Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я. А. Коменский о природе как факторе развития личности ребенка

Поиск

Ян Амос Коменский (1592—1670 гг.) утверждал, что у детей разви­ваются духовные силы с помощью педагога, задача которого состо­ит в том, чтобы помогать им совершенствоваться. Я. А. Коменский был первым из педагогов, кто последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. В полном соответствии с духом Нового времени — периода бурного развития естественнонаучных знаний, изобретений и открытий — он видел законы хорошо орга­низованной школы в природе. Его считают отцом так называемой природосообразной педагогики.

Идея природосообразности берет свои истоки в античной фило­софии, в частности у Аристотеля. Забытая на всем протяжении Сред­невековья, она была возрождена и развита Я. А. Коменским до прин­ципа воспитания. Идея природосообразности вообще предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от человека. Природа едина, в природе все целесообразно, в ней царят гармония и порядок; природа не любит скачков, все постепенно, природа не терпит ничего бес­полезного. Поэтому в природе все происходит естественным путем. Отсюда воспитание ребенка как частички природы также должно проводиться естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Я. А. Коменского. Но что значит проводить воспитание «в соответствии с природой»? Чешский педагог, строя свое педагогическое учение, без изменений переносил в педагогику те закономерности, которые существуют в окружающем мире, поль­зуясь при этом внешними аналогами. Например, «природа ничего не творит без твердого основания, без корня. Растение не растет кверху, пока не пустит свои корни вниз, а если попытается это сделать, то ему придется завянуть и погибнуть... Следовательно, сообразно с этим, какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у уче­ников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого пред­мета, его пользу, приятность и что только можно»1. Дидактические принципы и правила Я. А. Коменский пытается извлечь из внешней природы, ее явлений. Но между внешней природой и развитием че­ловеческого организма, между деятельностью птиц, ростом растений и деятельностью педагога огромная пропасть. Конечно, более или менее отдаленные аналогии можно находить во всем, даже в самых разнородных явлениях, но выводить из них какие-либо указания для практической деятельности решительно невозможно.

Руководствуясь принципом природосообразности, Я. А. Комен­ский определил, что у каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому воспитание должно идти в со­ответствии с ними: «Нет необходимости что-либо привносить извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом»2. Но, по его мнению, природное в человеке обладает самоде­ятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, Я. А. Коменский формулирует принцип самостоятельности воспитанника в осмысле­нии и деятельном освоении мира как закономерность воспитания.

Я. А. Коменский определил последовательность обучения: внача­ле посредством чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, затем усваивают образы окружающего мира и, наконец, научаются действовать с помощью руки и речи, опираясь на приоб­ретенные знания, умения и навыки.

Однако Я. А. Коменский предупреждал, что ребенок в дошколь­ном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах и явлениях природы. Поэтому ученый особое внима­ние уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям»1.

Прежде всего обратим внимание на то, что Я. А. Коменский требовал учение начинать не со словесных толкований о вещах, а с предметного наблюдения над ними. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все, вернее, чем, если он прочитает обширные объяснения, не видав все­го этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдения собственными глазами заменяют собой доказательства»2.

Для осуществления наглядности в процессе ознакомления с при­родой педагог считал необходимым использовать:

реальные предметы и наблюдения над ними;

модели и копии предметов;

картины и другие изображения предметов и явлений.

Он совершенно правильно указывал, что наблюдения детей нуждаются в руководстве со стороны взрослого. Ибо учебный эф­фект всякого наблюдения зависит от того, насколько педагог сумел внушить детям, что и для чего должны они наблюдать. В процес­се самого наблюдения он обращает внимание детей на предмет или явление природы в целом, со всех сторон, затем рассматривает по частям, называет и предлагает ознакомиться с помощью всех органов чувств 3. Чтобы легче было проводить наблюдения над предметами, Я. А. Коменским были сформулированы требования, которые во многом сохранили свою актуальность сегодня:

«1. Поставить соответствующий предмет перед глазами,

2. но не вдали, а на надлежащем расстоянии,

3. и при этом не сбоку, но прямо перед глазами,

4. лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или пере­двинута, но обращена прямо к глазам, 5. так, чтобы сперва можно было смотреть предмет в целом,

6. а затем осмотреть каждую часть в отдельности,

7. и притом по порядку от начала до конца,

8. останавливаться на каждой части до тех пор,

9. пока все не будет различено правильно. Когда все эти усло­вия выполняются надлежащим образом, то наблюдение происходит правильно»1.

Познание предметов и явлений природы чешский педагог так­же связывал с игрой ребенка. Он советовал давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал. Дети охотно переливают воду, пересыпают песок, лепят из глины, сгибают, выпрямляют, ломают, копают, «строят домики и выводят стены из глины, опилок, дерева, камней. Словом, во что бы ни захотели дети играть (лишь бы это не было вредным), им нужно помогать, а не мешать»2. Игру Я. А. Коменский справедливо рас­сматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами прини­мали активное участие и направляли их в правильное русло. Под­черкивая значимость игры, чешский педагог писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Подобные игры способствуют развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и сообразительность у детей.

Для расширения кругозора Я. А. Коменский рекомендовал ис­пользовать басни и хорошо составленные рассказы о животных. «Силь­но так же развивается ум детей и их понимание баснями о животных и другими искусно сочиненными рассказами. Такого рода маленькие рассказы дети охотно слушают и легко их запоминают. И так как в такие искусно составленные басни большей частью вкладывает­ся какая-либо нравственная идея, то их должно предлагать детям с двоякой целью, а именно, чтобы это было занимательно для ума и чтобы постепенно внедрялось в них то, что некогда должно принести им пользу».3

Для ознакомления детей с природой Я. А. Коменский предлагал использовать и книги с картинками. Им специально была создана первая в истории энциклопедия для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Она содержит краткий обзор всего мира, наполнена рисунками, наименованиями, описаниями:

неодушевленная природа представлена в девяти картинках: небо, огонь, воздух, вода, облака, земля, произведения земли, металлы, камни; растительный мир представлен в шести картинах: дерево, древес­ные породы, цветы, овощи, хлеба, кусты; мир животных изображен на шестнадцати картинах: прежде все­го птицы (певчие птицы, полевые и лесные птицы, хищные птицы, водяные птицы), летающие насекомые, четвероногие, и прежде всего домашние животные, скот, вьючные животные, дикий скот, дикие звери, змеи и другие пресмыкающиеся, ползающие насекомые, ам­фибии, речные и озерные рыбы, морские рыбы и раковины; человеку посвящены все остальные картинки: его происхожде­нию, возрастным этапам, строению организма и труду в природе (са­доводство, земледелие, скотоводство, рыбная ловля, птицеводство, охота, сбор винограда, обработка льна и т. д.).

Такую книгу с картинками Я. А. Коменский предлагал исполь­зовать для пробуждения у детей интереса к познанию окружающего мира и для спокойного рассмотрения предметов и явлений приро­ды в деталях. Раскрашивание черно-белых иллюстраций книги спо­собствует закреплению имеющихся представлений детей о природе и формированию эмоционально-положительного отношения к ней. Указывая на множество положительных моментов использования книги с иллюстрациями, Я. А. Коменский все же предостерегал, что все предметы и явления следует показывать не только на рисунках, но и в реальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.117 (0.007 с.)