Ф. Фребель об окружающей природе как условии развития личности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. Фребель об окружающей природе как условии развития личности ребенка



Фридрих Фребель (1782—1852) — немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор общественных до­школьных учреждений. Занимаясь проблемой индивидуального развития детей, ввел в педагогику понятие «саморазвитие» (один из ключевых терминов личностно ориентированного образования), рас­сматривая его как процесс выявления в ребенке божественного на­чала. По мнению Ф. Фребеля, воспитание предназначено для выяв­ления и развития в человеке творческих задатков. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы человеческого сознания.

В этой связи Ф. Фребель большое внимание в своей системе уде­ляет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа рано начинает благотворно влиять на ум и сердце ребенка. Еще будучи на руках у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды», ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т. д. Когда ребенок подрастет, необходимо специально организовывать наблюдения за явлениями и предметами природы. У Ф. Фребеля есть интересная методическая рекомендация по это­му поводу. Он считал важным предмет наблюдения не изымать из естественных условий обитания, из тех отношений, в которых он находится. Ребенок «тем более проникнется в сущность предметов природы и внешнего мира, если ему дать познать предметы в той естественной связи, в которой они находятся»1. Для реализации это­го необходимо организовывать прогулки и путешествия в природу, в процессе которых дети должны созерцать животных и растения «как бы в их жизни и в их обычных жилищах, как одни из них как бы впитывают в себя свет и тепло, а другие ищут темноты и тени, про­хлады и сырости»2. Из этого Ф. Фребель делает интересное заключе­ние, что путем наблюдений и нахождения взаимосвязей в природе в ребенке очень рано «сначала смутно, а потом все ясней и ясней будет развиваться великая мысль о внутренней, постоянной и живой связи всех вещей и явлений в природе»3. Он рекомендовал чаще выводить детей в природу и предостерегал от ложных опасений некоторых вос­питателей в отношении незнания названий встречающихся растений. Плохо, что педагог не знает этих растений, но еще хуже, если он по этой причине не выводит детей на прогулки. Ф. Фребель совету­ет объектам, встречающимся в природе, давать местные названия. Если воспитатель не знает и таковых, «пусть название определится данным моментом, или, что еще лучше, дать предмету какое-нибудь приблизительное, хотя бы даже немного длинное название, пока не подыщешь общеупотребительного»4.

И однажды собственная прогулка Ф. Фребеля по живопис­ным местам привела его к мысли назвать дошкольное учреждений «детским садом»:

во-первых, он имел в виду, что дети большую часть времени бу­дут проводить на открытом воздухе, в саду, под непосредственным влиянием природы;

во-вторых, в переносном смысле — название «детский сад» озна­чало: в воспитательном учреждении будет организован такой же уход за детьми, как в хорошем саду за растениями.

В детском саду он предложил организовать сад для детей. Важ­ность этого сада Ф. Фребель видел в том, что появляется возможность:

постоянно с детьми наблюдать природу;

давать детям понятие о ботанике;

изучать садоводство и огородничество;

развивать чувство религиозности;

внушать правила общественной жизни.

Последнее четко ощущается, когда знакомишься с рекомендаци­ями Ф. Фребеля по организации сада. Вся площадь сада делится на две части. Одна часть — это общинный сад, который обрабатывается всеми детьми, вторая — частные сады, т. е. грядки-полосы, в полтора квадратных метра каждая. Грядки маленьких детей находятся между грядками больших, чтобы облегчить помощь старших детей. На своих частных грядках дети сеют и сажают, что они хотят, они обращаются с землей и растениями как им вздумается. Тут им предоставляется пол­ная свобода, т. е. они сами ощущают последствия своей заботливос­ти или нерадивости. Каждый ребенок отвечает за чистоту и порядок своей полоски. Чтобы дети чувствовали большую ответственность за работу на грядке, Ф. Фребель предложил обозначить каждую грядку табличкой с именем ребенка.

Способ обработки и ухода за растениями детям показывается и объясняется педагогом в процессе работы в общем саду. Этот сад предназначен для выращивания самых разнообразных культур: мас­личных растений, злаков, стручковых, клубневых, репных, лекарст­венных и кормовых трав. Название каждого растения обозначается на деревянной табличке. Ф. Фребель считал это дополнительным средством, стимулирующим желание детей читать. Дети сначала при­учаются распознавать сами растения, а затем их семена. Осенью дети собирают семена растений и складывают в коробочки, изготовленные самими детьми. Далее дети знакомятся с несеменными растениями. Весной они осуществляют посев семян и посадку растений.

Чтобы придать занятиям в саду еще больше впечатлений и вы­разительности, Ф. Фребель предлагал сопровождать их «побуж­дающей песенкой». Например: «Отпустите в наш садик Семена цветов посеять, — Там — теплом весь воздух дышит, Все растет и зеленеет». Или: «В садик просим отпустить Наши клумбы посетить»1.

Кроме наблюдений и труда в природе, Ф.Фребель придавал большое значение играм детей. Он считал первыми игрушками детей шар, куб, цилиндр и показал, что геометрические тела могут быть использованы для изображения других предметов:

в качестве строительного материала (домик, забор, лесенка и т. д.);

в качестве образной игрушки. Ф. Фребель полагал, что «прыга­ющий мячик может напомнить ребенку кошку, если сказать: "Вот кошка прыгает на скамеечку", или собаку, если сказать: "Так вот со­бака прыгает через забор", или же мяч обращается в цыпленка при словах: "Тип, тип, тип, к нам бежит цыпленок"»1. Точно так же куб может быть в глазах ребенка «котенком, который хочет поймать свой собственный хвост, затем комок снега, снежный обвал, который па­дает с крыши или с горы, скалу, которая отрывается и устремляется в долину»2.

Подвижные игры, предложенные Ф. Фребелем для детей дошколь­ного возраста, также представляют интерес. Большинство подвижных игр построены на подражании явлениям природы, животным. Не­которые игры используются и в современной практике учреждений дошкольного образования. Это «Улитка», «Ручеек», «Кошки и мыш­ки». Ф. Фребель предлагал во время игр в цветы, бабочки, звезды и т. д. сопровождать действия исполнением хоровых песенок, полных дидактизма, сентиментальности. Например:

«Здравствуй, миленький цветочек! Здравствуй, как тебя зовут? Очень хочется узнать мне, Что хорошего в тебе?» Или: «Бабочка, будь другом нам, Поклонись от нас цветам».3

Конечно, сюжетные подвижные игры очень интересны детям, но немецкий педагог считал, что часто обширный словесный ма­териал в процессе игр не способствует реализации двигательной активности детей. Идеи Ф. Фребеля об использовании наблюдений, труда, игр в природе в процессе развития ребенка во многом актуальны и сегодня. Но не следует забывать, что конечная цель познания ребен­ком природы, по Фребелю, это познание Бога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.143.154 (0.01 с.)