Информационные системы Рособрнадзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные системы Рособрнадзора



В соответствии с законодательством Российской Федерации на Рособрнадзор возложены полномочия по организации формирования и ведения ряда федеральных информационных систем. Статья 98 Закона об образовании закрепляет указанное полномочие в отношении:

федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, правила формирования и ведения которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755;

государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", правила формирования и ведения которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 438;

государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, правила формирования и ведения которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 719;

федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", правила формирования и ведения которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729;

федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации", правила формирования и ведения которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2013 г. № 797.

Кроме того, Рособрнадзор является ответственным за формирование и ведение реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных Рособрнадзором, а также сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также во исполнение пункта 28 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности", Рособрнадзор ведет реестр экспертов и экспертных организаций, аккредитованных в установленном порядке.

Часть из указанных систем представляет собой открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, и доступ к ним обеспечивается в том числе на официальном сайте Рособрнадзора в сети Интернет.

8.3. Независимая система оценки качества услуг в сфере образования

 

Во исполнение подпункта "к" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части осуществления мероприятий по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, Минобрнауки России в рамках проведения системной работы по обеспечению методической поддержки регионов письмом от 4 февраля 2013 г. № АП-113/02 в субъекты Российской Федерации направило "Методические рекомендации Минобрнауки России по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности".

Данными Методическими рекомендациями предусмотрено проведение анализа реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, в части соответствия подходов, показателей и результатов независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, задачам оказания содействия заинтересованным лицам в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, в соответствии с их потребностями, а также повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, а также своевременности общественного освещения мероприятий по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" вносит изменения в Закон об образовании, предусматривающие механизм реализации независимой системы оценки качества образования, которая включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся будет осуществляться по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, а также будет проходить в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, будет проводиться по таким критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, доброжелательность, вежливость, компетентность работников, удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

При этом периодичность проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрена не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Предусмотрено, что работы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, будут осуществляться сформированными общественными советами, в задачу которых входит:

определение перечней организаций, в отношении которых проводится независимая оценка;

формирование предложений для разработки технического задания для организации (оператору), которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве образовательной деятельности организаций;

установка при необходимости дополнительных критериев оценки качества образовательной деятельности;

непосредственное проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

предоставление в заинтересованные органы результатов проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Предусмотрено, что публичная информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети Интернет.

Кроме того, в целях оказания методической поддержки субъектам Российской Федерации Минобрнауки России письмами от 12 марта 2014 г. № 02-128 и от 20 марта 2014 г. № АП-282/02 направило в субъекты Российской Федерации инструктивно-методическое письмо, а также подготовленную с учетом поручений "Инструкцию по внесению изменений в региональные планы мероприятий ("дорожные карты") повышения эффективности образования и науки" соответственно.

Данными документами субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществить внесение изменений в региональные "дорожные карты" в части обязательного отражения мероприятий по развитию независимой системы оценки качества образования.

Кроме того, в рамках реализации общественно значимых мероприятий Минобрнауки России в четвертом квартале 2014 г. планируется проведение конкурса лучших практик в субъектах Российской Федерации по реализации независимой системы оценки качества предоставления образовательных услуг.

 


IX. Основные проблемы в реализации государственной политики в сфере образования и пути их решения в предстоящем учебном году

 

Уровень образования населения Российской Федерации - один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в Российской Федерации менее 2% (один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8%) Российская Федерация превосходит большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Российская Федерация входит в число мировых лидеров по численности студентов программ третичного образования. Этот результат обеспечен более высокой долей среднего профессионального образования, в то время как по уровню населения с высшим образованием Российская Федерация соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни - life-long learning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60-70%. Российская Федерация пока отстает по этому показателю.

Для того, чтобы система профессионального образования соответствовала техническому и технологическому уровню современного производства, в настоящее время в регионах создаются многофункциональные центры прикладных квалификаций, реализующие в том числе краткосрочные программы дополнительного профессионального образования.

По показателю охвата детей дошкольным образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития. При этом Россия уступает ведущим европейским странам по масштабам развития системы сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).

В 2014 году в субъектах Российской Федерации продолжен проект модернизации региональных систем дошкольного образования, одним из показателей которых является охват детей раннего возраста программами поддержки.

За счет ранее принятых мер увеличилась доля образовательных организаций, обеспечивающих доступ к профессиональному образованию гражданам с ограниченными возможностями здоровья. В 2014 году данная работа продолжается. Минобрнауки России рассматривает вопрос о выделении в структуре государственной программы "Развитие образования" отдельной подпрограммы, целью которой будет являться создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также планируется утверждение федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерных образовательных программ.

Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, до конца 2014 года Минобрнауки России будет подготовлен план по реализации Концепции.

Меры, реализованные в 2012-2013 годах в части повышения заработных плат педагогических работников, уже приносят позитивные результаты, отмечается увеличение численности молодых преподавателей, растет средний балл по результатам ЕГЭ поступающих на педагогические специальности образовательных организаций высшего образования.

Однако проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педагогических образовательных организаций высшего образования в школу, но и в качестве подготовки будущих педагогов. В 2014 году в рамках Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций будут разработаны и апробированы основные образовательные программы бакалавриата с усиленной практической подготовкой по направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы "Образование и педагогические науки". Более 30 педагогических образовательных организаций высшего образования участвуют в проекте и уже начали создавать новые программы. Их главные отличия - гибкость и практическая направленность.

Помимо решения задачи подготовки нового поколения педагогов, решается вопрос о развитии системы стимулов для работающих педагогов в рамках нового порядка аттестации.

В 2015 году планируется модернизация ЕГЭ, введение в практику школ выпускного сочинения. Подготовка к его написанию предполагает формирование сложных и социально востребованных компетенций. Особой задачей в 2014 году станет формирование системы оценки сочинений, дающей сопоставимые результаты.

Важным изменением в системе национальных экзаменов должен стать учет индивидуальных достижений - портфолио выпускников, которое учитывается при поступлении в образовательные организации высшего образования. Внедрению системы портфолио должна предшествовать работа по предотвращению рисков. Планируется сформировать реестры олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций, признанных референтными организациями и профессиональными сообществами.

В разработке находится вопрос совершенствования ЕГЭ в части введения базового и профильного уровней в обязательных экзаменах (математика и русский язык). Базовый уровень будет являться достаточным для получения аттестата, а профильный уровень необходим для поступления на профильные специальности в образовательные организации высшего образования.

Наряду с отраслевыми инструментами оценки результатов образования планируется развивать механизмы независимой оценки качества образования. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" будут согласованы с Общественным советом при Минобрнауки России и утверждены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведен анализ сложившихся в субъектах Российской Федерации практик независимой оценки.

Обеспечение конкурентоспособности системы высшего образования в Российской Федерации остается одним из ключевых вопросов и в 2014/2015 учебном году. Будут реализованы мероприятия плана по развитию ведущих университетов. На реализацию программ повышения конкурентоспособности ведущих университетов выделены целевые средства федерального бюджета. Реализация плана мероприятий направлена на увеличение числа российских университетов, занимающих лидирующие позиции в мировых рейтингах университетов, в том числе за счет реализации программ развития, включающих мероприятия по развитию кадрового потенциала.


Приложения


Приложение 1.

 

Правовые акты в сфере образования, принятые в целях реализации федеральных законов от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.016 с.)