Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность – 040101 – социальная работа
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 040101 – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Кемерово 2011 Программа государственного междисциплинарного экзамена по социальной работе разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040101 «Социальная работа», утвержденным 10.03.2000 г.
Программа междисциплинарного государственного экзамена обсуждена и одобрена Ученым советом социально-психологического факультета Протокол №от «___» _____________________ 20 11 г.
Программа междисциплинарного государственного экзамена обсуждена и одобрена Методической комиссией социально-психологического факультета Председатель методической комиссии СПФ___________Т.Е. Аргентова
Программа обсуждена на заседании кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Протокол №от «___» _____________________ 20 11 г. Зав. кафедрой____________М.С. Яницкий
Программа обсуждена на заседании кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы Протокол №от «___» _____________________ 20 11 г. Зав. кафедрой ____________ Т.Н. Мартынова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка...........................................................................................4 Содержание дисциплин государственного междисциплинарного экзамена....................................................................................................................7 Учебно-методическое обеспечение дисциплин государственного междисциплинарного экзамена Литература для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену..................................................................................................................34 Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену..................................................................................................................48
Пояснительная записка
Итоговый государственный междисциплинарный комплексный экзамен по специальности 040101 Социальная работа – завершающий этап в подготовке специалиста, способного осуществлять различные виды профессиональной деятельности. Программа государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам для студентов специальности «Социальная работа» социально-психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 040101«Социальная работа», 2000 г.
Назначение программы – обеспечить полноценную подготовку студентов к сдаче государственного экзамена. Программа носит обобщающий характер, нацелена на формирование у выпускников комплексного и целостного знания, отвечающего заключительному этапу подготовки специалиста.Соответственно это позволяет использовать при подготовке те литературные и исследовательские источники, которые уже изучены студентами и на которых они опирались при подготовке к зачетам и экзаменам в процессе обучения.Фиксируемое программой содержание профессионального образования не является всеобъемлющей копией изучавшегося в вузе материала, а ориентирует процесс подготовки к выпускному экзамену на знание наиболее существенных компонентов содержания учебных дисциплин.Программа комплексного экзамена включает вопросы по дисциплинам цикла ОПД (общепрофессиональные дисциплины) – «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная политика», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Методика исследований в социальной работе » и т. д.; дисциплинам цикла СД (специальные дисциплины) – «Семьеведение», «Гендерология и феминология», «Проблемы социальной работы с молодежью », « Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций » и т.д., которые являются основой профессиональной подготовки специалиста по социальной работе. В соответствии с задачей комплексного экзамена на заключительном этапе обучения вопросы приводятся в виде обобщенной итоговой совокупности, характеризующей целостную подготовку специалиста. Овладение знаниями, предусмотренными содержанием данных учебных дисциплин, является неотъемлемой частью готовности специалиста к профессиональной деятельности в государственных и негосударственных социальных службах, организациях и учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.
Цель государственного междисциплинарного комплексного экзамена состоит в том, чтобы выявить подготовку выпускника к решению профессиональных задач.
Студент должен знать: - основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом; иметь представление о месте социальной работы в системе других наук, ее предмете, принципах, системе методов исследования и деятельности, об организации, содержании социальной работы, ее основных направлениях; - понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы; - сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения; - профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы; - основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы; - основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах; - основы социальной медицины; - основы правового обеспечения социальной работы;
Студент должен уметь: - осуществлять сбор и обработку информации о системе социальной работы; - осуществлять анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы; - организовывать и проводить психосоциальную, социально-педагогическую и социально-медицинскую работу;
Студент должен владеть: - навыками организации и управления в социальных учреждениях и службах; - основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения; - методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы; - методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы; - основными методами психолого-педагогической деятельности; - методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах; - основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.
Критерии оценки знаний студентов. Оценка «отлично» ставится студентам, которые при ответе – обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; – демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; – способны творчески применять знания теории к решению задач профессионального характера; – владеют понятийным аппаратом; – демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; – подтверждают теоретические постулаты примерами из опыт социальной работы. Оценка «хорошо»ставится студентам, которые – обнаруживают знание программного материала; – усвоили основную и наиболее важную дополнительную литературу; – способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; – допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.
