Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Экологические экскурсии и походы с детьми на природуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Теоретические вопросы: Роль экскурсий в развитии ценностных ориентаций ребенка, накоплении конкретных и обобщенных представлений о природе. Содержание, структура экскурсий разного вида. Специфика работы педагога на подготовительном этапе. Послеэкскурсионная работа с детьми. Походы с детьми как форма экологического воспитания. Значение и место походов в системе экологического воспитания дошкольников. 2. Практическое задание: выделить основные структурные части экскурсии по теме «Золотая осень» в старшей группе. 3. Основные понятия: экскурсия,поход. 4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Т.А.Кулиновская.
Теоретические вопросы. Экскурсия -это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитании, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход -это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы. Работа после экскурсии. Сразу же по возвращению с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке. Собранный материал можно оформить в виде гербариев или наглядных пособий. Через 2-3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где они были и что видели, обобщающую беседу. Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Нужно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям. Практическое задание. Выделить основные структурные части экскурсии по теме «Золотая осень» в старшей группе. Вводная часть. Цель: актуализировать опыт детей, сообщить цель. - Как выглядел парк в начале осени? 1 часть. Коллективное наблюдение. Показать красоту и разнообразие природы осенью. 2 часть. Сбор природного материала (опад). 3 часть. Игра «С какой ветки эти детки?». Заключительная часть. Подведение итогов.
Вопрос 4. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей
1.Теоретические вопросы: Понятие «модель» и «моделирование» в дошкольной педагогике.Виды моделей. Методика использования моделей и моделирования в работе с дошкольниками. Календари природы и их роль в экологическом воспитании детей. Виды календарей. Связь моделирования с наблюдениями и опытом. 2.Практическое задание: составить предметно-схематическую модель птицы или рыбы. 3. Основные понятия: модель, моделирование, предметные, предметно-схематические, графические виды моделей, календарь природы. 4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, А.В.Запорожец, Н.Н.Ветрова.
Теоретические вопросы. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Модели— это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности. Воспитатель: -предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими; -организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки; -постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех; -обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы); -руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы — графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе. Можно выделить три типа календарей: 1.Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. 2.Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ 3.Календарь наблюдений за птицами. Подробнее остановимся на календаре наблюдений за сезонными явлениями природы. Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений является неотъемлемой частью «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. Заполненная страница календаря — это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару — красным, в теплое время — желтым, в прохладу — зеленым, а в мороз — синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками (например, птиц — «галочками» характерного для вида цвета). Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, — важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы она не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Заполненные страницы «Календаря наблюдений за сезонными явлениями природы» для подготовительной группы, соединенные в ширму. Содержание календаря старшей группы немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа «Время» может состоять из одной недели, в графе «Живая природа» обязательными элементами являются одно дерево и покров земли. Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света. Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста — это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3 — 4 лет ничего не рисуют, т.е. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, в каком это делают старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию. Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант — 6 картинок на один сезон — по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной дерево изображается в тихую, а на другой — в ветреную погоду. Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием — одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку, вместе с воспитателем одевают куклу для улицы, так же как были одеты сами, и «выпускают ее на прогулку» (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления — степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают значком «Человечек»). Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средних групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графического моделирования. Моделирование. Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Разные виды моделей: 1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре 2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия. Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе. Практическое задание: составить предметно-схематическую модель птицы или рыбы. 1. Среда обитания. 2. Обтекаемая форма тела. 3. Тело покрыто чешуей. 4. Дышит жабрами. 5. Плавает с помощью хвоста и плавников. 6. Размножение икрой.
Вопрос 5. Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне дошкольного образовательного учреждения
1.Теоретические вопросы: Дать определение совместной деятельности взрослых и детей в зеленой зоне. Перечислить три способа, когда дошкольники могут стать участниками совместной деятельности. Организация совместной деятельности в разных возрастных группах. Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста. 2.Практическое задание: Выделить структуру трудового занятия. 3. Основные понятия: совместная деятельность, способы совместной деятельности. 4. Основные исследователи: С.Н.Николаева.
Теоретические вопросы. Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию "экологических пространств", их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о "братьях меньших" - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота и взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Самая распространенная форма совместной деятельности - создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: "Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!" В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в следующем: Следующий этап - это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому и степень включенности воспитателя в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим - лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается. Практическое задание. Выделить структуру трудового занятия на тему «Посадка лука» в средней группе. 1.Вводная беседа: Для чего люди едят фрукты и овощи? Можно ли сейчас посадить овощи на улице? Почему нельзя? Где можно посадить овощи? 2.Рассматривание луковицы (объекта труда): Какой формы луковица? Чем покрыта? Как называется верхняя часть луковицы? Что из нее вырастает? Как называется нижняя часть луковицы? Что из нее вырастает? 3.Показ способов выполнения работы. Воспитатель показывает задание целиком. 5.Заключительная часть. Ее роль – нацелить детей на уход и последующее наблюдение за ростом и развитие
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.011 с.) |