Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О. Декроли об использовании природы в процессе развития личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Овид Декроли (1871 — 1932) — прогрессивный бельгийский педагог, врач, психолог. Он также был видным представителем педагогического течения «Новое воспитание», которое возникло в конце XIX — начале XX в. Сутью этого течения была борьба с формализмом в процессах воспитания и обучения, зубрежкой, игнорированием интересов детей. О. Декроли поставил своей целью реорганизовать процессы воспитания и обучения, связать работу детского сада и школы с окружающей ребенка природной и социальной средой. В основу работы этих учреждений предложил положить замечательный принцип, согласно которому ребенок — это своего рода улитка. «Улитка, улитка, покажи-ка свои рожки» — и она рано или поздно их высунет. Но ни в коем случае нельзя вытаскивать эти рожки наружу щипцами. Хотя, конечно, это будет быстрее. Непосредственный интерес, любознательность ребенка — вот тот мотив, на который может опираться педагог, работающий с маленькими детьми. Интересы, с точки зрения О. Декроли, определяются потребностями, причем не сформированными в процессе воспитания и обучения, а заложенными самой природой. К числу основных, естественных потребностей ученый относил потребности в пище, самосохранении, общении, труде и самосовершенствовании. О. Декроли считал, что каждая из этих потребностей выступает генератором внимания и мыслей ребенка. Известно, что потребности порождают отдельные группы интересов. Например, потребность в пище вызывает интересы, связанные с животными, растениями, водой, землей. Исходя из этого, О. Декроли строил систему обучения так, чтобы она отвечала на вопрос о том, как растения, животные, окружающие условия (вода, воздух, земля, солнце) обеспечивают удовлетворение потребности ребенка. На основе этих идей педагог разработал программу образовательной деятельности детей и выстроил ее на так называемых «центрах детских жизненных интересов». Программа была приближена к конкретным потребностям детей и одновременно к основам научных знаний. Она включала в себя два крупных раздела. Первый раздел предполагал познание ребенком самого себя, своих потребностей и желаний. О.Декроли считал, что ребенку важнее всего знать самого себя: какое у него настроение, как работают его органы, каково их название, как он ест, спит, дышит, работает, играет, почему он чувствует голод, жажду, холод, сонливость, почему он боится или сердится, какие у него недостатки и т. д. Второй раздел предполагал познание окружающей среды, так как потребности ребенка удовлетворяются за счет природной и социальной среды. Так возникает потребность изучения природы и организации деятельности ребенка в природе по удовлетворению его потребностей. «Потребности ребенка служат осью, и все, что общество и живая или мертвая природа создают для их удовлетворения, может быть предметом изучения для ребенка лишь в той мере, в какой это может быть воспринято его мозгом»1. На основе этих потребностей создавались комплексы ассоциативных идей. К примеру, комплекс «потребность в питании» выглядел следующим образом: Девиз: «Я голоден: я ем, пью, дышу, соблюдаю опрятность». Основные проблемы: как мы едим и пьем, какие пищевые продукты происходят от животных, растений, земли; как родители, школа, общество помогают ребенку питаться. Вывод: добыть и приготовить пищу стоит большого труда. Поэтому уничтожать пищу — «большой проступок». Для того чтобы ребенок в полной мере овладел предложенными программами, процесс усвоения знаний, по мнению О. Декроли, должен пройти три стадии: наблюдение; ассоциирование; выражение. Каждая стадия имеет свои конкретные задачи. Так, наблюдение, то есть «непосредственное соприкосновение с предметами одушевленными и неодушевленными, с явлениями и с их доступными наблюдению взаимоотношениями»2, позволяет приучить ребенка сознательно воспринимать окружающий мир, выявлять причины и делать выводы. Наблюдение О. Декроли понимал не только как зрительное восприятие, но и как использование всех органов чувств в процессе познания окружающего мира. Все наблюдения педагог предлагал сопровождать «ручными работами». Например, при знакомстве детей со злаковыми культурами им дают сноп, молотят его цепами, зерно размалывают камнями (как это делали дикари), пекут из полученной муки хлеб. Затем организуют экскурсию в пекарню, где убеждаются в преимуществе современного производства. Так, устанавливается причинность, познается технология приготовления хлеба, дается понятие о мере и счете. Если на первой стадии проводятся только наблюдения и непосредственное ознакомление с предметами и явлениями природы, то на второй стадии ассоциирования цель работы — «установление связи между воспоминаниями и их разработка, искание причины, цели, средств