Оценка «удовлетворительно» ставится студентам, которые
– обнаруживают знание основного программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы по профессии; – в целом усвоили основную литературу; – способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; – допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. Оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые – обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; – допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета; – демонстрируют незнание теории и практики социальной работы. Содержание программы Социальная политика Вопрос 1. Государственная социальная политика и социальная работа: понятия, принципы, объекты и субъекты, задачи
Современные подходы к определению понятия «социальная политика». Принципы социальной политики. Сущность и основные цели социальной политики. Социальная работа как структурный элемент социальной политики. Объекты и субъекты социальной политики. Основные задачи социальной работы в современном обществе.
Вопрос 2. Признаки и типы социального государства
Понятие «социального государства» в контексте социальной безопасности. Предпосылки формирования концепции социального государства. Основные параметры социального государства. Цели и задачи социального государства. Типология социального государства: современные модели социальной политики – социально-демократическая, либеральная, консервативная, католическая.
Вопрос 3. Территориально-государственный тип социальной политики
Уровни осуществления социальной политики: федеральный, региональный, местное самоуправление. Факторы, влияющие на реализацию федеральной государственной политики. Современные тенденции осуществления социальной политики на федеральном уровне. Особенности и основные тенденции осуществления региональной социальной политики. Основные задачи муниципального самоуправления.
Вопрос 4. Сферный тип социальной политики
Особенности и характеристика сферного подхода в структуре социальной политики. Цели, задачи и направления развития сферного типа социальной политики: политика в сфере социально-трудовых отношений; социальная политика в сфере охраны здоровья; социоэкологическая политика; политика в сфере образования; жилищная политика4 политика в сфере культуры и досуга.
Вопрос 5. Демографический тип социальной политики
Сущность и специфика демографического типа социальной политики. Проблемы выделения объектов демографической политики. Цели. Задачи и направления развития демографического типа социальной политики: социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов; социальная политика в отношении молодежи; семейная политика государства.
История социальной работы
Вопрос 1. Периодизация социальной работы в России
Архаический период (до создания первых государственных общественных заведений). Формы социальной помощи: взаимопомощи между племенами; филантропическая помощь со стороны вождей и старейшин рода; межличностная помощь. Филантропический период. Появление законодательных документов. Религиозно-нравственные принципы социальной помощи. Благотворительность и призрение. Понятие «личностное нищелюбие», подвижничество. Церковная благотворительность. Архаическая благотворительность (правление Елизаветы I. Бориса Годунова). Социальные реформы Петра I (указы о строительстве и содержании в губерниях, богоделен и больниц, государственного призрения для военнослужащих, по борьбе с детской безнадзорностью). Передача благотворительности в руки государства, переход к закрытой системе призрения. Государственное и общественное призрение в 19 в. и начале 20 в.: расширение системы призрения (дневные и ночные приюты); благотворительные фонды, пенсионные кассы. Социальное законодательство в России. Первые законодательные социальные меры правительства. Социальное страхование. Социальное обеспечение в Советский период. Первые мероприятия советского правительства по созданию новой системы социальной помощи. Государственное социальное обеспечение. Становление социальной работы в современной России.
Вопрос 2. Княжеская и церковно-монастырская система социальной помощи
Разрушение родоплеменных отношений. Формирование новых принципов и форм поддержки и защиты. Основные тенденции поддержки нуждающихся. Основные формы княжеской защиты и попечительства. Осуществление административной, правовой и социальной реформ. Социально-исторические противоречия социального реформирования. Историческое значение княжеского нищелюбия. Принятие христианства на Руси. Особенности христианизации славян. Роль русских князей в деле организации православной церкви как института социального воспитания и благотворения. Институт церкви как носитель новой государственной идеологии и философии помощи. Зарождение первых официальных институализированных форм церковной защиты. Церковная благотворительность и основные тенденции ее развития.
Вопрос 3. Исторические тенденции светской благотворительности и милосердия в (XIV-XVIII в.в.).
Светская благотворительность как отражение формирования гражданского общества. Факторы, влияющие на состояние благотворительности. Основные исторические формы благотворительности – благотворительные общества, благотворительные заведения.
