ТОП 10:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ



ББК 88.5

Л 96

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Вступление………………………………………………………… …………….5 Глава 1. «Особые дети» (теоретическая справка)…………………………….. 7
Взаимодействие с агрессивными детьми………………………………….. 9
Взаимодействие с гиперактивными детьми……………………………… 28
Взаимодействие с тревожными детьми…………………………………... 41
Взаимодействие с аутичными детьми……………………………………. 54
Глава 2. Программа тренинга………………………………………………….. 69
Условия проведения тренинга………………………………………..……. 71
Занятие 1. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми»…………. .. 82
Занятие 2. Тема «Взаимодействие с гиперактивными детьми»………..... 92
Занятие 3. Тема « Взаимодействие с тревожными детьми» …………... ..104
Занятие 1. Тема « Взаимодействие с аутичными детьми»…………….... 110
Глава 3.Игры, в которые играют…………………………………………….. .119
Гиперактивные дети……………………………………………………….. 121
Агрессивные дети………………………………………………………….. 129
Аутичные дети……………………………………………………………… 135
Тревожные дети…………………………………………………………….. 141
Приложения…………………………………………………………………… 147
Литература…………………………………………………………………….. 187

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Как родилась эта книга? Как появилась идея ее создания? Очень просто: из практики работы психолога.

В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада и школы приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут..?

Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, ипроблемы нарастают одна за другой, как снежный ком. А может, причина кроется в том, что на прилавках книжных магазинов появилось много литературы, повествующей о том, как воспитывать детей, и многие папы имамы, став более «грамотными», потянулись к специалистам, чтобы квалифицированно решить проблему...

А может, это просто дети стали такими «трудными»? Вот раньше... и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и детки были такими румяненькими, послушненькими, в розовых рюшках и оборочках. А вот нынче...
В общем, причин возрастающего спроса на услуги педагога-психолога может быть много. Но факт остается фактом: и педагоги, и родители все чаще и чаще обращаются к нему за помощью.
И психолог, по возможности, рассказывает им, как лучше взаимодействовать с детьми. Сначала это индивидуальные консультации, затем — семейные консультации. Для этого школа организует постоянно действующие лектории, семинары. Сначала для родителей, потом для педагогов... Следующим этапом, более действенным, становится проведение тренингов, на которых лучше усваивается информация и отрабатываются
навыки взаимодействия с детьми.

Авторы этой книги неоднократно проводили подобные тренинги с родителями, с педагогами, с психологами, студентами педагогических учебных заведений. В процессе занятий было высказано много пожеланий о создании пособия, в котором были бы собраны и теоретические материалы, и упражнения, и игры, и конкретные рекомендации, и раздаточный материал.

Чаще всего звучали вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т.к. именно эти категории детей беспокоят и родителей, и педагогов. В данной книге им уделяется больше внимания. О работе с тревожными детьми, на наш взгляд, следует говорить со взрослыми обязательно, хотя эти дети не доставляют особых хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. Ну и поскольку в настоящее время существует тенденция к увеличению количества аутичных детей и детей с аутистическими чертами, мы сочли необходимым ознакомить педагогов с особенностями их развития. Ведь только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоем в обществе.

Главная же идея нашей книги — показать важность необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все - и педагоги, и родители,
и медики, психологи, — совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по-настоящему эффективной.

В создании книги нам оказали неоценимую помощь многие специалисты, работающие с детьми. Мы хотим поблагодарить сотрудников ППМС—центра «Доверие» г.Ломоносова (Санкт-Петербурга): дефектолога Черепанову Галину Дмитриевну, логопеда Слухову Анну Аркадьевну, педагогов-психологов Карпову Елену Викторовну, Шевцову Ирину Владимировну, Павлову Яну Александровну за любезно предоставленные материалы.

------------------------

Лекция 1 «ОСОБЫЕ ДЕТИ »

Теоретические основы

ВИДЫ АГРЕССИИ

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как толькоопасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

 

АГРЕССИЯ


           
     


Физическая агрессия Раздражение Вербальная агрессия

(физические действия (вспыльчивость, (угрозы, крики

против кого-либо) грубость) ругань и т.д.)

