Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров

Поиск

Соц. реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, соц. статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в соц. среде, но и самой соц. среды, нарушенной или ограниченной по каким-либо причинам.

Реабилитационная среда - наиболее оптимальная форма оказания реабилитационной помощи. В ней реализуется комплекс соц. программ:

1. открытая (поликлиника, диспанцер, кабинеты, семейные клубы).

2. полузакрытая (дневной стационар, реабилитационное общежитие).

3. закрытая (реабилитационный центр, больница, монастырь, пенитенциарная система).

Реабилитационный потенциал - прогностическая оценка потенциальных возможностей клиента в отношении преодоления болезни, возвращения в семью, к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, соц. статусе, особенностях физического и психического развития и об особенностях заболевания.

Объекты соц. реабилитации - инвалиды и дети с ограниченными способностями, пожилые люди, военнослужащие, лица из мест лишения свободы, наркоманы и др.

Субъекты - это, прежде всего, государство со своими соц. учреждениями (реабилитационные центры, кризисные центры, геронтологические центры и др.).

Принципы: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественная бесплатность для особо нуждающихся (инвалиды, беженцы, пенсионеры).

Цели и задачи зависят от объекта.

1) Наркозависимые, игрозависимые. Цель - избавление от зависимости

Задачи:

1. Проведение комплекса религиозных, психологических, педагогических, соц., медицинских мероприятий, направленных на закрепление терапевтического успеха.

2. Восстановление выздоравливающих больных и интеграция их в общество.

3. Формирование нового образа жизни.

4. Восстановление навыков работы или обучение новой профессии.

2) Инвалиды. Цель - восстановление соц. статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его соц. адаптация.

Задачи:

1. Мед. реабилитация, которая состоит из восстановительной терапии, хирургии, протезирования.

2. Профессиональная реабилитация (проф. ориентация, проф. образование, производственная адаптация и трудоустройство).

3. Соц. реабилитация (соц. - средовая и соц. - бытовая адаптация).

4. Психологическая подготовка клиента успешно адаптироваться в окружающей среде.

Уровни соц. реабилитации:

1. Медико-социальный.

2. Профессионально-трудовой.

3. Соц.-психологический.

4. Соц.-ролевой.

5. Соц.-бытовой.

6. Соц.-правовой.

Виды реабилитации:

1. Медицинская - комплекс мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма.

2. Соц.-средовая - комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды для жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления соц. статуса и утраченных соц. связей.

3. Профессионально-трудовая - система гарантированных государством мероприятий по проф. ориентации, проф. обучению и трудоустройству в соответствии со здоровьем, квалификацией и личными склонностями.

4. Психологическая - позволяет успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе.

5. Социальная - обеспечение социализации личности и восстановление прежнего уровня.

Методы реабилитации: индивидуальные беседы с больным и родственниками, работниками различных учреждений, психотерапия, фитотерапия, организация работы клубов родственников.

Методы могут быть различными в зависимости от факторов - болезни, степени тяжести, соц. окружения. Реабилитация может достичь результатов только при комплексном взаимодействии методов.

Причинами утраты индивидом общественных связей может послужить: инвалидность, пенитенциарная система, выход на пенсию и др.

Учреждения, осуществляющие реабилитацию:

- детские дома для детей, попавших в ТЖС;

- центры реабилитации детей-инвалидов;

- геронтологические центры;

- кризисные центры.

От того, какие проблемы имеет клиент, и от состояния ресурсов клиента выбирается ИПР, которая включает в себя комплекс мероприятий оптимальных для него. Например: основными видами реабилитации инвалидов являются - мед., социально-средовая, проф.-трудовая, психолго- педагогическая реабилитация.

При этом применяется всесторонний подход к решению проблем клиента, рассматривая его как целостную уникальную систему и как активного участника реабилитационного процесса.

В практике СР термин реабилитация впервые стал применяться с нач. 20 века и подразумевал благотворительность. Со 2 пол. 20 в. реабилитация - система гос., мед., соц.-эконом., псих. и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное возвращение больных в общество.

Абилитация - создание новых возможностей, наращивание соц. потенциала, т.е. возможности личности реализуются в обществе (термин точнее чем реабилитация).

Методы исследований в СР

Научное исследование (НИ) - это система методологических и организационно-технических процедур, связанных между собой одной целью: получить достоверные данные об изучаемом объекте и предмете.

Этапы НИ в СР:

1) Методологический (познавательный) - что мы будем изучать?