Изменения в теории милосердия в период с XIV по VIII вв. Влияние Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Филиппа Пустынника на оформление идеологии милосердия. Новые тенденции в «теории милосердия», в работах И.Волоцкого, Ермолая-Еразма, М. Грека. Законодательство и традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви: новые исторические тенденции и познавательные ориентиры. Зарождение «теории милосердия». Епифаний Славинецкий «Слово о милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни» как одно из первых светских представлений о сущности общественного призрения, Проект 1682 г. «О мерах государственного призрения указ» идеология государства в деле помощи нуждающимся.
Вопрос 4. Основные направления и результаты реорганизации системы призрения в периоды правления Петра I, Екатерины II
Реформы Петра I в области призрения и поддержки нуждающихся. Исторические представления о «человеческом капитале». Мероприятия Петра I в сфере социальной помощи: создание сети учреждений для нетрудоспособных; борьба с детской безнадзорностью; борьба с проституцией и сексуальными преступлениями; борьба против профессионального нищенства; организация государственных работ для трудоспособных нищих и система надзора за нищими; борьба с «безразборчивой милостыней» и поиски источников финансирования системы государственного призрения. Проблемы организации и финансирования социальных институтов помощи. Социальная политика в Российской империи в эпоху дворцовых переворотов (1725 – 1762). Развитие системы государственного призрения при Екатерине II: 1) Создание системы государственного призрения. «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», приказы общественного призрения. 2) Создание идеологической основы и общественного мнения с целью привлечения общества к делу общественного призрения. 3) Ужесточение мер против нищих и проституток.
Вопрос 5. Европейские модели социальной работы.
Международно-правовой аспект социальной работы за рубежом (вторая половина XX века). Сущность международных отношений в социальной сфере, реализация программ социальной направленности, взаимодействие в социальных областях. Деятельность международных организаций: Организация Объединенных Наций и специализированные учреждения и межправительственные организации, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, Европейская социальная Хартия. Неправительственные международные организации: Федерация Общественного Креста и Красного Полумесяца организация слепых, Демократическая федерация, всемирная организация здравоохранения. Организационные международные документы: Конвенция о правах ребенка, Конвенция о статусе беженцев, декларация о правах инвалидов.
Вопрос 6. Программы социального обеспечения в США
Характерная черта социальной работы – опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Децентрализация как характерная особенность социальной защиты в США. Социальные программы, регламентируемые федеральным законодательством. Законодательством штата и местными властями. Ориентация на оперативный учет потребностей в социальной помощи конкретного региона. Две формы государственной системы социального обеспечения: социальное страхование и государственное вспомоществование. Разница между ними по источникам финансирования. Программы государственного вспомоществования: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь. Частные системы социального страхования: коллективные и индивидуальные.
Вопрос 7. Сравнительный анализ американской и европейской моделей социальной защиты населения
Высокая степень участия европейских государств в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики; высокая степень участия местных органов самоуправления; развитость социальной работы по месту жительства (в коммуне). Децентрализация как основное отличие американской модели от европейских. Взаимодействие государственных и негосударственных социальных служб. Деятельность общественных организаций.
Вопрос 8. Шведская модель социальной работы
Социальная политика и социальные реформы Швеции. Содержание «Сальтшебадского» соглашения между профсоюзом и работодателем. Великая депрессия 1930-х годов, правительственные программы помощи безработным, политика «полной занятости» и меры её осуществления, принципы социальной защиты, характерные для социально-демографической модели. Концепции «шведского социализма», «солидарности», «социального гражданства» и социальной безопасности. Система социального обслуживания граждан, экономическая основа шведской модели, финансирование социальных программ. Характерные особенности «Шведской модели» социальной работы.
Вопрос 9. Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг.
Формирование нового геополитического пространства в России, изменение идеологической системы, структуры управления и хозяйствования, образование новых общественных отношений. Упразднение имперских институтов помощи и поддержки нуждающихся в контексте новых государственных потребностей. Патерналистский контроль государства над пенсионерами, инвалидами, институтом материнства и детства. Административные, законодательные и воспитательные мероприятия по локализации проституции, алкоголизма, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Создание системы социального страхования для работающих, пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи, осуществление программ реабилитации здоровья. Противоречие системы социального обеспечение: классовый подход к проблемам нуждающихся, разрушение функционировавших институтов, государственное подчинение общественных организаций, сведение многообразия форм поддержки к социальному обеспечению, потеря исторических общественных форм патронажа и общественного контроля. Оформление идей социальной поддержки в данный период. Развитие новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе. Н. Милютин, А. Забелин, Н. Вигдорчик, В. Яроцкиц, З. Теттенборн и становление марксистско-ленинского подхода к идеологии социального обеспечения и социального страхования. Развитие врачебно-трудовой экспертизы, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.
