Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативное правовое регулированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В течение 2013 - 2014 годов с целью совершенствования нормативной и правовой базы в сфере высшего образования, а также обеспечения перехода на Закон об образовании разработано и издано около 300 правовых актов различного уровня (акты Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные организации высшего образования). Указанными актами в том числе регламентированы вопросы: лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности; информационного обеспечения государственной аккредитации; формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования; учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность; проведения самообследования образовательной организации; оказания платных образовательных услуг; заключения договоров о целевом приеме и целевом обучении; создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы; создания федерального университета в Крымском федеральном округе; стипендиального обеспечения; участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования; проведения дополнительных вступительных испытаний профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета; установления задания государственного плана подготовки специалистов, научных работников для организаций оборонно-промышленного комплекса; установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; утверждения объемов финансового обеспечения государственного задания образовательным организациям высшего образования; организации порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования; применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; введения федеральных государственных образовательных стандартов. Создана необходимая нормативная правовая база для функционирования системы высшего образования в соответствии с нормами Закона об образовании.
3.2.2. Развитие инструментов и механизмов управления в системе высшего образования. Реструктуризация сети образовательных организаций высшего образования Изменение структуры, масштабов, моделей развития сети образовательных организаций высшего образования и входящих в нее элементов осуществляется с помощью таких инструментов государственной политики, как мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования; оптимизация и реорганизация сети образовательных организаций высшего образования; поддержка группы ведущих университетов; поддержка региональных образовательных организаций высшего образования.
Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Современная структура сети образовательных организаций высшего образования претерпела значительные изменения за последние 20 лет. Количество государственных образовательных организаций высшего образования возросло, появились частные образовательные организации высшего образования, численность которых постоянно увеличивалась до 2008 года, затем началось их постепенное сокращение. Филиальная сеть системы российского высшего образования за 20 лет увеличилась вдвое, причем в основном за счет появления частных образовательных организаций. Значительную часть составляют филиалы московских и крупных региональных образовательных организаций высшего образования и филиалы частных образовательных организаций высшего образования. Большая доля контингента обучающихся, прежде всего в филиалах образовательных организаций высшего образования, обучается в очной и заочной формах обучения по образовательным программам в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. Наблюдаемая структура в системе высшего образования не соответствует мировой практике, не способна удерживать требуемый уровень качества высшего образования. Минобрнауки России начиная с 2012 года проводит мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. С 2013 года мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования стал ежегодным и обязательным, в том числе для частных образовательных организаций высшего образования (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"). В мониторинге эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2014 года приняли участие почти 970 государственных, частных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и более 1350 филиалов. По результатам расчета показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования сформирован список из более 1 тыс. образовательных организаций высшего образования и филиалов, выполнивших менее четырех показателей. На заседании Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования принято решение направить учредителям указанных образовательных организаций результаты заседаний рабочих групп Межведомственной комиссии и рекомендовать разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности образовательных организаций с учетом рекомендаций рабочих групп Межведомственной комиссии, включающие в том числе оптимизацию деятельности и (или) реорганизацию и (или) кадровые решения в отношении руководящего состава образовательных организаций. В отношении более 250 филиалов государственных образовательных организаций учредители, администрация образовательных организаций высшего образования совместно с региональными органами власти должны разработать программы развития, направленные на достижение необходимых показателей эффективности и повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Отчет о проведенных мероприятиях по повышению эффективности деятельности образовательных организаций необходимо представить в срок до 31 октября 2014 г. в Минобрнауки России. В отношении частных образовательных организаций Ассоциации негосударственных вузов России рекомендовано организовать проведение мониторинга мероприятий по повышению эффективности их деятельности и представить на очередном заседании Межведомственной комиссии отчет о результатах проведенного мониторинга. В соответствии с решением Межведомственной комиссии результаты мониторинга эффективности направляются в Рособрнадзор для учета при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций и филиалов образовательных организаций. Проведенные Рособрнадзором контрольно-надзорные мероприятия подтвердили результаты мониторинга эффективности и показали низкую эффективность негосударственного сектора и филиальной сети российских образовательных организаций. В подавляющем большинстве они не отвечают предъявляемым требованиям, неконкурентоспособны, требуют серьезного пересмотра и реорганизации их деятельности. Соответственно первоочередной задачей проведения оптимизации сети образовательных организаций выступает устранение избыточности филиальной сети, которая не способна удерживать требуемый уровень качества высшего образования. Другая важная задача - это реорганизация филиалов образовательных организаций путем оптимизации структуры реализующихся специальностей и направлений подготовки, исключения дублирующих специальностей и направлений подготовки, реализующихся одновременно и в образовательных организациях высшего образования, расположенных в субъектах Российской Федерации.
