Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
По медицинской реабилитации больных наркологического профиля
По медицинской реабилитации больных наркологического профиля
2015 Коллектив авторов
Агибалова Татьяна Васильевна
| Заведующий научно-исследовательским отделением ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, доктор медицинских наук
| Альтшулер Владимир Борисович
| Заведующий научно-исследовательским отделением ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательской центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор
| Винникова Мария Алексеевна
| Главный научный сотрудник ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор
| Дудко Тарас Николаевич
| Заведующий научно-исследовательским отделением ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, доктор медицинских наук
| Козырева Анастасия Вадимовна
| Заведующий клиническим отделением ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, кандидат медицинских наук
| Кравченко Сергей Леонидович
| Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отделения ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, кандидат медицинских наук
| Ненастьева Анна Юрьевна
| Заведующий научно-исследовательским отделением ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, кандидат медицинских наук
| Уткин Сергей Ионович
| Заведующий научно-исследовательским отделением ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, кандидат медицинских наук
|
Профильная группа экспертов
Академический резерв
|
| Альтшуллер Владимир Борисович
| Дмн, профессор
|
| Белокрылов Игорь Владленович
| Дмн, профессор
|
| Бойко Елена Олеговна
| Дмн, профессор
|
| Брюн Евгений Алексеевич
| Дмн, профессор
|
| Гофман Александр Генрихович
| Дмн, профессор
|
| Егоров Алексей Юрьевич
| Дмн, профессор
|
| Иванец Николай Николаевич
| Член-корр.РАН
|
| Клименко Татьяна Валентиновна
| Дмн, профессор
|
| Кошкина Евгения Анатольевна
| Дмн, профессор
|
| Крупицкий Евгений Михайлович
| Дмн, профессор
|
| Менделевич Владимир Давыдович
| Дмн, профессор
|
| Погосов Альберт Вазгенович
| Дмн, профессор
|
| Рохлина Майя Леоновна
| Дмн, профессор
|
| Селедцов Александр Михайлович
| Дмн, профессор
|
| Сиволап Юрий Павлович
| Дмн, профессор
|
| Софронов Александр Генрихович
| Дмн, профессор
| Главные наркологи Федеральных округов
|
| Быкова Наталья Ивановна
| врач
|
| Волков Александр Васильевич
| врач
|
| Изаровский Борис Васильевич
| врач
|
| Карпец Владимир Васильевич
| врач
|
| Лопатин Андрей Анатольевич
| Дмн, профессор
|
| Михалева Людмила Дмитриевна
| Кмн
|
| Улезко Татьяна Александровна
| врач
|
Оглавление
1. Методология 5
2. Используемые в тексте сокращения 8
3. Общие вопросы 8
4. Медицинские услуги по диагностике заболевания, состояния 10
5. Этиология и патогенез 11
6. Клиника синдрома зависимости от ПАВ 11
7. Область применения 11
8. Модель пациента 11
9. Уровень реабилитационного потенциала 13
10. Цель, задачи и принципы медицинской реабилитации 17
11. Медицинская реабилитационная программа 22
12. Основные лечебные факторы медицинской реабилитационной программы 27
13. Этапы медицинской реабилитации 28
14. Работа психолога на последовательных этапах лечебно-реабилитационного
процесса
15. Реабилитационная (терапевтическая) среда 42
16. Реабилитационный режим 44
17. Медицинская реабилитация в стационарных условиях 45
18. Медицинские услуги в амбулаторных условиях 48
19. Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и
контроля за лечением 50
20. Немедикаментозные методы профилактики, лечения и
медицинской профилактики 50
21. Психотерапия в программах медицинской реабилитации 51
22. Школа для пациентов с синдромом зависимости при проведении
медицинской реабилитации 68
- Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедура 68
- Терапия созависимости (медицинская и социально-психологическая
помощь родственникам пациентов) 69
- Правила изменения требований при выполнении клинических
Рекомендаций 70
- Возможные исходы и их характеристика 71
- Прогноз 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
1. Методология
Методы, использованные для сбора/селекции доказательств:
поиск в электронных базах данных
поиск литературных научных источников
Описание методов, использованных для сбора/селекции доказательств:
доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрайновскую библиотеку, базы данных EMBASE и MEDLINE. Глубина поиска составляла 5 лет для рекомендаций по терапии и 15 лет для рекомендаций по психотерапии.
Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:
· Консенсус экспертов;
· Оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой (схема прилагается).
Таблица 1. Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций
Уровни доказательств
| Описание
| 1++
| Мета-анализы высокого качества, систематические обзоры рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), или РКИ с очень низким риском систематических ошибок
| 1+
| Качественно проведенные мета-анализы, систематические, или РКИ с низким риском систематических ошибок
| 1-
| Мета-анализы, систематические, или РКИ с высоким риском систематических ошибок
| 2++
| Высококачественные систематические обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований. Высококачественные обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований с очень низким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи
| 2+
| Хорошо проведенные исследования случай-контроль или когортные исследования со средним риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи
| 2-
| исследования случай-контроль или когортные исследования с высоким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной
|
| Не аналитические исследования (например: описания случаев, серий случаев)
|
| Мнение экспертов
|
Методы, использованные для анализа доказательств:
· Обзоры опубликованных мета-анализов;
· Систематические обзоры с таблицами доказательств.
Описание методов, использованных для анализа доказательств:
При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь влияет на силу, вытекающих из нее рекомендаций.
Методологическое изучение базируется на нескольких ключевых вопросах, которые сфокусированы на тех особенностях дизайна исследования, которые оказывают существенное влияние на валидность результатов и выводов. Эти ключевые вопросы могут варьировать в зависимости от типов исследований, и применяемых вопросников, используемых для стандартизации процесса оценки публикаций. Был использован вопросник MERGE, разработанный Департаментом здравоохранения Нового Южного Уэльса. Этот вопросник предназначен для детальной оценки и адаптации в соответствии с требованиями Российского Респираторного Общества (РРО) для соблюдения оптимального баланса между методологической строгостью и возможностью практического применения.
На процессе оценки несомненно может сказываться и субъективный фактор. Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо, т.е. по меньшей мере двумя независимыми членами рабочей группы. Какие-либо различия в оценках обсуждались уже всей группой в полном составе. При невозможности достижения консенсуса, привлекался независимый эксперт.
Таблицы доказательств:
таблицы доказательств заполнялись членами рабочей группы.
Методы, использованные для формулирования рекомендаций:
консенсус экспертов.
Таблица 2. Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций
Сила
| Описание
| А
| По меньшей мере, один мета-анализ, систематический обзор, или РКИ, оцененные, как 1++, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие устойчивость результатов
или
группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные, как 1+, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов
| В
| группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные, как 2++, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов
или
экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 1++ или 1+
| С
| группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные, как 2+, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов;
или
экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 2++
| D
| Доказательства уровня 3 или 4;
или
экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 2+
| Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points - GPPs):
Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте членов рабочей группы по разработке рекомендаций.
Экономический анализ:
Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.
Метод валидизации рекомендаций:
· Внешняя экспертная оценка;
· Внутренняя экспертная оценка.
Описание метода валидизации рекомендаций:
Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать прежде всего то, насколько интерпретация доказательств, лежащих в основе рекомендаций доступна для понимания.
Получены комментарии со стороны врачей первичного звена в отношении доходчивости изложения рекомендаций и их оценки важности рекомендаций, как рабочего инструмента повседневной практики.
Предварительная версия была также направлена рецензенту, не имеющему медицинского образования, для получения комментариев, с точки зрения перспектив пациентов.
Комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались председателем и членами рабочей группы. Каждый пункт обсуждался, и вносимые в результате этого изменения в рекомендации регистрировались. Если же изменения не вносились, то регистрировались причин отказа от внесения изменений.
Консультация и экспертная оценка:
Предварительная версия была выставлена для широкого обсуждения на сайте ФГБУ ННЦН МЗ РФ (http://nncn.ru/), ОО РНЛ (http://r-n-l.ru/), ННО (http://nsam.ru/, РОП (http://psychiatr.ru/) для того, чтобы лица, не участвующие в конгрессе имели возможность принять участие в обсуждении и совершенствовании рекомендаций.
Проект рекомендаций был рецензирован также независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать, прежде всего, доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.
Рабочая группа:
Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.
Основные рекомендации:
Сила рекомендаций (А-D), уровни доказательств (1++, 1+, 1-, 2++, 2+, 2-, 3, 4) и индикаторы доброкачественной практики - good practice points (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.
