Организация и проведение медико-социальной реабилитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение медико-социальной реабилитации



Организация и проведение медико-социальной реабилитации

государственное автономное учреждение здравоохранения

Свердловской области

«Областной специализированный центр

Медико-социальной реабилитации больных наркоманией

«Урал без наркотиков»

Методические рекомендации

Екатеринбург


Нормативные ссылки

 

1. Приказ Минздрава РФ №500 от 22.10.2003 г. «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)»

2. Методические рекомендации, утвержденные главным внештатным специалистом-наркологом Министерства здравоохранения Российской Федерации Е.А. Брюном от 9 апреля 2013 г.

3. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 28.01.2014 г. № 81-п «Об организации медико-социальной реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными немедицинским употреблением психоактивных веществ».


Введение

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 октября 2003 года № 500 «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)» лечебно-реабилитационный процесс в ГАУЗ СО «Областной специализированный центр медико-социальной реабилитации «Урал без наркотиков» (далее ГАУЗ СО «ОСЦМСРБН «Урал без наркотиков») опирается на ряд положений и принципов, которые реализуются в цепи взаимосвязанных сложных функциональных отношений: наркологические больные (больной) – персонал реабилитационного учреждения – реабилитационная среда.

Приоритетной задачей реабилитации химически зависимых людей является формирование опыта жизни без наркотиков и развитие искусства сопротивления влиянию наркотической среды.

Одна из задач реабилитационного процесса – это разработка модели жизни пациента в учреждении и после ухода из него. Модель жизни разрабатывается с учетом возможностей, способностей и склонностей пациента. Психологи и психотерапевты, врачи психиатры-наркологи совместно с равными консультантами работают над принятием и формированием желания реализовывать новую, здоровую модель жизни. Реабилитационный процесс направлен на восстановление и развитие уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление или формирование семейных, общественных связей и отношений.

Реабилитационные мероприятия проводятся специалистами разных профилей. Содержание и длительность реабилитации определяются реабилитационной программой и условиями пребывания в ней.

Реабилитация – сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реабилитации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов. По заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации (1970), это понятие определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности»


ПРОГРАММА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ГАУЗ СО «ОСЦМСРБН «Урал без наркотиков.

 

Цели и задачи.

Основная цель – это полный отказ пациента от приема любых количеств наркотиков и алкоголя, качественное изменение личности пациента и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта.

Цели:

- помочь пациенту в достижении полного воздержания от употребления всех психоактивных веществ (далее ПАВ) и алкоголя и развития стиля жизни, свободного от наркотиков и алкоголя;

- улучшение физического, эмоционального и психологического состояния здоровья пациента;

- улучшение семейных и других межличностных отношений пациента;

- улучшение социального функционирования;

- отказ от противоправной деятельности;

- возрождение морально-этических ценностей;

- пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

- формирование у зависимых осознанной и стабильной мотивации на окончательный отказ от приема психоактивных веществ и на активное включение в реабилитационную программу;

- проведение первичного отбора пациентов из числа обратившихся за помощью с учетом выраженности мотивации и наличия установок на лечение;

- разработка и реализация индивидуальных и групповых программ медико-социальной реабилитации;

- проведение индивидуального психологического консультирования;

- участие всех пациентов в групповом консультировании (терапии);

- участие всех пациентов в групповых образовательных сессиях;

- участие всех пациентов в самостоятельной работе по освоению программы «12 шагов» в индивидуальном и групповом формате;

- при необходимости участие врачей-специалистов для каждого пациента;

- привлечение в терапевтические образовательные программы родственников и значимых для пациентов людей;

- проведение профилактической работы среди молодежи.


Элементы программы

1. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование, в частности: метод усиления мотивации, мотивационное интервью, мотивационная психотерапия, конфронтационный метод, метод группового взаимодействия, когнитивно-поведенческий подход.

2. Противорецидивные тренинги: групповые и индивидуальные.

3. Программа «12 шагов» и принципы терапевтического сообщества.

4. Релаксационные техники и аутогенная тренировка как антистрессовая методика.

5. Элементы системной семейной терапии.

6. Методы когнитивно-поведенческой психотерапии.