Оптимизация и реорганизация сети образовательных организаций высшего образования В настоящее время по итогам мониторинга 2012-2013 годов изданы приказы о реорганизации 23 образовательных организаций высшего образования и 182 филиалов (государственных и муниципальных). В стадии подготовки находятся проекты приказов о ликвидации в 2014 году 38 филиалов. В соответствии с решением ученых советов образовательных организаций 104 филиала планируются к ликвидации в 2015-2018 годах. В указанных филиалах прекращен прием студентов и разработаны планы реорганизационных мероприятий, предусматривающие ликвидацию филиалов после выпуска всех обучающихся. Представители образовательных организаций регулярно участвуют в заседаниях комиссий по реорганизации образовательных организаций высшего образования, на которых обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с проводимой реорганизацией, включая обязательства образовательных организаций в отношении обучающихся и работников организаций (сохранение прежних условий получения образования: стоимость обучения, основа обучения, форма и сроки), недопущение нарушений в сфере трудового законодательства. Нуждающиеся в реорганизации образовательные организации ежемесячно представляют отчеты о ходе мероприятий, связанных с их реорганизацией. Обязательным условием реорганизации является обеспечение прав преподавателей и студентов на завершение учебы на тех же условиях и по той же образовательной программе. Принимая решение о реорганизации, учредители должны определить, где студенты будут завершать обучение. Минобрнауки России организована специальная горячая линия для студентов реорганизуемых образовательных организаций высшего образования. В каждом регионе совместно с Российским Союзом ректоров и Ассоциацией негосударственных вузов определены центры ответственности и помощи студентам по продолжению обучения. Кроме того, в настоящее время созданы и функционируют 8 региональных комиссий по контролю качества образования в федеральных округах, которые активно содействуют учредителям образовательных организаций, лишенных лицензий, в переводе студентов в иные образовательные организации высшего образования, а также контролируют соблюдение трудовых прав при сокращении научно-педагогических работников. Таким образом, проводится поэтапная работа по реорганизации или оптимизации деятельности образовательных организаций высшего образования, которая не приводит к исключению обучающихся, обеспечивается завершение обучения одновременно с прекращением приема. По результатам мониторинга образовательных организаций, нуждающихся в оптимизации деятельности, проведенного в ноябре 2013 г., в отношении 59 (83,1%) образовательных организаций отмечено повышение значений показателей эффективности их деятельности по сравнению с предыдущим годом. Из 133 филиалов, нуждающихся в оптимизации деятельности, 22 (16,5% от общего числа) - на основании решений ученых советов образовательных организаций ликвидированы. Из оставшихся 111 филиалов 105 (94,6%) довели значения минимум трех показателей эффективности деятельности до пороговых значений. Достижение пороговых значений показателей мониторинга осуществляется образовательными организациями за счет активизации профориентационной работы и довузовской подготовки, более широкого применения практики целевого набора, модернизации образовательного процесса и мероприятий по расширению объемов научных исследований по фундаментальным и прикладным направлениям.