Область применения
Клинические рекомендации предназначены для применения в системе здравоохранения Российской Федерации.
Модель пациента
Категория возрастная: взрослые, дети
Пол: любой
Код заболевания по МКБ-10:
F10.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя
| F11.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением опиоидов
| F12.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением каннабиоидов
| F13.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением седативных или снотворных веществ
| F14.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением кокаина
| F15.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением других стимуляторов, включая кофеин
| F16.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением галлюциногенов
| F18.2
| Синдром зависимости, вызванный употреблением летучих растворителей
| F19.2
| Синдром зависимости, вызванный одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других ПАВ
|
Стадия: любая
Фаза: становление ремиссии
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Клиническая ситуация: медицинская реабилитация больных с синдромом зависимости от ПАВ
Вид медицинской помощи: специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь
Вид оказания медицинской помощи: в стационарных и амбулаторных условиях
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Профиль подразделения, медицинской организации: отделения наркологического профиля.
Функциональное назначение отделения, учреждения: восстановительно-реабилитационные
Средние сроки лечения: от 6 месяцев до 2 лет.
Признаки, определяющие модель пациента:
- наличие в анамнезе систематического употребления ПАВ и синдрома зависимости от ПАВ;
- отсутствие употребления ПАВ на протяжении нескольких дней или недель (не менее 12 - 14 дней), абстинентных и выраженных постабстинентных расстройств;
- личностная и социальная дезадаптация различной степени;
- завершение восстановительного (предреабилитационного) периода лечебных мероприятий и медицинское обследование.
Требования к включению пациента в МР:
- соответствие критериям модели пациента;
- добровольное согласие пациента на прохождение МР в амбулаторных и (или) стационарных условиях или решение суда о направлении на принудительное амбулаторное лечение и (или) МР.
- наличие данных медицинского обследования о состоянии функций внутренних органов, отсутствие у пациента на момент начала реабилитационной программы инфекционных и иных заболеваний, требующих оказания специализированной медицинской помощи (например: инфекционного гепатита, эндокардита и пр.).
Реабилитационный режим
Необходимым условием МР является оптимальная организация распорядка дня, обеспечивающего постоянную занятость пациентов, сочетание медицинских, психотерапевтических процедур с трудотерапией, обучением, индивидуальными занятиями, культуротерапией, спортом, организованным досугом и др.
Формируемый в результате режим дня придает реабилитационному процессу своеобразный смысловой ритм, который вовлекает пациентов в активную реабилитационную деятельность. Этот ритм жизни реабилитационного отделения (центра) не должен нарушаться и без необходимости изменяться, поскольку в течение нескольких месяцев неустойчивое психическое состояние, низкое самосознание, выраженная деиндивидуализация способны очень легко разрушить лечебно-реабилитационную соразмеренность (гармонию).
После завершения лечебных мероприятий предреабилитационного периода, ориентированного на лечение острых и подострых психических и поведенческих расстройств и предполагающего по показаниям строгий надзор, медицинское наблюдение и постельный режим (ограничительный режим), пациенту должен быть назначен щадящий режим трудовой и учебной деятельности с умеренным использованием физических и психических нагрузок, но стимулирующий пациента к участию в коллективных мероприятиях: следование распорядку дня реабилитационного отделения (центра), трудотерапия, предусмотренные графиком ПМР массовые мероприятия, помощь медицинскому персоналу в обслуживании отделения.
На интеграционном этапе МР актуальным становится реабилитационный (активирующий) режим, стимулирующий пациентов к физическим и психическим нагрузкам в полном объеме и на полный рабочий день, основанный на системе самообслуживания, поощряющий социальную активность пациента, не мешающий его свободному передвижению по отделению, обеспечивающий его полезной занятостью с учетом индивидуальной системы ценностей и интересов при минимальной изоляции от общества.
Важным компонентом реабилитационного режима является внедрениесамоуправления пациентов в отделении (центре). Самоуправление пациентов подразумевает выборы старосты и совета пациентов отделения (центра); введение элементов коллективной ответственности пациентов за происходящее в отделении (центре); ограничении влияния отрицательных лидеров; привлечение пациентов-активистов к мероприятиям по улучшению быта и интерьера отделения (центра), трудотерапии, к культтерапии, творчеству, спорту и пр., корректировке отношения к пациентов со стороны персонала.