Теория социальной работы
Вопрос 1. Социальная работа как наука и учебная дисциплина. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества Теория социальной работы – наука о личностных проблемах и методах их разрешения. Личностные проблемы как разновидность социальных проблем. Методы разрешения социальных проблем как предмет научного исследования. Специфика социальной работы. Социальная группа как объект социальной работы. Особенности теории социальной работы как научной дисциплины, её связь с другими науками. Интегративный характер системы знаний в теории социальной работы. Целевая установка учебной дисциплины и её значение. Содержание профессиональной подготовки социальных работников. Единство теории и практики – основополагающий принцип подготовки социального работника. Многосубъектность социальной работы. Уровни социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и общественный. Сферы распространения социальной работы. Взаимоотношения социальных работников и других субъектов социальной работы. Функции социальной работы.
Вопрос 2. Предмет и задачи социальной работы. Основные категории социальной работы Определение предмета социальной работы. Общественные отношения как источник социальных проблем. Социальные проблемы как предмет социальной работы. Понятие «клиент» в социальной работе. Основные цели социальной работы, определённые Международной ассоциацией социальных работников. Содействие людям в раскрытии и применении их способностей, увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов, представительство и защита интересов клиентов, помощь в кризисных ситуациях, создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Многообразие задач социальной работы. Задачи диагностики социальных и личностных проблем. Задачи социальной профилактики. Задачи социального обеспечения и оказания социальной помощи. Задачи социального обслуживания клиентов, их консультирования и социального страхования. Задачи социальной адаптации, реабилитации и терапии. Задачи осуществления социального надзора и обеспечения социального попечительства. Задачи социального проектирования и экспертизы социальных проектов, решений государственных органов по социальным вопросам. Задачи осуществления посредничества между клиентами и организациями, специалистами. Задачи рекламы и пропаганды, наставничества и подвижничества. Задачи инновационной деятельности социальных работников. Актуализация задач социальной работы в современных условиях. Переходные процессы и обострение социальных проблем. Вопрос 3. Основные теоретические концепции социальной работы
Психолого-ориентированные теории. Социолого-ориентированные теории. Комплексные теории социальной работы. Вариативность моделей социальной работы. Теории и модели как основа практической деятельности социального работника. Социальный работник и социальный педагог, социальный работник и психолог. Вопрос 4. Закономерности и принципы социальной работы
Сущность и характер закономерностей социальной работы. Закономерности социальной работы, их определение и специфика проявления. Основные закономерности функционирования и развития органов социальной работы: непротиворечивость функций, взаимодействие интересов, единство и независимость интересов, социальная направленность ответственности, соответствие полномочий и ответственности, прав и обязанностей. Закономерности взаимодействия субъекта и объекта социальной работы: соответствие интересов, целостность воздействия, реализация общих интересов через частные, соответствие уровня развития и количественно-качественных свойств. Система принципов социальной работы. Связь принципов с закономерностями социальной работы. Понятие и классификация принципов социальной работы. Характеристика основных принципов социальной работы: социально-политических, организационных и психолого-педагогических. Значение принципов для практики социальной работы. Вопрос 5.Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями и ее нормативно-правовая база
Здоровье как личностная и социальная ценность. Понятие здоровье. Основные показатели здоровья. Характерные тенденции в динамике показателей здоровья населения. Важнейшие социальные факторы здоровья населения. Модели инвалидности. Социальная и психологическая реабилитация в учреждениях здравоохранения и по месту жительства. Социальная помощь инвалидам. Понятие физических и психических недостатков. Ограничение жизнедеятельности человека как социальная проблема. Изменение социального статуса человека при инвалидности: прекращение или ограничение трудовой и общественной деятельности, трансформация ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытание затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Проблемы социальной реабилитации и помощи инвалидам. Динамика инвалидности в обществе и её причины. Группы инвалидности и их статус. Проблемы медико-социальной помощи. Социальный статус и самооценка инвалида. Профессионально-трудовая и социально-бытовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста. Проблемы духовного развития инвалидов и их социальной интеграции в общественную деятельность. Медико-социальная экспертиза состояния инвалидности и роль социальных работников в защите прав инвалидов. Содержание и принципы стратегии социальной защиты инвалидов. Деятельность общественных организаций инвалидов. Основные направления социальной политики государства в отношении инвалидов, её соответствие «Всемирной программе действий в отношении инвалидов и престарелых», принятой ООН. Правительственные меры по улучшению социального обслуживания инвалидов. Система учреждений социальной реабилитации инвалидов. Службы социального патронажа инвалидов. Проблемы совершенствования деятельности социальных служб и учреждений содержания и реабилитации инвалидов.
