Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные исследования проблемы личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в процессе ознакомления с природойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. При использовании индивидуального подхода предполагается учет индивидуальных особенностей ребенка, но делается это не с целью развития его индивидуальности, а для реализации совершенно иной целевой установки — освоения детьми социального опыта, то есть знаний, умений и навыков, определенных в образовательных программах и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Это означает доминирование направленности на формирование в ребенке социально типичного, а не ярко индивидуального. Личностно ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъективных полномочий в образовательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Личностно ориентированный подход складывается из трех составляющих. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие: индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания. Среди основных принципов личностно ориентированного подхода можно назвать принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки. Третий компонент личностно ориентированного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. К сожалению, в современной научной литературе нет четкого определения того, что такое технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Поскольку реализация технологии — это в первую очередь деятельность педагога, то при рассматривании понятия «технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста» используется понятие личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности. Личностно ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Т. В. Хабарова определяет характерные черты личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении: *замысел личностно ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; *оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; *содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания); *организация взаимодействия — проектирование характера взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей; *применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка; *использование разнообразных форм общения, особенно диалога; *проявление доверия и толерантности во взаимодействии ребенка со взрослым и ребенка со сверстниками; *стимулирование детей к осуществлению коллективного и индивидуального выбора заданий, форм и способов их выполнения; *избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности; *оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как размышлял, как делал, какие эмоции испытывал и т. д.). Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его индивидуальности. В пособии «Экологическое образование в детском саду» Н. А. Рыжова отмечает, что при выборе форм и методов работы следует учитывать ряд принципов, которые она характеризует с позиций личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми: 1. Принцип позитивизма предполагает формирование экологической культуры на положительных примерах. 2. Принцип проблемности предполагает создание педагогом проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: потребностью у ребенка решать задачу; наличием неизвестного, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровнем умений и знаний ребенка, достаточным для активного поиска. 3. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для формирования экологической культуры педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т. п. Принцип наглядности учитывается и при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей предметной среде. 4. Принцип гуманистичности проявляется, прежде всего, в выборе педагогом соответствующей модели экологического образования, подразумевающей переход от авторитарного обучения к педагогике сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения — когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. В соответствии с этим принципом педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие элементарные взаимосвязи в природе. Таким образом, принцип гуманистичности предполагает переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. Причем ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. 5. Принцип безопасности предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что педагог не должен забывать о заповеди «не навреди природе». То есть в процессе организуемых опытов, труда в природе и наблюдений не должны пострадать объекты природы. 6. Принцип интеграции предполагает тесное сотрудничество всех педагогов дошкольного учреждения. Важная особенность принципа интеграции заключается в том, что занятия разных педагогов объединяются одной темой, однако каждый из них при этом решает задачи собственной образовательной области. Так, например, по теме «Вода» педагог на занятиях проводит с детьми исследовательскую работу. Во время прогулок наблюдает за снегом, льдом, инеем, лужами, туманом, ручейками (в зависимости от времени года), а также читает литературу, проводит игры, дает возможность самостоятельно поэкспериментировать с водой, понаблюдать за обитателями аквариума в группе. Музыкальный руководитель подбирает из своего репертуара произведения, связанные с темой «Вода» (песни, танцы, классические и современные произведения). Руководитель физического воспитания дошкольного учреждения организует различные подвижные игры. 7. Принцип деятельности. С позиций личностно ориентированного подхода необходимо расширять рамки самостоятельной деятельности детей за счет участия их совместно со взрослыми, особенно родителями или детьми более старшего возраста, в различных природоохранных акциях, оценке своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п.). Этот принцип позволяет сделать деятельность детей более осмысленной и необходимой для них лично. Таким образом, можно отметить, что личностно ориентированный подход в образовании опирается на богатые традиции педагогов и философов эпохи Нового времени, эпохи Просвещения, педагогов XIX и XX вв. Для его успешной реализации необходимы: *обеспечение активности каждого ребенка с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей; *предоставление ребенку возможности выбора; *смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; *изменение направленности действия — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому, ребенка к ребенку; *включение в содержание образования опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего образовательный процесс становится обезличенным, формальным, невостребованным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.007 с.) |