Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение международной конкурентоспособности

Поиск

В 2013/2014 учебном году 14 университетам выделены средства федерального бюджета на реализацию "дорожных карт" по повышению глобальной конкурентоспособности с целью вхождения к 2020 году в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировым рейтингам.

Отбор образовательных организаций осуществлялся на основе оценки их потенциала, включая соответствие перечню требований, и программ повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых образовательных центров (далее - программы повышения конкурентоспособности), содержащих в том числе описание и обоснование выбора рынков, на которые будут ориентированы образователньые организации (рынки исследований, абитуриентов, работодателей).

Все университеты-победители относятся к числу ведущих университетов, реализующих программы развития с государственной поддержкой: федеральные университеты (3), национальные исследовательские университеты (11). Победители представлены из 6 федеральных округов и 9 субъектов Российской Федерации, в том числе из Москвы - 4 университета и Санкт-Петербурга - 2 университета.

Распределение субсидий университетам-победителям на 2013 и 2014 годы утверждено распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 1500-р и от 16 июня 2014 г. № 1053-р соответственно.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1311 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211" предусмотрено продолжение финансового обеспечения из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров на очередной год и плановый период (10,5 млрд. рублей - в 2014 году, 12 млрд. рублей - в 2015 году, 12,5 млрд. рублей - в 2016 году), а также учтены особенности предоставления субсидии в случае ротации университетов-победителей.

В настоящее время университетами-победителями привлечено на руководящие должности 85 управленцев, имеющих опыт работы в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях. В университетах реализуется более 200 научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих зарубежных и российских ученых и (или) совместно с перспективными научными организациями, более 500 научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов совместно с российскими и международными высокотехнологичными компаниями.

В первую сотню рейтинга THE - рейтинг университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings) - за 2013 - 2014 годы по направлению "естественные науки" входят 3 российских университета - Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (63 место), Московский физико-технический институт (63 место), Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (74 место).

В рейтинге университетов QS World University Rankings за 2014-2015 годы 9 российских университетов улучшили свои позиции, 3 университета - Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Национальный исследовательский Саратовский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" - впервые попали в указанный рейтинг.

С целью продвижения российских университетов на глобальном рынке в 2013 году при поддержке Минобрнауки России запущен проект международного рейтингового агентства QS по созданию рейтинга университетов стран БРИКС - QS World University Rankings: BRICS.

В ТОП-100 пилотного рейтинга университетов стран БРИКС, представленного на международной конференции в Москве в декабре 2013 г., вошли 19 российских образовательных организаций высшего образования. В июне 2014 г. в Китае (г. Пекин) состоялась презентация результатов второго выпуска рейтинга университетов стран БРИКС, который продемонстрировал положительную динамику российских университетов: 20 университетов вошли в ТОП-100, 53 университета - в ТОП-200.

Поддержка образовательных организаций высшего образования, расположенных в субъектах Российской Федерации

С 2012 года 55 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, реализуют программы стратегического развития, в том числе за счет средств федерального бюджета.

В период 2012 - 2014 годов на реализацию программ стратегического развития из средств федерального бюджета направлено более 14 млрд. рублей, в 2015 - 2016 годы программы стратегического развития будут выполняться за счет внебюджетных средств образовательных организаций.

Основными направлениями, поддерживаемыми в рамках реализации программ стратегического развития, являются модернизация образовательного и научно-исследовательского процессов, инновационной деятельности и инфраструктуры, а также развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся.

В рамках реализации программ стратегического развития более чем 2 тыс. преподавателей и сотрудников прошли повышение квалификации в ведущих университетах и научных центрах ближнего и дальнего зарубежья, закуплено более 50 единиц современного учебного и научного оборудования, получено более 1,1 тыс. патентов, часть которых послужила уставным капиталом со стороны образовательных организаций при создании малых инновационных предприятий. Всего таких предприятий в рамках реализации программ стратегического развития создано более 230.

Образовательные организации высшего образования, реализующие программы стратегического развития, взаимодействуют с почти 700 промышленными предприятиями и организациями, такое взаимодействие преимущественно основано на выполнении совместных научных и инновационных проектов.