Организациятрудотерапии как компонент реабилитационного режимавключает в себя помощь персоналу со стороны пациентов в отделении (центре) работу в трудовых мастерских с использованием как простого, так и усложненного труда; создание комплексов «больница-предприятие», в которых труд больных носит индустриальный характер. Терапия занятостью трудомявляется стержневым элементом реабилитационной работы по обеспечению постоянной занятости пациентов, представляющим собой все более усложняющийся социально-трудовой тренинг, имеющий целью закрепление навыков самостоятельной жизни и самообеспечения.
Полустационарный режим реабилитационного отделения (центра) подразумевает создание специализированных отделений различного типа:
дневной или ночной стационар;
введение полустационарного режима в стационарном отделении;
стационар на дому;
различные альтернативные формы реабилитации типа «домов на пол-пути» с размещением больных в специализированных пансионатах (общежитиях).
Программа МР строится с учетом различных вариантов режима, подбора и обучения медперсонала, позволяющих создать РС в реабилитационном отделении (центре) в условиях закрытой, полузакрытой или открытой РС.
Таблица 3. Методы физиотерапии, использующиеся в наркологической практике
| Электрофорез лекарственных препаратов при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга
|
| Дарсонвализация местная при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга
|
| Гальванотерапия при заболеваниях периферической нервной системы
|
| Токи Бернара при заболеваниях периферической нервной системы
|
| Дарсонвализация местная при заболеваниях периферической нервной системы
|
| Электрофорез лекарственных препаратов при заболеваниях периферической нервной системы
|
| Электросон
|
| Воздействие электрическим полем ультравысокой частоты (ЭП УВЧ)
|
| Воздействие переменным магнитным полем (ПеМП)
|
Таблица 4. Медицинские услуги для психотерапии, психологического консультирования и оценки психотерапевтической динамики
1. Прием (осмотр, консультация) и наблюдение специалиста (стационарно)
| обязательно
| по показаниям
| - Прием (осмотр, консультация) врача-психотерапевта
- Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога
- Прием (осмотр, консультация) врача-психотерапевта повторно
- Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога повторно
| - нет
| 2. Психотерапевтическое лечение (стационарно)
| обязательно
| по показаниям
| - Психологическая адаптация
- Терапия средой
- Психологическое консультирование
- Индивидуальное психологическое консультирование
- Групповое психологическое консультирование
- Семейное психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Индивидуальная психологическая коррекция
- Социально-реабилитационная работа
- Групповая психологическая коррекция
- Психотерапия
| - Трудотерапия
- Арттерапия
- Аутогенная тренировка
| 3. Прием (осмотр, консультация) и наблюдение специалиста (амбулаторно)
| обязательно
| по показаниям
| - Прием (осмотр, консультация) врача-психотерапевта
- Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога
- Прием (осмотр, консультация) врача-психотерапевта повторно
- Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога повторно
| - нет
| 4. Психотерапевтическое лечение (амбулаторно)
| обязательно
| по показаниям
| - Психологическая адаптация
- Психологическое консультирование
- Индивидуальное психологическое консультирование
- Групповое психологическое консультирование
- Семейное психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Индивидуальная психологическая коррекция
- Групповая психологическая коррекция
- Психотерапия
- Терапия средой
- Социально-реабилитационная работа
| - Трудотерапия
- Арттерапия
- Аутогенная тренировка
- Когнетивно-поведенческая
- Терапия творческим самовыраженим (по Бурно)
- Гипнотерапия
- НЛП
-
|
Таблица 5. Медицинские услуги для психотерапии, психологического консультирования и оценки психотерапевтической динамики
Медицинская услуга
| Применение
| Диагностика пато- и нейропсихологическая
| Комплекс социально-психологических вмешательств, включающих методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности испытуемого. В учреждении здравоохранения целесообразно проводить следующие виды психологической диагностики, осуществляемые медицинском психологом:
1) нейропсихологическая диагностика (для постановки топического диагноза, изучения сохранных и нарушенных звеньев психической деятельности, оценки динамики нарушений психических функций на фоне терапии и реабилитации преимущественно у больных с неврологическими заболеваниями),
2) патопсихологическая (для оценки нарушенных и сохранных компонентов познавательной и эмоционально-личностной сферы и оценки динамики преимущественно у психически больных),
3) личностная (проводится с использованием проективных методов и стандартизированных опросников для оценки изменений личности при широком спектре болезней).