 

Косвенная агрессия

Направленная Ненаправленное Негативизм

(сплетни, (крики в толпе, топание (оппозиционные

Злобные шутки) и т.д.) манеры поведения)

 

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д., Лешли Д.,

1991, Раншбург Й, Поппер П., 1983, Кемпбелл Р., 1997). Так, Раншбург Й. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризах и вспышкигнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Д. Лешли, 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. И Поппер. П (1983) советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. А коррекционную работу с агрессивными детьми, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях;

1) обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2) обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Рассмотрим побродно каждое из направлений.

ОБУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с ХI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним ярость.

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, которые представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гневаполучило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя » его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К. Э. Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний,. как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления, описанных В. Квинн: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированнмми, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети — с родителями.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кзмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т. д.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «Чем больше гнева выплеснется в слова; тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р.Кэмпбелл,1997).

Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев но по-другому—в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

 

· Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

· Вежливость в обращении.

· Стремление найти конструктивное решение.

 

Для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице тнева, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

В схеме 1 представлен несколько упрощенный вариант «лестницы гнева» Р. Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние
4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) — в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие, деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает.
Следующие четыре ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов поведения и, наконец, две последние ступени (Д и Е)— это тот идеал, которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шаг можно продвинуться от пассивно-агрессивного к зрелым формам поведения.

Другому способу выражения гнева, описанному В. Квини, переносу чувств на опасные объекты — мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься новые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполнен водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, что бы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил сил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак Стопэ. Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: *Стоп*. Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.
Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Другая игра — «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто- то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад пришли два игрушечных Медвежонка (или два других героя: Лисенка, Котенка и т. д.). На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились еще больше. Воспитатель просит ребят, которые наблюдали эту сцену, помирить Медвежат.

Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрывается парами детей, которые выступают в роли упрямых Медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть и т. д. В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его суждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме. Также можно пригласить в гости известных детям литературных героев. В детском саду это могут быть Мальвина и Буратино, который поставил в тетради кляксу, не хотел мыть руки. В этом случае детям можно предложить посоветовать Мальвине — как помочь Буратино стать послушным. Пусть они порекомендуют Буратино, как отвечать Мальвине, чтобы не оказаться в чулане.
В гости к детям школьного возраста могут прийти герои из «пройденных ими литературных произведений. Например, из А. Погорельского («Черная курица», М. Пришвина «Кладовая солнца» и других.

Эмоциональный словарь

Добрый — когда все добрые ко мне.

Расслабленный — когда сделал все задания.

Довольный — когда тебе разрешили зимой поиграть в футбол.

Притворяющийся — когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.

Хитроумный— когда пошутил.

Самодовольный — когда твоя шутка понравилась собеседнику.

Радостно-приподнятый — подтянулся 7 раз.

Задумавший отомстить — когда обсмеяли твои ботинки.

Разлентяво-скучающий — на каникулах.

Ликующе восторженный — победил в олимпиаде.

Разобиженный — на себя, на других.

Взбешенный

учителем — выгнал с урока.

мамой — прогнала от компьютера.

братом — не взял с собой гулять.

Свирепый — когда на перемене подрался.

Свирепо-хитрый — когда проиграл, а ты решил отомстить.

Рассежено-возбужденный — когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.

Гордо возвышающийся над собой — когда заставлял себя бегать целый год по утрам.

Разъяренно-коварный — когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.

Возвышено-радостный когда сочинил свою песню и музыку.

Огорченно-раскаявшийся — когда за дело по- ругали родители.

Разобиженный — не приняли в игру.

Взбешенный — когда несправедливо наказали.

Подковыристый — когда кого-либо дразню.

Умильный — когда мама или папа гладят меня.

Неостановимо-жаждущий — когда чего- то очень хочется.

Ликующе-восхищенный — приехал на теплое море.

Довольно-подарковый — на день рождения или на Новый год.

Прелестно-снисходительный — когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.

