Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двухфакторные теории: антагонизм в теории раннего Пиаже.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общество и личность находятся в состоянии конфронтации. Социализация – процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным. В поздний период (с начала 1940-х гг.) ученый рассматривал активность субъекта как основу развития интеллекта, предлагая более сложную систему детерминант развития интеллекта. До Пиаже мышление ребенка рассматривалось как «недовзрослое». Заслуга Пиаже по мнению ЛСВ, что он стал рассматрвать мышление как качественно иное. Исходный постулат: мышление прямо выражается в речи (потом отказался). Метод изучения мышления — метод клинической беседы. Требования: - Вопросы должны быть далеки от практического опыта ребенка. Нельзя задавать вопросы, которые связаны со знаниями, умениями, навыками; - Беседа должна быть организована как эксперимент. Задавая вопрос, исследователь проверяет некую гипотезу о факторах и причинах мышления. В силу этого нет жесткой последовательности в вопросах. 3 источника Теории: 1) Французская социологическая школа: развитие мышления ребенка осуществляется путем усвоения коллективных представлений (социализированных форм мысли) в ходе вербального общения (у Дюркгейма было про сознание, но Пиаже заменил на мышление) 2) Фрейд: изначально мышление направлено на получение удовольствия, затем этот вид вытесняется обществом, и ребенку навязываются другие его формы, соответствующие принципу реальности (тоже заменил сознание на мышление) 3) Леви-Брюль: говорил про качественное своеобразие первобытного мышления, а Пиаже перенес на ребенка. Развитие мышления ребенка — это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации. Осуществляется путем усвоения коллективных представлений (социализированных форм мысли) в ходе вербального общения.Эгоцентризм (открытие Пиаже) — особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Это абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет. Ступени развития мышления: 1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир; 2) эгоцентризм — познание мира исходя из собственной позиции, неспособность координации различных т.зр.; 3) децентрация — координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект. Направления развития мышления: Реализм (вещь = я вижу) à объективность (характеристики объекта + свои ощущения) Абсолютизация (своя позиция) à реципрокность (существует много т.зр., их координация) Реализм (восприятие отдельных объектов) àрелятивизм (восприятие отношений между объектами) Характеристики мышления ребенка, составляющие его качественое своеобразие: 1) синкретизм — спонтанная тенденция детей воспринимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция связывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»); 2) соположение — неспособность к объединению и синтезу («избыток связи»); 3) интеллектуальный реализм — отождествление своих представлений о вещах объективного мира и реальных объектов. Аналогичен интеллектуальному моральный реализм; 4) партиципация — закон сопричастия («нет ничего случайного»); 5) анимизм как всеобщее одушевление; 6) артифициализм как представление об искусственном происхождении природных явлений. (Почему луна высоко? Ее кто-то туда повесил) 7) нечувствительность к противоречиям; 8) непроницаемость для опыта; 9) трансдукция — переход от частного положения к другому частному, минуя общее; 10) предпричинность — неспособность к установлению причинно-следственных связей. (Человек вдруг упал на улице потому, что... его увезли в больницу); 11) слабость детской интроспекции (самонаблюдения). Периодизация развития мышления: 1. Аутистическое (0 - 2-3 года): врожденное, принцип удовольствия. Не направлено на внешний мир (фантазии), единица мышления – образ (невербальное образное мышление) 2. Эгоцентрическое (2-3 - 11-12 лет): вытесение аутистического; 3. Социализированное (после 12 лет): принцип реальности, направленно на познание и преобразование внешнего мира, единица мышления – понятие (вербальное мышление) 2 фазы эгоцентрического мышления: 1) 3-7(8) лет: в 2-3 года взрослый навязывает ребенку речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. Главный фактор развития мышления - принуждение. Принцип удовольствия и реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи. 2) 7-12 лет: на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенциально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудничества. Никто никого принудить принять свою точку зрения не может, единственный способ — договориться. Возникает необходимость в координации разных умственных позиций и достигается благодаря механизму последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем первоначально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и действия и лишь потом — мышления. Проблема соотношения факторов Н и С в психическом развитии ребенка ставит проблему активности субъекта, его роли в собственном развитии. Эгоцентрическая речь у Пиаже и ЛСВ:
Критика ЛСВ: Необходим учет практической деятельности à операциоальная стадия Аутистическое мышление – не 1 стадия Речь и мышление связаны более сложно
Поздняя теория Пиаже Операциональная концепция Пиаже представляет целостную картину интеллектуального развития ребенка, определяющиеся 4мя основными детерминантами:
IQ имеет адаптивную природу и выполняет ф-ю уравновешивания организма и среды. Если в раннем П развитие определяется только 2 факторами — насл и средой, то в позднем – сложная система детерминант, где важнейшую роль приобретает активность. Роль наследственност: в созревании, как усл разв, и в врожденности 2х базовых тенденций. Структура определяется активностью субъекта, в то время как стремление к структурированию — насл Развитие IQ- послед сменa логических структур мышл, конечной целью которой является формирование формально-логических операций. Источник развития IQ- активность субъекта, ед анализа которой выступает действие. В основе развития IQ- развитие действий Ассимиляция —включение объекта в имеющиеся схемы действия. Аккомодация — изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта. (сосет не палец а обеяло) Уравновешивание ассимиляции и аккомодации имеет результатом адаптацию организма к среде. Осн линии развития IQ. 1) развитие познавательной позиции. Этапы: 1-недифференцированность субъекта и объекта; 2- начало разделения суб и об— Я и внеш мир, обусловленное развитием действий суб, переход к эгоцентризму; 3-децентрация. 2) изм структур IQ, связанное с развитием действий и формированием операций. IQ представляет собой развитие системы операций.
Операции — внутренние интериоризованные (всегда внутр) действия, скоординированные в целостную систему (не может бть изолир) с другими дейст и обладающие свойством обратимости. Обратимость связана с сохранением основных свойств объекта, выступая как его условие (связана с сочетанием прямого и обратного действия). О подчиняются пяти критериям: 1) комбинативность (композиция) А + В = С; 2) обратимость С - В = А; 3) ассоциативность (А + В) + С=А + (В + С); 4) общая идентичность А - А = 0; 5) специальная идентичность А + А = А.
СТАДИИ I. Сенсомоторный период (0- 2). Познание здесь осуществляется только в результате реальных физических действий и наблюдения (восприятие и движение преобладают в познании). возникает первая структура – постоянство. До этого исчезновение из поля восприятия означало исчезновения предмета вообще А. Центрация на собственном теле: Развитие действий с предметами, возникновение инвариантности. Обратимость во внешнем предметном действии Б. Объективация практического IQ: Дифференциация цели и средства. Возникновение практического IQ (8-12 меc) II. Подготовка и функционирование конкретных операций. Репрезентативный IQ и конкр операции (2-11(12) 2. Дооперациональн IQ (2-7 лет). Появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериоризации схем действия А. Стадия символич м (2-4): Действия внутренние, но не обратимые Б. Стадия интуитивного наглядного м (4-7): Координация и регуляция путем послед-ных центраций. 2. Конкретные операции (7-8 —11-12):Формирование понятия сохранения. Простая обратимость — способность осуществлять внутреннее обратное действие. Компенсация — принцип, согласно которому изменение в одном измерении может быть компенсировано изменением в другом. Идентичность — принцип неизменности объекта. Простые операции (7-8 — 10 лет): классификация, сериация, установление взаимно однозначного соответствия. Формирование системы операций: система координат, мультипликация III. Формальные операции (от 11-12): Формально-логические структуры. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика (11-12 — 13-14 лет). Операции в отношении гипотез. Группировка. Иерархия операций и их прогрессивная дифференциация оперирование абстрактными понятиями, формальная логика 3.Стадия конкретных операций (7-8 – 11-12 лет). Появление операциональных группировок (примиривнее матем.групп) в различных формах, установление представлений о сохранении. Операция интериоризирована и обратима. 2 группировки к 7-ми годам: классификация (выделение объектов по существенным признакам) и сериация (упорядочивание). Ж. Пиаже разработал систему диагностических задач, позволяющих выявить уровень перехода от дооперационального к конкретно-операциональному интеллекту — задачи на сохранение (стаканчики с волой. На глазах переливают в др форму; пуговицы) различия конкретных и формально-логических операций Конкретные операции характеризуются двумя ограничениями: 1- гетерохронность конкр опер.(овладел сохранении массы, но не объема) и 2- конкр опер вып-ся только с объектами в наглядном перцептивном плане.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.006 с.) |