М. Монтессори о влиянии окружающей природы на личность ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. Монтессори о влиянии окружающей природы на личность ребенка



Мария Монтессори (1870—1952) провозглашала теорию само­воспитания и самообучения. Она всячески поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком со стороны взрослого. В своей работе «Дом ребенка. Метод научной педагогики» итальян­ский педагог с иронией отмечает: «Воспитание, даваемое современ­ной хорошей матерью или учительницей, заключается, например, в приказе ребенку, бегающему по цветнику, не трогать цветы и не топтать травы»1. В результате своих рассуждений о развитии детей она пришла к отрицанию активной роли педагога и четко определила, что одним из факторов, содействующих этому, является окружающая ребенка природа.

Природа способствует физическому развитию ребенка. В этом легко убеждаются, когда «детям дают расти на открытом воздухе, в общественных садах или же на много часов оставляют их полуна­гими на берегу моря, под прямым воздействием солнечных лучей. Все больше и больше распространяются морские и горные колонии, и все это укрепляет людей в сознании того, что наилучший способ оздоровить ребенка, это — погрузить его в природу»2.

Однако, как пишет М. Монтессори, «интересы психической жиз­ни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием и чтобы он мог открыть ее прямому воздействию вос­питательных сил самой природы»3. Под воспитательным воздействи­ем природы на ребенка понималось в первую очередь нравственное развитие. Общение с природой способствует развитию таких нрав­ственных чувств и качеств, как:

усердие, заботливость. По этому поводу М. Монтессори гово­рит: «Награда, получаемая в данном случае ребенком, естественно, вытекает из его заботливости. В один прекрасный день, после долгих забот о доставлении корма и соломы голубям, сидящим на яйцах, он вдруг находит голубят! Видит множество цыплят вокруг курицы, которая еще вчера неподвижно сидела на гнезде!.. С каким восторгом ходят они по утрам отпирать дверцы, носят воду и солому, с каким вниманием они сторожат курочек днем, а по вечерам запирают двер­цы, убедившись, что птицы ни в чем не нуждаются!»1;

предусмотрительность. «Убедившись, что жизнь растения, по­саженного им, зависит от правильной поливки, а жизнь животного от заботливого кормления, без чего растения засыхают, а животные страдают от голода, ребенок становится иным, подобно человеку, по­чувствовавшему свое призвание в жизни»2;

терпение и доверчивое ожидание. «Когда дети, посадив зерно в землю, ждут, пока оно прорастет, и видят первое проявление бес­форменного растения, потом дожидаются цветения и превращения цветка в плод, наблюдают, как одни растения прорастают раньше, а другие — позднее, как быстро протекает жизнь однолетних расте­ний и как медленно растут плодовые деревья, — они в конце концов приобретают душевное равновесие и усваивают первые зародыши той мудрости, которая характеризовала земледельцев в эпоху их пер­вобытной красоты»3;

«чувство природы». «В процессе работы между душой ребенка и живыми существами, развивающимися под его уходом, возникает род взаимодействия. Ребенок горячо любит всякие проявления жизни <...> малютки способны заинтересоваться даже земляными червями и движениями личинок в навозе, не испытывая такого отвращения, которое мы, выросшие вдали от природы, питаем к некоторым жи­вотным. Крайне желательно развивать это чувство доверия к живым существам: ведь это — особая форма любви и единения с природой»4.

«Соприкосновение с мирозданием» для детей дошкольного воз­раста заключается в сельскохозяйственном труде, в разведении жи­вотных и растений и в наблюдении природы.

Для того чтобы ребенок мог испытать воспитательное воздей­ствие природы, педагогу следует использовать следующие средства:

1. Труд по уходу за животными и растениями. М. Монтессори пред­ложила создать соответствующие условия на участке возле Дома ре­бенка и в его помещении.

Любой двор возле дошкольного учреждения можно превратить в садик, в котором дети свободно бегают на открытом воздухе, отды­хают в тени деревьев. Часть земли стоит вскопать и сделать грядки. Причем земли должно быть достаточно, чтобы всем детям старше четырех лет достался индивидуальный участок. В каждом садике вы­севаются разные сельскохозяйственные растения для практической демонстрации того, как и когда надо сеять и убирать, сколько вре­мени требует созревание различных продуктов, как подготавливать почву и т. п. То же проделывается и с декоративными растениями.

В помещении Дома ребенка также много растений, цветов, зе­лени, есть животные, птицы в клетках, аквариумы. Причем она ре­комендовала распределять их по всему помещению, а не сосредото­чивать в одном месте. Так ребенок, перемещаясь по комнате, будет постоянно общаться с предметами природы, наблюдать их, замечать происходящие изменения, ухаживать за ними.

М. Монтессори была так глубоко убеждена в силе благотворного воздействия природы на душу ребенка, что уверяла: «В крайнем слу­чае, для этой цели годится даже горшок с цветами на окне»1.

2. Наблюдение. В отличие от своих предшественников Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др., которые уверяли, что постоянное общение ребенка с природой способствует разви­тию внешних органов чувств, М. Монтессори стояла на позиции, что только хорошо развитые органы чувств способствуют эффективному наблюдению за окружающей природой. Она пишет: «Мы не можем развивать наблюдательность, говоря ему: "Наблюдай!" Ему надо дать средство для такого наблюдения; средства же эти создает воспитание чувств. Утонченные чувства облегчают внимательное наблюде­ние окружающей среды, и среда бесконечным разнообразием при­влекает внимание и довершает дело психосенсорного воспитания»2. Итальянский педагог предложила упражнения, побуждающие к на­блюдению среды.

Это, во-первых, упражнения со специальными дидактическими материалами. Она полагала, что, «дав ребенку дидактические материалы, способные развивать его чувства, мы должны ждать, пока в нем не зародится наблюдательность»1. Например, упражнения по развитию обоняния. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребенка более внимательным и тон­ко чувствующим, запоминается, остается с ним надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им свое восприятие запаха и состояния. Можно вместе с детьми собрать разнообразный мате­риал с запахом, разложить его в специальные коробочки и пока­зать, с каким наслаждением следует вдыхать запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры или щепок. Через некоторое время (1—2 недели) следует отметить, что запахи утратили свою свежесть, поменялись, а некоторые почти исчезли. Стоит сравнить запахи, собранные в природе, с запахами кулинарной коллекции: лаврового листа, корицы, кориандра, гвоздики, перца, ванили. Осенью можно приготовить собственные «сухие духи», собрав в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любимых цветов и листьев. Такие коллекции запахов способствуют обогащению распознавательных и интеллектуальных возможностей детей.

Во-вторых, это раскрашивание контурных рисунков. М. Монтессори предлагала давать детям множество контурных рисунков, изобра­жающих цветы, бабочек, деревья, животных, простые ландшафты с травой, небом, домами и человеческими фигурами для раскрашива­ния карандашами и красками. Эти рисунки помогают педагогу изу­чить представления детей о предметах и явлениях природы. «Если, например, ребенок рисует цыпленка красным, а корову зеленым, то это показывает, что он еще не умеет наблюдать»2.

М. Монтессори обращала внимание на необходимость эмоцио­нальной окрашенности взаимодействия ребенка с природой. Надо приучать детей восхищаться каждой, даже самой незначительной, частицей природы, будь то цветок или муравейник, понимать ее гар­монию и беречь.

На современном этапе элементы теории М. Монтессори доста­точно широко внедряются в практику работы с детьми дошкольного возраста. На основе идей итальянского педагога разрабатываются разнообразные упражнения с Монтессори-материалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.004 с.)