Вопрос 6. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях
Содержание и значение социальной работы с осужденными к лишению свободы. Лишение свободы как кара и крайняя мера защиты общества от лиц, совершивших социально опасное преступление. Социально-воспитательная цель изоляции осужденных. Общественная значимость социальной работы с осужденными. Система исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), их основные функции, типы и условия отбывания наказания. Регламентация жизнедеятельности осужденных как основное средство их воспитания и перевоспитания. Формы и методы организации труда осужденных и его воспитательное значение. Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Самодеятельные организации и самоуправление в местах лишения свободы. Эффективность социальной работы и причины её недостаточности. Административная и неформальная структура власти и специфика их влияния на социальное поведение осужденных. Социальная и коммуникативная среда бывших заключенных. Состояние рецидивной преступности. Жизненные проблемы бывших осужденных. Роль социального работника и социальных служб в решении проблем трудоустройства и профессионального самоутверждения бывших осужденных, их социально-бытовой и социально-психологической реабилитации. Социальная помощь бывшим осужденным в преодолении факторов, тормозящих процесс социальной адаптации: негативного общественного мнения, коммуникативного отчуждения, влияния преступных групп. Категории бывших заключенных и типы их социального поведения. Жизненный путь бывших заключенных. Дома-интернаты для бывших заключенных. Индивидуальная профилактическая работа с бывшими осужденными. Международный опыт социальной работы с бывшими осужденными и возможность его практического использования в наших условиях.
Вопрос 7. Бедность как социальная проблема: причины, формы, критерии оказания социальной помощи
Подходы к пониманию бедности. Показатели материальной обеспеченности людей. Формы бедности. Современное нищенство. Содержание понятий «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «минимальный потребительский бюджет». Государственная социальная политика и региональные социальные программы по преодолению бедности. Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения.
Вопрос 8. Миграционные процессы в обществе и проблемы социальной работы. Миграционная политика государства Характеристика миграционных процессов в обществе и их социальные последствия. Сущность миграционных процессов и их типы: добровольная, вынужденная, насильственная, временная, потенциальная. Эмиграция и иммиграция. Динамика миграционных процессов в обществе. Социально-политические причины миграции населения. Социально-экономические причины. Экологические, социокультурные и семейно-бытовые факторы миграции. Влияние структурных изменений в общественном производстве и перехода к рыночным отношениям в экономике на миграционные процессы. Противоречивость социальных последствий миграционных процессов. Миграция как фактор рациональности размещения производительных сил общества, динамичности и мобильности социальной системы. Миграция как проявление процессов социального, национального самоопределения и самоутверждения групп и слоев населения. Негативное влияние миграции на социально-экономический баланс в регионе, на кадровое равновесие в структуре общественного производства, на устойчивость традиционных производственных и социокультурных связей, на маргинальные процессы и социальную напряженность. «Вымирание» деревни. Рост социальной напряженности. Нежелательные последствия эмиграции. Мотивы миграции. Основные проблемы социальной работы с мигрантами. Миграционная политика государства и механизм её реализации. Роль и место социальных служб в оказании помощи мигрантам. Общественные организации и фонды социальной помощи переселенцам. Религиозные благотворительные общества. Анализ и прогнозирование миграционных процессов государственными и региональными органами социальной защиты населения. Медико-психологическая помощь мигрантам в преодолении стрессогенных факторов. Социальная работа по решению правовых, социально-экономических и семейно-бытовых проблем переселенцев. Консультационная и психотерапевтическая помощь в адаптации к непривычному образу жизни. Координирующие и диспетчерские функции социальной работы с мигрантами. Опыт работы с мигрантами в странах Западной Европы и США и возможность его использования в условиях России. Будущие иммиграционные службы: их функции и