Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. Монтессори о влиянии окружающей природы на личность ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мария Монтессори (1870—1952) провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Она всячески поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком со стороны взрослого. В своей работе «Дом ребенка. Метод научной педагогики» итальянский педагог с иронией отмечает: «Воспитание, даваемое современной хорошей матерью или учительницей, заключается, например, в приказе ребенку, бегающему по цветнику, не трогать цветы и не топтать травы»1. В результате своих рассуждений о развитии детей она пришла к отрицанию активной роли педагога и четко определила, что одним из факторов, содействующих этому, является окружающая ребенка природа. Природа способствует физическому развитию ребенка. В этом легко убеждаются, когда «детям дают расти на открытом воздухе, в общественных садах или же на много часов оставляют их полунагими на берегу моря, под прямым воздействием солнечных лучей. Все больше и больше распространяются морские и горные колонии, и все это укрепляет людей в сознании того, что наилучший способ оздоровить ребенка, это — погрузить его в природу»2. Однако, как пишет М. Монтессори, «интересы психической жизни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием и чтобы он мог открыть ее прямому воздействию воспитательных сил самой природы»3. Под воспитательным воздействием природы на ребенка понималось в первую очередь нравственное развитие. Общение с природой способствует развитию таких нравственных чувств и качеств, как: усердие, заботливость. По этому поводу М. Монтессори говорит: «Награда, получаемая в данном случае ребенком, естественно, вытекает из его заботливости. В один прекрасный день, после долгих забот о доставлении корма и соломы голубям, сидящим на яйцах, он вдруг находит голубят! Видит множество цыплят вокруг курицы, которая еще вчера неподвижно сидела на гнезде!.. С каким восторгом ходят они по утрам отпирать дверцы, носят воду и солому, с каким вниманием они сторожат курочек днем, а по вечерам запирают дверцы, убедившись, что птицы ни в чем не нуждаются!»1; предусмотрительность. «Убедившись, что жизнь растения, посаженного им, зависит от правильной поливки, а жизнь животного от заботливого кормления, без чего растения засыхают, а животные страдают от голода, ребенок становится иным, подобно человеку, почувствовавшему свое призвание в жизни»2; терпение и доверчивое ожидание. «Когда дети, посадив зерно в землю, ждут, пока оно прорастет, и видят первое проявление бесформенного растения, потом дожидаются цветения и превращения цветка в плод, наблюдают, как одни растения прорастают раньше, а другие — позднее, как быстро протекает жизнь однолетних растений и как медленно растут плодовые деревья, — они в конце концов приобретают душевное равновесие и усваивают первые зародыши той мудрости, которая характеризовала земледельцев в эпоху их первобытной красоты»3; «чувство природы». «В процессе работы между душой ребенка и живыми существами, развивающимися под его уходом, возникает род взаимодействия. Ребенок горячо любит всякие проявления жизни <...> малютки способны заинтересоваться даже земляными червями и движениями личинок в навозе, не испытывая такого отвращения, которое мы, выросшие вдали от природы, питаем к некоторым животным. Крайне желательно развивать это чувство доверия к живым существам: ведь это — особая форма любви и единения с природой»4. «Соприкосновение с мирозданием» для детей дошкольного возраста заключается в сельскохозяйственном труде, в разведении животных и растений и в наблюдении природы. Для того чтобы ребенок мог испытать воспитательное воздействие природы, педагогу следует использовать следующие средства: 1. Труд по уходу за животными и растениями. М. Монтессори предложила создать соответствующие условия на участке возле Дома ребенка и в его помещении. Любой двор возле дошкольного учреждения можно превратить в садик, в котором дети свободно бегают на открытом воздухе, отдыхают в тени деревьев. Часть земли стоит вскопать и сделать грядки. Причем земли должно быть достаточно, чтобы всем детям старше четырех лет достался индивидуальный участок. В каждом садике высеваются разные сельскохозяйственные растения для практической демонстрации того, как и когда надо сеять и убирать, сколько времени требует созревание различных продуктов, как подготавливать почву и т. п. То же проделывается и с декоративными растениями. В помещении Дома ребенка также много растений, цветов, зелени, есть животные, птицы в клетках, аквариумы. Причем она рекомендовала распределять их по всему помещению, а не сосредоточивать в одном месте. Так ребенок, перемещаясь по комнате, будет постоянно общаться с предметами природы, наблюдать их, замечать происходящие изменения, ухаживать за ними. М. Монтессори была так глубоко убеждена в силе благотворного воздействия природы на душу ребенка, что уверяла: «В крайнем случае, для этой цели годится даже горшок с цветами на окне»1. 2. Наблюдение. В отличие от своих предшественников Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др., которые уверяли, что постоянное общение ребенка с природой способствует развитию внешних органов чувств, М. Монтессори стояла на позиции, что только хорошо развитые органы чувств способствуют эффективному наблюдению за окружающей природой. Она пишет: «Мы не можем развивать наблюдательность, говоря ему: "Наблюдай!" Ему надо дать средство для такого наблюдения; средства же эти создает воспитание чувств. Утонченные чувства облегчают внимательное наблюдение окружающей среды, и среда бесконечным разнообразием привлекает внимание и довершает дело психосенсорного воспитания»2. Итальянский педагог предложила упражнения, побуждающие к наблюдению среды. Это, во-первых, упражнения со специальными дидактическими материалами. Она полагала, что, «дав ребенку дидактические материалы, способные развивать его чувства, мы должны ждать, пока в нем не зародится наблюдательность»1. Например, упражнения по развитию обоняния. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребенка более внимательным и тонко чувствующим, запоминается, остается с ним надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им свое восприятие запаха и состояния. Можно вместе с детьми собрать разнообразный материал с запахом, разложить его в специальные коробочки и показать, с каким наслаждением следует вдыхать запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры или щепок. Через некоторое время (1—2 недели) следует отметить, что запахи утратили свою свежесть, поменялись, а некоторые почти исчезли. Стоит сравнить запахи, собранные в природе, с запахами кулинарной коллекции: лаврового листа, корицы, кориандра, гвоздики, перца, ванили. Осенью можно приготовить собственные «сухие духи», собрав в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любимых цветов и листьев. Такие коллекции запахов способствуют обогащению распознавательных и интеллектуальных возможностей детей. Во-вторых, это раскрашивание контурных рисунков. М. Монтессори предлагала давать детям множество контурных рисунков, изображающих цветы, бабочек, деревья, животных, простые ландшафты с травой, небом, домами и человеческими фигурами для раскрашивания карандашами и красками. Эти рисунки помогают педагогу изучить представления детей о предметах и явлениях природы. «Если, например, ребенок рисует цыпленка красным, а корову зеленым, то это показывает, что он еще не умеет наблюдать»2. М. Монтессори обращала внимание на необходимость эмоциональной окрашенности взаимодействия ребенка с природой. Надо приучать детей восхищаться каждой, даже самой незначительной, частицей природы, будь то цветок или муравейник, понимать ее гармонию и беречь. На современном этапе элементы теории М. Монтессори достаточно широко внедряются в практику работы с детьми дошкольного возраста. На основе идей итальянского педагога разрабатываются разнообразные упражнения с Монтессори-материалом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.011 с.) |