2) Полевой - сбор первичной информации (опрос, наблюдение, биографический метод, анализ документов).

3) Обработка информации.

4) Анализ и интерпритация полученных данных (анализ - это обобщение результатов, описание общих тенденций).

Методы сбора, обработки и анализа соц. информации позволяют в дальнейшем выявить, нуждается ли клиент в соц. помощи.

Методологические принципы НИ в СР:

· Единство теоретических знаний и практических навыков.

· Компетентность.

· Личностный и индивидуальный подход.

· Справедливость.

· Последовательность.

· Ответственность перед клиентом.

На всех уровнях исследования СР-к должен соблюдать этические принципы:

1. принцип конфиденциальности.

2. уважение прав человека.

3. полная информированность участников об исследовании.

4. по окончании исследования участникам предоставляется краткая информация о результатах.

Познавательные возможности и ограничения методов:

1) Опрос:

+ большие возможности, экономичность, универсальность.

- неготовность опрашиваемого, неискренность.

2) Наблюдение:

+ взаимодействие между людьми, высокая достоверность.

- трудно фиксировать, много времени.

3) Анализ документов:

+ недорогой метод

- ограниченная информация.

4) Анкетирование:

+ ответы на нужные вопросы, простота в обработке, большое количество людей.

- некомпетентность анкетируемого, неискренность.

5) Интервью:

+ возможность фиксировать вербальную и невербальную информацию, возможность установления контакта.

- высокие затраты.

Краткая характеристика методов.

1) Опрос и его характеристика:

1. Письменный (анкета),

2. Устный (интервью).

· Очные (личные)

· Заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону).

- экспертные и массовые;

- выборочные и сплошные.

Опрос содержит следующие этапы:

1. устное или письменное обращение исследователя к определенным категориям граждан.

2. регистрация и статистическая обработка полученных ответов.

Метод опроса применяется чаще всего при отсутствии необходимых документальных источников по проблеме. Чаще всего сведения в анкетах и интервью невольно искажаются опрашиваемыми. Поэтому результаты опроса взаимно дополняются другими методами сбора информации.

Интервью бывает:

1. стандартизированное - непосредственное общение.

2. нарративное - рассказ; подробная история своей жизни.

2) Наблюдение - это общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Типы наблюдения:

· Контролируемые/неконтролируемые.

· Включенное/не включенное

· Полевое/лабораторное

· Случайное/систематическое.

Запись ведется на месте наблюдения и в момент его осуществления. При наблюдении происходит неразрывная связь наблюдателя и объекта.

3) Анализ документов - этот метод наиболее экономичный с точки зрения трудозатрат и финансов. Он позволяет оперативно получить данные о соц. положении, уровне материальных доходов и др.

Документы подразделяются на:

· Личные/безличные

· Официальные/ не официальные

· Первичные/вторичные

Существует 2 метода анализа документов:

1. неформализованный (традиционный).

2. формализованный (контент-анализ).

Контент-анализ - основан на получении соц. информации из больших массивов источников, недоступных традиционному анализу (объектом могут быть: газеты, теле-, радиопередачи, соц. интервью и др.).

4) Биографический метод - связан с извлечением соц. информации у различных категорий граждан. СР-к собирает сведения об истории жизни посредством интервью, анкеты, теста, изучает документы и анализирует жизненный путь.

Чаще всего источники - мемуары, записки, дневники..

5) Экспертное исследование - это исследование, которое проводится в области экспертов, т.е. специалистов по данной проблеме. Проводиться с помощью опроса небольшого количества людей (10-15 человек).

6) «Кейс-стади» - имеет общие корни с методом индивидуальной работы со случаем.

7) Групповые методы - работа с группой людей, имеющих схожие проблемы.

8) Графические методы:

Генограмма - это форма семейной родословной, информации о членах семьи. Это информация записывается графически и дает возможность полно охватить сложные семейные партнеры (сигналы). В терапевтических целях генограмма является кратким резюме, позволяющее воспринимать большое количество информации.

Экокарта - результаты исследований предусматриваются в виде справочного отчета в соц. оценке, аналитический отчет.

Спецификой методов в СР является:

1) Цель - информированность достигнутых результатов, наибольшее значение имеет их полезность.

2) Данные исследований хорошие, пока они вызывают интерес.

Также методы исследования в СР нужно применять комплексно, т.к. это связано с тем, что каждый метод имеет свои + и -, чтобы добиться положительного результата нужно сочетать методы (например: анализ документов + опрос).

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.012 с.)