Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Фребель об окружающей природе как условии развития личности ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Фридрих Фребель (1782—1852) — немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор общественных дошкольных учреждений. Занимаясь проблемой индивидуального развития детей, ввел в педагогику понятие «саморазвитие» (один из ключевых терминов личностно ориентированного образования), рассматривая его как процесс выявления в ребенке божественного начала. По мнению Ф. Фребеля, воспитание предназначено для выявления и развития в человеке творческих задатков. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы человеческого сознания. В этой связи Ф. Фребель большое внимание в своей системе уделяет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа рано начинает благотворно влиять на ум и сердце ребенка. Еще будучи на руках у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды», ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т. д. Когда ребенок подрастет, необходимо специально организовывать наблюдения за явлениями и предметами природы. У Ф. Фребеля есть интересная методическая рекомендация по этому поводу. Он считал важным предмет наблюдения не изымать из естественных условий обитания, из тех отношений, в которых он находится. Ребенок «тем более проникнется в сущность предметов природы и внешнего мира, если ему дать познать предметы в той естественной связи, в которой они находятся»1. Для реализации этого необходимо организовывать прогулки и путешествия в природу, в процессе которых дети должны созерцать животных и растения «как бы в их жизни и в их обычных жилищах, как одни из них как бы впитывают в себя свет и тепло, а другие ищут темноты и тени, прохлады и сырости»2. Из этого Ф. Фребель делает интересное заключение, что путем наблюдений и нахождения взаимосвязей в природе в ребенке очень рано «сначала смутно, а потом все ясней и ясней будет развиваться великая мысль о внутренней, постоянной и живой связи всех вещей и явлений в природе»3. Он рекомендовал чаще выводить детей в природу и предостерегал от ложных опасений некоторых воспитателей в отношении незнания названий встречающихся растений. Плохо, что педагог не знает этих растений, но еще хуже, если он по этой причине не выводит детей на прогулки. Ф. Фребель советует объектам, встречающимся в природе, давать местные названия. Если воспитатель не знает и таковых, «пусть название определится данным моментом, или, что еще лучше, дать предмету какое-нибудь приблизительное, хотя бы даже немного длинное название, пока не подыщешь общеупотребительного»4. И однажды собственная прогулка Ф. Фребеля по живописным местам привела его к мысли назвать дошкольное учреждений «детским садом»: во-первых, он имел в виду, что дети большую часть времени будут проводить на открытом воздухе, в саду, под непосредственным влиянием природы; во-вторых, в переносном смысле — название «детский сад» означало: в воспитательном учреждении будет организован такой же уход за детьми, как в хорошем саду за растениями. В детском саду он предложил организовать сад для детей. Важность этого сада Ф. Фребель видел в том, что появляется возможность: постоянно с детьми наблюдать природу; давать детям понятие о ботанике; изучать садоводство и огородничество; развивать чувство религиозности; внушать правила общественной жизни. Последнее четко ощущается, когда знакомишься с рекомендациями Ф. Фребеля по организации сада. Вся площадь сада делится на две части. Одна часть — это общинный сад, который обрабатывается всеми детьми, вторая — частные сады, т. е. грядки-полосы, в полтора квадратных метра каждая. Грядки маленьких детей находятся между грядками больших, чтобы облегчить помощь старших детей. На своих частных грядках дети сеют и сажают, что они хотят, они обращаются с землей и растениями как им вздумается. Тут им предоставляется полная свобода, т. е. они сами ощущают последствия своей заботливости или нерадивости. Каждый ребенок отвечает за чистоту и порядок своей полоски. Чтобы дети чувствовали большую ответственность за работу на грядке, Ф. Фребель предложил обозначить каждую грядку табличкой с именем ребенка. Способ обработки и ухода за растениями детям показывается и объясняется педагогом в процессе работы в общем саду. Этот сад предназначен для выращивания самых разнообразных культур: масличных растений, злаков, стручковых, клубневых, репных, лекарственных и кормовых трав. Название каждого растения обозначается на деревянной табличке. Ф. Фребель считал это дополнительным средством, стимулирующим желание детей читать. Дети сначала приучаются распознавать сами растения, а затем их семена. Осенью дети собирают семена растений и складывают в коробочки, изготовленные самими детьми. Далее дети знакомятся с несеменными растениями. Весной они осуществляют посев семян и посадку растений. Чтобы придать занятиям в саду еще больше впечатлений и выразительности, Ф. Фребель предлагал сопровождать их «побуждающей песенкой». Например: «Отпустите в наш садик Семена цветов посеять, — Там — теплом весь воздух дышит, Все растет и зеленеет». Или: «В садик просим отпустить Наши клумбы посетить»1. Кроме наблюдений и труда в природе, Ф.Фребель придавал большое значение играм детей. Он считал первыми игрушками детей шар, куб, цилиндр и показал, что геометрические тела могут быть использованы для изображения других предметов: в качестве строительного материала (домик, забор, лесенка и т. д.); в качестве образной игрушки. Ф. Фребель полагал, что «прыгающий мячик может напомнить ребенку кошку, если сказать: "Вот кошка прыгает на скамеечку", или собаку, если сказать: "Так вот собака прыгает через забор", или же мяч обращается в цыпленка при словах: "Тип, тип, тип, к нам бежит цыпленок"»1. Точно так же куб может быть в глазах ребенка «котенком, который хочет поймать свой собственный хвост, затем комок снега, снежный обвал, который падает с крыши или с горы, скалу, которая отрывается и устремляется в долину»2. Подвижные игры, предложенные Ф. Фребелем для детей дошкольного возраста, также представляют интерес. Большинство подвижных игр построены на подражании явлениям природы, животным. Некоторые игры используются и в современной практике учреждений дошкольного образования. Это «Улитка», «Ручеек», «Кошки и мышки». Ф. Фребель предлагал во время игр в цветы, бабочки, звезды и т. д. сопровождать действия исполнением хоровых песенок, полных дидактизма, сентиментальности. Например: «Здравствуй, миленький цветочек! Здравствуй, как тебя зовут? Очень хочется узнать мне, Что хорошего в тебе?» Или: «Бабочка, будь другом нам, Поклонись от нас цветам».3 Конечно, сюжетные подвижные игры очень интересны детям, но немецкий педагог считал, что часто обширный словесный материал в процессе игр не способствует реализации двигательной активности детей. Идеи Ф. Фребеля об использовании наблюдений, труда, игр в природе в процессе развития ребенка во многом актуальны и сегодня. Но не следует забывать, что конечная цель познания ребенком природы, по Фребелю, это познание Бога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.009 с.) |