7. Элементы транзактного анализа.

8. АРТ – терапия.

9. Социокультурные мероприятия (организация досуга для удовлетворения духовных потребностей, расширения культурного и общего кругозора, приобщение к культурно-историческим ценностям).

10. Медицинское наблюдение и своевременное купирование синдрома патологического влечения.

11. Формирование модели жизни пациента.

12. Реабилитационные мероприятия, связанные с трудотерапией.

13. Физкультура. Формирование и совершенствование необходимых физических навыков.

14. Ресоциализация (социальная интеграция).

 

Условия достижения

1. Признание пациентом того, что он нуждается в помощи.

2. Формирование у пациента осознанного желания прекратить употребление алкоголя и наркотиков.

3. Формирование у пациента готовности справиться с болезнью.

4. Моделирование новой, здоровой модели жизни.

5. Формирование принятия и желания реализовывать новую модель жизни.

 

Условия, определяющие эффективность реабилитации со стороны пациента

 

1. Определение у больного реабилитационного потенциала.

2. Добровольность участия больного в реабилитационном процессе.

3. Отказ больного от употребления ПАВ.

4. Признание больным личной ответственности за успешную реализацию реабилитационного процесса.

5. Готовность больного опираться на имеющиеся у него ресурсы, ценности, достигая задач излечения.

6. Доверительность и партнерство во взаимоотношениях со специалистами.

7. Готовность развиваться, совершенствоваться.

 

Структура программы

Программа реабилитации включает индивидуальные, групповые, семейные консультации и психотерапию; участие в группах самопомощи типа АА и/или АН, образовательную программу и делится на три основных этапа:

1) восстановительный (предреабилитационный, преимущественно медицинский);

2) реабилитационный;

3)профилактический (постреабилитационный).

 

Этапы программы

1. Восстановительный (предреабилитационный, преимущественно медицинский) период включает лечение острых и подострых состояний, вызванных хронической или острой наркотической интоксикацией (психотические нарушения, передозировка наркотиков, наркотический абстинентный синдром, выраженные постабстинентные расстройства) и подготовку больных к участию в реабилитационных программах (продолжительность от 2 недель до 2 месяцев). Задача этапа: обеспечить мотивацию и готовность пациента к сотрудничеству и по возможности вовлечь членов его семьи в процесс выздоровления. На этом этапе пациент и его семья знакомятся с принципами и задачами программы, согласовывают свои интересы и ожидания с возможностями программы, получают консультацию специалиста.

Таким образом, первостепенная роль данного этапа – это осуществление консультативной помощи лицам, злоупотребляющим ПАВ, мотивация их на отказ от химических веществ.

В структуру реабилитационного пространства данного этапа на базе ГАУЗ СО «ОБСЦМСРБН «Урал без наркотиков» входит:

- «горячая» линия телефона доверия;

- средства массовой информации;

- консультации специалистов амбулаторного приема (врач психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, психолог, равный консультант, социальный работник);

- группы само- и взаимопомощи;

- лекционные мероприятия профилактического и терапевтического характера;

- содружество и совместная деятельность с медицинскими учреждениями Свердловской области, оказывающими помощь медицинского характера, направленную на купирование симптомов интоксикации ПАВ.

Успешность этого этапа оценивается по готовности пациента участвовать в реабилитационной программе. Для перехода на следующий этап необходимо самостоятельное воздержание от приема ПАВ не менее 14 дней или курс детоксикации в стационарных условиях специализированных отделений, а также прохождение необходимых для госпитализации в стационарное отделение реабилитационного центра обследований и отсутствие противопоказаний (см. ниже).