Гордый с достоинством — помог папе починить машину.
Печално-обреченный — когда заставляют делать уборку.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Данный тренинг состоит из четырех встреч, цель которых — дать участникам первичное представление об особенностях работы с некоторыми категориями детей. Материалы программы могут быть использованы как для проведения единого тренинга, так и для построения тематических педсоветов, семинаров и практических занятий для педагогов и родителей. Каждая встреча рассчитана на 6—8 академических часов. Продолжительность занятия может быть увеличена или сокращена по желанию ведущего и в зависимости от цели тренинга.

Каждая встреча посвящена работе с определенной категорией детей.
1 встреча — взаимодействие с агрессивными детьми.

2 встреча — взаимодействие с гиперактивными детьми.

3 встреча — взаимодействие с тревожными детьми.

4 встреча — взаимодействие аутичными детьми.

Как показывает опыт работы, при построении тренинга лучше сохранять данную последовательность встреч. Это обусловлено не только спецификой взаимодействия, но и индивидуальными особенностями детей данных категорий.
Основная форма проведения встреч по данной программе — практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (в программе он обозначен как «мини-лекция»).

Кроме этого в работе используется множество игр, как общеизвестных, так и авторских, практических упражнений. Каждый тренер выбирает те игры, которые в большей степени отражают запросы аудитории и способствуют выполнению конкретных задач. В настоящей программе дано несколько вариантов игр, которые можно использовать в том или ином случае.

Игры для педагогов следует подбирать с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают. Эти меры могут быть использованы в каждодневной практике учителя и воспитателя.

Некоторые упражнения выполняются на каждой из четырех встреч и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат. Во время проведения процедуры обратной связи педагоги часто отмечают, что участие в подобных ритуалах помогает им почувствовать и осознать необходимость их использования в дальнейшей работе с детьми.

Для того чтобы не перегружать описание каждого занятия, приводим содержание общих для всех встреч упражнений в следующей главе.

ПриВЕТСТВИЕ

Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы. Варианты приветствия могут быть следующими.

Вариант 1. «Пожелания». Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

Вариант 2. «Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т.д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплемент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др.

Вариант 3. Игра «Карусель». Участники, образуя два круга — внешний и внутренний, — встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу тренера (хлопок, звук колокольчика и т.д.) оба круга начинают движение в противоположные стороны.

По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом (спиной) круг, образуя пары, протягивают друг другу правую руку, пожимают ее и называют имя. Затем по очереди задают вопросы
обмениваются двумя-тремя фразами (любыми). После этого они снова поворачиваются левым плечом друг к другу и продолжают движение. При встрече со своим «новым знакомым» машут ему рукой, произнося любую приветственную фразу, например: «Привет, Лена!». Упражнение проводится несколько раз подряд - для того, чтобы каждый участник смог запомнить имена примерно третьей части группы.

В процессе группового обсуждения участники делятся полученными впечатлениями, после чего каждый участник может прикрепить к одежде бейджик со своим именем. Первое знакомство состоялось!
данный вариант игры мы рекомендуем при проведении первой встречи. Если игра становится ритуалом, то на последующих встречах участники могут называть не свое имя, а любое личностное качество, присущее им, например, «Я — энергичная», «Я — веселый» и т.д. или эмоциональное состояние и т. например: «Я взволнована», «Я чувствую, что я полна энергии».

Вариант 4. «Игра в мяч». Участники стоят в кругу. Ведущий называет имя одного из играющих бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому участнику приветствуя его по-своему и называя по имени.

Тренер по своему усмотрению выбирает любой из приведенных вариантов приветствия. Каждое занятие может начинаться либо одним и тем же приветствием любо различными его вариантами.


уПрАЖНЕНИе ПОРТРТ рЕбЕНКА

Группа делится на З—4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет ,,особого” ребенка» (см. приложение №2) на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача тренера состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику. И лишь затем выступать в роли эксперта.

После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде. К ним тренер может обращаться по мере необходимости на протяжении всех встреч.