Поддержка региональных образовательных организаций высшего образования получила новый импульс в 2013 году. В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации Минобрнауки России провело открытый конкурс, целью которого являлась разработка системы мер по актуализации образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования в интересах кадрового обеспечения приоритетных направлений развития экономики региона (далее - "Кадры для региона").

В рамках реализации указанного проекта на конкурсной основе отобраны 14 образовательных организаций высшего образования из 14 субъектов Российской Федерации. Общий объем средств федерального бюджета, направленный на поддержку проектов указанных образовательных организаций в 2013 - 2014 годах, составил более 1 млрд. рублей. Софинансирование в рамках реализации проектов "Кадры для региона" обеспечивается в том числе почти 120 предприятиями-партнерами.

В рамках реализации проектов "Кадры для региона" к осуществлению образовательной деятельности привлечено в 2013/2014 учебном году более 200 специалистов с предприятий реального сектора экономики, приобретено порядка 1 тыс. единиц учебного оборудования, повышение квалификации прошли около 600 научно-педагогических работников образовательных организаций-победителей.

Реализация проектов "Кадры для региона" позволит увеличить за период 2013 - 2016 годов:

долю выпускников образовательных учреждений, трудоустроенных на предприятиях и в организациях регионов более чем на 70%;

объем средств по договорам образовательной организации высшего образования, выполненных по каждому из секторов региональной экономики и регионального рынка труда, увеличится на 86%;

объем платных образовательных услуг по разрабатываемым образовательным программам - на 15,6 млн. рублей.

Поддержка образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя создан Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Симферополе (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 1465-р). Кроме того, создан Севастопольский государственный университет (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 г. № 1988-р).

В состав Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского включены 7 образовательных организаций высшего образования, в том числе и их структурные подразделения, и 7 научных организаций. Севастопольский государственный университет создан на базе 7 образовательных организаций.

Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года" предусмотрены средства федерального бюджета на реконструкцию и строительство объектов инфраструктуры указанных университетов.

 

3.2.3. Модернизация содержания высшего образования

Модернизация перечня направлений подготовки и специальностей

В связи со вступлением в силу Закона об образовании и продолжением интеграции России в европейское образовательное пространство осуществлена переконфигурация перечней направлений подготовки и специальностей и приведение их в соответствие с международными классификаторами (МСКО и OECD).

В новом перечне направлений подготовки и специальностей высшего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061, выделена особая область образования "Инженерное дело, технологии и технические науки", в которую вошли все реализуемые в настоящее время направления подготовки и специальности уровневого образования, сгруппированные в 23 укрупненные группы специальностей и направлений подготовки.

 

Модернизация федеральных государственных образовательных стандартов

В настоящее время Минобрнауки России завершается работа по приведению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствие с Законом об образовании, согласно которому при формировании федеральных государственных образовательных стандартов должны быть учтены положения профессиональных стандартов.

В 2014 году Минобрнауки России разработан механизм учета положений профессиональных стандартов при разработке и внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. № 928).

Подготовлена новая редакция федеральных государственных образовательных стандартов по всем направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям высшего образования, предусматривающая требования прямого участия работодателей в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ и устраняющая ограничения по формированию модульных образовательных программ. Впервые разработаны федеральные государственные стандарты для нового третьего уровня высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации.

В целом федеральные государственные образовательные стандарты дают российским образовательным организациям высшего образования значительную свободу в переформатировании образовательных программ под компетентностную идеологию, однако в реальности внедрение современной модели подготовки специалиста требует не только изменения внешних рамок, то есть стандарта, но и тотальной внутренней перестройки всей образовательной модели. Сейчас решение этой проблемы происходит стихийно и зависит в основном от инициативности руководства конкретных образовательных организаций высшего образования. По сути, основная проблема федеральных государственных образовательных стандартов лежит не в качестве самих стандартов, а в эффективности их применения.

Ведется работа по синхронизации требований при проведении государственной аккредитации, лицензирования и мониторинга эффективности. Так, например, Минобрнауки России вводит требования к условиям реализации программ в федеральные государственные образовательные стандарты (общесистемные требования).