задачи. Вынужденная миграция как социальный феномен. Состояние и динамика вынужденной миграции. Причины вынужденной миграции. Межэтнические конфликты и беженцы, и вынужденные переселенцы. Проблема определения правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Права беженцев и гарантии их обеспечения. Служба работы с беженцами. Проблемы трудоустройства беженцев и их социального обслуживания. Вероятность социальной напряженности. Проблемы социально-психологической адаптации беженцев к новой социально-экологической среде. Бродяжничество как социальная аномалия. Суть и признаки образа жизни и деятельности бродяг. Причины бродяжничества: демографические, экономические, социальные, психологические, бытовые; источники пополнения. Система прописки и бродяжничество. Переход к рыночной экономике как фактор, стимулирующий бродяжничество. Бродяжничество как потенциальный фактор девиантного поведения личности. Распространенность и причины детского бродяжничества. Правонарушение несовершеннолетних как одно из следствий бродяжничества. Социальная работа по профилактике и терапии бродяжничества. Содействие и помощь в трудоустройстве и предоставлении жилья, формирования новых референтных групп. Выработка рекомендаций и предложений для органов власти и управления по сокращению масштабов бродяжничества. Психотерапевтическая и консультативная индивидуальная работа по реадаптации и формированию новой мотивационной структуры. Социальная помощь бывшим осужденным, бездомным, одиноким безработным и другим категориям «группы риска» в критической самооценке поведения и выборе новой референтной группы. Проблемы снижения бродяжничества в условиях перехода к рыночной экономике.
Вопрос 9. Социальные проблемы молодежи. Задачи социальной работы с молодежью Специфика молодежи как особой социально-демографической группы населения. Возрастные границы молодости и основные этапы приобретения социального статуса молодежью. Факторы социализации молодежи: семья, школа, трудовой коллектив. Общество сверстников, молодежные организации, неформальные группы и сообщества, средства массовой коммуникации. Критерии социальной зрелости молодежи. Проблемы социального и профессионального самоопределения молодежи. Научно-технический прогресс и повышение роли молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Эволюция ценностной ориентации современной молодежи: индивидуализации форм жизни, усиление потребности самоутверждения, размытость идеалов и образцов для подражания, трансформация мотивационной основы поведения. Проблемы реализации права на образование, выбора профессии. Специфика профессиональной, социально-организационной и психологической адаптации молодежи на производстве. Проблемы профессионального самоутверждения и деловой карьеры молодежи. Снижение престижа воинской службы и эволюция отношения молодежи к воинской обязанности. Семейно-бытовые проблемы молодежи. Брак и семья в структуре ценностных ориентаций молодежи. Жилищно-бытовые условия молодых семей и проблемы их улучшения. Состояние и проблемы организации досуга молодежи. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Актуальность формирования государственной молодежной политики. Принципы и основные направления молодежной политики. Концептуальный подход к развитию государственно-общественной системы социальной службы для молодежи. Структура, полномочия, правовой статус учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЭКОСОС) по содержанию и организации социальной службы для молодежи. Возможности использования мирового опыта социальной службы для молодежи в условиях России. Концепции и мировой опыт деятельности социальной службы для молодежи: концепция «заботы и надзора», концепция «преодоление отклонений в молодежной среде», концепция «поддержки самопомощи граждан».
Вопрос 10. Социальное обслуживание населения и его нормативно-правовая база
Закон РФ об основах социального обслуживания населения. Принципы и задачи социального обслуживания, виды социального обслуживания населения. Понятие «государственного стандарта» в социальном обслуживании. Качество социальных услуг: факторы, критерии и основные характеристики. Характеристика содержания деятельности различных социальных учреждений (на основе выделения различных групп клиентов).
Вопрос 11. Занятость населения как социальная проблема. Государственная политика в области занятости населения
Концепция занятости трудоспособного населения в социаль
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.018 с.) |