Организация реабилитационной (терапевтической) среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация реабилитационной (терапевтической) среды



Создается реабилитационная (терапевтическая) среда, при которой сам характер функционирования реабилитационного центра (отделения) оказывает психокоррекционное воздействие. Работа единой реабилитационной среды строится через особые совместные процедурные моменты:

- общие и групповые собрания;

- процедуры приема новых пациентов;

- процедура перехода пациентов с этапа на этап реабилитации или в соответствии с внутренней иерархией;

- процедура выпуска из реабилитационного учреждения.

Используются различные формы режимных ограничений, поощрений и наказаний соответственно продвижению реабилитантов по этапам программной работы. Функционирование реабилитационной среды предельно структурировано, день максимально насыщен различными видами социально полезных активностей. Важную роль играют требования (в том числе иерархические) к внешнему виду пациентов, их одежде, атрибутике (знакам отличия), используемой символике, оформлению спальных, учебных и реабилитационных помещений, особые формы обращения к пациентам, находящимся на различных этапах реабилитационного процесса.

Лечебно-оздоровительная система

Лечебно-оздоровительные мероприятия направлены на санацию сомато-неврологического статуса пациентов, укрепление их здоровья. Для этого используются нетрадиционные методы лечебного воздействия (транскраниальная электростимуляция, светотерапия, электромагнитное воздействие и другие физиотерапевтические процедуры); традиционные народные и современные методики и технологии психофизической разрядки, оздоровления и саморегуляции, в том числе использование биологически обратной связи (через мониторинг различных показателей психобиологического статуса); телесно-ориентированная и медитативная терапия, их различные модификации.

Психолого-психотерапевтическая система

Психотерапевтическая (психокоррекционная) работа может быть индивидуальной и групповой.

Индивидуальная психотерапия. К каждому пациенту прикреплен один из врачей психиатров-наркологов (психотерапевтов), который составляет вместе с ним индивидуальный лечебно-реабилитационный план и несет ответственность за организацию процесса его лечения. Он также проводит индивидуальные психотерапевтические сеансы, направленные на дезактуализацию патологического влечения к ПАВ, предотвращение срывов и рецидивов болезни и по согласованию с пациентом проводит работу с членами его семьи.

Групповая психотерапия. Групповая психотерапевтическая (психокоррекционная) работа может осуществляться как в рамках одной большой группы, включающей всех членов сообщества, так и в закрытых малых группах. Используется широкий арсенал современных психотерапевтических техник:

- нейролингвистическое программирование (далее НЛП);

- когнитивно-поведенческая терапия;

- игровая психотерапия;

- телесно-ориентированная терапия;

- арт-терапия и др.

Проводимые психологом или психотерапевтом групповые занятия направлены на:

1) интеграцию группы;

2) изменение психологической установи личности;

3) выработку самоконтроля и самодисциплины;

4) изменение представления о себе;

5) приобретение нового опыта продуктивного преодоления социально-стрессовых ситуаций;

6) восстановление личностного, социального и семейного статуса;

7) потенцирование мотивов активного участия в программах противорецидивного лечения.

Основная форма групповых занятий базируется на клинических ролевых играх, различных технологиях развивающего группового воздействия.

Групповая работа проводится не только с пациентами реабилитационного центра (отделения), а также с их родственниками (решение проблемы созависимости, личностная коррекция).

Социально-терапевтическая система

На всем протяжении реабилитационного процесса обеспечивается постоянная занятость пациентов (до 14 часов в сутки). Занятость достигается через организацию:

1) максимально насыщенного графика ежедневных специализированных информационных и терапевтических занятий;

2) регулярных трудовых процессов;

3) режима бытового самообслуживания;

4) содержательного досуга, культурно-развлекательных и спортивно-оздоровительных программ.

Трудовые процессы рассматриваются как социально-трудовой тренинг, направленный на выработку способности к регулярному труду. Участие пациентов в лечебно-реабилитационном процессе моделирует их функционирование в макросоциальной среде по выходу из реабилитационного учреждения и обеспечивает усвоение необходимых социальных навыков.

Лечебно-охранительный режим

Лечебно-охранительный режим предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В лечебно-охранительный режим входит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем.

В силу специфики заболевания в реабилитационном центре в лечебно-охранительный режим включаются особенности передвижения по территории и внутри корпуса. Каждое отделение имеет свой код доступа. Карточки доступа имеются только у консультантов. Самостоятельное передвижение реабилитантов по территории центра и внутри корпуса запрещается. Все перемещения (на занятия, трудотерапию, в спортивный зал, баню, столовую и т.д.) происходят только в сопровождении консультантов. По мере продвижения реабилитационного процесса, при условии прохождения второго шага и получения определенной степени доверия, лучшим реабилитантам доверяют курировать вновь поступивших и ослабляется режим передвижения. Теперь они могут сами контролировать процесс передвижения в группе. Это позволяет приобрести навыки ответственности и повысить самооценку.

В целях безопасности самих реабилитантов и сотрудников большая часть территории центра просматривается в видеокамеры, что позволяет вовремя предотвратить несанкционированное попадание на территорию центра посторонних лиц, пронос или перебрасывание наркотических средств, а также кражи или вынос имущества, агрессивное поведение по отношению к реабилитантам или сотрудникам.

По мере продвижения по программе стимулируется и поощряется самостоятельность пациентов по конкретному разрешению индивидуальных проблемных ситуаций. Важная часть социотерапевтических мероприятий – решение реальных жизненных проблем (жилищных, трудовых, материальных проблем, получение образования и профессиональная подготовка, юридическая помощь и т.д.), то есть социальная помощь за пределами реабилитационной структуры.

Процесс реабилитации наркологических больных в реабилитационном центре базируется на принципе многоступенчатости его построения – последовательного, поэтапного применения различных комплексов реабилитационных мероприятий.

Успешность этапа оценивается по готовности пациента сохранять ремиссию и продолжать участие в дальнейшей терапевтической программе, по степени вовлеченности в процесс терапии, по изменениям, происходящим с личностью пациента (мышление, эмоциональное реагирование, поведение, физическое здоровье).

3. Профилактический (постреабилитационный) период направлен на профилактику «срывов» и рецидивов наркомании у больных, завершивших программу реабилитации в амбулаторном или стационарном отделении ГАУЗ СО «ОСЦМСРБН «Урал без наркотиков» или в других реабилитационных центрах. На этом периоде больным оказывается психологическая, социальная и правовая поддержка в условиях амбулатории, либо продолжается работа в условиях стационара реабилитационного центра по постреабилитационной программе «5х5». Продолжительность постреабилитационного периода строго индивидуальна, определяется стабильностью интегрированности больного в общество, средняя продолжительность 2 месяца. Целью данного этапа является формирование у пациента нового стиля жизни без наркотиков и алкоголя, понимание своих ценностей и жизненных задач на новом, более высоком, уровне и обучение технике профилактики рецидивов. Пациент постепенно входит в семейную и социальную среду. Также цель постлечебной программы – научиться применять все те положительные навыки, основы которых были заложены в базовом курсе.

Оценка эффективности 3-го этапа проводится на основании осознанного выбора пациента жить без наркотиков и алкоголя. Проявляется в выполнении всех рекомендаций, открытом сотрудничестве с персоналом и выздоравливающими пациентами, уменьшении интенсивности психологических проблем, формировании продуктивных отношений с близкими, успешном прохождении 1-3 шагов, активном вовлечении в сообщество АА, АН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.164 (0.009 с.)