Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логическая цепочка «Деревья»

Поиск

Компоненты логической цепочки: 1) силуэт дерева, 2) ствол де­рева, 3) сосна, 4) ель, 5) береза, 6) яблоко, 7) плоды вишни.

Логическая цепочка «Кустарники»

Компоненты логической цепочки: 1) силуэт кустарника, 2) си­рень, 3) малина, 4) смородина, 5) веточка ягод красной смородины, 6) ягода ежевики, 7) плод — лесной орех.

Логическая цепочка «Травы»

Компоненты логической цепочки: 1) силуэт травянистого рас­тения, 2) ромашка, 3) колокольчик, 4) календула, 5) подорожник, 6) семена бобов, 7) семена подсолнуха.

Игра «Смена собеседника»

Задачи: оперирование имеющимися природоведческими и эко­логическими представлениями дошкольников, развитие творческого мышления, умение взаимодействовать в процессе обсуждения воп­роса, обобщение имеющихся знаний.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: стулья, система вопросов (5—7).

3. Время проведения — 10—15 мин.

Игровые правила:

1. Участникам предлагается рассчитаться на первый-второй.

2. Участникам, имеющим первые номера, предлагается взять по стулу, поставить их в круг и сесть на них, спиной в круг — это внут­ренний круг участников.

3. Участники, имеющие вторые номера, взяв стул, садятся напро­тив одного из участников — первых номеров, образовав внешний круг.

4. Собеседникам каждой пары предлагается сделать друг другу комплимент.

5. Педагог называет первый вопрос и предлагает собеседникам тихо обменяться информацией, т.е. ответить на этот вопрос друг другу.

6. Педагог предлагает одной из пар громко дать свой ответ на вопрос.

7. После каждого ответа на вопрос первые номера передвигаются на один стул по часовой стрелке.

8. Смена собеседника повторяется до последнего вопроса.

9. После ответа на последний вопрос педагог предлагает собесед­никам поблагодарить друг друга.

Содержание игры:

1-й вариант. «Эти разные животные»

1. Приведите пример того, как животные готовятся к зиме.

2. Приведите пример того, как животные защищаются.

3. Приведите пример хищных животных.

4. Приведите пример травоядных животных.

5. Приведите пример перелетных птиц.

6. Приведите пример животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

7. Приведите пример летающих насекомых.

2-й вариант. «Эти разные растения»

1. Приведите пример того, как растения распространяют свои семена.

2. Приведите пример растения, растущего в жарких странах.

3. Приведите пример того, как растение движется.

4. Приведите пример растения, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь.

5. Приведите пример того, как растения готовятся к зимним холодам.

6. Приведите пример растения, растущего в уголке природы дет­ского сада.

7. Приведите пример того, как растения могут защищаться (они могут быть колючими, жгучими, ядовитыми).

3-й вариант. «Неживая природа»

1. Приведите пример свойств воды.

2. Приведите пример свойств камня.

3. Приведите пример свойств снега.

4. Приведите пример свойств песка.

5. Приведите пример свойств воздуха.

6. Приведите пример свойств льда.

7. Приведите пример свойств глины.

Игра «Букет»

Задачи: уточнение природоведческих представлений дошкольни­ков, формирование умения взаимодействия, развитие эмоциональ­но-чувственной сферы, самооценки.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — 9 детей.

2. Необходимое оборудование: стулья, шапочки с изображениями объектов природы.

3. Время проведения игры — 15—20 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру, приглашает участников и предлагает сесть на стулья, расставленные по кругу.

2. Основные участники садятся в круг, все остальные дети группы становятся наблюдателями и располагаются по кругу на расстоянии 1 м от основных игроков.

3. Педагог знакомит участников с условиями игры.

4. Каждому из основных игроков педагог надевает шапочку, к которой прикреплена картинка с изображением объекта при­роды. Обладатель шапочки не должен видеть, что изображено на карточке. Все остальные участники игры будут видеть карточки и знать кто есть кто, но по условиям игры нельзя говорить это вслух.

5. Каждый обладатель шапочки по очереди задает косвенные во­просы остальным игрокам и пытается определить, что же изображено у него на шапочке.

6. После того как определены и названы все цветы, педагог пред­лагает составить из них три букета, т.е. сесть рядом.

7. Участники должны обосновать объединение растений в один букет.

Содержание игры:

1-й вариант

Букет 1

Компоненты букета: ромашка, клевер, колокольчик.

Обоснование: это все луговые растения.

Букет 2

Компоненты букета: роза, тюльпан, нарцисс.

Обоснование: это растения клумбы.

Букет 3

Компоненты букета: горошек, подсолнух, клубника.

