![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа медицинского психолога на последовательных этапах лечебно-реабилитационного процесса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа медицинского психолога на адаптационном этапе предусматривает решение следующих задач: 1) Установление и закрепление доверительных отношений с пациентом. 2) Активизация внимания пациента к происходящему в настоящем 3) Проведение мотивационного консультирования и укрепление мотивации к участию в ЛРП. 4) Работа над психологическим осознанием пациента перспектив лечения и своих личностных возможностей 5) Обеспечение занятости, проведение коррекции алекситимии, расширение спектра чувственного восприятия. 6) Установление синдромо-комплекса психологических нарушений (СКПН) и клинико-психологического функционального диагноза (КПФД). КПФД — это многофакторный психологический диагноз, установленный путем получения информации о больном с помощью психологического обследования, бесед с родственниками пациента, со ЗДЛ, с персоналом клиники, в которой он находился (в случае повторного обращения) или находится в данный момент, наблюдений психолога в ходе многократных консультаций и т. д. Психолог помогает составить объективную картину о личностных психологических нарушениях (когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы), выявить проблемы и их причины, способствующие формированию зависимости, оценить дисфункциональную ситуации в семье, обусловленной болезнью, а также найти пути адаптации и ресоциализации пациентов. 7) Составление индивидуального плана психокоррекционной работы. 8) Помощь пациенту в осознании сути своего заболевания. 9) Помощь пациенту в прояснении и формировании личных и значимых для него целей и задач реабилитации. 10) Развитие самодисциплины (силы воли).
Работа медицинского психолога на интеграционном этапе реабилитационного периода включает следующие задачи: 1). Повторное определение СКПН (в особенности аффективная, поведенческая, мотивационная, морально-этическая сферы). 2). Внесение корректив, в зависимости от динамики результатов КПФД. Создание индивидуального плана психокоррекционной работы (индивидуальной и групповой), включающего количество психотерапевтических сессий, их продолжительность и частоту. 3). Внесение корректив в график психокоррекционной работы, который выдается больному.
4). Проведение психокоррекционной работы по укреплению мотивации к лечению, участию в реабилитационной программе и отказу от ПАВ. В процессе улучшения физического, психического и психологического состояния продолжается работа над усилением существующих и созданием новых мотивов к участию в ЛРП. 5). Формирование эффективного коппинг-поведения, развитие навыков самоэффективности, самоконтроля, самоуважения и самоценности. В области жизненной философии когнитивные факторы претерпевают существенные изменения: от отчуждения – к осознанию обязательств и привязанностей; от наказания – к совестливости; от стремления немедленно редуцировать напряжение и реализовать его в непосредственном поведении – к регулированию самооценки, самоконтролю, самоэффективности, самокомпетентности и самоуважению; от некритического принятия системы отношений и ценностей, убеждений и целей – к устойчивой и постоянной собственной позиции. На основании анализа когнитивных факторов, участвующих в процессах психосоциальной адаптации личности, разработана концепция модели копинг-поведения. 6). Выявление и преодоление социофобии. У наркологических больных, особенно у лиц, зависимых от наркотиков, часто диагностируется «социофобический синдром». В его структуре преобладают: а) страх подвергнуться критике, осуждению, наблюдению, контролю; б) психический дискомфорт в тех ситуациях социального взаимодействия, когда могут вскрыться сами факты употребления ими наркотиков/алкоголя и негативные стороны наркотизации; в) тревога, чувство краха и бессилия перед развивающейся реальностью, в которой они чувствуют себя как бы застывшими в развитии. При социофобии нарушается самообладание, помогающее больному управлять собственным поведением, сохранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных условиях. Основное содержание этого свойства составляет работа двух психологических механизмов – самоконтроля и коррекции. С помощью самоконтроля субъект следит за эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задаёт себе контрольные вопросы: «Не выгляжу ли я сейчас взволнованным?», «Не выгляжу ли я глупо?», «Не говорю ли я излишне тихо или, наоборот, громко, слишком быстро, сбивчиво?» и т. п.
