Распространение эффективных методик и технологий работы с одаренными детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распространение эффективных методик и технологий работы с одаренными детьми



Основополагающими документами, определяющими базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования, является Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации (от 3 апреля 2012 г. № Пр-827) и Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утвержденный Заместителем Председателя Правительством Российской Федерации (от 26 мая 2012 г. № 2405п-П8).

Указанный Комплекс мер интегрирует все мероприятия, направленные на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи, в соответствующие государственные программы, а также в федеральные, региональные и муниципальные целевые программы в сфере образования, науки, культуры и спорта.

Разработаны и внедрены новые учебные программы по работе с одаренными детьми для организаций летних многопрофильных школ (Тюменская область), очно-заочных школ для одаренных детей (Республика Калмыкия, Москва, Санкт-Петербург, Архангельская область), областных стажировочных площадок "Работа с одаренными детьми в сельской местности", "Деятельность учреждений дополнительного образования детей по созданию условий для развития детской одаренности в различных видах деятельности" (Тамбовская область).

В субъектах Российской Федерации функционируют региональные и учебно-методические центры, осуществляющие работу с одаренными детьми (Ярославская, Калининградская, Вологодская Тамбовская, Омская области, республики Адыгея и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Забайкальский край).

Обеспечено методическое сопровождение работы с одаренными детьми, включающее в том числе алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей (Нижегородская область), индивидуальные образовательные траектории детей в процессе преподавания физической культуры (Республика Татарстан), региональная модель выявления, поддержки и развития одаренных детей (Ямало-Ненецкий автономный округ), индивидуальные образовательные маршруты по работе с одаренными детьми (Омская область), положение по учету внеучебных достижений учащихся, измерительные материалы и процедуры диагностики одаренности учащихся младших классов общеобразовательных организаций (Костромская область).

 

4.1.3. Разработка профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых как инструмента обеспечения высокого качества дополнительного образования

Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (далее - профессиональный стандарт) разработан ФГАУ "Федеральный институт развития образования" при участии Минобрнауки России и одобрен экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде России.

Профессиональный стандарт был представлен Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям проектов профессиональных стандартов в сфере образования и в настоящее время направлен на приведение его в соответствии с требованиями, установленными Порядком рассмотрения и одобрения Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям проектов профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт направлен на повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования, устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планированию карьеры.

4.1.4. Концепция развития дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержден приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008.

С 1 января 2014 г. обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (подпункт 3 части 1 статьи 8, часть 2 статьи 111 Закона об образовании).

Федеральная "дорожная карта", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р, предусматривает в том числе и изменения в дополнительном образовании детей.

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.

Растет число детей, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы до школы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсах и соревнованиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов Интернета (в том числе массовые открытые он-лайн курсы, видеоуроки).

Ответом на растущий спрос стало расширение предложения дополнительных образовательных программ в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, а также в организациях различной ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Во исполнение абзаца второго пункта 2 раздела I протокола заседания Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России от 3 октября 2013 г. № 3 о разработке проекта Концепции развития дополнительного образования детей совместным приказом Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспорта России от 15 января 2014 г. № 16/26/6 создан межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей в целях предварительного рассмотрения вопросов по реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей.

Приказом Минобрнауки России сформирована рабочая группа по разработке проекта указанной Концепции, которую возглавил директор ФГАУ "Федеральный институт развития образования", доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования А.Г.Асмолов.

В период с марта по май 2014 г. состоялось общественное обсуждение проекта Концепции развития дополнительного образования детей:

положения проекта обсуждались 17 апреля 2014 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках парламентских слушаний на тему "О состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации";

проект также был обсужден широкой педагогической общественностью 23 апреля 2014 г. на заседании Межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей в г. Ярославле.

Проект Концепции развития дополнительного образования детей 13 мая 2014 г. рассмотрен на совместном заседании коллегий Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспорта России.

Доработанный проект Концепции развития дополнительного образования детей 3 июля 2014 г. одобрен на заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, рассмотрен 28 августа 2014 г. на заседании Правительства Российской Федерации и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Указанной Концепцией определяются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, его состояние и проблемы, а также основные механизмы и направления развития дополнительного образования детей, ожидаемые результаты реализации Концепции.