Обоснование: это огородные растения.

2-й вариант

Букет 1

Компоненты: ветка яблони с яблоком, ветка ели, ветка вишни с плодами.

Обоснование: это деревья.

Букет 2

Компоненты: ветка с цветами сирени, ветка красной смородины с плодами, роза.

Обоснование: это кустарники.

Букет 3

Компоненты: колокольчик, ромашка, василек.

Обоснование: это травянистые растения.

Игра «Цветные фигуры»

Задачи: уточнение представлений дошкольников о предметах природы, их внешнем виде, окраске.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников— до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: разнообразные фигуры из цветной бумаги, каждая фигура представлена в 2 — 3 экземплярах разного цвета.

3. Время проведения — 10 мин.

Игровые правила:

1. Педагог объясняет правила: из множества фигур участники вы­бирают одну — и объясняют свой выбор.

2. Педагог раскладывает все имеющиеся фигуры.

3. Каждый участник выбирает одну фигуру, которая по форме и цвету ему больше всего нравится. Одну фигуру выбирает и педагог.

4. Педагог предлагает внимательно рассмотреть выбранную фигу­ру, поворачивая ее в разные стороны, и через 2—3 минуты объяснить свой выбор: что символизирует для него цвет и форма выбранной фигуры.

5. Начинает педагог, задавая своим рассказом алгоритм объясне­ния выбора.

6. Затем каждый из участников по кругу объясняет свой выбор, демонстрируя всем выбранную фигуру.

7. В результате педагог подводит итог, подчеркивая индивидуаль­ность каждого участника.

Содержание игры:

1-й вариант. «Животные»

Фигура 1. Например, может символизировать хвост, крыло, клюв, плавник и т. д.

Фигура 2. Например, может символизировать икринку, яйцо, глаз и т. д.

Фигура 3. Например, может символизировать след утки, летящую птицу и т. д.

Фигура 4. Например, может символизировать дождевого червяч­ка, гусеницу, угря и т. д.

Фигура 5. Например, может символизировать рыбку, перышко, дельфина и т. д.

Фигура 6. Например, может символизировать след животного, голову животного с ушками и мордочкой и т. д.

Фигура 7. Например, может символизировать цыпленка, хомяка, котенка и т. д.

2-й вариант. «Растения»

Фигура 1. Например, может символизировать ягоду, косточку вишни, серединку ромашки и т. д.

Фигура 2. Например, может символизировать лист ивы, лепесток, семечко огурца (дыни) и т. д.

Фигура 3. Например, может символизировать ягоду клубники, луковицу, орех, лепесток и т. д.

Фигура 4. Например, может символизировать яблоко, лист кув­шинки, лист герани и т. д.

Фигура 5. Например, может символизировать росток, грибок, цве­ток и т. д.

Фигура 6. Например, может символизировать плод сливы, карто­фель, огурец и т. д.

3-й вариант. «Такая разная природа»

Фигура 1. Например, может символизировать цветок, бабочку, облако и т. д.

Фигура 2. Например, может символизировать след животного, цветок и т. д.

Фигура 3. Например, может символизировать яйцо, лепесток, камень, зернышко кукурузы и т. д.

Фигура 4. Например, может символизировать морковку, клюв животного, язык, шип, листок и т. д.

Фигура 5. Например, может символизировать ежа, гребешок петуха, траву, часть листа растения и т. д.

Фигура 6. Например, может символизировать ручеек, змею, сте­белек, листок и т. д.

Игра «Дюжина вопросов»

Задачи: уточнение природоведческих и экологических пред­ставлений дошкольников, формирование осознанного отношения к природе, реализация свободы выбора, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации, обоб­щение знаний и т. д.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Система заранее составленных вопросов (12 вопросов).

3. Продолжительность — 10—15 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру.

2. Педагог знакомит детей с правилами его проведения: все участники внимательно слушают вопросы, при ответе на них необ­ходимо будет сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть». После того как выбор сделан: если «да» — необ­ходимо подойти к окну, если «нет» — к стене, если «может быть» — в центр комнаты. Каждый участник молча делает тот или иной вы­бор, передвигаясь по комнате.

3. Педагог предлагает детям систему вопросов. При выборе вари­анта ответа на предлагаемый вопрос каждый действует индивидуаль­но. Не допускается никаких подсказок и призывов к другим участни­кам. Формулировки вопросов никак не уточняются и не поясняются педагогом.

4. Педагог стимулирует выбор детьми какого-либо варианта ответа.

5. После того как дети сделали свой выбор, следует предложить его обосновать.

Содержание игры:

1. Любите ли вы себя?