Поддержка ведущих университетов В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" государственная поддержка оказывалась 40 университетам, так называемым ведущим российским университетам: 2 ведущим классическим университетам, обладающим особым правовым статусом, 9 федеральным университетам и 29 национальным исследовательским университетам. За период 2009-2013 годов на реализацию программ развития ведущих университетов направлено более 82,4 млрд. рублей (в 2007-2008 годах 10,7 млрд. рублей было выделено Южному и Сибирскому федеральным университетам), самими университетами было затрачено в качестве средств софинансирования - более 52 млрд. рублей. В 2014 году совокупный объем государственной поддержки программ развития ведущих университетов составляет 12,8 млрд. рублей. Количество ведущих университетов составляет 7,9% всех государственных образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации, в них учатся 16,8% студентов, работает 21,6% преподавателей. Ведущими университетами реализуется более 300 образовательных программ (в 2010 году - 121 программа), ведущих к получению двух дипломов, и 262 совместные образовательные программы, количество которых увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2010 годом. Государственная поддержка программ развития ведущих университетов способствовала развитию академической мобильности научно-педагогических работников и аспирантов. За 2010 - 2013 годы повысили квалификацию более 62,5 тыс. научно-педагогических работников и аспирантов, в том числе в 2013 году - почти 22 тыс. человек, преимущественно в зарубежных научных центрах и университетах. Уровень внутрироссийской академической мобильности преподавателей и студентов при этом остается достаточно низким. Системная работа ведущих университетов с работодателями по обновлению содержания образования и трудоустройству выпускников позволила увеличить долю трудоустроенных по полученной специальности. Так, по данным мониторинга реализации программ развития, в группе национальных исследовательских университетов с 2010 по 2013 годы на 10% увеличилось количество выпускников по приоритетным направлениям развития университетов, трудоустроенных по специальности. Правом разработки и реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов по всем уровням высшего образования, учитывающим актуальные требования предприятий реального сектора экономики, воспользовались 35 ведущих университетов. Средний балл ЕГЭ бюджетного приема на очную форму обучения в ведущие университеты в 2013 году составил 73,3 балла, превысив аналогичный показатель 2010 года на 5,4 балла. В федеральных университетах средний балл ЕГЭ увеличился на 4 балла за указанный период, в группе национальных исследовательских университетов - на 6,6 балла. Доля победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, поступивших в ведущие университеты в 2013 году, составляет 53,3% от общего числа победителей и призеров. Реализуя норму Закона об образовании о сетевом взаимодействии, федеральные университеты подписали многостороннее соглашение о реализации сетевых образовательных программ и о сетевом взаимодействии в области научно-исследовательской деятельности. Начало реализации таких образовательных программ запланировано в 2014/2015 учебном году. Средства государственной поддержки на реализацию программ развития позволили ведущим университетам сформировать материально-техническую базу для проведения исследований и разработок. В ходе реализации программ развития ведущими университетами создано 222 центра коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками, в том числе междисциплинарных. С 2010 по 2013 годы увеличен на 84% общий объем средств, полученных ведущими университетами от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наиболее высокими темпами в этот период возрастал объем исследований и разработок федеральных университетов - в 2,6 раза. Национальные исследовательские университеты, обладавшие значительно более высоким стартовым потенциалом, увеличили объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 82%. МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ достигли суммарного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в более чем 6,2 млрд. рублей (рост составил 55%). Увеличилось число публикаций в ведущих международных научных журналах и число цитирований работ. Увеличение числа работ преподавателей и ученых МГУ им. М.В.Ломоносова в наукометрической базе Web of Science за время реализации программы развития составило 15%, а число цитирований выросло более чем в три раза. В 2013 году количество публикаций федеральных университетов, индексируемых зарубежными и российскими базами данных, выросло на 24,2% по сравнению с 2010 годом, а по группе национальных исследовательских университетов - на 67%. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 ведущими университетами реализовано и выполняется в настоящий момент 97 проектов в сотрудничестве с ведущими учеными, что составляет почти 60% от общего количества проектов. Число действующих патентов ведущих университетов на объекты интеллектуальной собственности, поддерживаемых на территории Российской Федерации, на текущий момент составляет более 9 тыс., действующих и поддерживаемых за рубежом, - 70. Ведущими университетами создано почти 800 малых инновационных предприятий, реализовавших в 2013 году научно-техническую продукцию на сумму около 2,8 млрд. рублей, в которых работает около 4 тыс. студентов, аспирантов и преподавателей. Участниками инновационных территориальных кластеров, объединяющих предприятия и организации научно-производственной сферы регионов для получения развития производств мирового уровня, являются 13 ведущих университетов (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188). В состав кластеров, созданных в рамках соглашений о сотрудничестве с ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", Роскосмосом, входят 16 ведущих университетов. Участниками Ассоциации вузов "Консорциум опорных вузов Госкорпорации "Росатом", созданной с целью обеспечения кадрами, содействия инновационному развитию и технологической модернизации предприятий атомной отрасли, являются 10 ведущих университетов. В период 2014 - 2016 годов ведущие университеты выходят на этап реализации своих программ развития за счет внебюджетных средств. Минобрнауки России планирует актуализировать программы развития федеральных и национальных исследовательских университетов на период их реализации за счет внебюджетных средств. При этом будет предусмотрено определение ориентиров дальнейшего развития не только на регион или федеральный округ, на территории которого находится университет, но и на ключевые предприятия ведущих отраслей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.01 с.) |