 

2.Реабилитационный

 

     
1. Адаптационный Направлен на приспособление больных наркоманией к условиям содержания и распорядку работы реабилитационного стационара. Мероприятия этого этапа имеют преимущественно медико-психологическую направленность. Осуществляется консультирование и обследование больных врачом психиатром-наркологом, врачом-психотерапевтом, психологом, специалистом по социальной работе, социальным работником, а также проводятся противорецидивные мероприятия, формируется (усиливается) мотивация больного на участие в реабилитационном процессе. 2. Интеграционный Представляет собой вхождение в реабилитационную программу, включающую медицинский, психологический, психотерапевтический и социальный аспекты. Формируются устойчивые группы больных, объединенных общим кругом интересов, способных оказывать положительное влияние друг на друга, увлеченных учебой, стремящихся приобрести профессию, любящих спорт, искусство, животных и прочее. Продолжается психотерапевтическая работа с родственниками больных и терапия созависимости. 3. Стабилизационный Направлен на восстановление и стабилизацию физического и психического состояния больного. Акцент переносится на психосоциальный аспект реабилитационной программы, преследующей достижение основной цели – восстановление, коррекцию или формирование нормативных личностных и социальных качеств больных, возвращение их в семью и общество. Увеличивается объем физического и интеллектуального труда, стимулируется профессиональная ориентация, больные вовлекаются в работу по само- и взаимопомощи Одновременно проводятся терапевтические мероприятия, направленные на лечение поражений печени, сердца и других органов, в зависимости от существующей у больного симптоматики.
Продолжительность этапа от 2 до 4 недель для больных со средним или низким уровнем реабилитационного потенциала, 2 недели для больных с высоким уровнем реабилитационного потенциала. Продолжительность этапа 2-3 месяца для больных со средним или низким уровнем реабилитационного потенциала, 1,5-2 месяца для больных с высоким уровнем реабилитационного потенциала. Продолжительность этапа 3-4 месяца.
Рекомендуемые технологии: -терапия средой; -терапия занятостью; -психодиагностика; -обучение системе самообслуживания и взаимопомощи; - групповая терапия, коллективное взаимодействие; - 12-шаговая программа; - АРТ-терапия - групповые коммуникативные тренинги; - оздоровительные процедуры; - обучение физической культуре; Рекомендуемые технологии: - терапия средой; - все формы трудовой занятости; - методики активной психофизической регуляции; - все технологии коллективного взаимодействия; - методики поведенческой психотерапии; - АРТ- терапия и другие виды психотерапевтических техник как групповые так и индивидуальные; - физкультурно-оздоровительные методики; -физиотерапевтические мероприятия, включая фито- и саунотерапию; - взаимодействие со специалистом по социальной работе с целью выявления и разрешения социальных проблем. Рекомендуемые технологии: -все формы трудовой занятости; -все формы коллективного взаимодействия в т.ч участие пациентов в организации работы с вновь поступившими; - участие пациентов в занятиях в качестве лидеров группы; - семейная психотерапия; - связь с «внешними» группами «АА», «АН» и т.п. при возможности включение их в деятельность; - психодиагностика с целью прослеживания динамики выздоровления; - оздоровительные технологии; - спортивные занятия с включением соревновательных элементов; - решение социальных и правовых вопросов; - обучение элементам наставничества.
Пациент находится в статусе «новичок» и затем «резидент» с обязательным выполнением всех требований, предусмотренных для этого статуса При прохождении первого шага и стабильном прохождении программы, включении в программу, пациенту может присваиваться звание «ДПП» (должен подавать пример) или «стажер» Из числа всех пациентов отмечаются наиболее стабильные, мотивированные, лучшие, которым присваивается звание «контролер». Данные пациенты уполномочены помогать консультантам и имеют более свободный режим нахождения в центре.
Куратор этапа врач психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, специалист по социальной работе Куратор этапа врач, психолог или специалист по социальной работе Куратор этапа психолог, специалист по социальной работе или социальный работник

Первостепенной задачей этапа является формирование реабилитационной бригады, способной помочь реабилитантам решать их проблемы. Работа ведется по нескольким основным направлениям:

1) организация реабилитационной (терапевтической) среды;

2) лечебно-оздоровительная система;

3) психолого-психотерапевтическая система;

4) социально-терапевтическая система;

5) лечебно-охранительный режим.

Лечебно-охранительный режим

Лечебно-охранительный режим предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В лечебно-охранительный режим входит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем.

