Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактора развития мышления – наследственность и социализация.

Поиск

Социализация – вытеснение природного социальным. 2 вида – отношение принуждения (ребенок-взрослый) и отношения кооперации (ребенок-ребенок).

Переход от аутистического мышления к эгоцентрическому происходит за счет отношения принуждения, а от эгоцентрического к социализированному за счет отношения кооперации.

7) эгоцентрическая речь – не направлена на собеседника. Не выполняет коммуникативной функции. Аккомпанемент к деятельности. Фрагментарна и предикативна.

Есть К эгоцентрической речи – кол-во эгоцентрических высказываний по отношению ко всем высказываниям. Формы эгоцентрической речи – эхолалия, монолог, коллективный монолог.

Критика Выготского:

Эгоцентрическая речь у Пиаже и ЛСВ:

ЭР – особая познавательная позиция ЭР не направлена на собеседника и непонятна ему Не выполняет коммуникативные функции Аккомпанемент к деятельности Ничего не меняет в деятельности Фрагментарна и предикативна ЭР – этап интериоризации речи ЭР – переходная стадия от социализированной речи (коммуникативная функция) к внутренней (функция самоконтроля, регуляции, планирования – внутренний способ мышления).

 

1) эгоцентрическая речь – переходная форма от речи внешней к речи внутренней, интериоризированная речь. Речь для себя – речь для планирования, регуляции текущей деятельности ребенка. Речь и мышление связаны более сложно

2) стадия аутистичекого мышления не может быть первой.

3) неучет практической детяельности ребенка в развитии мышления.

 

Культурно-историческая концепция психического развития ребенка Л.С.Выготского

ВОЗРАСТ – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Виды возраста: хронологический (по паспорту), биологический (организм), психологический, социальный.

ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие от рождения до смерти.

СОЗРЕВАНИЕ – запрограммированный прогресс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом.

РОСТ -количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей организма, системы, органа.

РАЗВИТИЕ – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры.

 

А теперь к отечественной психологии:

ВОЗРАСТ – целостная динамическая структура, определяющая роль и удельный вес каждой частной линии развития. Характеризуется структурой и динамикой.

 

Структура возраста:

 

ССР

ВД НО И мы помним, что ВД появилась только у АНЛ и ДБЭ!

 

ССР – совершенно своеобразное, специфическое для каждого возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

НО – новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

КРИЗИС – не негативный период, не болезнь роста и не нарушение развития. Это закономерное и необходимое звено в развитии, функция которого – разрешение противоречий, возникающих из-за несоответствия старой ССР и уровня достижений ребенка.

Особенности кризиса (1-3 описаны Келлером, 4- Выг): 1) Особая динамическая структура кризиса. 1- никогда не знаешь когда кр начался (может протекать незаметно); 2- три фазы:

- предкритическая (нарастание негатвных симптомов развития, связанное с тем, что возможности реба не соотв-т отношению к нему),

- кульминационая (резкое обострение противоречия, начало перестройки сср),

- посткритическая (постепенное сглаживание негативных проявлений)

2) Относительная трудновоспитуемостъ: Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными. Психол смысл: чтобы переориентироваться на новые эталоны ценностей и образцы пов, надо отказаться от старых

3) Негативный характер развития: потеря интересов — старые мотивы оказываются недейственными, возникает феномен утраты смыслов прежних видов деят, увлечений и занятий. Напр, в период кризиса 6-7 лет у реба впервые возникает слово «скучно».

+ снижение познавательных способностей

4) Возникновение НО в пер кризиса но гипертрофированны и не всегда адекватны реальным условиям. Напр, В подр кр за рождающееся «чувство взрослости» может приобретать неадекватную гипертрофированную форму.

 

ВПФ

Важно: положение о социально-исторической обусловленности психики человека и специфике ее развития в онтогенезе.

В основе учения о впф 2 гипотезы:

1) об опосредствованном характере ВПФ

2) особой структуре и о происхождении ВПФ (закон развития ВПФ).

ВПФ противопоставлены натуральным

ВПФ отличаются от натуральных по структуре (опосредованны) и функциям (внутр регуляция пов чела, его отношений с окружающим миром посредством знаков), по свойствам (произвольность, осознанность и системность) и по происхождению (см закон разв).