Если самоконтроль фиксирует факт рассогласования, то этот результат является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение нормального реагирования в нормативное русло. При социофобии же больной находится во власти сомнений. 7). Продолжение психокоррекционной работы с родственниками больных и ЗДЛ. Вовлечение их в программу для созависимых. Работа медицинского психолога на стабилизационном этапе реабилитационного периода включает решение следующие задачи: 1). Повторное установление синдромо-комплекса психологических нарушений (СКПН) и определение клинико-психологическая функциональная диагностика (КПФД). Решение этой задачи не может ограничиваться одним этапом; работа над ней переходит из одного этапа в другой в связи с особенностями динамики заболевания и психологического состояния. Это касается когнитивной, эмоциональной, волевой сфер и мотивации. Кроме методик диагностики, используемых на предшествующих этапах, дополнительно следует применять методики, определяющие динамику восстановления больного и его статус. 2). Внесение корректив в индивидуальный план психокоррекционной работы (индивидуальной и групповой), включающий количество психотерапевтических сессий, их продолжительность и частоту. В тех случаях, когда определяется положительная динамика заболевания, составляется новый план психокоррекционной работы с использованием технологий «личностного роста». В график психокоррекционной работы вносятся изменения, и он выдается больному. 3). Проведение психокоррекционной работы по укреплению мотивации к лечению, участию в реабилитационной программе и отказу от ПАВ. Решение этой задачи направлено на усиление существующих и созданию новых мотивов для участия в ЛРП. 4). Усиление сформированного эффективного коппинг-поведения, навыков самоэффективности, самоконтроля, самоуважения и самоценности. Здесь очень полезным является участие больных в 12-шаговой программе и выполнение ими индивидуальной работы с дневником по данной программе. 5). Тренинговое обучение навыкам психосоциальной адаптации в обществе. 6). Развитие социального и асоциального интеллекта, формирование позитивной «Я-концепции» и коррекция «макиавеллианского интеллекта». 7). Преодоление социофобии. 8). Оценка, прогнозирование и коррекция индивидуальной психологической динамики и реабилитационного потенциала пациента. 9). Продолжение психокоррекционной работы с родственниками больных и ЗДЛ. Проработка мотивов с применением метода символдрамы (техники кататимно-имагинативной психотерапии): · встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, наставник и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.). · представление реальной ситуации дома; · откровенный разговор с членом семьи.
10). Профилактика срывов и рецидивов заболевания. В представленной модели предлагается точка зрения на суть рецидива как на ошибку, которую пациенту необходимо правильно воспринимать, осознавать и использовать как опыт в дальнейшем исцелении от зависимости. Важнейшей основой данной модели является не только профилактика срыва и рецидива, пока он не произошел, но и работа с пациентом по формированию навыков успешной психосоциальной адаптации.
Особое место уделено самоэффективности, которая развивается на протяжении всего времени абстиненции, и ситуациям высокого риска срыва, а также формированию и эффективному использованию навыков успешной психосоциальной адаптации (включающих развитие навыков эффективного взаимодействия с социальным окружением, развитие эмпатии, формирование позитивной «Я-концепции» и коммуникативных навыков) для преодоления ситуаций риска. Если пациент не способен использовать эффективное копинг-поведение при столкновении с ситуациями риска, то результатом будет снижение ощущения самоэффективности в процессе преодоления болезни и использование наркотика в качестве деструктивного копинг-механизма избегания проблемы. Если результаты работы по преодолению зависимости оцениваются пациентом как эффективные, наркотики будут использованы с меньшей вероятностью. В соответствии с когнитивно-поведенческой моделью процесс рецидива происходит следующим образом. На ситуацию высокого риска срыва индивид может давать эффективный копинг-ответ, направленный на преодоление своего влечения. В результате у него повышается ощущение самоэффективности и уменьшается риск срыва. Если индивид не дает эффективного копинг-ответа, у него уменьшается ощущение самоэффективности в преодолении болезни и усиливаются позитивные ожидания от приема наркотика. Он употребляет наркотик, затем следует эффект абстиненции и интрапсихический конфликт, вызванный когнитивным диссонансом между желаемым отношением к себе и восприятием себя как потерявшего контроль. Вследствие этого проблемы рецидива нарастают. Для профилактики рецидивов проводится необходимая работа, как-то: повышение уровня знаний о ситуациях высокого риска (тренинг навыков преодоления ситуаций высокого риска); повышение самокомпетентности и умения понимать и контролировать процессы, связанные с изменениями в сфере своего «Я» в ситуациях высокого риска; работа по развитию умений осознавать собственные чувства и эмоциональное состояние, умений открыто выражать собственные чувства; работа с самоидентификацией себя как человека, эффективно преодолевающего зависимость; тренинг когнитивной оценки проблемных стрессовых ситуаций и ситуаций высокого риска и т.д. В случае состоявшегося срыва и развивающегося рецидива используется медицинская программа снятия абстиненции и когнитивной реконструкции понимания процесса рецидива и поиска когнитивных, аффективных и поведенческих ресурсов по его преодолению.
