Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подросткамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети, подростки и молодежь. От меры, глубины и последовательности решения проблем детства зависит будущее России. А проблем этих в России немало (ухудшилось качество питания детей, проблемы обеспечения одеждой, мед. помощи). Ежегодно растет число детей-инвалидов и сирот, соц.-экономическое положение которых особенно тяжелое. Увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растет число внебрачных детей, детей с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями. Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Соц. неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Можно выделить ряд следующих соц.-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества соц. дезадаптированных подростков: - чрезмерная коммерциализация общества. - распад целого ряда соц. институтов, ранее работающих на детство, - соц.-экономические условия функционирования семьи (низкий материальный уровень). - сложное экономически нравственное положение - криминализация общества. - возрастающее влияние культа силы, потеря престижа образования и честного заработка (идеал «нового русского»). В то же время отсутствует четкая система выявления и учета детей с отклонениями в развитии. Слабо развиты службы, обеспечивающие профилактику инвалидности с детства, нет комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии. Особое внимание общественности привлекает проблема сиротства. За последние десятилетия в России отмечен стремительный рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство таких детей - соц. сироты (дети, брошенные родителями/ лишены родительских прав). Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. СЗ детей и подростков обусловлена международными обязательствами государств соблюдать конвенцию о правах ребенка и др. правовыми документами мирового сообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях (сироты и инвалиды) - принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, гарантии образования и воспитания и др. аспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам, государства - участники международных договоров по правам человека, должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности, путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер. 20 ноября 1969 г. ООН провозгласила принятие Конвенции о правах ребенка. Ее называют «Великой партией вольностей для детей», мировой конституцией прав ребенка. Главная цель - максимальная защита прав ребенка - 4 основных требования: выживание, развитие, защита и обеспечение, активное участие в жизни общества. С целью проведения гос. политики в отношении детей РФ принимаются законодательные, административные и др. меры. Разработана и принята концепция гос. политики «Концепция гос. соц. помощи семье и детям», принята президентская программа «Дети России» (2001-2002 г.г.), существует и в настоящее время включает 10 спец. целевых программ: дети-инвалиды, дети-Чернобыля, дети-Севера, одаренные дети, дети-сироты, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетними, развитие СО семьи и детей, безопасное материнство, развитие всероссийских детских центров «Орленок», «Океан». Указы президента по соц. помощи семье и детям, об утверждении основных направлений гос. соц. политики по улучшению положения детей. В РФ до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей): необходимость реализации прав детей, их полноценное физическое и интеллектуальное, духовно-нравственное и соц. развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих направлений гос. соц. политики по улучшению положения детей в РФ: - укрепление правовой защиты детства. - подготовка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей. - обеспечение безопасности материнства и охраны здоровья детей. - улучшение питания детей. - обеспечение воспитания, образования и воспитания детей. - подготовка детей находящихся в особо трудных обстоятельствах. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (появился новый термин «гос. политика в интересах детей»). В семейном кодексе есть спец. (4) раздел «Права и обязанности родителей и детей», 2 глава «Права несовершеннолетних детей», где прописаны права ребенка: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и др. родственниками, право на защиту, на выражение мнения, на ФИО, на изменение фамилии, на имущественные права. В структуре гос. органов власти для осуществления политики детей были созданы комитеты, управляющие департаменты по работе с семьей и детьми. В каждом регионе имеются отделы по работе с детьми, региональные программы по защите прав ребенка. Для детей вынужденных покинуть домашний очаг, создаются спец. учреждения. Выделяют 3 основных этапа в работе с детьми: Диагностическая работа. Реабилитация, программа которой основана на ранних, полученных после всесторонней диагностики. Постреабилитационная защита ребенка. Можно говорить о 2 моделях СР с детьми: Интегративной - СР в широком смысле, которая должна способствовать социализации подростков (соотносится с соц. педагогикой). Дефицитная - СР ориентирована на соц. уязвимые слои населения групп риска, инвалидов, одиноких детей и подростков. В настоящее время в системе СР наметилась целая сеть учреждений: центры экстренной психологической помощи по телефону (телефон доверия); центры психолого-педагогической помощи семье и детям; территориальные центры помощи семье и детям; центры соц. реабилитации для несовершеннолетних; соц. приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшихся БПР. Уже само выстраивание этих учреждений в порядке оказываемых ими услуг - от чисто психологических до реабилитационных и времени содержания ребенка вне семьи - указывает на наличие своеобразной функциональной модели, в которой должны реализоваться следующие принципы: - направленность СР на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков. - единство психосоциальных, педагогических, соц. (а при необходимости медицинских) воздействий. - партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительные процессы. - ступенчатость, постепенность, последовательность, создание «переходов» от одного вида коррекционных реабилитаций или воспитывающих мероприятий к другим. Вместе с тем выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание СР с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях, разными силами и методами. Специалист по СР мобилизует и организовывает всех участников, которые оказывают помощь в работе - от специалистов центров психолого-педагогической помощи до учителей, родителей, соседей, друзей. Учреждения СО д.б. частью ближайшего окружения ребенка. Школа и др. воспитательные образовательные учреждения должны функционировать для блага ребенка (задача соц. служб). Главное направление СР-ка - непосредственное общение с детьми и подростками, ориентация на прогматизм повседневной жизни, создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства, поддерживать доверительные отношения, считаться с мнением ребенка, умение установить контакт (эмпатия). Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми - изоляция от семьи и помещенные в закрытые учреждения, продемонстратировала свою неэффективность и даже вред по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях: - личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей. - разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков. - организация работы с ними в аспекте соц. педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности. - разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков в режиме комплексности. В работе с детьми нужно учитывать особенности возрастного развития. Надо доказать ребенку пагубность его поведения, надо стимулировать и выявлять желание подростка работать над собой, принимать участие в определенной работе - создать высокую личностную заинтересованность в предлагаемых мероприятиях, разработка развернутых планов и программ организации будущего поведения ребенка в рамках определенной деятельности - спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д. Важно не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации. Международный опыт СР с детьми. Новейшие зарубежные технологии «Мобильная СР» (США), сущность: контроль за той частью подростков, которая не склонна обращаться в соц. службы, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивности. Принцип МСР - установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир подростка склонного к правонарушению (так называемая уличная СР) - поиск таких детей. Формы МСР: организация спорт. мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию (американский футбол, бокс и др.). СР в заподноевропейских странах предусматривает целый ряд мер помощи: консультативные пункты для детей и родителей, организация свободного времени, реализация образовательных программ, спорт. мероприятия, познавательные экскурсии (в Германии). Спец. учреждения для несовершеннолетних: Соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Основными задачами центра являются: профилактика безнадзорности и беспризорности, а также соц. реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС. Соц. приют для детей. Оказание экстренной соц. помощи несовершеннолетним, оказавшимся в ТЖС. Центры помощи детям, оставшимся БПР. Временное содержание несовершеннолетних, оставшихся БПР и содействие в их дальнейшем устройстве. Образовательные учреждения. Учреждения СО (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками; соц. приюты). Учреждения здравоохранения (дома ребенка, специализированные интернаты). Первичная социализация детей - постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами. От 1 до 3 лет ребенок общается с родителями (в основном, с матерью). 4-5 лет - полоролевая идентификация (ребенок подражает родителю своего пола, примеряет роли). 6-7 лет - кризис (начало учебы в школе, смена ролей, ребенок-учитель, ребенок - родители, ребенок - сверстники). 11-15 лет - это кризис половой идентификации, который характеризуется психологическими особенностями: - негативизмом по отношению к родителям, проявляемым грубо, демонстративно. Родители теряют свой авторитет и насаждать его силой бесполезно. - реакцией эмансипации - стремление к свободе, самостоятельности тем сильнее, чем жестче воспитание в семье. - увеличением активности или наоборот «уходом» в депрессию (потеря интереса, необщительность, быстрая утомляемость, одиночество, недоверие своему и чужому опыту). Главная задача подростка - желание доказать всем, что он уже не ребенок и ему должно быть дозволено все, что доступно взрослому. Соц. дезадаптация - процесс обратимый, можно не только предупреждать отклонения в соц. развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации соц. дезадаптированных детей и подростков. В силу того, что сложившееся система соц. профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой соц. политики профилактики детской безнадзорности и соц. сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их соц. реабилитации: психолого-медицинская помощь детям попавшим в безвыходное положение; формирование у детей положительного опыта соц. поведения; навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; психологическая и педагогическая подготовка - ликвидация кризисных состояний личности; содействие возвращению в семью; обеспечение возможности получить образование; забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства. СР с сиротами. Дети-сироты - дети, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся БПР - дети, которые остались БП единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Соц. сироты - когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. Основное содержание СР с детьми-сиротами и детьми, оставшимися БПР, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, соц. реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Защита прав детей-сирот и детей, ОБПР, возлагаются на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, ОБПР, а также по контролю за условиями их содержания. Они обязаны в 3-х дневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Действия СР-ка: информация готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если вопрос стоит о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддерживать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредотачиваться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на собственных. Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, ОБПР, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам). Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей ОБПР, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание на срок, установленный договором. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений. Сиротство - это перманентная соц. проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому соц. политика государства должна осуществляться в 2-х направлениях: Профилактика соц. сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение). Развитие системы СЗ и воспитания детей ОБПР. Соц. помощь детям-инвалидам: В функции СР-ка входят: организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и др. помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики. Психологическая помощь: диагностика проблем психологического климата в семье, псих. консультация и коррекция псих. состояния и поведения членов семьи, работа с окружающими. Диагностика: изучение причин инвалидности, мед. карты, изучение условий развития, возможностей и потребностей семьи, составление плана реабилитации. ИПР - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей клиента и всей семьи. Разрабатывается вместе с родителями и командой специалистов на 6 месяцев и более. Ребенок-инвалид в семье - часто приводит родителей в стрессовое состояние, нередко становится причиной распада семьи. Задача СР-ка: направлять усилия семьи на следующие моменты: выбрать наиболее рациональный путь действий, психологическая работа с семьей, организационная работа - контакты с различными учреждениями, важно сохранить комфортные отношения в семье. Тяжело больной ребенок препятствует родителям в их проф. деятельности, досуге; усугубляет экономическое состояние семьи: возникает необходимость платного ухода, мед. консультаций, лекарства, дополнительного питания, затраты на реабилитационные средства. Органы СЗ вносят изменения и дополняя по соц. обеспечению, предоставляются льготы и услуги, организация материальной и др. видов помощи, санаторно-курортное лечение, оформление в спец. учреждения, профориентация ребенка с ограниченными возможностями, трудоустройство матери и отца, обучение ребенка на дому (в интернатах, спец. школах), оказание психолого-педагогической помощи и организация содержательного досуга. Технологии СР в ситуации насилия. Диагностика: наблюдение (внешний осмотр лица, тела, одежды, незаметный осмотр под предлогом), наблюдение за поведением ребенка), изучение документов; анализ сноведений; психологическое тестирование (незаконченные предложения). СР-ки, психологи, врачи, сотрудники ОВД должны дать объективную картину происходящего и пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения его в учреждения соц. реабилитации (органы опеки и попечительства). Соц. гостиницы и приюты служат убежищем для женщин и детей, где им оказывается психологическая, юридическая и материальная помощь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.015 с.) |