Определены направления развития кадрового потенциала системы дополнительного образования и модернизации инфраструктуры. Предусматривается расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования.

В ходе реализации Концепции развития дополнительного образования детей Минобрнауки России ставит перед собой следующие задачи:

повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе за счет обеспечения инвестиционной привлекательности;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

Реализацию Концепции предлагается осуществлять в два этапа: I этап - 2014 - 2017 годы, II этап - 2018 - 2020 годы.

На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения), в том числе на региональном уровне.

На II этапе будет продолжена реализация указанного плана мероприятий, региональных программ развития дополнительного образования. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в субъектах Российской Федерации. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.

Концепцией предполагается, что в субъектах Российской Федерации на ее основе будут созданы региональные программы развития дополнительного образования детей, начнется их реализация. По приоритетным направлениям будут разработаны и реализованы пилотные проекты.

Начиная с первого этапа Минобрнауки России совместно с Минкультуры России, Минспортом России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями будет осуществляться постоянный мониторинг реализации Концепции, оценку ее эффективности и степени достижения ожидаемых результатов.

В результате выполнения мероприятий по реализации Концепции планируется достичь установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 к 2020 году значения охвата не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательным программами.

Кроме того, реализация Концепции позволит:

обеспечить возможность выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

сформировать механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;

семьям с детьми предоставить доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;

сформировать эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;

реализовать модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

обеспечить высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

внедрить эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

создать благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции российских производителей для оснащения образовательных программ.

 

4.1.5. Роль всероссийских детских центров в системе дополнительного образования детей

Минобрнауки России осуществляет полномочия учредителя в отношении ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок", ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан", ФГБОУ дополнительного образования детей "Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр "Смена", а также ФГБУ "Международный детский центр "Артек".

Минобрнауки России организована работа по восстановлению и развитию Международного детского центра "Артек" (далее - МДЦ "Артек") и реализован комплекс мер по обеспечению его деятельности в летнюю оздоровительную кампанию 2014 года.

Миссия МДЦ "Артек" определена как укрепление и продвижение имиджа Российской Федерации на международной арене, как социально-ориентированного государства через организацию полноценного развивающего отдыха и оздоровления детей России и зарубежных стран на основе межкультурного диалога, установления дружбы и взаимопонимания.

В настоящее время Минобрнауки России организована работа по разработке концепции развития МДЦ "Артек", которая определит стратегические подходы и механизмы развития МДЦ "Артек" как ведущей международной площадки по созданию и апробации инновационных форм и направлений дополнительного (неформального) образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей.

Путевки во всероссийские детские центры "Орленок", "Океан" и "Смена" предоставляются в качестве поощрения детям, добившимся успехов в общественной деятельности, учебе, а также победителям соревнований, олимпиад, фестивалей, смотров, конкурсов, на тематические смены по программам дополнительного образования детей по различным направлениям (экология, бизнес-проектирование, гражданско-патриотическое, эстетическое, нравственное и художественное воспитание, спорт и др.). В течение всего года в указанных центрах проходят всероссийские фестивали, смотры, слеты (поисковых отрядов и музейных объединений, художественного творчества, победителей олимпиад), реализуются специализированные программы для детей-сирот и детей-инвалидов.

Среди участников тематических и специализированных программ международного, федерального и регионального уровней - представители детских общественных объединений, одаренные дети в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, юные инспекторы дорожного движения, спортсмены, шахматисты, кадеты, дети погибших военнослужащих и другие.

Сегодня всероссийские детские центры являются центрами общения и взаимодействия детей и подростков российского и мирового сообщества, обеспечивающими взаимопонимание и формирование толерантных отношений между детьми разных культур и конфессий.

В течение 2014 года общее количество детей, направляемых во всероссийские детские центры за счет средств федерального бюджета, составит более 35 тыс. человек.

В настоящее время Минобрнауки России принимает участие в разработке концепции развития Международного детского центра "Артек".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.031 с.)