Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные исследования проблемы личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Поиск

В процессе развития ребенка можно условно выделить две гене­ральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком соци­ально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятель­ности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значи­мых качеств, становлению их адаптационных возможностей и ме­ханизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникаль­ного стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.

При использовании индивидуального подхода предполагает­ся учет индивидуальных особенностей ребенка, но делается это не с целью развития его индивидуальности, а для реализации совершен­но иной целевой установки — освоения детьми социального опыта, то есть знаний, умений и навыков, определенных в образовательных программах и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Это означает доминирование направленности на формирование в ребенке социально типичного, а не ярко индивидуального.

Личностно ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посред­ством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, са­мостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно ориентированный подход направлен на удовлетво­рение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных инс­титутов. При использовании данного подхода педагог прилагает ос­новные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъективных полномочий в образовательном процессе, способству­ющее преобразованию субъектно-субъектных отношений между пе­дагогами и их воспитанниками.

Личностно ориентированный подход складывается из трех состав­ляющих. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инстру­ментом мыследеятельности. К основным понятиям личностно ориен­тированного подхода можно отнести следующие: индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъ­ект, субъектность, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка.

Вторая составляющая — исходные положения и основные пра­вила построения процесса обучения и воспитания. Среди основных принципов личностно ориентированного подхода можно назвать принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, прин­цип доверия и поддержки.

Третий компонент личностно ориентированного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельно­сти. Технологический арсенал личностно ориентированного подхо­да, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содер­жания и способов учения и поведения.

К сожалению, в современной научной литературе нет четкого определения того, что такое технология личностно ориентирован­ного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. По­скольку реализация технологии — это в первую очередь деятельность педагога, то при рассматривании понятия «технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста» используется понятие личностно ориентированного под­хода в педагогической деятельности. Личностно ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, са­мостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социаль­но типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

Т. В. Хабарова определяет характерные черты личностно ори­ентированного взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении:

*замысел личностно ориентированного взаимодействия — созда­ние педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъ­ектного опыта детей;

*оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуаль­ного стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивиду­альных познавательных процессов и интересов;

*содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и на­выками самопознания);

*организация взаимодействия — проектирование характера взаи­модействия на основе учета личностных особенностей детей;

*применение педагогических приемов для актуализации и обога­щения субъектного опыта ребенка;

*использование разнообразных форм общения, особенно диалога;

*проявление доверия и толерантности во взаимодействии ребенка со взрослым и ребенка со сверстниками;

*стимулирование детей к осуществлению коллективного и инди­видуального выбора заданий, форм и способов их выполнения;

*избрание приемов и методов педагогической поддержки в качест­ве преобладающих способов организации деятельности;

*оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как размышлял, как делал, какие эмоции испытывал и т. д.).

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и струк­туре личностно ориентированного подхода позволяет ему целена­правленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать про­цессы самосовершенствования личности ребенка, развития его ин­дивидуальности.

В пособии «Экологическое образование в детском саду» Н. А. Ры­жова отмечает, что при выборе форм и методов работы следует учитывать ряд принципов, которые она характеризует с позиций личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

1. Принцип позитивизма предполагает формирование экологиче­ской культуры на положительных примерах.

2. Принцип проблемности предполагает создание педагогом проб­лемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Приме­ром таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятель­ность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблем­ная ситуация характеризуется следующими особенностями: потребностью у ребенка решать задачу; наличием неизвестного, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровнем умений и знаний ребенка, достаточным для активного поиска.

3. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Исполь­зование этого принципа предполагает, что для формирования эко­логической культуры педагог выбирает объекты, процессы, доступ­ные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, видеомате­риалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т. п. Принцип нагляд­ности учитывается и при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей предметной среде.

4. Принцип гуманистичности проявляется, прежде всего, в вы­боре педагогом соответствующей модели экологического обра­зования, подразумевающей переход от авторитарного обучения к педагогике сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую фор­му обучения — когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. В соответствии с этим прин­ципом педагог должен отдавать предпочтение методам работы, ко­торые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения чело­века и окружающей среды, понимать существующие элементарные взаимосвязи в природе. Таким образом, принцип гуманистичности предполагает переход на новый тип отношений педагога и ребен­ка, когда оба участвуют в образовательном процессе, при этом ре­бенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. Причем ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.

5. Принцип безопасности предполагает, что используемые педаго­гом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потен­циально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что педагог не должен забывать о заповеди «не навреди природе». То есть в процессе организуемых опытов, труда в природе и наблюдений не должны пострадать объ­екты природы.

6. Принцип интеграции предполагает тесное сотрудничество всех педагогов дошкольного учреждения. Важная особенность принципа интеграции заключается в том, что занятия разных пе­дагогов объединяются одной темой, однако каждый из них при этом решает задачи собственной образовательной области. Так, например, по теме «Вода» педагог на занятиях проводит с детьми исследовательскую работу. Во время прогулок наблюдает за снегом, льдом, инеем, лужами, туманом, ручейками (в зависимости от вре­мени года), а также читает литературу, проводит игры, дает возмож­ность самостоятельно поэкспериментировать с водой, понаблюдать за обитателями аквариума в группе. Музыкальный руководитель подбирает из своего репертуара произведения, связанные с темой «Вода» (песни, танцы, классические и современные произведения). Руководитель физического воспитания дошкольного учреждения организует различные подвижные игры.

7. Принцип деятельности. С позиций личностно ориентированного подхода необходимо расширять рамки самостоятельной деятельности детей за счет участия их совместно со взрослыми, особенно родителями или детьми более старшего возраста, в различных природоохранных акциях, оценке своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п.). Этот принцип позволяет сделать дея­тельность детей более осмысленной и необходимой для них лично.

Таким образом, можно отметить, что личностно ориентированный подход в образовании опирается на богатые традиции педагогов и философов эпохи Нового времени, эпохи Просвещения, педагогов XIX и XX вв. Для его успешной реализации необходимы:

*обеспечение активности каждого ребенка с учетом его возмож­ностей и индивидуальных склонностей;

*предоставление ребенку возможности выбора;

*смена педагогического воздействия на педагогическое взаимо­действие;

*изменение направленности действия — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому, ребенка к ребенку;

*включение в содержание образования опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего образовательный процесс становится обезличенным, формальным, невостребованным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.007 с.)