Упражнение «РИСУЮТ ДЕТИ»

Данное упражнение рекомендуется выполнять для закрепления теоретического материала. Во время небольшого перерыва тренер раскладывает на ковре или на большом рисунки детей разных категорий. Количество рисунков должно превышать количество участников. Входящие в аудиторию выбирают по одному-двум рисункам той категории детей, которой шла речь во время встречи. Затем все садятся на свои места, и каждый по очереди (по кругу или по желанию) объясняет, почему он выбрал тот или иной рисунок, в каких талях, на его взгляд, проявляется, например агрессивность, тревожность и т. д.

Тренерам, которые не имеют большого опыта интерпретации рисунков, желательно знать тех детей, чьи работы выбраны для выполнения упражнения. После «презентации» рисунка в обсуждение включаются все желающие участники, дополняя или оспаривая мнения друг друга. На завершающем этапе тренер подтверждает правильные догадки педагогов, добавляет характерные для рисунков данной категории детей детали, ускользнувшие от внимания слушателей. Образцы рисунков различных категорий детей на тему Моя семья даны в 1 части книги (на полях).

УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Данное упражнение целесообразно выполнять в конце каждой темы перед «Психологическим практикумом». Оно направлено на расширение репертуара эффективных способов взаимодействия взрослых с детьми.
Группа делится на две подгруппы, одна изкоторых составляет список возможных методов взаимодействия с ребенком определенной категории в экстремальных ситуациях (когда нежелательные паттерны поведения уже проявились). Составленный список можно назвать «Скорая помощь».

Вторая подгруппа получает задание составить список возможных методов работы с определенной категорией детей (в зависимости от темы занятия), способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка.

Если тренер работает не с педагогами, а с родителями возможен следующий вариант проведения упражнения.

Группа родителей делится на 3—4 подгруппы, в зависимости от проблем (их можно выбрать со стенда — см. упражнение «Психологический практикум»). Затем каждая подгруппа составляет список экстренных и профилактических мер, например:

1 подгруппа составляет список приемов, способствующих решению проблемы «Что делать, если ребенок дерется с братом или сестрой...»;
2 подгруппа решает проблему «Если ребенок не хочет идти спать»;
З подгруппа обсуждает проблему «Что делать, если ребенок использует бранные слова», «Если ребенок отказывается убирать игрушки» и т. д.

В этом случае этап работы, предусмотренный в «Психологическом практикуме», не проводится (см. Приложение 3).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Как правило, педагоги приходят на занятия с конкретными вопросами и ситуациями, которые они хотели бы разрешить. Самый простой способ помощи педагогам в этом случае — работа в группе в форме «Вопрос-ответ». Однако возможны и другие варианты. Например, в первый день работы участники на специально подготовленном стенде записывают самые актуальные для себя вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. В течение всех дней работы каждый участник семинара в свободной форме может подписать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации.
В конце каждого дня тренер анализирует собранный материал, выносит на групповое обсуждение проблемы, которые привлекала внимание наибольшего количества коллег или те, которые участники семинара не смогли разрешить. Не менее сорока минут каждой встречи занятия отводится для проведения такого практикума.

Оформить стенд можно по-разному: может быть обычный лист ватмана (не забудьте положить фломастеры рядом с ним!), обычная школьная доска, на которой можно писать мелом. В нашей практике мы использовали иное оформление стенда. Так, перед началом проведения занятий на стенде тренер прикрепляет четыре вырезанных из плотного картона контура фигуры ребенка. Один из них (в угрожающей позе) может символизировать агрессивного ребенка, другой (изображающий бегущего ребенка) — гиперактивного, третья фигура (с вытянутыми «по швам» руками) тревожного, четвертая (изображенная спиной к нам) - аутичного.
Участники наклеивают стикеры с вопросами на контур ребенка той категории, взаимодействие с которой доставляет им больше всего хлопот. Если ситуация уже разрешена группой, «хозяин» запроса может снять свой стикер. Такая форма работы поможет тренеру ориентироваться в ожиданиях всех участников группы. Образец подобного стенда - можете найти в приложении № 4.

В том случае, если педагоги не готовы такой работе и не могут сформулировать свои вопросы, тренер может использовать другую форму проведения психологического практикума. Например, участники делятся на две группы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5—10 минут), предъявляет ( рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини-дискуссию, будет способствовать включению в активную работу всех участников тренинга.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.028 с.)