2. У всех людей глаза одинакового цвета? (Нет.)

3. Если у человека выпал зуб, он может вырасти? (Может быть, если это ребенок.)

4. Человек может жить под водой? (Нет.)

5. Чихать полезно? (Да.)

6. Можно ли долго смотреть телевизор? (Нет.)

7. Надо ли полоскать рот после еды? (Да.)

8. Можно ли облизывать пальцы? (Нет.)

9. Когда жуешь, рот должен быть закрытым? (Да.)

10. Можно ли заниматься физическими упражнениями сразу после еды? (Нет.)

11. Можно ли дышать холодным воздухом? (Да.)

12. Можно ли узнать одним органом чувств, что предмет теплый, круглый, гладкий, черный? (Нет.)

Игра «Природное сообщество»

Задачи: уточнение природоведческих и экологических представ­лений дошкольников, развитие творческого мышления, умение взаи­модействовать в процессе обсуждения вопроса, обобщение имею­щихся знаний.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество основных участников — 9—12 детей.

2. Необходимое оборудование: стулья, шапочки с изображением объекта природы.

3. Время проведения — 15—20 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру, приглашает участников и предлагает сесть на стулья, расставленные по кругу.

2. Основные участники садятся в круг, все остальные дети группы становятся наблюдателями и располагаются по кругу на расстоянии 1 м от основных игроков.

3. Педагог знакомит участников с условиями игры.

4. Каждому из основных игроков педагог надевает шапочку, к которой прикреплена картинка с изображением объекта природы. Обладатель шапочки не должен видеть, что изображено на карточке. Все остальные участники игры будут видеть карточки и знать кто есть кто, но по условиям игры нельзя говорить это вслух.

5. Каждый обладатель шапочки по очереди задает косвенные воп­росы остальным игрокам и пытается определить, что же изображено у него на шапочке.

6. После того как определены и названы все объекты природы, изображенные на шапочках, педагог предлагает объединиться по природным сообществам, т. е. сесть рядом.

7. Участники должны обосновать объединение объектов природы в одно природное сообщество.

Содержание игры:

1-й вариант. «Растения природных сообществ» 1-е сообщество

Компоненты сообщества: ромашка, клевер, колокольчик. Обоснование: это все луговые растения.

Е сообщество

Компоненты сообщества: ель, черника, гриб. Обоснование: это растения леса.

Е сообщество

Компоненты сообщества: белая кувшинка, желтая кубышка, рогоз.

Обоснование: это растения водоема.

2-й вариант. «Животные природных сообществ»

Е сообщество

Компоненты сообщества: лиса, заяц, сова.

Обоснование: это животные леса.

Е сообщество

Компоненты сообщества: кузнечик, пчела, мышка полевка.

Обоснование: это животные луга.

Е сообщество

Компоненты сообщества: лягушка, щука, стрекоза1.

Обоснование: это животные водоема.

3-й вариант. «Обитатели природных сообществ»

Е сообщество

Компоненты сообщества: шмель, клевер, бабочка, крот.

Обоснование: это обитатели луга.

Е сообщество

Компоненты сообщества: рогоз, щука, рак, улитка.

Обоснование: это обитатели водоема.

Е сообщество

Компоненты сообщества: сосна, волк, еж, лось.

Обоснование: это обитатели леса.

4-й вариант. «Сообщества, созданные руками человека»

Е сообщество

Компоненты сообщества: яблоня, вишня, скворец.

Обоснование: это обитатели сада.

Е сообщество

Компоненты сообщества: свекла, капуста, дождевой червяк.

Обоснование: это обитатели огорода.

Е сообщество

Компоненты сообщества: картофель, овес, пшеница.

Обоснование: это обитатели поля.

Игра «Гостиница»

Задачи: уточнение природоведческих и экологических пред­ставлений дошкольников, развитие творческого мышления, умения взаимодействовать в процессе обсуждения вопроса, обобщение име­ющихся знаний.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество основных участников — 8—9 детей.

2. Необходимое оборудование: стулья, шапочки с изображением объектов природы.

3. Время реализации игры — 15—20 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру, приглашает участников и предлагает сесть на стулья, расставленные по кругу.

2. Основные участники садятся в круг, все остальные дети группы становятся наблюдателями и располагаются по кругу на расстоянии 1 м от основных игроков.

3. Педагог знакомит участников с условиями игры.

4. Каждому из основных игроков педагог надевает шапочку, к которой прикреплена картинка с изображением объекта природы. Обладатель шапочки не должен видеть, что изображено на карточке. Все остальные участники игры будут видеть карточки и знать кто есть кто, но по условиям игры нельзя говорить это вслух.

