среде.

Осн линии развития IQ.

1) развитие познавательной позиции. Этапы:

1-недифференцированность субъекта и объекта;

2- начало разделения суб и об— Я и внеш мир, обусловленное развитием действий суб, переход к эгоцентризму;

3-децентрация.

2) изм структур IQ, связанное с раз­витием действий и формированием операций.

IQ представляет собой разви­тие системы операций.

 

Операции — внутренние интериоризованные (всегда внутр) действия, ско­ординированные в целостную систему (не может бть изолир) с другими дейст и обладающие свойством обратимости. Обратимость связана с со­хранением основных свойств объекта, выступая как его условие (связана с сочетанием прямого и обратного действия).

О подчиняются пяти критериям:

1) комбинативность (композиция) А + В = С;

2) обратимость С - В = А;

3) ассоциативность (А + В) + С=А + (В + С);

4) общая идентичность А - А = 0;

5) специальная идентичность А + А = А.

 

СТАДИИ

I. Сенсомоторный период (0- 2).

Познание здесь осуществляется только в результате реальных физических действий и наблюдения (восприятие и движение преобладают в познании). возникает первая структура – постоянство. До этого исчезновение из поля восприятия означало исчезновения предмета вообще

А. Центрация на собственном теле: Развитие действий с предмета­ми, возникновение инвариант­ности. Обратимость во внеш­нем предметном действии

Б. Объективация практического IQ: Дифференциация цели и сред­ства. Возникновение практи­ческого IQ (8-12 меc)

II. Подготовка и функциониро­вание конкрет­ных операций. Репрезентатив­ный IQ и конкр операции (2-11(12)

2. Дооперациональн IQ (2-7 лет). Появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериоризации схем действия

А. Стадия симво­лич м (2-4): Действия внутренние, но не обра­тимые

Б. Стадия интуи­тивного нагляд­ного м (4-7): Координация и регуляция путем послед-ных центраций.

2. Конкретные операции (7-8 —11-12):Формирование понятия сохранения. Простая обратимость — способность осуществлять внутреннее обратное действие. Компенсация — принцип, согласно которому изменение в од­ном измерении может быть компен­сировано изменением в другом. Идентичность — принцип неизмен­ности объекта. Простые операции (7-8 — 10 лет): классификация, сериация, установле­ние взаимно однозначного соответ­ствия. Формирование системы операций: система координат, мультипликация

III. Формаль­ные операции (от 11-12): Формально-логические структуры. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика (11-12 — 13-14 лет). Операции в отношении гипотез. Группировка. Иерархия операций и их прогрес­сивная дифференциация оперирование абстрактными понятиями, формальная логика

3.Стадия конкретных операций (7-8 – 11-12 лет). Появление операциональных группировок (примиривнее матем.групп) в различных формах, установление представлений о сохранении. Операция интериоризирована и обратима. 2 группировки к 7-ми годам: классификация (выделение объектов по существенным признакам) и сериация (упорядочивание).

Ж. Пиаже разработал систему диагностических задач, позволя­ющих выявить уровень перехода от дооперационального к конк­ретно-операциональному интеллекту — задачи на сохранение (стаканчики с волой. На глазах переливают в др форму; пуговицы)

различия конкретных и формаль­но-логических операций

Конкретные операции характеризуются двумя ограничениями: 1- гетерохронность конкр опер.(овладел сохранении массы, но не объема) и 2- конкр опер вып-ся только с объектами в наглядном перцептивном плане.

 

Теория привязанности Боулби

План

1. Фрейд: равновесно-интеграционная теория: цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил. Человеческая природа VS общество (репрессивная функция); * периодизация

Хорни: неврозы

Юнг: индивидуация

Теория объектных отношений.

Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Кляйн утверждает, что функции Эго, бессознательная фантазия, способность формировать объектные отношения, переживание тревожности, применение защитных механизмов, – все это доступно ребенку с самого рождения. Она рассматривает фантазию как мысленную реперезентацию инстинкта. Любые инстинктивные импульсы переживаются только через фантазию, и функция фантазии заключается в обслуживании инстинктивных импульсов.