В силу специфики заболевания в реабилитационном центре в лечебно-охранительный режим включаются особенности передвижения по территории и внутри корпуса. Каждое отделение имеет свой код доступа. Карточки доступа имеются только у консультантов. Самостоятельное передвижение реабилитантов по территории центра и внутри корпуса запрещается. Все перемещения (на занятия, трудотерапию, в спортивный зал, баню, столовую и т.д.) происходят только в сопровождении консультантов. По мере продвижения реабилитационного процесса, при условии прохождения второго шага и получения определенной степени доверия, лучшим реабилитантам доверяют курировать вновь поступивших и ослабляется режим передвижения. Теперь они могут сами контролировать процесс передвижения в группе. Это позволяет приобрести навыки ответственности и повысить самооценку.

В целях безопасности самих реабилитантов и сотрудников большая часть территории центра просматривается в видеокамеры, что позволяет вовремя предотвратить несанкционированное попадание на территорию центра посторонних лиц, пронос или перебрасывание наркотических средств, а также кражи или вынос имущества, агрессивное поведение по отношению к реабилитантам или сотрудникам.

По мере продвижения по программе стимулируется и поощряется самостоятельность пациентов по конкретному разрешению индивидуальных проблемных ситуаций. Важная часть социотерапевтических мероприятий – решение реальных жизненных проблем (жилищных, трудовых, материальных проблем, получение образования и профессиональная подготовка, юридическая помощь и т.д.), то есть социальная помощь за пределами реабилитационной структуры.

Процесс реабилитации наркологических больных в реабилитационном центре базируется на принципе многоступенчатости его построения – последовательного, поэтапного применения различных комплексов реабилитационных мероприятий.

Успешность этапа оценивается по готовности пациента сохранять ремиссию и продолжать участие в дальнейшей терапевтической программе, по степени вовлеченности в процесс терапии, по изменениям, происходящим с личностью пациента (мышление, эмоциональное реагирование, поведение, физическое здоровье).

3. Профилактический (постреабилитационный) период направлен на профилактику «срывов» и рецидивов наркомании у больных, завершивших программу реабилитации в амбулаторном или стационарном отделении ГАУЗ СО «ОСЦМСРБН «Урал без наркотиков» или в других реабилитационных центрах. На этом периоде больным оказывается психологическая, социальная и правовая поддержка в условиях амбулатории, либо продолжается работа в условиях стационара реабилитационного центра по постреабилитационной программе «5х5». Продолжительность постреабилитационного периода строго индивидуальна, определяется стабильностью интегрированности больного в общество, средняя продолжительность 2 месяца. Целью данного этапа является формирование у пациента нового стиля жизни без наркотиков и алкоголя, понимание своих ценностей и жизненных задач на новом, более высоком, уровне и обучение технике профилактики рецидивов. Пациент постепенно входит в семейную и социальную среду. Также цель постлечебной программы – научиться применять все те положительные навыки, основы которых были заложены в базовом курсе.

Оценка эффективности 3-го этапа проводится на основании осознанного выбора пациента жить без наркотиков и алкоголя. Проявляется в выполнении всех рекомендаций, открытом сотрудничестве с персоналом и выздоравливающими пациентами, уменьшении интенсивности психологических проблем, формировании продуктивных отношений с близкими, успешном прохождении 1-3 шагов, активном вовлечении в сообщество АА, АН.

Расписание выходного дня

8.00 Подъем
8.00-8.10 Утренний туалет
8.10 – 8.40 Пробежка (зарядка)
8.40 – 9.00 Обливание (или утренняя медитация)
9.00 – 9.40 Завтрак
9.40 – 10.10 «Настрой на день» (групповое занятие)
10.10 -11.30 Групповая психотерапия
11.30 -13.30 Спортивные мероприятия (футбол, волейбол и т.д)
13.30 - 14.10 Обед
14.10 -15.10 Сон.час
15.10 -16.30 ЛФК (или комплекс мероприятий по показаниям)
16.30 -19.00 Просмотр и обсуждение видеофильмов
19.00 -19.40 Ужин
19.40 -20.20 Групповая психотерапия
20.20 -21.30 Баня
21.30 -22.30 «Анализ чувств», групповая психотерапия
22.30 -22.50 Свободное время (выполнение домашних заданий)
22.50 -23.00 Чай
23.00 -23.20 Медитация на ночь
23.20 -23.30 Вечерний туалет
23.30 Отбой

Трудотерапия

Трудотерапия основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает социальный статус человека. Терапия посильной занятостью в качестве обязательного компонента входит в комплекс социально-терапевтических мероприятий.