5. Каждый обладатель шапочки по очереди задает косвенные во­просы остальным игрокам и пытается определить, что же изображено у него на шапочке.

6. После того как определены и названы все объекты природы, изображенные на шапочках, педагог предлагает обсудить вариан­ты расселения по «комнатам гостиницы», т. е. сесть рядом. Педагог называет количество комнат и количество мест в каждой комнате. Например, в гостинице три комнаты: одна — 2-местная, вторая — 3-местная, третья — 4-местная.

7. Участники должны обосновать объединение объектов природы в одну группу.

Содержание игры:

1-й вариант, «Группы животных»

Местная комната

«Жильцы комнаты»: лиса, кошка.

Обоснование: это млекопитающие.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: ворона, воробей, попугай.

Обоснование: это птицы.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: бабочка, муравей, стрекоза, муха.

Обоснование: это насекомые.

2-й вариант. «Кто чем питается»

Местная комната

«Жильцы комнаты»: ворона, медведь.

Обоснование: это всеядные животные.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: лиса, волк, тигр.

Обоснование: это хищники.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: корова, конь, заяц, коза.

Обоснование: это травоядные животные.

3-й вариант. «Среда обитания»

Местная комната

«Жильцы комнаты»: дождевой червяк, крот.

Обоснование: это обитатели почвы.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: щука, рак, сом.

Обоснование: это обитатели воды.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: собака, ворона, белка, стрекоза.

Обоснование: это обитатели воздушно-наземной среды.

4-й вариант. «Жизненные формы растений»

Местная комната

«Жильцы комнаты»: сирень, смородина.

Обоснование: это кустарники.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: ель, рябина, яблоня.

Обоснование: это деревья.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: ромашка, колокольчик, василек, тюльпан.

Обоснование: это травы.

5-й вариант. «Сезоны»

Местная комната

«Жильцы комнаты»: желтые листья, улетающая стая птиц.

Обоснование: это признаки осени.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: цветы, ягоды, сарафан.

Обоснование: это признаки лета.

Местная комната

«Жильцы комнаты»: сосулька, снежинка, заяц-беляк, шуба.

Обоснование: это признаки зимы.

Игра «Цепочка пожеланий»

Задачи: формирование осознанного отношения дошкольников к природе, реализация свободы выбора, актуализация имеющихся представлений, развитие положительной познавательной мотивации, обобщение знаний и т. д.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Реализация метода не требует специального оборудования.

3. Время проведения игры — 5—7 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру и поясняет порядок проведения: участ­никам предлагается обратиться с пожеланиями к себе, другим, к предметам, явлениям природы и т. д. в соответствии с предложен­ной тематикой.

2. Педагог обращает внимание детей на то, что пожелать можно хорошего самочувствия, удачной деятельности, успешного заверше­ния трудного периода, хорошего внешнего вида и т. д.

3. После этого дети по очереди произносят пожелания.

4. Педагог завершает цепочку пожеланий и подводит определен­ный итог.

Содержание игры:

1-й вариант. «Зимующим растениям и животным»

Примерные пожелания:

чтобы морозы не были очень сильными;

чтобы у белочки припасов хватило на долгую зиму;

чтобы медведя никто не побеспокоил и он спокойно спал в берлоге;

чтобы было много снега, который укрыл бы растения;

чтобы птички нашли корм, который мы насыпали в кормушки;

чтобы зимой ветры не были сильными;

чтобы снег не был очень глубокий и лоси смогли бы свободно ходить по лесу и т. д.

2-й вариант. «Бережное отношение к природе»

Примерные пожелания:

чтобы дети не топтали растения;

чтобы не ломали ветки;

чтобы не пугали птиц;

чтобы не бросали мусор;

чтобы подкармливали птиц зимой;

чтобы не разрушали муравейники;

чтобы ухаживали за комнатными растениями и т. д.

3-й вариант. «Выращивание растений на грядке»

Примерные пожелания:

чтобы солнышко согревало растения;

чтобы дождик поливал растения;

чтобы земля на грядке была рыхлая;

чтобы не было сорняков;

чтобы больше было дождевых червячков на грядке;

чтобы гусеницы не съели листья;

чтобы дети не забывали ухаживать за растениями на грядке и т. д.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Бунеев, Р. Н. Еще раз о личностно ориентированном образовании / Р. Н. Бу-неев. // Начальная школа до и после. 2006. № 12. С. 3—5.

2. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М., 2005.

3. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологий / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности / Под ред. Е. Н. Степановой. М., 2003.

5. Машарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение / Т. В. Машарова. М., 1999.

6. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М., 2000.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.3.63 (0.009 с.)