| Психологическая адаптация
| Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. У лиц с зависимостями психологическая адаптация нарушена, вплоть до полной дезадаптации. В процессе лечения одним из важных направлений работы является восстановление психологической адаптации к трезвому образу жизни.
| Психологическое консультирование
-Индивидуальное психологическое консультирование
-Групповое психологическое консультирование
-Семейное психологическое консультирование
| Совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Может осуществляться индивидуально и в группе. Отдельно выделяется семейное консультирование: относится не только непосредственная работа с родственниками Консультирование пациентов с синдромом зависимости, в том числе вместе с женами (мужьями), консультирование в добрачный период, а также в период развода. Сюда же относят консультирование по вопросам детско-родительских отношений, а также взаимоотношений с родителями и родственниками мужа / жены, т.к. наличие зависимости у одного из членов семьи отражается на всей семье и каждом его члене.
Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы.
| Психологическая коррекция
-Индивидуальная психологическая коррекция
-Групповая психологическая коррекция
| Это один из видов психологической помощи, как и психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция направлена на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для поддержания трезвости, повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Может осуществляться индивидуально и в группе.
| Трудотерапия
| Основная цель трудотерапии в наркологии: привить пациентам элементарные основные умения труда, умение адекватно воспринимать ежедневную работу. Трудотерапия помогает человеку относиться положительно к своему труду и вырабатывать навык трудиться, повышать мотивацию к трудовой деятельности, обучение посредственному труду. Человек начинает себя чувствовать полноценным членом общества, значимым, востребованным, полезным. Ценность собственного труда вырабатывает уважение к работе другого, что сближает и развивает правильное отношение к деятельности в целом. Центральной задачей метода является адаптация больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую в стационаре или на производстве. Метод динамичный, по мере возрастания ответственности в отношении отдельных поручений, труда, пациенту поручают рационально распределить бытовые задания между коллегами, и показать пример в выполнении задания, данная методика помогает пациенту развить самостоятельность и межличностные коммуникации.
| Терапия средой
| Использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой. Это искусственно созданная среда функционирования больных, в которой реализуется терапевтическая программа, включает систему контроля, поощрения или порицания, ответственности и психологической поддержки, что в значительной степени гарантирует предотвращение срывов или рецидивов заболевания. Терапия средой является терапевтическим инструментом реадаптации и ресоциализации, защищает больных от негативного воздействия наркоманической/алкогольной среды (субкультуры) и, прежде всего, от потребления наркотиков/алкоголя, а также в значительной степени моделирует их функционирование в открытом обществе.
| Арттерапия
| Это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Чаще под арт-терапией подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента. Метод позволяет использовать продукты творчества для оценки динамики состояния. Арт-терапевтическая работа способствует раскрытию творческого потенциала пациента С. Применяется у пациентов с выраженной алекситемией, а также когда необходимо обеспечить эффективное безопасное эмоциональное отреагирование патогенных, задержанных эмоций.
| Социально-реабилитационная работа
| Система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления ПАВ, вызывающих зависимость. Целью социально-реабилитационной работы является восстановление (формирование) нормативного личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального, творческого потенциала.
| Аутогенная тренировка
| Психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса. Методика аутогенной тренировки основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике. Лечебный эффект обусловлен возникающей в результате релаксации трофотропной реакции, сопровождающейся повышением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что, в свою очередь, способствует нейтрализации негативной стрессовой реакции организма. Некоторые исследователи, связывают действие аутогенной тренировки с ослаблением активности лимбической и гипоталамической областей головного мозга. Методы применяются как в индивидуальной работе, так и в группах.
|
Таблица 6. Методы психотерапии, применяемые в наркологии
Метод
| Характеристикастепень доказательности
| Применение
| Мотивационное интервью
| Целенаправленный, динамичный, циклический процесс работы и способ общения с пациентом, в ходе которого изменяется баланс аргументов «за» и «против» употребления ПАВ, становятся очевидными преобладание отрицательных последствий употребления над положительными и необходимость изменения поведения пациента; выявляются предпосылки изменений. Ключевой концепцией является «готовность к изменениям», которая рассматривается как стадия мотивации, на которой находится пациент, внутреннее состояние, чувствительное к воздействию внешних факторов А.
| Базовый подход в работе специалистов.
