Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, влияющие на особенности поведения ребенка 1 года.

Поиск

Предрасположенности младенца и их влияние на мать.

Сильно влияет особенность нервной системы младенца, возбудимые дети много плачут и привлекают больше вн, но мать быстрее устает и становится более тревожной. Апатичные дети меньше плачут и привлекают вн, но мать не так устает и более адекватна во взаимодействии.

Особенности поведения матери и их влияние на поведение ребенка.

· Свойства ее характера

· Способности

· Отношения в ее семье

· Ценности и практический опыт культуры.

Все эти характеристики достаточно сложно изучать. До года роль матери во взаимодействии больше.

Паттерны привязанности к концу года:

· надежная

· амбивалентная

· ненадежная

Тип привязанности Особенности поведения матери Особенности поведения ребенка Установка по отношению к миру
А. Избегающая, небезопасная эм холодность + излишняя требовательность, вмешательство в самостоятельные действия и неучет потребностей ребенка избегание контактов, неудач, избегание эм включенности в отношения "Базовое недоверие" (Э. Эриксон), избегание контактов, пассивность.
В. надежная чуткость, внимательность, удовл-е потр-тей, долгий физич контакт базовое доверие к миру, окружению, себе самому "Базовое доверие" (Э. Эриксон), активность.
С. Амбивалентная неустойчивое, непоследовательное, непредсказуемое пов трудность адекватной перешифровки сигналов от соц окружения ® неадекватное восприятие пов окружающих и собственного Амбивалентное отношение к миру, пассивность или непредсказуемая, неадекватная активность.

 

6) Критерии, используемые при описании паттернов привязанности:

1. реакция при разлуке

2. поведение, направленное на взаимодействие с матерью

3. ответное поведение на поведение матери

4. поведение, целью которого является избежать разлуки

5. исследовательское поведение и его направленность в присутствии матери

6. попытки избегания, страх в присутствии матери

необходимо учитывать местонахождение, физиологическое состояние, наличие других лиц, передвижения матери.

7) Эксперимент Айнсворд - тест незнакомая ситуация. В комнату заполненную игрушками, вводят ребенка с матерью, входит незнакомый чел, приближается к ребенку, мать уходит, через некоторое время возвращается, а незнакомый человек уходит. Регистрируются типы поведения ребенка. Типы привязанности:

1. Дети с прочной прив к матери: некоторое смятение при уходе матери; после её возвращения стремятся приблизиться к ней, ищут прикосновения и утешения.

2. дети с непрочной прив у матери, избегающие контактов с ней: ведут себя отчуждённо, могут игнорировать мать при её возвращении.

3. Дети с непрочной привязанностью к матери, амбивалентно настроенные: сильно расстраиваются и тревожатся, когда мать уходит; когда возвращается – остаются безутешными, выказывают гнев по отношению к матери, противятся её прикосновениям и одновременно желают контакта.

Существую кросскультурные различия при выполнения теста, в основном связаны с непрочной привязанностью.

 

Развитие психоаналитического учения о развитии личности в онтогенезе

План

1. Фрейд: равновесно-интеграционная теория: цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил. Человеческая природа VS общество (репрессивная функция); * периодизация

Индивидуальная психология Адлера: комплекс неполноценности, компенсация

Хорни: неврозы

Юнг: индивидуация

Теория объектных отношений: Винникот, Малер

Эриксон: достижения всех возрастов, включая старость

Ранний Пиаже как теория, выросшая на базе ПА

 

З. Фрейд: двухфакторная натуралистическая теория – есть общие законы для всех индивидов. Равновесно-интеграционная теория: цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил.

Человеческая природа VS общество (репрессивная функция). Вытеснение и подавление наследственного фактора социальным – основной закон. Социализация порождает болезни, неврозы, комплексы. Природное вытесняется в бессознательное.

2 тенденции в развитии: консервативно-биологическая и прогрессивно-социальная. Наследственность – ведущий фактор, определяющий врожденные влечения человека и базовые принципы регуляции психической деятельности.

2 влечения: эрос (стремление к жизни – сексуальные цели) и тонатос (стремление к смерти – принцип равновесия природы).

Цель психической деятельности – получение удовольствия (и достижение равновесия психодинамических сил).

Принцип удовольствия – направленность на получение удовольствия

Принцип реальности – учет социальных норм и запретов.

Их конфликт – как детерминанта развития.

Развитие личности = прижизненное формирование 3-х структур: Оно, Я, Сверх-Я.

* структура сознания (сознание-предсознательное-бессознательное)

* структура личности (id-ego-superego)

* теория психосексуального развития:

0-1 Оральная стадия   Рот Пищевая активность – получение удовольствия   Отделение ego от id (выделение себя в окр.мире)
1-3 Анальная стадия   Ану, Расслабление после напряжения анальной зоны - удовольствие   Рост ego  
3-5 Фаллическая стадия Гениталии (клитор, пенис) Рост сексуальности, первый выбор сексуального объекта   Superego (преодоления Эдипова комплекса)  
5-12 Латентная стадия Сексуальное развитие прерывается Освоение опыта, сексуальное влечение к сверстникам    
12-18 Генитальная стадия Пенис, вагина Объединение всех эрогенных зон    

 

+: постановка проблемы личности, ее структуры, сложной динамики, 1й обратил вн на отношения.