Закон развития ВПФ: всякая ВПФ появляется на сцене дважды: 1-как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая; 2— как действие индивидуальное, внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсйхи-ческая. В основе формирования ВПФ лежит сотрудничество реб со взр, общение в широком смысле слова. (категории общения у выг нет, но незрима есть)

Этот з. позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и положений:

1- об изначальной социальности реба. Развитие происходит как движение от одной формы социальности к другой. Индивидуальное- рез-т социализации;

2- о роли общения. Общ и сотрудничество со взр- основа и необходимое усл психич разв

3- о новом понимании процесса интериоризации как формирования внутр плана сознания.

2 линии развития ВПФ. Интериоризация (переход знака из внешнего во внутр план – иссл Леон+выг про паралл развития. См выше положения) и развитие значений.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ 1. При рождении реб максимально зависит от взр. Реб и взр нах на разных ступенях развития (у взр существуют ВПФ). В общении с ребенком взрослый использует знак, который на первой стадии формирования ВПФ не имеет для ребенка значения (Взрослый – знак – ребенок).

2. реб начинает выделять знак и его значение благодаря тесной совместной деятельности со взр Здесь критика со стороны Леонтьева и Лурии: как реб выделяет значение? Разве он может делать интеллектуальные открытия? Но Выготский объясняет это именно через общение.

3. Реб начинает использовать знак для воздействия на поведения взрослого (“Дай!”).

4. Реб начинает использовать знак для регуляции своего собственного поведения.

5. Преобразование внешнего знака во внутренний.

РАЗВИТИЕ ЗНАКА:

в основе— изм структуры обобщения. 3 ступени:

1) синкреты (обобщение по случайным субъективным признакам);

2) комплексы (по объективным фактическим, но несущественным признакам);

3) понятия (по существенному объективному признаку).

 

Законы

Закон гетерохронности развития: психич развитие реб не совпадает с хронологическим возрастом.

В течение жизни чела происходит изменение ритма и темпа развития. В начале жизненного пути - очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем ниже

Закон развития ВПФ: генезис впф, составляющих сознание чела, как процесс интериоризации знаков и развития значений.

Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.

Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие.

Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

До ЛСВ

1) Теории созревания: нативизм: Штерн, Пиаже: независимость разв от обуч. Р обеспечивает созревание психологических способностей, а обучение использует возможности, предоставляемые р. Обуч плетется за разв

2) Т научения: бих; р=науч

3)К. Коффка: в определенной степени признавал влияние обучения на развитие: 2 вида разв: как созревание и как обучение. Любое обучение дает специфический и неспецифический эффекты. Специфический— это знания, умения и навыки; неспецифический проявляется в том, что в результате обучения мы становимся более успешными в решении новых задач, более способными к дальнейшему обучению

Он критически рассмотрел предшествующие подходы; теоретически обосновал положения о ведущей роли обучения для развития; ввел понятие «збр» и разработал процедуру ее диагностики; сформулировал требования к развивающему обучению.

Обучение - движущая сила разв. При условии, что оно осущ в збр и его содержание- система научных понятий.

ЗБР — расхождение между реальным (в самостоят деят) и потенциальным уровнем развития.

Обучение развивающее, если должно осуществляться в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка и его содержанием должна стать система научных понятий.

ИТОГО ВЫГ МОЛОДЕЦ ПОТОМУ ЧТО:

1) создание учения о структуре и динамике психологического возраста как «единицы» анализа развития;

2) обоснование пр-па культурно-исторической природы психики и определение специфики формирования ВПФ;

3) выделение критериев психического развития: формирование ВПФ, НО; изменение системного и смыслового строения сознания;

4) открытие закона развития ВПФ как процесса интериоризации знаков и их значений, процесса генезиса человеческого сознания;

5) обоснование положения о ведущей роли обучения для психического развития ребенка;

6) определение критериев развивающего обучения (обучение в збр и построение содержания развивающего обучения как системы научных понятий)

7) разработка новой формирующей стратегии исследования в форме генетико-моделирующего эксп. Конкретной формой воплощения такого метода стала методика «двойной стимуляции».

8) ЗАВЕРШЕННОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ НЕТ

 

Критика

А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия выделяют следующие направления критики концепции Л. С. Выг: противопоставление натуральных и высших психич ф-й; чрезмерная увлеченность знаковой структурой, интеллектуализация развития; недостаточный учет роли предметной деятельности в развитии ребенка.

Критика Выготская интелектуализм – игнорирование эмоц сферы

Противопоставление высшим – низшие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.006 с.)