Клейн => Винникот - педиатр, взрослый и детский аналитик

диадные (мать-ребенок) отношения более важны, чем роль каждого из партнеров; тем самым подчеркивается, что привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом "достаточно хорошей матери". Его концепция "истинного Я" и "ложного Я" отразила его убежденность, что младенец с самого начала настроен на объект и что обычная старательная мать наверняка не оправдает его ожиданий. Ребенок, в конце концов, просто подчинится ее желаниям, пожертвовав потенциалом своего истинного "я". Наилучшее развитие самооценки связано со способностью матери аффективно "зеркалить", если мать подавлена депрессией или почему – либо еще не может проявить по отношению к младенцу радость и удовольствие, его развитие может пострадать.

транзиторне феномены: любимое одеяло, будучи ассоциировано с приятным взаимодействием с матерью, помогает успокоить младенца.

Использование игротерапии для раскрепощения ребенка. Преодоление постулата о враждебности социума к личности. Среда, близкий взрослый выполняет важную функцию: создание условий развития. Работа терапевта не только с ребенком, но и с матерью.

 

М. Малер (развитие в раннем детстве, до 3х лет)

изучая нормальных детей, она стремилась раскрыть, с одной стороны, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта, с другой – что способствует патологии этих структур.

Процесс разделения-индивидуации. В этом процессе выделено две различных, но переплетенных между собой линии. Разделение – это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери; имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально разделение и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.

Малер полагала, что в основе раннего детского аутизма лежит нарушение отношения с матерью. Мать отвергает ребенка, ребенок вытесняет этот опыт и формирует отвержение общества со взрослыми.

  1. Стадия нормального аутизма (замкнутость на собственные переживания). До 2х мес
  2. Фаза нормального симбиоза (полная зависимость матери и ребенка друг от друга) 2-6 месяцев
  3. Фаза сепарации (приобретение самостоятельности ребенка) 6 мес-2 года
  4. Фаза константности отношений и приобретения автономии.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА

Чувство неполноценности переживает любой реб, так как он физически слабее взр и не все знает. Возникает тенденция к компенсации. Это борьба индивида за самоутверждение и если чувство не компенсируется, возникает невроз (стремление к превосходству).

Если компенсация происходит, возникает целевая детерминация, а из нее – стиль жизни.

итак 2 тенденции:

1- стремление преодолеть чувство неполноценности. Прививает папа (требует)

2- стремление к кооперации. Соц стремления (чел, который умеет сотрудничать с др никогда не станет невротиком) Прививает мама.

Непродуктивные типы воспитания:

1. Эмоциональное отвержение

2. Потворствование

Идея сиблиноговой позиции (старший ребенок, средний, младший, единственный)

Единственные ребенок имеет неограниченный доступ к вниманию и любви родителей. Рождение второго ребенка – низвержение с пьедестала – травма.

Младший ребенок – любимец. Может быть уязвим – не сформируются ответственность.

Средний ребенок приобретает самый большой опыт в общении.

Идея комплементарности брака.

 

КАРЛ ЮНГ

Аналитическая психология.

Жизнь делится на два периода

1. Детство, юность

2. Зрелость.

Структура личности:

Коллективное бессознательное – архетипы (воплощено в мифах, легендах...)

Личное бессознательное

Эго

Архетипы:

Анима - бессознательное женское начало в мужском

Анимус – бессознательное мужское начало в женсокм

Персона – социальная роль, которую мы выполняем

Тень – все подавленные желания

Самость - целостность

Движение к индвидуации – погружение в культуру

 

К.Хорни

Развитие ребенка зависят от отношений с близкими взрослыми

2 базовые потребности:

1. Базовые витальные

2. Потребность в безопасности

Ребенок испытывает информационный шок, лавина стимулов – чувство тревоги из-за опасностей окружающего мира. Взрослый обеспечивает безопасность и комфорт (если не обеспечивает – невротическая потребность в любви и принятии)

3 базовых стратегии построения отношений с партнерами

1. Движение к людям (уступчивость)

2.Движение против людей – конфронтация, перфекционизм.

3. Движение от людей – изоляция, одиночество.

ВПФ

Важно: положение о социально-исторической обусловленности психики человека и специфике ее развития в онтогенезе.

В основе учения о впф 2 гипотезы:

1) об опосредствованном характере ВПФ

2) особой структуре и о происхождении ВПФ (закон развития ВПФ).