3.2.4. Совершенствование финансовых инструментов развития высшего образования и социальной поддержки студентов

Реализация новых принципов распределения контрольных цифр приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования

В 2013 году внедрены новые инструменты "настройки" системы высшего образования под потребности экономики, обеспечено повышение уровня доступности высшего образования.

Так, начиная с 2013 года внедрены новые принципы распределения контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, позволяющие учесть потребности регионов и отраслей в подготовке кадров. В 2013 году впервые были определены центры ответственности, формирующие политику по определению объемов и структуры подготовки по закрепленным за ними направлениям подготовки и специальностям. Всего определен 21 центр ответственности - прежде всего это отраслевые министерства, а также крупнейшие работодатели и их объединения.

При распределении контрольных цифр приема их общий объем сохраняется в последние несколько лет на одном уровне (тем самым обеспечивается реализация государственной гарантии, закрепленной в Законе об образовании), однако изменяются пропорции. Так, по инженерным направлениям подготовки и специальностям государственный заказ вырос в 2013 году на 5,3%, в 2014 году - еще на 1,4%. При этом по экономике и управлению объемы контрольных цифр приема уменьшены на 19,8% в 2013 году и еще на 20,9% в 2014 году.

Увеличилось количество мест на первом курсе в магистратуру (в 2013 году - на 20%, в 2014 году - еще на 2%), количество мест на первом курсе бакалавриата и специалитета сократилось (в 2013 году - на 3%, в 2014 году - еще на 1,8%).

В 2014 году общий объем при распределении контрольных цифр приема составил 485 тыс., что на 2% меньше, чем в 2013 году, при этом уровень доступности увеличился на 4,4% по сравнению с 2013 годом и составил 56,4% от общего количества выпускников школ, что обусловлено уменьшением количества выпускников в 2014 году (в 2013 году количество выпускников школ в Российской Федерации составило 750 тыс., а в 2014 году - 726 тыс.).

Увеличение контрольных цифр приема по инженерным направлениям подготовки (специальностям) в 2013 году произошло в 49 регионах, в 2014 году - в 61 регионе. В части регионов произошло уменьшение контрольных цифр приема из-за сокращения запроса со стороны работодателей и низких показателей эффективности деятельности региональных образовательных организаций высшего образования.

В 2014 году Минобрнауки России осуществлен сбор предложений от регионов, центров ответственности (заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и объединений работодателей) по объемам и структуре приема граждан в образовательные организации высшего образования на 2015/2016 учебный год с учетом потребности экономики в кадрах и возможностей региональной образовательной сети.

Общий объем при установлении контрольных цифр приема на 2015/2016 учебный год составил более 506,5 тыс. человек, что на 8% больше относительно контрольных цифр приема, установленных на 2014/2015 учебный год. При этом увеличены бюджетные места по востребованным в регионах направлениям подготовки и специальностям и сокращены по экономическим, педагогическим и гуманитарным направлениям подготовки.

В связи с массовым выпуском бакалавров в 2015 году значительно увеличен объем приема в магистратуру. Например, по программам магистратуры укрупненной группы "Образование и педагогические науки" объем контрольных цифр приема увеличен практически в 4 раза.

В дальнейшем Минобрнауки России планирует перейти на установление контрольных цифр приема не только по отдельным направлениям подготовки и специальностям, но и по их укрупненным группам. Такой подход, позволяющий прямо на местах согласовать возможности образовательных организаций и требования предприятий по количеству специалистов, реализован в разработанном Минобрнауки России проекте федерального закона, предусматривающем соответствующие изменения в Закон об образовании.

 

Переход на нормативно-подушевое финансирование высшего образования

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" (далее - постановление) утверждена нормативная правовая основа осуществления перехода на нормативно-подушевое финансирование образовательных программ высшего образования.

Во исполнение пункта 1 постановления приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. № 638 утверждена методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителей образовательных организаций высшего образования, реализуется процесс приведения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных им организаций, в соответствие с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки (по состоянию на 1 октября 2014 г. осталось 5 федеральных органов исполнительной власти и организаций, порядки которых не приведены в соответствие с методикой).

Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями реализует план мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки.

Указанным планом мероприятий в том числе предусмотрены разработка методики по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, внесение изменений в правовые акты Правительства Российской Федерации и правовые акты федеральных органов исполнительной власти, учитывающих положения указанной методики.

В целях обеспечения экономической и правовой основы реализации перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования приказом Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 420 утверждены итоговые значения и величина составляющих базовых нормативных затрат по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в разрезе стоимостных групп для приема на первый курс в 2015 году образовательными организациями независимо от ведомственной принадлежности, а также корректирующие коэффициенты по формам обучения, формам реализации образовательных программ и используемым образовательным технологиям.

Совершенствование стипендиального обеспечения студентов

В 2013/2014 учебном году структуру стипендиального обеспечения студентов образовательных организаций высшего образования составляли:

1) государственная академическая стипендия;

2) государственная социальная стипендия;

3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;

4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

5) именные стипендии;

6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;

7) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 71 Закона об образовании.

В 2013 году объем бюджетных ассигнований на совершенствование стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении главных распорядителей средств бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 945), составил более 8,8 млрд. рублей, в том числе по образовательным организациям, подведомственным Минобрнауки России, - более 6,5 млрд. рублей, в 2014 году - около 9,7 млрд.. рублей, в том числе по образовательным организациям, подведомственным Минобрнауки России, - более 6,9 млрд. рублей.

Размер стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов (постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2012 г. № 679) не может составлять менее 6 307 рублей. В 2013 году объем бюджетных ассигнований на выплату указанной стипендии студентам федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении главных распорядителей средств бюджета, составил более 6,7 млрд. рублей, в том числе по образовательным организациям, подведомственным Минобрнауки России, - более 4,8 млрд. рублей, в 2014 году - более 7,1 млрд. рублей, в том числе по образовательным организациям, подведомственным Минобрнауки России, - более 5,1 млрд. рублей.

Стипендии Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, учреждены с 1 января 2012 г. Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. № 1198 в количестве 2 700 стипендий - для студентов в размере 7 тыс. рублей и 300 стипендий - для аспирантов в размере 14 тыс. рублей. На 2013/2014 учебный год назначено 1689 и 295 стипендий соответственно.

Стипендии Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, учреждены с 1 января 2012 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 600 в количестве 4 500 стипендий - для студентов в размере 5 тыс. рублей и 500 стипендий для аспирантов - в размере 10 тыс. рублей. На 2013/2014 учебный год назначено 2 395 и 490 стипендий соответственно.

Ежегодно назначаются персональные (именные) стипендии:

10 стипендий имени В.С. Черномырдина в размере 1,5 тыс. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 295);

5 стипендий имени Ю.Д.Маслюкова в размере 1,5 тыс. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 13);

5 стипендий для студентов и 5 стипендий для аспирантов имени В.А.Туманова в размере 2 тыс. рублей и 10 тыс. рублей соответственно (постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 214);

10 стипендий имени А.А.Вознесенского в размере 1,5 тыс. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 951).

Минобрнауки России подготовлены предложения по совершенствованию стипендиального обеспечения студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, реализация которых позволит рационально использовать средства стипендиального фонда образовательной организации за счет целевого и адресного распределения средств, а также повысить роль образовательной организации, студенческих советов и стипендиальных комиссий при принятии решений о назначении государственных социальных стипендий студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, и материальной поддержки нуждающимся студентам.

 

Регулирование стоимости проживания студентов в общежитиях

Минобрнауки России в период с сентября 2013 г. по март 2014 г. провело мониторинг размера платы за проживание в студенческих общежитиях.

В ходе мониторинга выявлено, что средний размер платы за проживание в общежитии для студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, по состоянию на 1 февраля 2014 г. составил 329 рублей в месяц, что в 2 раза меньше, чем аналогичная величина на начало октября 2013 г. (660 рублей в месяц) и в 1,3 раза меньше, чем в ноябре 2013 г. (441 рубль).

В настоящее время в системе образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки России, максимальный размер платы за проживание в общежитии для студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, не превышает 900 рублей.

