Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Экологические экскурсии и походы с детьми на природу

Поиск

 

1.Теоретические вопросы: Роль экскурсий в развитии ценностных ориентаций ребенка, накоплении конкретных и обобщенных представлений о природе. Содержание, структура экскурсий разного вида. Специфика работы педагога на подготовительном этапе. Послеэкскурсионная работа с детьми. Походы с детьми как форма экологического воспитания. Значение и место походов в системе экологического воспитания дошкольников.

2. Практическое задание: выделить основные структурные части экскурсии по теме «Золотая осень» в старшей группе.

3. Основные понятия: экскурсия,поход.

4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Т.А.Кулиновская.

 

Теоретические вопросы.

Экскурсия -это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитании, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход -это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.
Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого ряда факторов:
• Радостные чувства вызывают у дошкольников подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) и интересное место.
• Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленого (успокаивающего) тона, приятных лесных шумов.
• Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.
• Положительно на здоровье дошкольников влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся с отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).
На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. (Их планируют воспитатель и эколог, согласуя между собой.) Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы), опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений - им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. Эколог детского сада планирует показ леса как сообщества, продумывает заранее, в каких местах и на каких примерах можно продемонстрировать его «этажи», взаимосвязь обитателей, цепи питания (хотя бы 2-3 звена). Походы, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития. Дети должны увидеть, что это связано с дефицитом или избытком условий внешней среды, факторов неживой природы (света, тепла, влаги). Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать их внимание на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать ребенка самостоятельно искать ответы и наблюдать. Очень интересны походы в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно-прибрежной экосистемой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, как приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора «своего» постоянного места - тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор взрослым и детям нужно в рабочих перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом будут отнесены в контейнеры. Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто, ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений.
Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях: кружево листвы деревьев, просветы голубого неба и ажурная тень от нее на земле; стремительный полет ласточек, стрекоз, сверканье их крыльев на солнце; чарующее порханье бабочек среди цветов, деловитость мохнатых шмелей и многое другое. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит составить точный маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает начать сборы: смастерить игрушечные бинокли, фотоаппараты, чтобы лучше все рассмотреть, подобрать рюкзачок или поясную сумку, перчатки для труда, спортивную обувь и головной убор от солнца, пару целлофановых пакетов, которые можно надеть поверх обуви, если надо будет проходить влажные или грязные места, пакет для сбора интересного природного материала, сухой паек. Воспитатель рассказывает, как взрослые готовятся к походу: подбирают подходящую подстилку для отдыха, большой целлофан (его кладут на землю под подстилку, чтобы не проходила влага от земли; он также может служить общим укрытием во время дождя), готовят большой термос с чаем, двухлитровую бутыль с водой для мытья рук и других нужд, аптечку, атрибутику для игр и упражнений, фотоаппарат, мешок для мусора, корзину или сумку для интересных находок, банку и сачок (для рассматривания воды из водоема), сигнальные флажки для перехода через улицу. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращению с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке.

Собранный материал можно оформить в виде гербариев или наглядных пособий. Через 2-3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где они были и что видели, обобщающую беседу. Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Нужно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

Практическое задание. Выделить основные структурные части экскурсии по теме «Золотая осень» в старшей группе.

Вводная часть. Цель: актуализировать опыт детей, сообщить цель.

- Как выглядел парк в начале осени?

1 часть. Коллективное наблюдение. Показать красоту и разнообразие природы осенью.

2 часть. Сбор природного материала (опад).

3 часть. Игра «С какой ветки эти детки?».

Заключительная часть. Подведение итогов.

 

 

Вопрос 4. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей

 

1.Теоретические вопросы: Понятие «модель» и «моделирование» в дошкольной педагогике.Виды моделей. Методика использования моделей и моделирования в работе с дошкольниками. Календари природы и их роль в экологическом воспитании детей. Виды календарей. Связь моделирования с наблюдениями и опытом.

2.Практическое задание: составить предметно-схематическую модель птицы или рыбы.

3. Основные понятия: модель, моделирование, предметные, предметно-схематические, графические виды моделей, календарь природы.

4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, А.В.Запорожец, Н.Н.Ветрова.

 

Теоретические вопросы.

Мно­гообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в про­цессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни мно­гих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для вос­приятия связи и зависимости внутри природных сообществ рож­дают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает не­обходимость моделирования некоторых явлений, объектов при­роды.

Модель это предметное, графическое или действенное изоб­ражение чего-либо. Процесс создания модели называется модели­рующей деятельностью.

Модели— это материальные замес­тители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частя­ми или между отдельными компонентами.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструиро­ванию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Обучение моделированию осуществляется в такой последова­тельности.

Воспитатель:

-предлагает детям описать новые объекты природы с по­мощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

-организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно мо­дели, замещающие эти признаки;

-постепенно увеличивает количество сравниваемых объек­тов до трех-четырех;

-обучает детей моделированию существенных или значи­мых для деятельности признаков (например, отбор и моделиро­вание признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

-руководит созданием моделей элементарных понятий, та­ких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые раз­личные модели. Важнейшими из них являются календари приро­ды — графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

Можно выделить три типа календарей:

1.Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.