Конкретные психотехнологии профилактики рецидива базируются на понимании того, что у пациента необходимо развивать: - умение обсуждать позитивный опыт успешного преодоления ситуаций риска срыва и рецидива и проводить анализ и оценку ситуаций высокого риска срыва и рецидива; - способность к самонаблюдению как инструменту самоконтроля для усиления уровня осознания различных ситуаций; - умение анализировать конкретные ситуации риска в качестве домашней работы — таким образом происходит обучение конкретным формам копинг-поведения (важно составить индивидуальный список конкретных ситуаций риска в иерархической последовательности от менее рискованных к более рискованным и оценить выраженность риска для себя в балльной системе); - навыки проработки вариантов преодоления ситуаций риска в последовательности от менее до более рискованных, вплоть до максимально трудных ситуаций; необходимо, чтобы пациент осознавал свою реальную готовность к их преодолению и ее степень, чувствовал себя эффективным — таким образом, будет формироваться самоэффективность в преодолении риска рецидива; - навыки по разработке вариантов использования альтернативных наркотизации копинг-стратегий (форм поведения, которые будут способствовать сопротивлению искушению наркотизации или его избеганию); - умение адекватно оценивать и анализировать себя, свои мысли, эмоции и действия и понимать, что повышение самоэффективности — это результат успешно усвоенных и развитых навыков преодоления стрессовых и рисковых ситуаций; - умение проводить микроанализ срыва или рецидива (если он произошел): пациент должен понять, что у него была возможность выбора варианта поведения. Необходимо проанализировать вместе с пациентом причины выбора именно этого варианта. Анализ рецидива производится посредством построения поведенческой цепи, приводящей к срыву. Лечебный смысл анализа заключается в том, что пациент должен получить новую информацию о собственной динамике рецидива и обучиться адекватным стратегиям его предотвращения — конкретным навыкам для достижения и сохранения трезвости. Определим навыки адаптивного копинг-поведения, необходимые для предотвращения рецидива: - сбалансированное использование соответствующих возрасту стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки; - достаточное развитие сбалансированного когнитивно-оценочного механизма, а также эмоционального и поведенческого компонентов; - преобладание мотивации к достижению успеха над мотивацией к избеганию неудачи; - готовность к активному противостоянию негативным факторам среды и осознанная направленность своего поведения на источник стресса; - наличие определенных личностных адаптивных ресурсов, обеспечивающих позитивный психологический фон и способствующих развитию навыков эффективной психосоциальной адаптации (позитивная «Я-концепция», развитость восприятия социальной поддержки, интервального локуса контроля над средой, эмпатии и аффилиации, и т.д.).
Данная модель когнитивно-поведенческой психотерапии характеризуется также наличием эффективного социально-поддерживающего процесса, обеспечиваемого развитостью базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки и личностного копинг-ресурса ее восприятия; самостоятельным активным выбором ее источника; определением вида и дозированием объема поддержки; успешным прогнозированием ее возможностей. Работа медицинского психолога в постреабилитационном (профилактическом) периоде включает следующие задачи: 1) Продолжение мониторинга путем клинико-психологической функциональной диагностики. Рекомендуем использовать в работе тест «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку) («Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие»/под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Изд-во «Бахрах-М», 2001, с.141.) Цель: самооценка психических состояний. Материал: бланк опросника, состоящего из 40 утверждений с вариантами ответов. 2) Внесение корректив в индивидуальный план психокоррекционной работы (индивидуальной и групповой), включающий количество психотерапевтических сессий, их продолжительность и частоту. 3). Внесение корректив в график психокоррекционной работы, который выдается больному. 4). Проведение психокоррекционной работы по укреплению мотивации к лечению, участию в реабилитационной программе и отказу от ПАВ. Впроцессе улучшения физического, психического и психологического состояния продолжается работа над усилением существующих и созданию новых мотивов для участия в ЛРП. 5). Усиление сформированного эффективного коппинг-поведения, навыков самоэффективности, самоконтроля, самоуважения и самоценности. 6). Тренинговое обучение навыкам психосоциальной адаптации в обществе, преодоление социофобии. 7). Формирование имиджа успешного человека, свободного от зависимости, посредством имидж-консультирования. 8). Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивной «Я-концепции» и коррекция «макиавеллианского интеллекта». Социальный интеллект определяется, как способность правильно понимать поведение людей, что необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и успешной психосоциальной адаптации. «Макиавеллианский интеллект» - это способность субъекта к познанию другого субъекта и введение им последнего в заблуждение путем манипулятивного поведения с целью получения личной выгоды. Понятие «макиавеллизм» является реализацией «макиавеллианского интеллекта» в действии и проявляется в склонности человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях в корыстных целях. Манипулятивный способ поведения зависимых от наркотиков и алкоголя - хорошо известный клиницистам феномен. Эмоциональный интеллект – «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими» (Дэниэл Гоулман, 1995). Эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности: • осознанная регуляция эмоций; • понимание (осмысление) эмоций; • ассимиляция эмоций в мышлении; • различение и выражение эмоций. В процессе заболевания у больных алкоголизмом и наркоманией усиливается функция «макиавеллианского интеллекта», между тем как уровень эмоционального и социального интеллекта существенно снижается. 9). Оценка, прогнозирование и коррекция индивидуальной психологической динамики и реабилитационного потенциала пациента 10). Продолжение психокоррекционной работы с родственниками больных и ЗДЛ. 11). Профилатика срывов и рецидивов заболевания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.21.89 (0.014 с.) |