Отличия схемы Выготского от других периодизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия схемы Выготского от других периодизаций



1. Основным критерием деления детского развития являются но;

2. Введение в схему возрастной периодизации критических возрастов;

3. Исключение из схемы периода эмбрионального развития ребенка (по тому, что не может рассматриваться наряду с внеутробным развитием ребенка как социального существа – это особый тип развития, подчиненный другим закономерностям)

4. Исключение периода развития называемого обычно юностью (чрезмерно растянут). Период от 18 до 25 лет – начальное звено в цепи зрелых возрастов,.

5. Включение возраста полового созревания в число стабильных, устойчивых, а не критических возрастов.

 

Периодизация отечественной психологии (ДБЭ) – внизу!

 


 

Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину (+ формы общения по Лисиной)

ЭПОХА РАННЕЕ ДЕТСТВО ДЕТСТВО ОТРОЧЕСТВО
СТАДИЯ МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ РАННИЙ ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Непосредственное эмоционально-личностное общение с взрослым (ситуативно-личностное; ситуативно-деловое) Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) Сюжетно-ролевая игра Учебная деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ Индивидуальная психическая жизнь; комплекс оживления (к концу 2 месяца) Речь; наглядно-действенное мышление; перцептивные действия, предметные эталоны; устойчивый тип привязанности; первые социальные эмоции; мышление на уровне синкретов и комплексов Наглядно-образное мышление; «речь для себя» - функция планирования и саморегуляции; произвольность; соподчинение мотивов; способность к опосредованию; произвольные память и внимание Интеллектуализация. Словесно-логическое мышление; произвольный характер всех ВПФ; письменная речь, анализ, рефлексия, планирование, способность к генерализации отношений в образной форме. Формирование чувства взрослости как особой формы самосознания на основе самопознания; подростковый эгоцентризм; Самоопределение; становление формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, индивидуального когнитивного стиля, дивергентного мышления, морали.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Распадение системы «Пра-Мы», но сохраняется полная зависимость от близкого взрослого Ребенок осваивает общественные предметы; приобретается относительная самостоятельность. Совместная деятельность с взрослым распадается, возникает ориентация на овладение миром человеческих отношений. Ребенок – субъект общественно значимой деятельности; системы «ребенок – социальный взрослый», «ребенок – близкий взрослый» Активное функционирование как члена группы; на первый план выходит система «ребенок – сверстник» Все сферы (ребенок – близкий взрослый, социальный взрослый, сверстник) развиваются. расширяются
СФЕРА ЛИЧНОСТИ Мотивационно-потребностная Операционально-техническая Мотивационно-потребностная Операционально-техническая Мотивационно-потребностная Операционально-техническая
             
Кризис новорожденности Кризис 1 года Кризис 3лет Кризис 7 лет Кризис 12-13 лет Кризис 15 лет Кризис 17 лет
Большие кризисы развития (кризисы отношений)
Малые кризисы развития (кризисы мировоззрения)

 

Кризисы:

Новорожденности – противоречие между полной беспомощностью и зависимостью от взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой.

1 год жизни – появляются симптомы негативизма, упрямство; реакции носят генерализованный неуправляемый характер.

3 лет – с одной стороны, стремление ребенка принимать участие в деятельности взрослых. а с другой – утверждение самостоятельности через самостоятельные действия и намерения. «Я сам!» Симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание ранее значимого, деспотизм (диктат) – ревность, протест-бунт.

6-7 лет – в возрасте 6-7 лет ребенок готовится поступить в школу. Однако он может быть психологически еще не готов к такому событию, поэтому задача специалиста – правильно определить, стоит ли уже отдавать ребенка в школу или надо еще подождать.

Проблема психологической готовности к школе возникает в связи с формированием нового кризиса – 6-7 лет. Это единственный кризис, который «навязывается сверху» обществом, он носит соционормативный характер. Психологическое содержание адаптации к школе: 1. принятие ребенком новой соц.позиции, присвоение соц.статуса, формирование новой внутренней позиции. 2. присвоение основных компонент учебной деятельности и переход к ее самост.осущ-нию. 3. основение новых форм кооперации и уч.сотрудничества в системах «ученик – учитель» и «ученик – ученик». 4. целенаправленная перестройка системы отношений «ребе­нок — социальный взрослый» и «ребенок — близкий взрослый».

Выделяется четыре типа дезадаптации: пассивный протест, активный про­тест, соматизация, невротизация.

Кризис 12-13 лет – кризис перестройки отношений со взрослым; эмансипация от взрослых. Период «бури и натиска».

Кризис 15 лет – кризис второго рождения Я, кризис идентичности.

Кризис 17 лет – кризис вступления во взрослость, определение места в жизни.


 

Схема Эльконина – смена сфер развития

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.34 (0.007 с.)