Критика:

- перенесение закономерностей развития личности невротика на развитие ребенка (Фрейд не работал с детьми, а только со слов)

Теория объектных отношений.

Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Кляйн утверждает, что функции Эго, бессознательная фантазия, способность формировать объектные отношения, переживание тревожности, применение защитных механизмов, – все это доступно ребенку с самого рождения. Она рассматривает фантазию как мысленную реперезентацию инстинкта. Любые инстинктивные импульсы переживаются только через фантазию, и функция фантазии заключается в обслуживании инстинктивных импульсов.

Клейн => Винникот - педиатр, взрослый и детский аналитик

диадные (мать-ребенок) отношения более важны, чем роль каждого из партнеров; тем самым подчеркивается, что привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом "достаточно хорошей матери". Его концепция "истинного Я" и "ложного Я" отразила его убежденность, что младенец с самого начала настроен на объект и что обычная старательная мать наверняка не оправдает его ожиданий. Ребенок, в конце концов, просто подчинится ее желаниям, пожертвовав потенциалом своего истинного "я". Наилучшее развитие самооценки связано со способностью матери аффективно "зеркалить", если мать подавлена депрессией или почему – либо еще не может проявить по отношению к младенцу радость и удовольствие, его развитие может пострадать.

транзиторне феномены: любимое одеяло, будучи ассоциировано с приятным взаимодействием с матерью, помогает успокоить младенца.

Использование игротерапии для раскрепощения ребенка. Преодоление постулата о враждебности социума к личности. Среда, близкий взрослый выполняет важную функцию: создание условий развития. Работа терапевта не только с ребенком, но и с матерью.

 

М. Малер (развитие в раннем детстве, до 3х лет)

изучая нормальных детей, она стремилась раскрыть, с одной стороны, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта, с другой – что способствует патологии этих структур.

Процесс разделения-индивидуации. В этом процессе выделено две различных, но переплетенных между собой линии. Разделение – это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери; имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально разделение и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.

Малер полагала, что в основе раннего детского аутизма лежит нарушение отношения с матерью. Мать отвергает ребенка, ребенок вытесняет этот опыт и формирует отвержение общества со взрослыми.

  1. Стадия нормального аутизма (замкнутость на собственные переживания). До 2х мес
  2. Фаза нормального симбиоза (полная зависимость матери и ребенка друг от друга) 2-6 месяцев
  3. Фаза сепарации (приобретение самостоятельности ребенка) 6 мес-2 года
  4. Фаза константности отношений и приобретения автономии.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА

Чувство неполноценности переживает любой реб, так как он физически слабее взр и не все знает. Возникает тенденция к компенсации. Это борьба индивида за самоутверждение и если чувство не компенсируется, возникает невроз (стремление к превосходству).

Если компенсация происходит, возникает целевая детерминация, а из нее – стиль жизни.

итак 2 тенденции:

1- стремление преодолеть чувство неполноценности. Прививает папа (требует)

2- стремление к кооперации. Соц стремления (чел, который умеет сотрудничать с др никогда не станет невротиком) Прививает мама.

Непродуктивные типы воспитания:

1. Эмоциональное отвержение

2. Потворствование

Идея сиблиноговой позиции (старший ребенок, средний, младший, единственный)

Единственные ребенок имеет неограниченный доступ к вниманию и любви родителей. Рождение второго ребенка – низвержение с пьедестала – травма.

Младший ребенок – любимец. Может быть уязвим – не сформируются ответственность.

Средний ребенок приобретает самый большой опыт в общении.

Идея комплементарности брака.

 

КАРЛ ЮНГ

Аналитическая психология.

Жизнь делится на два периода

1. Детство, юность

2. Зрелость.

Структура личности:

Коллективное бессознательное – архетипы (воплощено в мифах, легендах...)

Личное бессознательное

Эго

Архетипы:

Анима - бессознательное женское начало в мужском

Анимус – бессознательное мужское начало в женсокм

Персона – социальная роль, которую мы выполняем

Тень – все подавленные желания

Самость - целостность

Движение к индвидуации – погружение в культуру

 

К.Хорни

Развитие ребенка зависят от отношений с близкими взрослыми

2 базовые потребности:

1. Базовые витальные

2. Потребность в безопасности

Ребенок испытывает информационный шок, лавина стимулов – чувство тревоги из-за опасностей окружающего мира. Взрослый обеспечивает безопасность и комфорт (если не обеспечивает – невротическая потребность в любви и принятии)

3 базовых стратегии построения отношений с партнерами

1. Движение к людям (уступчивость)

2.Движение против людей – конфронтация, перфекционизм.

3. Движение от людей – изоляция, одиночество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.011 с.)