и т. д. исходя из воспоминаний»1. На этой стадии наблюдаемые ранее явления анализируются, сравниваются, обобщаются, классифицируются, систематизируются и т. д. Поясним процесс усвоения знаний на второй стадии примером изучения темы «Защита от врагов и опасностей». Сначала предлагали детям осмыслить средства их самозащиты: крик, ногти, зубы, удар, бег, бросание, прятанье. Поясняли, что самозащите содействуют глаз, ухо, нос. Далее предлагали вспомнить ранее наблюдаемых животных и растения, их приемы и средства защиты (толщина кожи, чешуя, шипы, колючки, рога, челюсти, щупальца, хвост, яд, укус, едкие жидкости, цвет, окраска и т. д.). На этой же стадии использовалась разработанная О. Декроли методика классификации и коллекционирования. Она настолько интересна, что представляется актуальной и сегодня. Суть ее в том, что дети, принося в детский сад или школу все, что нашли на улице в ходе экскурсии, прогулки, раскладывают по разделам: минералы, растения, семена, листья и т. д. Все это сортируют по отдельным конвертам, коробочкам, ящикам и дополняют иллюстрациями. Таким образом концентрируется материал по темам детских интересов (растения, животные, неживая природа и т. д.). В результате при помощи наглядности и личного опыта у детей формируются элементарные понятия, они закрепляются в памяти с помощью упражнений и усваиваются в единстве с навыками и умениями. И, наконец, третья стадия — выражение. Ее задача — «передача в той или иной форме — материальной, графической, устной — мыслей, выработанных при помощи упражнений в наблюдении и ассоциировании»2. По сути, «выражение» — это мысль ребенка, представленная в понятной для других форме. Анализируя результаты «выражений» детей, О. Декроли сделал интересный вывод: ребенку гораздо легче запомнить и использовать в своей речи названия предметов и явлений, виденных им в естественной среде, чем названия предметов, изображенных на картинке. Педагог постоянно акцентировал внимание на том, что представления детей должны быть связаны с реальными предметами и явлениями окружающего мира. Для реализации этого положения О. Декроли создал систему дидактических игр, которые обеспечивали разностороннее развитие детей. Он отмечал, что дети в игре почти бессознательно делают сравнения, сопоставления. Она побуждает припоминать, делать выводы и составлять суждения. «Игра не дополнение к учебно-воспитательному процессу, а его органическая часть». Положительно, что О. Декроли использовал в дидактических играх природные предметы и явления, окружающие детей, а не абстрактные геометрические формы, как у Ф. Фребеля. По мнению педагога, игры следует использовать как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений и впечатлений. Исходя из потребностей и интересов детей, О. Декроли разработал систему организации образовательной работы. Она была основана на принципе самообучения и предоставлялась детям в виде карточек-заданий. Приведем в пример карточку-задание по ознакомлению с почкой: 1. Посмотри и зарисуй почку сирени. 2. Поставь ветку с почкой в воду. 3. Зарисовывай почку ежедневно. 4. Наблюдай, что делается с почками сирени в саду. 5. Есть ли в июне почки на деревьях? 6. Скажи мне, когда ты их снова увидишь. О. Декроли считал, что ребенок, обучаясь, должен сам делать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или книгой. Но все же в этом процессе велика роль педагога. Он должен быть все время с детьми, активно помогать им во всех затруднениях (прочитать задание, ответить на интересующий ребенка вопрос), жить их интересами, улавливать их запросы. Главное, не на словах, не по книжкам, не в учебных комнатах, а на деле, в реальной действительности ребенок может познавать природу. Все содержание природоведческих знаний должно носить родиноведческий характер. Точнее использовать в деле обучения и воспитания краеведческий материал. Для этого О. Декроли предлагал изучать природу родного края в процессе путешествий. Это должны быть не длительные, изнурительные экскурсии по городам, а воскресные прогулки за город вместе с родителями. В результате и взрослые ощутят свежесть и бодрость, и дети станут «живой энциклопедией», полной ярких образов и впечатлений. В целом, разработанные О. Декроли идеи имеют свои привлекательные стороны: изучаемый природоведческий материал близок ребенку, связан с его потребностями (потребность в пище, самосохранении и т. д.); в процессе ознакомления с природой ребенок не произносит слов, не имеющих для него смысла, не связанных с его опытом; изучая природу, ребенок последовательно видит, слышит, чувствует, осмысливает, запоминает, воспроизводит; познавать природу ребенок может в процессе непосредственной деятельности в ней; всю образовательную работу необходимо строить только вокруг «центров интересов» детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.1 (0.011 с.) |