Особое значение трудовая терапия приобретает при психических и наркологических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

Занятие трудом – это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в реабилитационном центре.

Терапия трудом – использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом:

1) восстановительная трудовая деятельность;

2) трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания;

3) производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

«Терапия» занятостью и организация досуга используются на всех этапах реабилитации и в постреабилитационном периоде и являются взаимосвязанными. «Терапия» занятостью предусматривает самообслуживание, трудотерапию, учебу, спорт, кружки по интересам, аниматерапию и др. Следует учитывать, что в «терапию» занятостью входит и режим дня, фактически являясь неотъемлемой частью реабилитационных программ. Режим дня направлен на развитие у реабилитантов таких качеств, как организованность, дисциплинированность, ответственность, терпеливость, сила воли, умение ценить личное свободное время, уважение к персоналу и пр. Поэтому он должны соблюдаться строго и неукоснительно. Весь персонал реабилитационного учреждения (стационар, амбулатория) обязан объяснять больным значение «терапии занятостью» и необходимость соблюдения режима дня, правил и норм поведения.

Организация досуга направлена на предотвращение состояния «безделья», при котором у наркологического больного возникает целый ряд эмоциональных расстройств и негативных ассоциаций, в том числе и обостряется патологическое влечение к ПАВ, что приводит к неадекватным формам поведения и рецидивам болезни. Эта технология включает: систематическое ведение тематического дневника, выполнение домашних заданий, чтение преимущественно рекомендуемой литературы (особенно в первые недели реабилитации), прогулки, дозированные спортивные занятия (аэробика, посещение спортивных секций и др.).

Физические упражнения важны и хорошо помогают в восстановлении и поддержании организма. Аэробные упражнения особенно благоприятны для снижения уровня и управления стрессом. Время для расслабления должно быть включено в жизнь каждого выздоравливающего человека. Расслабляющие упражнения балансируют органы тела и уменьшают выработку гормонов напряжения. Игры также расслабляют и вносят позитивный вклад в здоровье и хорошее самочувствие.

Арт-терапия – одна из технологий реабилитации; она направлена на приобщение больного к миру искусства, одному из основных механизмов ресоциализации наркологического больного. К этому виду технологий относятся: рисунок, живопись, лепка, резьба по дереву, музыкотерапия, аудиовизуальная терапия, танцы и др. Можно организовать реализацию этих технологий, используя опыт любителей или профессионалов (в том числе и волонтеров) в обозначенных областях.

Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением.

Даже у очень тяжёлых пациентов арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение.

 

«Изобразительное искусство и художественный труд»

ПРОГРАММА

Рисунок:

- рисунок – как основа изобразительной деятельности;

- линейное построение предмета;

- перспектива в рисунке;

- простые геометрические тела;

- натюрморт карандашом;

- свет, тень, полутень, рефлекс, блик;

- построение головы и фигуры человека.

Живопись:

- цвета основные и вспомогательные;

- цвет и свет в перспективе;

- пейзаж в цвете – гуашь;

- пейзаж акриловыми красками;

- пейзаж с натуры;

- натюрморт с натуры;

- фигура человека по памяти;

- голова человека в живописи, портрет;

- автопортрет.

Композиция:

- «золотое» сечение;

- от малого к большому;

- движение предмета

- компановка в листе;

- фигурная композиция;

- композиция на историческую тему;

- религиозная тема;

- ботальный жанр.

Дизайн:

- дизайн одежды;

- дизайн авто-мото техники;

- дизайн мебели, посуды, упаковки;

Скульптура:

- скелет человека и животных;

- лепка из пластилина малых форм;

- барельеф;

- фигура человека на каркасе;

- голова человека.

Архитектура:

- наброски построек;

- рисунок с натуры зданий;

- макет зоны отдыха;

- деревянная архитектура;

- храмовые сооружения.

