Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я. А. Коменский о природе как факторе развития личности ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ян Амос Коменский (1592—1670 гг.) утверждал, что у детей развиваются духовные силы с помощью педагога, задача которого состоит в том, чтобы помогать им совершенствоваться. Я. А. Коменский был первым из педагогов, кто последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. В полном соответствии с духом Нового времени — периода бурного развития естественнонаучных знаний, изобретений и открытий — он видел законы хорошо организованной школы в природе. Его считают отцом так называемой природосообразной педагогики. Идея природосообразности берет свои истоки в античной философии, в частности у Аристотеля. Забытая на всем протяжении Средневековья, она была возрождена и развита Я. А. Коменским до принципа воспитания. Идея природосообразности вообще предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от человека. Природа едина, в природе все целесообразно, в ней царят гармония и порядок; природа не любит скачков, все постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Поэтому в природе все происходит естественным путем. Отсюда воспитание ребенка как частички природы также должно проводиться естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Я. А. Коменского. Но что значит проводить воспитание «в соответствии с природой»? Чешский педагог, строя свое педагогическое учение, без изменений переносил в педагогику те закономерности, которые существуют в окружающем мире, пользуясь при этом внешними аналогами. Например, «природа ничего не творит без твердого основания, без корня. Растение не растет кверху, пока не пустит свои корни вниз, а если попытается это сделать, то ему придется завянуть и погибнуть... Следовательно, сообразно с этим, какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно»1. Дидактические принципы и правила Я. А. Коменский пытается извлечь из внешней природы, ее явлений. Но между внешней природой и развитием человеческого организма, между деятельностью птиц, ростом растений и деятельностью педагога огромная пропасть. Конечно, более или менее отдаленные аналогии можно находить во всем, даже в самых разнородных явлениях, но выводить из них какие-либо указания для практической деятельности решительно невозможно. Руководствуясь принципом природосообразности, Я. А. Коменский определил, что у каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому воспитание должно идти в соответствии с ними: «Нет необходимости что-либо привносить извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом»2. Но, по его мнению, природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, Я. А. Коменский формулирует принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира как закономерность воспитания. Я. А. Коменский определил последовательность обучения: вначале посредством чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, затем усваивают образы окружающего мира и, наконец, научаются действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки. Однако Я. А. Коменский предупреждал, что ребенок в дошкольном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах и явлениях природы. Поэтому ученый особое внимание уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям»1. Прежде всего обратим внимание на то, что Я. А. Коменский требовал учение начинать не со словесных толкований о вещах, а с предметного наблюдения над ними. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все, вернее, чем, если он прочитает обширные объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдения собственными глазами заменяют собой доказательства»2. Для осуществления наглядности в процессе ознакомления с природой педагог считал необходимым использовать: реальные предметы и наблюдения над ними; модели и копии предметов; картины и другие изображения предметов и явлений. Он совершенно правильно указывал, что наблюдения детей нуждаются в руководстве со стороны взрослого. Ибо учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько педагог сумел внушить детям, что и для чего должны они наблюдать. В процессе самого наблюдения он обращает внимание детей на предмет или явление природы в целом, со всех сторон, затем рассматривает по частям, называет и предлагает ознакомиться с помощью всех органов чувств 3. Чтобы легче было проводить наблюдения над предметами, Я. А. Коменским были сформулированы требования, которые во многом сохранили свою актуальность сегодня: «1. Поставить соответствующий предмет перед глазами, 2. но не вдали, а на надлежащем расстоянии, 3. и при этом не сбоку, но прямо перед глазами, 4. лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или передвинута, но обращена прямо к глазам, 5. так, чтобы сперва можно было смотреть предмет в целом, 6. а затем осмотреть каждую часть в отдельности, 7. и притом по порядку от начала до конца, 8. останавливаться на каждой части до тех пор, 9. пока все не будет различено правильно. Когда все эти условия выполняются надлежащим образом, то наблюдение происходит правильно»1. Познание предметов и явлений природы чешский педагог также связывал с игрой ребенка. Он советовал давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал. Дети охотно переливают воду, пересыпают песок, лепят из глины, сгибают, выпрямляют, ломают, копают, «строят домики и выводят стены из глины, опилок, дерева, камней. Словом, во что бы ни захотели дети играть (лишь бы это не было вредным), им нужно помогать, а не мешать»2. Игру Я. А. Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали активное участие и направляли их в правильное русло. Подчеркивая значимость игры, чешский педагог писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Подобные игры способствуют развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и сообразительность у детей. Для расширения кругозора Я. А. Коменский рекомендовал использовать басни и хорошо составленные рассказы о животных. «Сильно так же развивается ум детей и их понимание баснями о животных и другими искусно сочиненными рассказами. Такого рода маленькие рассказы дети охотно слушают и легко их запоминают. И так как в такие искусно составленные басни большей частью вкладывается какая-либо нравственная идея, то их должно предлагать детям с двоякой целью, а именно, чтобы это было занимательно для ума и чтобы постепенно внедрялось в них то, что некогда должно принести им пользу».3 Для ознакомления детей с природой Я. А. Коменский предлагал использовать и книги с картинками. Им специально была создана первая в истории энциклопедия для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Она содержит краткий обзор всего мира, наполнена рисунками, наименованиями, описаниями: неодушевленная природа представлена в девяти картинках: небо, огонь, воздух, вода, облака, земля, произведения земли, металлы, камни; растительный мир представлен в шести картинах: дерево, древесные породы, цветы, овощи, хлеба, кусты; мир животных изображен на шестнадцати картинах: прежде всего птицы (певчие птицы, полевые и лесные птицы, хищные птицы, водяные птицы), летающие насекомые, четвероногие, и прежде всего домашние животные, скот, вьючные животные, дикий скот, дикие звери, змеи и другие пресмыкающиеся, ползающие насекомые, амфибии, речные и озерные рыбы, морские рыбы и раковины; человеку посвящены все остальные картинки: его происхождению, возрастным этапам, строению организма и труду в природе (садоводство, земледелие, скотоводство, рыбная ловля, птицеводство, охота, сбор винограда, обработка льна и т. д.). Такую книгу с картинками Я. А. Коменский предлагал использовать для пробуждения у детей интереса к познанию окружающего мира и для спокойного рассмотрения предметов и явлений природы в деталях. Раскрашивание черно-белых иллюстраций книги способствует закреплению имеющихся представлений детей о природе и формированию эмоционально-положительного отношения к ней. Указывая на множество положительных моментов использования книги с иллюстрациями, Я. А. Коменский все же предостерегал, что все предметы и явления следует показывать не только на рисунках, но и в реальности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.117 (0.007 с.) |