2.Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ

3.Календарь наблюдений за пти­цами.

Подробнее остановимся на календаре наблюдений за сезонными явлениями природы.

Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фик­сация наблюдений является неотъемлемой частью «недельной ме­тодики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, произ­водится значками и рисунком в полном соответствии с наблюде­ниями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашива­ют клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. Заполненная страница календаря — это гра­фическая модель состояния природы определенного периода оп­ределенного времени года, модель, в которой сочетается реалис­тическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изоб­ражением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару — красным, в теплое время — желтым, в прохладу — зеле­ным, а в мороз — синим. Животных можно изображать как рисун­ком, так и значками (например, птиц — «галочками» характерно­го для вида цвета). Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, — важ­ный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Что­бы она не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисо­вать по трафареткам карандашами.

Заполненные страницы «Календаря наблюдений за сезонными явлениями природы» для подготовительной группы, соединенные в шир­му.

Содержание календаря старшей группы немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа «Время» может состоять из одной недели, в графе «Живая природа» обязательными элемен­тами являются одно дерево и покров земли. Колебания погоды не имеют принципиального значения, за­кономерность сезонных изменений в природе проявляется в лю­бом случае, так как она связана с движением нашей планеты вок­руг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света.

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста — это набор картинок с изображением отдель­ных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводят­ся также в течение одной недели в месяц, но дети 3 — 4 лет ничего не рисуют, т.е. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, в каком это делают старшие до­школьники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картин­ками. Это своего рода подготовка к графическому моделирова­нию. Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант — 6 картинок на один сезон — по две картинки на нача­ло, разгар и конец сезона: на одной дерево изображается в тихую, а на другой — в ветреную погоду. Подготовкой к графическому моделированию является и игро­вой прием — одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку, вместе с воспитателем одевают куклу для улицы, так же как были одеты сами, и «выпус­кают ее на прогулку» (ставят возле картинок).

Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием на­учить детей обозначать температурные явления — степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают значком «Человечек»).

Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средних групп, предшествует заполнению ка­лендаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графи­ческого моделирования.

Моделирование. Кроме моделирования закономерных процес­сов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых су­ществ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позво­ляют дошкольникам познать их существенные стороны.

Разные виды моделей:

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объ­ектов и явлений. К ним относятся различные предметы, кон­струкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре

2. Предметно-схематические модели. В них су­щественные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Модель-макет рекомендует исполь­зовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мими­крия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обра­щают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая мо­дель помогает детям понять значение покровительственной ок­раски животных.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) пере­дают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения при­родных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выде­лить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии пред­варительного ознакомления детей с объектом природы при по­мощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, сущест­вующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Практическое задание: составить предметно-схематическую модель птицы или рыбы.

1. Среда обитания. 2. Обтекаемая форма тела. 3. Тело покрыто чешуей. 4. Дышит жабрами. 5. Плавает с помощью хвоста и плавников. 6. Размножение икрой.

 

Вопрос 5. Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне дошкольного образовательного учреждения

 

1.Теоретические вопросы: Дать определение совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне. Перечислить три способа, когда дошкольники могут стать участниками совместной деятельности. Организация совместной деятельности в разных возрастных группах. Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста.

2.Практическое задание: Выделить структуру трудового занятия.

3. Основные понятия: совместная деятельность, способы совместной деятельности.

4. Основные исследователи: С.Н.Николаева.

 

Теоретические вопросы.

Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию "экологических пространств", их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о "братьях меньших" - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота и взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Самая распространенная форма совместной деятельности - создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: "Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!" В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой).

Методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в следующем:
1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их самочувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).
2. Практическое выполнение всех операций по созданию нуж-1м,1ч условий (например, просеивание песка, лежащего на дне птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и его раскладывание в чистые кормушки и пр.).
3. Заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.
Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. "Экологическая формула" взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: "Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить". На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр. Второй момент методики традиционен - это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д. - всем обитателям стало лучше от того, что потрудились дежурные. Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5-6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки.
Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделить на три периода: начальный - осенние месяцы, средний - растягивается примерно на четыре месяца (декабрь-март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит интенсификация самостоятельности ребят.
Начальный период - дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности приоритет у воспитателя - он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс - приносит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий этап - это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому и степень включенности воспитателя в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим - лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.
На последнем этапе, когда дети дежурят по четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и помочь практически дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения грядовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т.д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других "экологических пространствах". Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) ~ каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания - методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Практическое задание. Выделить структуру трудового занятия на тему «Посадка лука» в средней группе.

1.Вводная беседа: Для чего люди едят фрукты и овощи? Можно ли сейчас посадить овощи на улице? Почему нельзя? Где можно посадить овощи?

2.Рассматривание луковицы (объекта труда): Какой формы луковица? Чем покрыта? Как называется верхняя часть луковицы? Что из нее вырастает? Как называется нижняя часть луковицы? Что из нее вырастает?

3.Показ способов выполнения работы. Воспитатель показывает задание целиком.
4.Дети выполняют посадку поэтапно. Дается оценка качества выполнения каждого этапа работы.

5.Заключительная часть. Ее роль – нацелить детей на уход и последующее наблюдение за ростом и развитие




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.011 с.)