Декоративно-прикладное искусство:

- нижнетагильские подносы;

- уральская роспись по дереву и металлу;

- украшение предметов быта;

- расшитые полотенца и салфетки;

- оформление помещений;

- оформление территорий ландшафтный дизайн;

- изготовление новогодних украшений.

Беседы о художниках. Оформление рамок для картин. Оформление листов в паспарту. Оформление художественных выставок.

«Декорирование декупажем»

 

Декупаж – это украшение различных предметов при помощи вырезок, которые наклеиваются на них и закрепляются лаком.

Декупаж - доступен людям всех возрастов. Занятие, не требующее дорогостоящих материалов, можно использовать практически любую салфетку. Результат виден практически сразу и выглядят так, как будто их расписал профессиональный художник. То есть, результат способен повысить самооценку и насладиться результатом собственной деятельности возможно практически сразу.

Овладев этой техникой можно не только украсить свой дом, но и создать вещи, которые могут стать прекрасным подарком.

Необходимые материалы: картинки для декупажа, ножницы, клей ПВА, грунтовка, кисточки, краски, губки, различные поверхности для декорирования (тарелки, вазочки, сундучки, коробочки и т.д).

 

ПРОГРАММА

Данная программа предоставляет реабилитантам возможность расширить знания, умения и навыки в рамках декоративно-прикладного творчества. На занятиях по декупажу изучаются следующие темы.

1. Обучение выбору мотива для декупажа.

2. Обучение обработки заготовки для работы.

3. Обучение переноса выбранного мотива на заготовку.

4. Работа с красками в декупаже.

5. Работа с лаком в декупаже.

6. Дополнение декупажного объекта различной фурнитурой (бантики, бусинки, ленточки, петельки).

 

Музыкотерапия – это медицинское терапевтическое направление, использующее музыку с лечебной и профилактической целью. Основной целью клинической музыкотерапии в наркологии является восстановление и нормализация эмоциональных и когнитивных психических функций больных или их оптимизация.

Музыкально-терапевтическая программа составляется и осуществляется на основе нескольких основополагающих принципов: этно-культурального соответствия, эмоционального комфорта, духовности и нравственности, катарсиса и функционального соответствия, контраста и умеренности.

Музыка оказывает воздействие на центральную нервную систему и функции других жизненно важных физиологических систем организма: сердечнососудистую, респираторную, пищеварительную и пр. Мелодии, доставляющие человеку радость, нормализуют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая и, тем более, неприятная музыка дает противоположный эффект.

Музыка влияет на уровень гормонов в крови, играющих важную роль в эмоциональных реакциях всего спектра чувств. В связи с этим подбор музыки для прослушивания наркологическими больными должен осуществляться таким образом, чтобы она вызывала удовольствие и душевный комфорт. Следует комбинировать музыкальные психотерапевтические программы со звуками природы: шум морского прибоя, пение птиц, шелест листьев и пр. Эффект, производимый музыкой на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы индивидуальные психологические особенности слушателя или группы слушателей, какие были условия воспитания и насколько он/они готовы к восприятию музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней связана не только с наличием музыкальных способностей, но и с уровнем нейротизма (негативная аффективность – тенденция к высказыванию жалоб широкого ряда негативных эмоций, включая тревогу, чувство вины, повышенную раздражительность, несдержанность, депрессию и др.).

Причиной многочисленных эмоциональных нарушений у наркологических больных является злоупотребление ПАВ, нередко сопровождающееся повышенной тревожностью или предчувствием неопределенной опасности в сочетании с неуверенностью в себе и социофобией. Тревожные больные, каково бы ни было происхождение их тревоги, являются эмоционально неустойчивыми. У них, независимо от того, обусловлена ли их эмоциональность конституцией или является следствием хронической алкогольной/наркотической интоксикации, отмечается высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и часто порождающая негативные эмоциональные реакции. Тогда как у определенной категории наркологических больных, особенно с выраженной деградацией и эмоциональным оскудением, обычно наблюдаются только приспособительные реакции. Снижение тревоги обычно наблюдается при прослушивании трофотропной (успокаивающей) музыки. При астеноневротических расстройствах рекомендуется прослушивание эрготропной (стимулирующей) музыки. Если музыкотерапевт имеет дело с категорией наркологических больных, у которого тревожность присутствует как постоянная черта личности, то эффект получается менее значимый.