Метод, который может служить как основой каждого психотерапевтического взаимодействия психиатра-нарколога (психотерапевта, психолога) с пациентом, так и отдельно избранным подходом с регламентированным количеством психотерапевтических сессий индивидуально или в группе на протяжении всей медицинской реабилитации. Эффективность высока при условии, что специалисты занимают верную неосуждающую профессиональную позицию, грамотно применяют навыки и осуществляют вмешательства, которые подготавливают пациента к изменениям.
| Когнитивно-поведенческая психотерапия
| Это процесс направленного формирования желаемых, адаптивных форм поведения на основе принципов теории обучения. Комплекс методик, которые применяют для изменения поведения, связанного с потреблением ПАВ. Они включают в себя мотивационное интервью, самоконтроль, управление образом жизни и методы предупреждения рецидивов, включая тренинг социальных навыков. Применение данного комплекса методик подразумевает, что изменение поведения проходит через последовательные этапы: предварительный̆ анализ собственного поведения – действия – решение – поддержание изменений и предупреждение рецидивов А.
| Применение метода базируется на том, что можно изменять эмоции и поведение, воздействуя на содержание мыслей, возможность таких изменений основана на связи когнитивной и эмоциональной сферы. Метод хорошо воспроизводим при проведении медицинской реабилитации. Рекомендуется от 20 до 40 психотерапевтических сессий.
| Комплаенс-психотерапия
| Базируется на когнитивно-бихевиоральном подходе, использует методики, сочетающие мотивационные интервью с внедрением активных терапевтических установок, направленным решением проблем, образовательными и когнитивными компонентами А.
| Психотерапевтическая работа направлена на обнаружение иррациональных убеждений больных в отношении себя, болезни, прогноза употребления ПАВ в будущем, оценки собственных ресурсов по совладанию с болезнью, а затем и на изменение иррациональных убеждений пациента. Также метод предусматривает применение психообразовательных программ, направленных на объяснение механизмов развития зависимости, действии лекарств, способах лечения зависимости. Рекомендуется от 4 до 8 психотерапевтических сессий (индивидуально или в группе).
| Клиент-центрированная психотерапия по К.Роджерсу
| В основе лежит гуманистическая концепция личности, «постоянно себя создающей, осознающей свое назначение в жизни, регулирующей границы своей субъективной свободы». Принципиальным в этой концепции является понятие конгруэнтности Самости и Опыта. Способность врача создать обстановку полной безопасности для личности пациента является основным лечебным средством. Создание такой обстановки достигается недирективной позицией и эмпатической реакцией. Триада Роджерса состоит в безусловном принятии пациента, эмпатии, конгруэнтности переживаний и поведения специалиста. Если создать соответствующие благоприятные условия, то пациент естественным образом сам будет изменяться, развиваться как личность в нужном направлении, что повлечет за собой и редукцию симптоматики В. Эмпатические принципы отчетливо прослеживаются в программе «12 шагов» общества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов.
| Метод также может служить как основой взаимодействия с пациентом, так и отдельным методом работы с регламентированным количеством психотерапевтических сессий от 20 до 40. Специалистам необходимо применять эмпатические принципы взаимодействия с пациентом, в соответствии с концепцией данного метода.
| Рациональная психотерапия
| Используются профессиональные знания врача о болезни, производится разбор ошибок в логических построениях больного. В процессе терапии осуществляется формирование установок на лечение и отказ от употребления ПАВ, обучение «противорецидивным» навыкам. При проведении психотерапии должны учитываться личностные особенности больных.
| Широко распространена, обязательная составная часть работы врача-нарколога.
Рекомендуется от 20 до 40 психотерапевтических сессий.
| Гипно-суггестивная психотерапия (предметно-опосредованные методы, эмоционально-стрессовая психотерапия, метод чреспредметного внушения)
| Методы основанные на внушении. Повышение эффективности лечебного внушения достигается посредством погружения пациента в гипнотическое состояние или состояние «транса» – расслабленность, покой и пр. В процессе сеанса «мягкие» усыпляющие формулы перемежаются с эмоциональными императивными внушениями. Проведение каждого приема имеет свои особенности. В результате применения данных методик пациент становится эмоционально доступным, что и используется для достижения необходимого терапевтического эффекта. Некоторые методы распространены широко, некоторые теряют свою а |
|