ВПФ противопоставлены натуральным

ВПФ отличаются от натуральных по структуре (опосредованны) и функциям (внутр регуляция пов чела, его отношений с окружающим миром посредством знаков), по свойствам (произвольность, осознанность и системность) и по происхождению (см закон разв).

Закон развития ВПФ: всякая ВПФ появляется на сцене дважды: 1-как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая; 2— как действие индивидуальное, внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсйхи-ческая. В основе формирования ВПФ лежит сотрудничество реб со взр, общение в широком смысле слова. (категории общения у выг нет, но незрима есть)

Этот з. позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и положений:

1- об изначальной социальности реба. Развитие происходит как движение от одной формы социальности к другой. Индивидуальное- рез-т социализации;

2- о роли общения. Общ и сотрудничество со взр- основа и необходимое усл психич разв

3- о новом понимании процесса интериоризации как формирования внутр плана сознания.

2 линии развития ВПФ. Интериоризация (переход знака из внешнего во внутр план – иссл Леон+выг про паралл развития. См выше положения) и развитие значений.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ 1. При рождении реб максимально зависит от взр. Реб и взр нах на разных ступенях развития (у взр существуют ВПФ). В общении с ребенком взрослый использует знак, который на первой стадии формирования ВПФ не имеет для ребенка значения (Взрослый – знак – ребенок).

2. реб начинает выделять знак и его значение благодаря тесной совместной деятельности со взр Здесь критика со стороны Леонтьева и Лурии: как реб выделяет значение? Разве он может делать интеллектуальные открытия? Но Выготский объясняет это именно через общение.

3. Реб начинает использовать знак для воздействия на поведения взрослого (“Дай!”).

4. Реб начинает использовать знак для регуляции своего собственного поведения.

5. Преобразование внешнего знака во внутренний.

РАЗВИТИЕ ЗНАКА:

в основе— изм структуры обобщения. 3 ступени:

1) синкреты (обобщение по случайным субъективным признакам);

2) комплексы (по объективным фактическим, но несущественным признакам);

3) понятия (по существенному объективному признаку).

 

Законы

Закон гетерохронности развития: психич развитие реб не совпадает с хронологическим возрастом.

В течение жизни чела происходит изменение ритма и темпа развития. В начале жизненного пути - очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем ниже

Закон развития ВПФ: генезис впф, составляющих сознание чела, как процесс интериоризации знаков и развития значений.

Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.

Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие.

Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.

 

До ЛСВ

1) Теории созревания: нативизм: Штерн, Пиаже: независимость разв от обуч. Р обеспечивает созревание психологических способностей, а обучение использует возможности, предоставляемые р. Обуч плетется за разв

2) Т научения: бих; р=науч

3)К. Коффка: в определенной степени признавал влияние обучения на развитие: 2 вида разв: как созревание и как обучение. Любое обучение дает специфический и неспецифический эффекты. Специфический— это знания, умения и навыки; неспецифический проявляется в том, что в результате обучения мы становимся более успешными в решении новых задач, более способными к дальнейшему обучению

Он критически рассмотрел предшествующие подходы; теоретически обосновал положения о ведущей роли обучения для развития; ввел понятие «збр» и разработал процедуру ее диагностики; сформулировал требования к развивающему обучению.

Обучение - движущая сила разв. При условии, что оно осущ в збр и его содержание- система научных понятий.

ЗБР — расхождение между реальным (в самостоят деят) и потенциальным уровнем развития.

Обучение развивающее, если должно осуществляться в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка и его содержанием должна стать система научных понятий.

ИТОГО ВЫГ МОЛОДЕЦ ПОТОМУ ЧТО:

1) создание учения о структуре и динамике психологического возраста как «единицы» анализа развития;

2) обоснование пр-па культурно-исторической природы психики и определение специфики формирования ВПФ;

3) выделение критериев психического развития: формирование ВПФ, НО; изменение системного и смыслового строения сознания;

4) открытие закона развития ВПФ как процесса интериоризации знаков и их значений, процесса генезиса человеческого сознания;

5) обоснование положения о ведущей роли обучения для психического развития ребенка;

6) определение критериев развивающего обучения (обучение в збр и построение содержания развивающего обучения как системы научных понятий)

7) разработка новой формирующей стратегии исследования в форме генетико-моделирующего эксп. Конкретной формой воплощения такого метода стала методика «двойной стимуляции».

8) ЗАВЕРШЕННОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ НЕТ

 

Критика

А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия выделяют следующие направления критики концепции Л. С. Выг: противопоставление натуральных и высших психич ф-й; чрезмерная увлеченность знаковой структурой, интеллектуализация развития; недостаточный учет роли предметной деятельности в развитии ребенка.

Критика Выготская интелектуализм – игнорирование эмоц сферы

Противопоставление высшим – низшие

 

Формы общения первых 7 лет жизни (ЛИСИНА)

1. Ситуативно-личностное общение (1 полугодие жизни).

В первые две недели новор-й не реагирует на взрослого, в 3 недели воздействие взр-го вызывает ориентировочно-исследовательскую акт-ть. На 2 месяце складывается комплекс оживления (КО). Завершается форм-е потребности в общении со взрослым. Потребность в общениии возникает на основе тех требований, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуникативной пот-ти являются органические нужды р-ка. Криком р-к добивается устранения неприятных ф-ров, что позволяет р-ку выделить сущ-е взр-го в качестве источника удовлетворения своих пот-тей. Стремление управлять таким источником побуждает его исследовать. В основе возникновения пот-ти в общ-и лежит и пот-ть в новых впечатлениях, но решающее значение для появления коммуникативной п-ти имеет пов-е и позиция взр-го по отношению к р-ку.

В развитом виде - КО: сосредоточение, взгляд в лицо другого человека, улыбка, вокализации и двигательное оживление. Содержание пот-ти - стремление к доброжелательному вниманию мотив общения - личный. Операции - экспрессивно-мимические. Для психического развития: внимание и доброжелательность - положительные эмоции - повышение жизненного тонуса активизация всех функций. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых и это стимулирует формирование у них перцептивных действий в зрительном слуховом и других анализаторах. Эти приобретения далее используются для знакомства с предметным миром что приводит к значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

2. Ситуативно-деловая форма общения (6 месяцев - 2 года) - протекание общения со взрослым на фоне практического взаимодействия. Сущность новой потребности: сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества. Ведущие мотивы - деловые, сочетаются с познавательными и личностными. Средства - предметно-действенные операции: функционально-преобразованные предметные действия, позы и локомоции. Значение этой формы общения в том, что оно приводит к развитию и качественному преобразованию предметной д-ти детей, к возникновению и развитию речи. Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества к сотрудничеству теоретическому, дети переходят к более высокой форме коммуникативной д-ти.

3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет). Развертывается на фоне познавательной д-ти детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Средство - речь. Значение - в том, что она помогает расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений перестает вскоре исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере. Развитие мышления и позн-х интересов дошк-в выходит за рамки этой формы общения и преобразует общую жизнед-ть детей, перестраивая и д-ть общ-я со взр-ми.

4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Цель - познание социального, а не предметного мира, мира людей. Это коммуникативная д-ть в чистом виде. Эта ф-ма общ-я форм-ся на основе личностных мотивов, на фоне разнообразных д-тей: игровой, трудовой, познавательной. Благодаря успехам детей в рамках ситуативно-личностного общения они достигают состояния готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика.

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Критический анализ факторного подхода к психическому развитию ребенка в онтогенезе

ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД

Классификация по ведущему фактору:

1) Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)

- преформизм (все развитие предопределено)

- теория рекапитуляции (онтогенез = филогенез)

- теории созревания (развитие связано с развитием ЦНС)

2) Среда – эмпиризм (Локк, Гартли)

­ - ассоцианизм (развитие ПФ по цепочке)

- бихевиоризм (развитие = научение, механизмы человека и животных идентичны)

3) Двухфакторные теории

· Теории взаимодействия среды и наследственности

- теория Штерна: среда влияет в пределах задатков (нет роли личности, никакой ответственности человека, среда просто влияет, но не задействована в развитии)

· Теории антагонизма

- Фрейд, ранний Пиаже, эпигенетическая теория Эриксона (нет роли личности, враждебный характер социализации)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.012 с.)