Специалист по социальной работе, даже не имеющий специального музыкального образования, может использовать в своей работе музыкотерапевтические сессии с учетом состояния больных и конкретных задач реабилитации.

Духовно-ориентированные технологии – религия, этика и эстетика жизни, гуманизм как форма жизненной практики, широко используются для реабилитации наркологических больных. Опыт наркологической практики показывает, что многие синдромальные нарушения, личностные психологические нарушения и травмы, порой не поддающиеся лечению традиционными методами и технологиями современной наркологии, достаточно успешно нивелируются путем использования гуманитарных или религиозных концепций, установок, направлений. Мировоззренческие, высоконравственные и религиозные убеждения играют значительную роль в предотвращении срывов и рецидивов заболевания, в становлении длительных ремиссий. В этой связи очень важно в структуре мировоззренческих позиций вычленять и способствовать развитию аксиологических установок как системы взглядов, основанных на понимании и утверждении сакральных моральных принципов (ценности человеческой жизни, добра, зла, любви, веры, труда и пр.).

Изменяясь, постепенно обретая нравственное и особенно духовное очищение, наркологическим больным значительно легче противостоять и биологическими проявлениями болезни.

Библиотерапия - (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение, уход за больным) метод, используемый в медико-социальной работе с наркологическими пациентами.

Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний и стрессов человека. Библиотерапия связана с активным вовлечением человека в чтение на основе синтезирования ситуаций обслуживания с целью изменения или решения его личных проблем.

Библиотерапевтические рекомендации базируются на основе результатов социальной диагностики, т.е. с учетом социального статуса пациента, выполняемых им социальных ролей в макро- и микросоциумах, так как общность социально-статусных позиций – главный фактор, порождающий схожесть психического реагирования людей на социальные раздражители.

В реабилитационной программе существует свой список литературы, рекомендованной к чтению, так называемая «программная литература». Реабилитант читает литературу по заданию консультанта, затем в обязательном порядке происходит обсуждение в индивидуальном или групповом режиме.

Список литературы:

1. «Только сегодня»

2. «Анонимные наркоманы»

3. «Почему я боюсь любить» Священник Джон Пауэли

4. «Остаться трезвым». Теренс Горский

5. «Это работает, как и почему»

6. Страсть к спиртному. Энди Спиккард, Барбара Томпсон

7. Анонимные Алкоголики

8. «Срыв» Савина Е.А.

9. «Эйфория»

10. «Тухлые мысли» Гейл Росселини

11. «Гнев» Савина Е.А.

12. «Отпустить» Савина Е.А.

13. «Щедрость и прощение» Савина Е.А.

14. «Роли в семье» Савина Е.А.

15. «Ребенок – царек» Том Куннингэм

16. «Жесткая любовь»

17. «Права и не обязанности»

18. «Границы» Савина Е. А.

19. «Прощение» Ричард. С.

20. «Как научиться жить с эмоциями»

21. «Созависимость» Лекция для родственников

22. «Схема срыв-восстановление» Теренс Т. Горский

23. «Ключ к пониманию себя» руководство по 4 шагу

24. «Сексуальное пристрастие» Уильямсон

25. «Навыки общения» Ричард С.

26. «Чувства» Савина Е.А.

27. «Выражение чувств» Булыгина

28. «Дефекты характера»

29. «Психологический тренинг в группе: игры, упражнения» Учебное пособие. Т.Л. Бука; М.Л. Митрофанова

30. «Духовной жаждою томим» Савина Е. А.

31. Руководство к работе по шагам в АН

32. Рабочий журнал – Работа по шагам

33. «Возвращение Кая» Савина Е. А.

Видеотерапия:

Групповая психокоррекция с использованием видеоматериалов проводится с целью способствования осознания заболевания, расширения и актуализации самосознания, формирования установок на трезвый образ жизни, формирования уверенности в способности изменить свою жизнь, способствования формированию новых стереотипов поведения, отреагирования эмоций, снижения эмоционального напряжения.

Список программных видеофильмов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.153 с.)