Для студентов, обучающихся на контрактной основе, средний размер платы за проживание в общежитии на 1 февраля 2014 г. составил 956 рублей.

Всего в рассматриваемых общежитиях проживает порядка 780 тыс. обучающихся, из них порядка 600 тыс. обучаются за счет средств федерального бюджета. Среди указанного числа обучающихся 120,5 тыс. человек (15% от общего числа проживающих студентов) относятся к льготным категориям и проживают в общежитиях бесплатно (согласно части 4 статьи 39 и части 5 статьи 36 Закона об образовании).

В связи с обращениями студентов ряда образовательных организаций, а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Минобрнауки России в отношении ряда руководителей образовательных организаций приняты меры дисциплинарного воздействия:

объявлены выговоры руководителям 4 образовательных организаций;

приняты решения о снижении премии или ее невыплате в полном размере 14 руководителям образовательных организаций по итогам работы в I -III кварталах 2013 г. (за необоснованно высокие цены и отсутствие согласования со студентами);

приняты решения о снижении премии на 10% в отношении ректоров 7 образовательных организаций высшего образования, на 20% в отношении ректоров 2 образовательных организаций по итогам всего 2013 года за установление необоснованного размера платы за проживание в студенческих общежитиях.

В мониторинге, проведенном в сентябре 2014 г., участвовали общежития 490 федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Средний размер платы за проживание в общежитии для студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, составляет 330 рублей в месяц. Для студентов, обучающихся на контрактной основе, средний размер платы за проживание в общежитии на 1 октября 2014 г. составил 694 рубля.

Минобрнауки России в случае необходимости продолжит применение мер дисциплинарного воздействия в отношении руководителей образовательных организаций высшего образования, устанавливающих необоснованный размер платы за проживание в студенческих общежитиях.

Минобрнауки России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработаны методические рекомендации о применении единых подходов при установлении в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитиях (далее - методические рекомендации). Данные методические рекомендации были направлены в образовательные организации высшего образования России.

Методические рекомендации предлагают формулу расчета платы исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, объема субсидии на финансовое обеспечение, направляемой образовательным организациям, а также базовой ставки платы за пользование жилым помещением (платы за социальный наем), установленной в субъекте Российской Федерации. В плату не включаются расходы по содержанию и ремонту имущественного фонда.

Используя методические рекомендации, образовательные организации не могут устанавливать размер платы за проживание в общежитии выше, чем рассчитанный по формуле. Например, для Москвы максимальный размер платы в зимний период (то есть с отоплением) по формуле составляет 488 рублей в месяц.

В целях выработки единого подхода к установлению доступного для студентов размера платы за проживание в общежитиях образовательных организаций принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 182-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", направленный на уточнение и совершенствование правового положения обучающихся, проживающих в общежитии, и установление единого порядка расчета платы за проживание в общежитии. Федеральным законом закреплено, что размер платы за проживание в общежитии включает в себя только плату за пользование жилым помещением и плату за коммунальные услуги. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги в студенческих общежитиях устанавливается Правительством Российской Федерации.

Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготавливает проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации для реализации указанных полномочий.

 

3.2.5. Реализация проектов в сфере высшего образования

Развитие педагогического образования

На сегодняшний день существует необходимость в коренных изменениях в системе подготовки педагогических кадров на структурном и содержательном уровнях. Положительная тенденция уже видна.

Улучшились показатели приема на педагогические специальности. В 2013 году средний балл ЕГЭ поступающих на педагогические специальности образовательных организаций высшего образования составил 64,3 балла, что на 7% выше показателей 2012 года (60,29 балла). Более половины образовательных организаций высшего образования, реализующих программы по педагогическим специальностям, демонстрируют рост показателя по среднему баллу ЕГЭ.

В настоящее время в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам Послания Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Минобрнауки России реализуется комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец (от 28 мая 2014 года № 3241п-П8). Работа по модернизации педагогического образования - одно из направлений этой программы.

Основная цель проекта по модернизации педагогического образования - изменение содержания педагогического образования, но не только на уровне образовательного контента, который должен задать новый стандарт качества подготовки педагогов.

Новации связаны, прежде всего, с обеспечением многоканальности получения педагогического образования, с реализаций заложенных в Законе об образовании возможностей практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, а также с необходимостью подготовки учителей-методистов и управленцев по магистерским программам.

В 2014 - 2015 годах на базе 13 педагогических и классических университетов - победителей конкурсных отборов в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы будут реализованы пилотные проекты по переходу на новые модели подготовки педагогов. В сетевом формате к программе по модернизации педагогического образования подключились еще 25 образовательных организаций высшего образования.

Территориальный охват: Казань, Санкт-Петербург, Ульяновск, Ростов-на-Дону, Москва, Архангельск, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск.

В основе новой модели подготовки педагогов - принципы практико-ориентированной подготовки и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогических кадров равными партнерами становятся образовательная организация высшего образования и общеобразовательная организация, образовательная организация высшего образования и педагогический колледж.

Повышение престижа, качества учительского труда для регионов должно стать одним из ключевых стратегических ориентиров. Должны быть развиты региональные модели взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, включающие целевые программы подготовки для студентов, обучающихся на педагогических направлениях, возможно, введены для них особые стипендии и меры социальной поддержки. Также на уровне субъектов Российской Федерации желательно предусмотреть меры социальной поддержки молодых педагогов, которые приходят на работу в школу.

Образовательным организациям высшего образования, участвующим в проекте по модернизации педагогического образования, Министром образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливановым поручено проработать механизмы взаимодействия с региональными органами власти в целях организации целевого приема, установления контрольных цифр приема, разработки и реализации основных образовательных программ по направлениям подготовки педагогов с учетом региональной специфики, а также предложить механизмы дополнительной мотивации студентов к дальнейшему трудоустройству в образовательные организации.

 

Развитие инженерного образования, в том числе в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса

В 2013/2014 учебном году в 560 образовательных организациях высшего образования обучалось 1,5 млн. студентов по направлениям подготовки и специальностям инженерного профиля. По итогам приема 2013 года средний балл ЕГЭ зачисленных на указанные направления подготовки и специальности по России составил 65,2 балла.

Долговременный тренд - на протяжении последних 13 лет на гуманитарные и экономические направления подготовки поступает вдвое больше абитуриентов, чем на инженерные. При этом число "платников" по экономике и управлению составляет почти 80% от общего числа обучающихся по этим направлениям подготовки (из них по заочной форме - 65% студентов). Для сравнения - 60% будущих инженеров традиционно обучается за счет средств федерального бюджета.

В целом это отражает ситуацию на российском рынке труда. Согласно данным Росстата за 2013 год, по численности принятых на работу емкость рынка труда в сфере услуг значительно выше, чем в сфере обрабатывающих и добывающих производств, а также в строительстве и энергетике одновременно.

До 2020 года система образования выпустит избыточное для экономики количество инженеров. На протяжении последних 4 лет объемы контрольных цифр приема на инженерные направления подготовки наращивались и к 2014 году достигли 50% от общего объема контрольных цифр приема. На сегодняшний день фактически достигнуты показатели приема на инженерные специальности 1980 - 1985 годов. При этом необходимо учитывать, что внедрение высокотехнологичных производств приведет к сокращению потребности в инженерах.

Приведенные данные показывают, что существующие объемы подготовки инженерных кадров в целом существенно выше реальной потребности рынка труда, что приводит к формальному избытку специалистов с инженерным образованием, и, как следствие, позволяет работодателям вести отбор среди претендентов на рабочие места и не заниматься их подготовкой в рамках системы высшего образования или дополнительным обучением после их приема на работу, снижать предложение по уровню заработной платы.

Очевидно, что система подготовки инженерных кадров сегодня находится в таком состоянии, когда от количественных изменений, от роста числа студентов на инженерных специальностях нужно перейти к изменениям качественным.

Необходимо постепенно возвращать интерес к инженерной деятельности у детей и подростков как в рамках среднего общего образования, так и через реализацию соответствующих программ дополнительного образования детей.

Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в 2013 году разработана Концепция развития математическ<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.019 с.)